Восприятие цвета человеком

В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом осознанно, — преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм.

Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое.

Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся на диагоналях, — к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.

Русский художник В.В. Кандинский, работавший в своё время во ВХУТЕМАСе, а после эмиграции в Германию – в Баухаузе, приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии:

Горизонталь — ему виделась чёрной и тёплой;

вертикаль – белой, холодной;

диагональ – красной, серой, зелёной;

прямой угол–красным;

острый–жёлтым;

тупой–голубым.

В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку систематизировать значения отдельных цветов предпринял И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.»

Так, жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и создаёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

В.В. Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно.

Так, светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном. Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов.

Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским.
Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.
Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.
Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.

Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

Однако В.В. Кандинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. Тогда можно говорить о втором виде воздействия на человека.

Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.»

Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

Красный – волевой, жизнеутверждающий;

Оранжевый – тёплый, уютный;

Жёлтый – контактирующий, лучезарный.

Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;

Синий – подчёркивающий дистанцию;

Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;

Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

Лиловый – замкнутый, изолированный;

Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;

Серовато-голубоватый – сдержанный.
Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;

Оливковый – успокаивающий, смягчающий;

Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;

Пурпурный – изысканный, претенциозный.
Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
Теплые темные тона (коричневые),

445
Нет комментариев. Ваш будет первым!