Понятия «научная парадигма» и «научная революция»
Научные парадигмы —
это совокупность предпосылок, определяющих данное конкретное
исследование, признанных на данном этапе развития науки и связанных с
общефилософской направленностью. Понятие парадигмы появилось в работе Т. Куна
«Структура научных революций». В переводе оно означает «образец», совокупность
признанных всеми научных достижений, определяющих в данную эпоху модель
постановки научных проблем и их решение. Это — образец создания новых теорий в
соответствии с принятыми в данное время. В рамках парадигм формулируются общие
базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы объяснения и
организации научного знания. Работа в рамках парадигмы способствует уточнению
понятий, количественных данных, совершенствованию эксперимента, позволяет
выделить явления или факты, которые не укладываются в данную парадигму и могут
послужить основой для новой.
Задачи
ученого: наблюдение, фиксация сведений о явлениях или объектах, измерение или
сравнение параметров явлений с другими, постановка экспериментов, формализация
результатов до создания соответствующей теории. Ученый собирает новую
конкретную информацию, перерабатывает, рационализирует и выдает в виде законов
и формул, и это не связано с его политическими или философскими взглядами.
Наука решает конкретные проблемы, т.е. претендует на частное познание мира;
результаты науки требуют экспериментальной проверки или подвержены строгому
логическому выводу. Научные истины общезначимы, не зависят от интересов
определенных слоев общества. Но парадигмы функционируют в рамках научных
программ, а научные программы в рамках
культурно-исторического целого. И это культурно-историческое целое определяет
ценность той или иной проблемы, способ ее решения, позицию государства и
общества по отношению к запросам ученых.
Научное
знание постоянно изменяется по своему содержанию и объему, обнаруживаются новые
факты, рождаются новые гипотезы, создаются новые теории, которые приходят на
смену старым. Происходит научная революция (HP). Существует несколько
моделей развития науки:
история
науки: поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс;
история
науки как развитие через научные революции;
история
науки как совокупность частных ситуаций.
Первая
модель соответствует процессу накопления знаний, когда предшествующее состояние
науки подготавливает последующее; идеи, не соответствующие основным
представлениям, считаются ошибочными. Эта модель была тесно связана с
позитивизмом, с работами Э. Маха и П.Дюгема и некоторое время была ведущей.
Вторая
модель основана на идее абсолютной прерывности развития науки, т.е. после HP новая теория принципиально отличается от старой и развитие может пойти
совсем в ином направлении. Т. Кун отметил, что гуманитарии спорят больше по фундаментальным проблемам, а естественники
обсуждают их столь много только в кризисные моменты в своих науках, а в
остальное время они спокойно работают в рамках, ограниченных фундаментальными
законами, и не раскачивают фундамент науки. Ученые, работающие в одной
парадигме, опираются на одни и те же правила и стандарты, тем самым наука — есть
комплекс знаний соответствующей эпохи. Парадигму, по его словам, составляют
«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени
дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Это
содержание попадает в учебники, проникает в массовое сознание. Цель нормального
развития науки — увязать новые факты и их объяснение с парадигмой. Парадигма
обуславливает постановку новых опытов, выяснение и уточнение значений
конкретных величин, установление конкретных законов. Наука становится более
точной, накапливается новая подробная информация, и только вьщающийся ученый
может распознать какие-то аномалии. Кун и назвал смену парадигм научной
революцией.
Пример — переход от представлений мира по Аристотелю к
представлениям Галилея—Ньютона. Этот скачкообразный переход непредсказуем и
неуправляем, рациональная логика не может определить, по какому
пути будет далее развиваться наука и когда свершится переход в новое
мировоззрение. В книге «Структура научных революций» Т. Кун пишет:
«Приходится часто слышать, что сменяющие друг друга теории все более приближаются к
истине, все лучше ее аппроксимируют… У
меня нет сомнений в том, что ньютоновская механика усовершенствовала аристотелеву, а эйнштейновская —
ньютонову как средство решения конкретных задач. Однако я не могу усмотреть в
их чередовании никакого
последовательного направления в развитии учения о бытии. Наоборот, в некоторых, хотя, конечно, не во всех,
отношениях общая теория
относительности Эйнштейна ближе к теории Аристотеля, чем любая из них к
теории Ньютона».
Третья
модель развития науки была предложена британским философом и историком науки
И.Лакатосом. Научные программы (НП) имеют некоторую структуру. Неопровержимые
положения — «ядро» НП; оно окружено «защитным поясом» из гипотез и допущений,
которые позволяют при некотором несоответствии опытных данных теориям из «ядра»
сделать ряд предположений, объясняющих это несоответствие, а не подвергать сомнению основные теории. Это «негативная
эвристика». Есть и «позитивная эвристика»: набор правил и предположений,
которые могут изменять и развивать «опроверженные варианты» программы. Так происходит некоторая модернизация теории,
сохраняющая исходные принципы и не меняющая результатов экспериментов, а
выбирающая путь изменения или корректировки математического аппарата теории, т.
е. сохраняющая устойчивое развитие науки. Но когда эти защитные функции
ослабеют и исчерпают себя, данная научная программа должна будет уступить место
другой научной программе, обладающей своей позитивной эвристикой. Произойдет HP. Итак, развитие науки происходит в результате конкуренции НП.
Понятие
«научная революция» (HP) содержит обе концепции
развития науки. В приложении к развитию науки оно означает изменение всех ее
составляющих — фактов, законов, методов, научной картины мира. Поскольку факты
не могут быть изменяемы, то речь идет об изменении их объяснения.
Так, наблюдаемое движение Солнца и планет может быть
объяснено и в схеме мира Птолемея, и в схеме Коперника.
Объяснение фактов встроено в какую-то систему взглядов,
теорий. Множество теорий, описывающих окружающий мир, могут
быть собраны в целостную систему представлений
об общих принципах и законах устройства мира или в единую научную
картину мира. О природе научных революций, меняющих всю научную
картину мира, было много дискуссий.
Концепцию
перманентной революции выдвинул К. Поппер. В соответствии с его принципом
фальсифицируемости только та теория может считаться научной, если ее можно
опровергнуть. Фактически это происходит с каждой теорией, но в результате
крушения теории возникают новые проблемы, поэтому прогресс науки и составляет
движение от одной проблемы к другой. Цело стную
систему принципов и методов невозможно изменить даже крупным открытием, поэтому
за одним таким открытием должна последовать серия других открытий, должны
радикально измениться методы получения нового знания и критерии его истинности.
Это значит, что в науке важен сам процесс духовного роста, и он важнее его
результата (что важно для приложений). Поэтому проверочные эксперименты
ставятся так, чтобы они могли опровергнуть ту или иную гипотезу. Как выразился
А. Пуанкаре, «если установлено какое-нибудь правило, то прежде всего мы должны
исследовать те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов
оказаться неверным».
Решающим
называют эксперимент, направленный на опровержение гипотезы, поскольку только
он может признать эту гипотезу ложной. Может быть, в этом основное отличие
закона природы от закона общества. Нормативный закон может быть улучшен по
решению людей, и если он не может быть нарушен, то он бессмыслен. Законы
природы описывают неизменные регулярности, они, по выражению А. Пуанкаре, есть
наилучшее выражение гармонии мира.
Итак,
основные черты научной революции таковы: необходимость теоретического синтеза
нового экспериментального материала; коренная ломка существующих представлений
о природе в целом; возникновение кризисных ситуаций в объяснении фактов. По
своим масштабам научная революция может быть частной,
затрагивающей одну область знания; комплексной
— затрагивающей несколько областей знаний; глобальной — радикально меняющей все
области знания. Глобальных научных революций в развитии науки считают три. Если
связывать их с именами ученых, труды которых существенны в данных революциях,
то это — аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.
Ряд
ученых, считающих началом научного познания мира XVII в., выделяют две
революции: научную, связанную с трудами Н.Коперника, Р.Декарта, И.Кеплера,
Г.Галилея, И.Ньютона, и научно-техническую XX в., связанную с
работами А. Эйнштейна, М.Планка, Н.Бора, Э.Резерфорда, Н.Винера, появлением
атомной энергии, генетики, кибернетики и космонавтики.
В
современном мире прикладная функция науки стала сравнима с познавательной.
Практические приложения знаний человек использовал всегда, но они долгое время
развивались независимо от науки. Сама наука, даже и возникнув, не была
ориентирована на сознательное применение знаний в технической сфере. С Нового
времени в западной культуре стали развиваться (и все более интенсивно)
практические приложения науки. Постепенно естествознание стало сближаться, а
затем и преобразовываться в технику, причем начал развиваться систематический
подход к объектам с такими же, как и в науке, подходами — математикой и
экспериментом. В течение нескольких столетий возникала потребность в специальном осмыслении роли техники в связи с
ростом ее значения в культурном
прогрессе человечества в XIX—XX вв. Уже около века существует как
самостоятельное научное направление «философия техники». Но не
только человек создавал технику, но и техника меняла своего творца.