Арабское средневековье

В
синтезе научных, философских и культурных тенденций Востока и Запада, в течение
Средневековья Восток (арабский, среднеазиатский, ближневосточный) первоначально
был хранителем античных традиций. Запад тех лет был котлом, где в великих
переселениях и завоеваниях создавались современные цивилизации и нации, а также
те центры образования и науки, которые усваивали, хранили и перерабатывали
античное культурное и научное наследство, продвигая дальше (в пространстве и
времени) все более точное отображение мира.

Виднейшими
представителями почти восьмисотлетнего средневекового периода арабской науки
явились Джа-

бир-ибн-Хайян
(Гебер)
(721-815,),
Мухаммед аль-Хорезми (IX
в.). Абу ар-Рази (865-925),
Абу-Наср Мухаммед аль-Фараби (ок. 870-ок. 950), Ибн аль-Хайсам
(Алхазен)
(ок. 965-1039), Абу-ар-Рейхан Ибн Ахмед (по прозвищу аль-Бируни)
(973-1048), Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037), Омар Хайям (ок.
1048-после 1122), Ибн Рушд (Аверроэс или Комментатор) (1126-1198),
Мухаммед Улугбек (1394-1449).

Бурное
развитие арабской математики оказалось возможным благодаря синтезу арабами
греческой и индийской научных традиций. В арабской культуре получает
распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля,
заимствованная из индийской математики. Аль-Хорезми, аль-Бируни и Омар Хайям
практически создают алгебру как самостоятельную математическую
дисциплину (название алгебра идет от арабского
аль-джебр, что означало у Хорезми один из приемов преобразования
уравнений: перенесение слагаемого из одной части уравнения в другую, с
изменением знака перед ним, которое он вынес в заголовок одного из своих
сочинений); те же Хорезми, Бируни, и аль-Баттани (858-929), и Ибн Курра
(ок. 836-901) превращают плоскую и сферическую
геометрию из вспомогательного раздела астрономии также в самостоятельную
математическую отрасль. Алгебраический
трактат Хорезми содержал классификацию квадратных уравнений и приемы их
решений, трактат Омара Хайяма — теорию и
классификацию кубических уравнений, трактат Альхазена — квадратуры
конических сечений и кубатуры тел, полученных от их вращения.

Прогресс
естественнонаучных знаний был неразрывно связан
с прогрессом философской мысли, и отмеченные нами мыслители не боялись
вступать в конфликт с господствующей религиозной системой. Так, в сочинении «О
вечном

движении небесной
сферы» аль-Фараби защищал «еретическое» с точки зрения Корана учение о вечности
мира (являясь последователем Аристотеля, Птолемея и Евклида), а аль-Бируни был
глубоко убежден в неизменности и всеобщности законов природы. «Действия
природы, — писал он, — всегда одни и те же при одинаковых обстоятельствах»
(предвосхищение принципа относительности классической и современной физики!). Он
упрекал тех, которые «приписывают
божественной премудрости то, чего они не знают в науках физических», а
также тех, кто привык «смешивать научные вопросы с религиозными
предсказаниями». Например, попытка спастись от грозовой тучи путем заклинаний и
магических средств, по его словам, — «жалкое убежище для тех, кто не понимает
действительных причин явлений». Получить правильное представление о дождях,
утверждал он, можно только «изучив положение гор, то, как дуют ветры и как
движутся тучи» (чем не современные положения метеорологии!?). Бируни также был
весьма образован в минералогии, приведенные им данные о минералах в
соответствующем трактате почти не отличаются от данных современных.

Современником
Бируни был гениальный таджикский (по другим сведениям — персидский)
энциклопедист ибн Сина (Авиценна), автор свыше 400 трудов по медицине
(он был практикующим врачом, и это было главным его делом), физике, алхимии,
музыке, математике, философии, психологии, астрономии, языкознанию и др.
наукам. Особо известны его монументальные энциклопедические сочинения «Канон
медицины
»и «Книга исцеления», где, в частности, он
исследовал вопросы движения, силы, пустого пространства, оптики. Так, объясняя
явления света истечением материальных частиц, Авиценна считал скорость света
очень большой, но конечной. Признавая нали-

чие в мире
божественной нематериальной субстанции, Авиценна в то же время утверждал
вечность и неуничто-жаемость материи.

Уже упоминавшийся арабский астроном и математик
аль-Баттани вывел более точные, чем у Птолемея, значения наклонения эклиптики к
экватору и величину прецессии, составил более точные таблицы движения Солнца и
Луны. Он же установил, что эксцентрическое положение Земли внутри орбиты Солнца
не совпадает с положением, указанным Птолемеем, но не отказался при этом ни от
геоцентрических представлений, ни от неподвижности Земли. Бируни первым из
ученых европейского и восточного средневековья пришел к мысли о несоответствии
системы мира Птолемея действительному устройству вселенной, вполне определенно
высказался об осевом вращении Земли и о движении Земли в пространстве,
приписывал Солнцу центральное положение среди небесных светил.
Необходимо
также отметить его мнение о тяготении к Земле всех находящихся на ней тел,
которое он, по-видимому, позаимствовал у древнеиндийского мыслителя Брамагупты.
Взгляды Бируни на вселенную разделял великий поэт, математик и мыслитель Омар
Хайям.

В
астрономии необходимо также отметить самаркандских астрономов аль-Каши, Али
Кушчи, работавших в XV
веке под покровительством
и при непосредственном участии правителя Самарканда Мухаммеда Улугбека (внука
великого полководца, эмира Тимура (Тамерлана)). Составленные ими планетные
таблицы и звездный каталог, благодаря своей точности, приобрели широкую
известность и потом неоднократно переиздавались в Европе.

Заслуживает
внимания также арабская алхимия. Главное место в ней отводилось учению о
металлах и их спла-

вах,
их получению и трансмутации (превращению одних металлов в другие). Так, Джабир-ибн-Хайян
(латинизированное имя — Гебер), будучи сторонником учения Аристотеля
о стихиях, не во всем с ним соглашался и ввел новые представления об особых элементах металлов — сере и ртути,
рассматривая их символически: серу как принцип горючести и ртуть как принцип
металличности (блеска). Соединяясь в недрах Земли под воздействием земной
теплоты, сера и ртуть образуют все известные тогда металлы — железо, свинец,
олово. Для ускорения процесса созревания он предлагал добавку, некий
медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы — аль-иксир или в
западной транскрипции — эликсир. Геберу были известны купоросы, квасцы,
щелочи, нашатырь, владел он также такой химической ремесленной техникой, как
перегонка, возгонка, растворение, кристаллизация и др.

Абу
ар-Рази, врач и алхимик, разделяя взгляду своего современника Гебера, развил
его учение и дал первую классификацию природных (химических) веществ, разделив
их на землистые или земли (минеральные), растительные и животные,
предвосхитил распространенную до сих пор систему «трех царств природы». В
систематике органического мира ему предшествовал только Аристотель бинарным
делением — животных на кровяных и бескровных, растений на высшие и низшие.
Наиболее полно Абу ар-Рази была разработана классификация минералов.

Великий Авиценна, знаток химии,
медицины, лекарств и многого другого, широко применял во врачебной практике
разнообразные химические вещества и вместе с предшественниками создал основы
рациональной фармации, но в противовес им категорически отрицал возможность
трансмутации металлов.

250
Нет комментариев. Ваш будет первым!