Античный Китай
Очерк истории раннего
естествознания будет неполным, если
не упомянуть о догадках, мифах и космологии древних китайцев и индийцев. В
древнем Китае мифология развивалась слабо. Китайцы оказались для этого слишком
практичными людьми. Однако и древний Китай не избежал влияния мифологических
воззрений. Так, общеизвестный миф о возникновении (космогонии) Вселенной
записан в книге «Хуайнань-цзы», созданной во II в. до н. э. Он повествует о том,
что в глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, мир представлял
собой мрачный, бесформенный хаос. Из этого мрака постепенно выделились два
великих духа Инь и Ян, которые с огромным усилием начали упорядочивать мир.
Впоследствии Инь и Ян разделились и установилось восемь главных направлений в
пространстве. Дух Ян стал управлять небом, дух Инь – землей. Так был создан наш
мир.
В другом мифе упорядочение хаоса
и организация мироздания связываются с
деятельностью сверхъестественного по
способностям человека по имени Паньгу, зародившегося внутри космического яйца — естественного
порождения хаоса. Оказавшись в первобытном мраке, Паньгу раскалывает его
на землю и небо и поднимает последнее над первой.
Части мироздания
возникают из частей умершего Паньгу: ветер и облака — из вздоха, гром — из
голоса и т. д.
Древнекитайская натурфилософия связана с древними
книгами, составившими знаменитое «Пятикнижие», среди которых «Книга истории»,
«Книга перемен», «Книга обряда». «Пятикнижие» дают основу древнего
мировоззрения образованного для этого времени китайца. В «Книге истории»
излагаются мифологические сказания о пяти началах мира: первое начало — вода,
второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. Постоянная
природа воды — быть мокрой и течь вниз, огня – гореть и подниматься вверх,
металла — подчиняться внешнему воздействию… В этой же книге описываются и
пять явлений природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод и ветер. От их
своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Делаются попытки
найти причины, вызывающие благоприятные и неблагоприятные явления природы.
В
«Пятикнижии» продолжается развитие древнейших представлений о двух
антагонистических и в то же время сотрудничающих силах — ян и инь. Вначале это
олицетворения света и тьмы, освещенной и теневой сторон горы, тепла и холода,
упорства и податливости, мужского и женского начал. Потом это состояние «ци» —
своего рода прообраз первобытной материи. Называются шесть состояний «ци» —
инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет. Этот момент развит в «Книге перемен». Во
всех этих исторических источниках предпринята первая в истории человечества
попытка представить природные и человеческие явления в двоичной системе — в
системе ян и инь.
Таким образом, важнейшим этапом развития логического
мышления в древнем Китае и вычленения филосо фии и естествознания из мифологии
было возникновени
на
рубеже первого и второго тысячелетий космологических понятий «у син» (пяти
первоэлементов), «ци» (воздух), «дао» (пути вещей, мира, человека), парных сил
«инь» (тьма) и «ян» (свет). Одновременно шел процесс переосмысления
религиозно-мифологического содержания таких понятий как «небо», «земля»,
«вселенная», «тьма вещей».
Древний Китай обогатил европейскую и мировую
цивилизацию множеством важнейших открытий и изобретений. Во II в. до н. э. был составлен трактат
«Математика в девяти книгах», подобный в чем-то «Началам» Евклида. В трактате
содержатся правила действия с дробями, теорема Пифагора, применение подобия
прямоугольных треугольников, решение систем линейных уравнений с 2 и 3 неизвестными,
впервые в истории математики встречаются отрицательные числа и правила действия
над ними. Между Ц и VI
веками китайцы
определили число «пи» с точностью до семи верных значащих цифр (европейцы
только в XVI
веке). В середине XI века ими был изложен способ
извлечения корней выше 2-й степени.
Исключительно велики достижения
древних китайских астрономов. Уже в первом тысячелетии до н. э. они выделяли
118 созвездий (783 звезды), с 240 г. до н. э. безошибочно наблюдали все
появления кометы Галлея, в I в. до н. э.
установили период обращения Юпитера (Древесной звезды) в 11,92 земных года, в
104 г. до н. э. определили продолжительность
года в 365,25 суток, в 27 г. до н. э. наблюдали солнечные пятна, в I веке нашей эры создали первый в
мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел, в VIII веке высказали мысль об
изменчивости расстояния между «неподвижными» звездами. Изобрели также китайцы
компас, прибор для измерения пройденного пути — своеобразный спидометр,
сейсмоскоп.
В истории развития
древнекитайских философии и естествознания узловым пунктом познания человека и
мира явилось учение о «дао», которое содержало гениальную догадку о
саморазвитии, бесконечности и вечности мира, о наличии естественных и
независимых от чьей-либо воли закономерностей его развития.
Вместе с тем, в силу ряда
особенностей развития рабовладельческого и раннефеодального общества в Китае,
философское знание (в отличие от древнегреческого) обособилось от развития
естествознания и обобщения его данных. Не удивительно, что онтологические
проблемы, законы развития человеческого знания, мышления и общества занимали
второстепенное место в учениях китайских мыслителей.
Вторая особенность
древнекитайской натурфилософии заключается в том, что в ней практически не
сложилось целостной логической системы взглядов, учения о законах и правилах
человеческого мышления (что сделал Аристотель в Древней Греции).
Третья
особенность заключается в том, что Китай с древности и до начала XX века не вышел за пределы наивного
материализма, стихийно-диалектических взглядов и синкретических концепций о
природе и человеке.