Античный Рим
Античный Рим возник как город Рим
в 754/753 г. до н. э., но уже к середине III в. до н. э. Рим подчинил себе весь
Апеннинский полуостров, а в дальнейшем превратился в могущественную
средиземноморскую державу — Римскую империю, включающую в себя западную и
юго-восточные части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию,
Палестину. В западных областях (границах) Римская империя закончила свое
существование в 476 г. н. э., тогда как в восточных границах, как Византия, просуществовала
еще около 1000 лет (о естествознании Византии см. раздел 1.7).
Характерная
черта римской науки, основные достижения которой приходятся на первые века
новой эры, — изложение научных вопросов в форме поэм (Лукреций, Вергилий,
Авиен, Марк Аврелий) и многотомных энциклопедий (Варрон, Герон Александрийский,
Гален, Витрувий, Цельс, Плиний Старший, Сенека, Страбон). В этом разделе будут освещены
только наиболее значительные произведения римских ученых.
«О природе вещей» Лукреция Кара. Указанная поэма — единственное
полностью сохранившееся незавершенное Лукрецием (96-55) произведение,
излагающее материалистическое философское учение Эпикура о возникновении мира и
его развитии. Кратко изложим представления о пространстве, времени, материи и
движении атомов.
Пространство и материя —
два единственных начала мироздания. Пространство однородно, в нем нет центра
Вселенной (абсолютно современная точка зрения); последняя бесконечна и
не имеет границ. Бесконечна и материя. Пустое пространство имеет определенное
место, если оно окружено материей, но и материя занимает опреде-
ленное место, если
оно ограничено пустотой — пустота и материя (заполненное пространство) сменяют
друг друга. Время не является самостоятельным началом сущего, оно не существует
отдельно от пространства и материи (почти эйнштейновское воззрение на
пространство, время, материю):
Также и
времени нет самого по себе, но предметы Сами ведут к ощущенью того,
что в веках совершилось, Что происходит теперь и что вопоследует позже. И
неизбежно признать, что никем ощущаться не может Время само
по себе, вне движения тел и покоя… Материя
наделена свойством дискретности, ее атомы не только различаются по форме и
положению, как у Демокрита, но и весом, который (и в этом причина) заставляет
их падать в мировом пространстве, но не по строго параллельным
направлениям, а, согласно Эпикуру, испытывая спонтанные (неупорядоченные)
отклонения в движении. О существовании спонтанных отклонений Лукреций судит по наблюдаемой
картине беспорядочного движения пылинок в солнечном луче, а затем объясняет
движение пылинок ударами менее крупных тел, последние движутся под влиянием
еще меньших тел, и такая иерархия продолжается вплоть до атомов (точная
современная, по Эйнштейну, точка зрения на объяснение явления броуновского
движения). Идея спонтанного отклонения была введена, чтобы избежать абсолютного
фатализма («лучше следовать мифу о богах, чем быть рабом физиком», как
выразился Эпикур), абсолютизации каких-либо научных положений, которые
возникали в разные исторические эпохи, пока не привели окончательно к понятиям
относительности.
Представляет также глубокий интерес высказанная
Эпикуром и изложенная Лукрецием идея об изотахии
(одинаковой
скорости элементарных движений) и связанный с ней вывод о дискретности
пространства — времени, также идея о том, что «…атом будет
иметь движение с быстротой мысли…»и др., как получившие, так и не
получившие разрешение пока и в современной физике.
Система мира Птолемея. Важнейшим событием в космологии и
естествознании в эпоху Древнего Рима было создание во II в. н. э. системы мира
александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (около 90-168 гг.). Эта система
была изложена им в 13-томном труде, который назывался либо «Математическая
система», либо «Великое построение», но дошедшем до европейцев в переводе с
арабского под названием «Альмагест».
Система мира Птолемея превосходно
объясняла известные в то время неправильности в движениях Солнца, Луны и
планет, оставаясь только математической схемой, описывающей видимые движения
небесных тел, светил и позволяющей определять их положения на небе в будущие
моменты. Затруднений в объяснении неравномерностей в движениях Солнца и Луны
было много, хотя часть их объяснил Гиппарх (кстати, он же с большой точностью
определил продолжительность тропического года, расстояние от Земли до
“Луны в 59-60 земных радиусов, размеры Луны, указал, что центр Земли не
вполне совпадает с центром орбиты Солнца, так что расстояние между ними не
всегда одинаково). Движение же планет оказалось настолько сложным, что это
оказалось недоступным в теоретических изысканиях Гиппарха. Но во время жизни
Птолемея наблюдательных данных уже было достаточно, чтобы исправить теорию
движения Солнца и Луны. Приступая к грандиозной проблеме, Птолемей не отказался
от сложившихся античных физических представлений о строении Вселенной. В
частности, не отказался он от цент-
рального положения
Земли, хотя, как уже указывалось ранее, Пифагор в VI в., а Аристарх Самосский в Ш в до
н. э. выдвинули и обосновывали идею о центральном положении Солнца во
Вселенной.
Гипотеза о движении Земли вокруг Солнца напрямую
связана с гипотезой об относительности движения. Вот Аристарх это представление
имел, утверждая, что Земля движется вокруг Солнца, в то время как
непосредственное восприятие свидетельствует о движении Солнца вокруг Земли.
Понимали это и поэты. Так, великий римский поэт Вергилий (I в. до н. э.) вложил в уста одного
из своих героев в поэме «Энеида» знаменательную фразу (которую впоследствии цитировал Коперник): «В море из порта
идем, и отходят и земли и грады». То есть мысль об относительности
движения висела в воздухе.
Птолемей также допускал, что
сложность видимых движений небесных тел и светил могла бы быть объяснена
движением самой Земли. Существование якобы движения Земли Птолемей опровергал
аргументами физики своего времени: считалось, что при движении Земли все
находящееся на ней было бы «смыто» — сброшено с ее поверхности, а предметы,
расположенные над Землей (облака, птицы), отставали бы от нее (здесь отражается
пагубность чистого умозрения, не подтверждаемого опытом). Форму Земли Птолемей
принял шарообразной, безоговорочно
признавая в этом вопросе авторитет Аристотеля. При разработке
математической теории движения он опирался на работы Аполлония Пергского,
который ввел понятия эксцентрика, эпицикла и деферента, придерживаясь гипотезы
о равномерном движении небесных тел вокруг неподвижной Земли. Эксцентрик — это
круг, центр которого не совпадает с положением наблюдателя, находящегося на
Земле. Предполагая равномерное движение свети-
ла
по эксцентрику, Аполлонии мог объяснить известные в его время неравномерности в
движениях Солнца, Луны и планет. Эпицикл — это круг, центр которого движется по другому кругу — деференту. У Аполлония планеты
движутся равномерно по эпициклу, а Земля находится в центре деферента.
Птолемей усложнил ситуацию,
подробности которой мы здесь опускаем. Система Птолемея явилась исторически завершением
греко-эллинистической, а вместе с тем и древнеримской космологии. Забытая в
раннее средневековье (но просуществовавшая 1375 лет!), она потом, как и
односторонне толкуемая философия Аристотеля, была научной опорой схоластики
позднего средневековья в ее борьбе против возрождения творческих начал античной
науки и против развития правильных представлений об устройстве Вселенной.
Птолемея
следует упомянуть и как великого астролога, оставившего после себя известное
«Четырехкнижие», настольную книгу астрологов многих последующих веков, и как
географа, написавшего сочинение «География», в котором он обосновал методы
научного картографирования и приложил к нему 27 карт, в совокупности
изображавших все известные тогда части земного шара – от Канарских островов до
Китая.
Достижения в механике тех
лет были подытожены в трудах Герона Александрийского «Механика»; в математике
— в сочинении Диофанта «Арифметика», написанном предположительно в III веке, дошедшем до нас в шести
томах из предполагаемых тринадцати, и в «Математическом собрании» из восьми
книг последнего из великих греческих и римских геометров Паппа Александрийского
(III—IV век), в котором, помимо
математики, излагаются вопросы астрономии и механики; в географии —
в 17-томном
сочинении Страбона «География», в котором содержались исчерпывающие сведения о
всех известных тогда странах и народах; в области ботаники —
Теофрас-том, учеником и последователем Аристотеля; в области анатомии,
физиологии и медицины — Герофилом из Хал-кедона, учеником Теофраста,
и Эрасистратом (ок. 340-ок. 250 до н. э.), о которых известно из трудов
великого римского врача и естествоиспытателя Галена (129-201 (?)).
Последним из древнеримских ученых и первым из
схоластов раннего европейского средневековья принято считать Северина Боэция
(ок. 480-524) (его называют «последний римлянин и первый схоласт»).
Упадок
античной науки. В первые века нашей эры греческий и римский рабовладельческий
строй, диктовавший запросы науке, естествознанию начал приходить в упадок.
Римская империя в V
веке н. э. распалась
под действием внешних и внутренних сил — восстаний рабов, бедноты, покоренных
народов и нападений варварских племен. На смену пришел феодализм, формирование
которого было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной
жизни, в том числе в сфере науки и культуры.
По
существу, начал формироваться новый тип сознания, новый тип культуры, новый
тип иного мышления, духовного освоения мира человеком. Изменились запросы
общества, поменялись человеческие и духовные ценности. Новую основу общества
составляло монотеическое религиозное сознание, в котором аа первом плане
— не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование
мира и вера во всемогущество Бога, в существо,
которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью.
Вмешательство божественных, потусторонних сил может проявиться неожиданно во
време-
ни и пространстве
(части света, мира), являя собой чудо, неподвластное,
недоступное, непознаваемое человеком. Естествознание, а с ним и
мировоззрение, лишаются предмета познания, реальных целей и задач. В сознание
на многие сотни лет восшествует иррационализм и мистицизм. С VI века в истории западноевропейской
культуры начался период «темных веков» (об этом этапе рассказано в п. 2.10).