11 сентября и его последствия
Как известно, 11 сентября 2001 г. террористические группы, которые предположительно направлялись «Аль-Каидой» из Афганистана, совершили крупнейшие в истории террористические атаки против гражданских и военных объектов в американских городах Нью-Йорке (башни Всемирного Торгового Центра – ВТЦ) и Вашингтоне (Пентагон). Террористические акты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне и последовавшая за ними операция американских и английских войск в Афганистане имели следствием процесс кардинальной смены геополитической расстановки сил в мире, причем в предельно сжатые сроки.[1]
Страной, в наибольшей степени ощутившей на себе последствия событий 11 сентября, стал Афганистан. Укрывательство террориста №1 Усамы бен Ладена стало поводом для резкого изменения отношения мирового сообщества и главное США к движению «Талибан».**
США сразу же после этих событий получили широкую политическую международную поддержку: 46 многосторонних деклараций о поддержке, в том числе со стороны ООН, НАТО, ОАГ, АНЗЮС. 17 государств направили в зону ответственности Центрального командования США свыше 16 500 военнослужащих. 136 стран в той или иной форме предложили военную помощь. 142 государства издали указы и законы о замораживании активов подозреваемых в поддержке террористов организаций. Был составлен список из 189 организаций, структур и физических лиц, оказывающих финансовую помощь терроризму. Было арестовано около 1 тыс. агентов Аль-Каиды в 60 странах.
Вплоть до конца 2001 г. ситуация в Афганистане характеризовалась как тупиковая. Учитывая реальные возможности противоборствовавших сторон (движения Талибан и Северного Альянса), а также сил стоявших за ними, ни одна из сторон не могла добиться решающего перевеса.
Положение талибов, контролировавших большую часть Афганистана являлось весьма неустойчивым, поскольку внутри страны это движение встречало сопротивление представителей как «объединенной антиталибской коалиции», так и местного, в большей степени, непуштунского населения. Афганистан, контролировавшийся по разным оценкам до 90% от всей территории страны движением «Талибан», превратился в опорную базу для подготовки религиозных экстремистов, в том числе граждан стран Центральной Азии.
7 октября 2001 г. США и их союзники начали полномасштабную операцию в Афганистане. Результаты военной антитеррористической акции показали, что Соединенные Штаты в случае необходимости готовы к самым жестким и решительным действиям. Началом военной операции стали серии ракетно-бомбовых ударов, нанесенные ВВС США и Великобритании по стратегически важным объектам, занимаемым Талибаном. В первые же дни массированным воздушным атакам подверглись города Кабул, Кандагар, Герат, Джелалабад, Мазари-Шариф и др. В результате были практически полностью разрушены аэропорты в этих городах, которые использовались талибами в военных целях.
В дальнейшем США перенесли основной акцент на усиленную помощь Северному альянсу для нанесения военного поражения талибам. С ноября США начали массовую поставку оружия и боеприпасов всем участникам антиталибской коалиции, включая таджиков и хазарейцев. Пентагон сумел организовать взаимодействие с силами Северного альянса на тактическом уровне. Группы связи США, действовавшие сначала только в рядах сторонников Дустума, наладили координацию с таджиками генерала Фахима, а также с группировками бывшего губернатора Герата Исмаил Хана.
Одновременно ВВС США активизировали действия по уничтожению живой силы, боевой техники и транспортных средств талибов с воздуха. Противник практически лишился возможности маневрировать войсками, перебрасывать резервы и снабжать свои войска на линии фронта. В итоге были созданы все условия для широкомасштабного наступления войск Северного альянса на позиции талибов. Если на севере Афганистана победы над талибами были достигнуты в основном в результате ведения военных действий, то на юге – посредством восстаний так называемых повстанцев из числа пуштунского населения.
В результате разгрома талибов в Афганистане сложилась политическая конфигурация, в которой доминирующие позиции занял Северный альянс. Талибан в качестве влиятельной политической силы фактически сошел с политической сцены Афганистана. Обстоятельства вынудили талибов занять роль оппозиции и перейти к методам ведения партизанской войны.
Пентагон использовал различные методы при проведении боевых действий. Они строились на массированных бомбардировках с воздуха; в случаях, когда американцы сталкивались с ожесточенным сопротивлением боевиков, основная тяжесть непосредственных столкновений с ними перекладывалась на афганские правительственные части. При этом американские военные взяли на себя усиленное снабжение афганцев и финансовое вознаграждение за участие в боевых действиях на их стороне. В середине марта 2002 г. президент США Дж. Буш объявил о завершении первого этапа по борьбе с мировым терроризмом и переходе антитеррористической кампании во вторую фазу.
Разрастание масштабов очередной афганской кампании вынудило Вашингтон перекладывать часть задач на союзников по коалиции, расширяя степень их участия в контртеррористической операции. С этого момента США уже не планируют действовать в Афганистане в одиночку и стремятся тесно координировать свои действия с союзниками. За все время проведения контртеррористической операции американские коммандос впервые действовали на пакистанской территории. Официальный Исламабад, опасаясь антиамериканских выступлений, постарался сохранить это в секрете.
Реализация задач операции «Несокрушимая свобода» оказалась не столь успешной на практике. Главной цели – полного уничтожения вооруженных формирований талибов и Аль-Каиды – достичь не удалось. Если в начале речь шла о комбинации воздушных ударов и действий специальных войск, то в дальнейшем операция переросла в сухопутную войну.
В ходе антитеррористической операции военное ведомство США смогло получить полезный практический опыт. В частности, впервые применена новая военная тактика, т.н. «суорминг» – развертывание небольших подразделений военных, связанных между собой и с авиацией. Эта тактика подразумевает ведение войны, напоминающей партизанские действия без применения особого мощных типов оружия. Основной
упор делается на мобильность, высокоточное оружие, эффективные средства связи и полное взаимодействие наземных и воздушных сил.
Этот новый тип войны получил название сетевой войны. Таким образом, США использовали войну в Афганистане для апробации новых системных военных технологий, разработки которых велись с начала 90-х гг., что означает вступление военного дела в новую эру.
На практике были отработаны вопросы взаимодействия США и союзников при ведении боевых действий против террористов. Проверены данные об использовании различных видов вооружений и военной техники в горных условиях. Так, в Афганистане широко использовались спутниковая глобальная позиционная система PS, беспилотные летательные аппараты, комплексная РЛС обнаружения атак и целей Джи-старс. Впервые БЛА «Предатор» использованы для поражения наземных целей ракетами Хелфайер. При бомбардировке горных массивов широко применялись бомбы с термобарическим боезарядом
(вакуумные бомбы).[2]
С учетом афганского опыта планировалось создать новое суперсовременное обмундирование для армии США. Министерство энергетики США начало разработку нового вида ядерного оружия, способного уничтожать подземные укрепления с нанесением наименьшего вреда наземной инфраструктуре.
[1] Strategic Survey. 2001-2002. – London: IISS, 2002, рр.17-88, 229-252. ** Подробнее см.: Том II: Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия. – Алма-Ата: КИСИ, 2006. – С.70-80, 170-175.
[2] См.: Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. – Алматы: КИСИ, 2002.