Деятельностная теория мышления

Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным [11].
В деятельностной парадигме, как и в когнитивной, при изучении мышления отмечается его сознательная направленность и автоматизированность схем действия. Течение мыслительного процесса определяется осознанием задачи. Далее совершается проверка, контроль и критика, что характеризует мышление как рефлексивный процесс. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определённые теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны, как отмечают А.М. Матюшкин, Л.Л. Гурова. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщённой форме, в виде законов, сущностей.
По определению О.К. Тихомирова, мышление есть процесс познавательной деятельности, продукты которой характеризуется обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого мышления [24].
А.В. Брушлинский представляет мышление как процесс, для которого характерно «искание и открытие существенно нового», выявление таких его особенностей как прогнозирование, предвосхищение [24]. Д.Б. Богоявленская трактуют мышление как получение новых знаний и творческое преобразование имеющихся представлений [8].
Давыдов говорил, что если мышление мыслится как функция, то нельзя считать что мышление само по себе не образует действий. Но можно под мышлением понимать и деятельностную картину[23].
Положение о том, что психическая деятельность формируется из внешней деятельности, наиболее последовательно развито А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным. В работах П.Я. Гальперина [6] указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи, а потом “про себя”, “в уме”. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер. Происходит, по выражению автора, специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.
А.Н. Леонтьев [13] усматривает в этом моменте образование механизма соответствующей психической функции, указывая далее, что многие звенья процесса становятся излишними, не получают подкрепления, затормаживаются и выпадают. Вместе с этим сокращением процесса происходит закрепление соответствующих рефлекторных связей “редуцированной системы”.
По мнению С.Л. Рубинштейна[23], основным предметом психического исследования мышления является изучение его как процесса и как деятельности, предлагается рассматривать его как индивидуальный процесс и как проявление активности субъекта через системы деятельностей. Уточнение С.Л. Рубинштейна о субъективности мышления в континууме времени позволяет понимать, что его результат есть выражение определённой субъективной активности. По мнению Рубинштейна, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определённой задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Отличие мышления от других психических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.
Развиваемые в советской психологии положения о том, что теоретическая деятельность развивается из внешней, что психические свойства, как общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического развития, опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. В “Элементах мысли” И.М. Сеченов [12] говорит о том, что мысль начинается с образования представлений о предмете и непосредственно переходит в “нечувственную область”: “Переход мысли из опытной области во нечувственную совершается путем продолженного анализа, продолженного синтеза и продолженного обобщения. В этом смысле она составляет естественное продолжение предшествующей фазы развития, не отличающегося он неё по приемам, а следовательно, и процессами мышления”.
Точка зрения советской психологии на мышление как на деятельность, выросшую из практической, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова, согласно которому в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.
Суммируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что выдвигая положение о рефлекторной природе мышления, советские психологи тем самым отрицают положения идеалистической эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся в ходе созревания мозга. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Будилова Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления/ Е.А. Будилова: М – Директмедиа паблишинг. – 2008 г. – 914 стр.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии. – В кн.: Психология и марксизм. М; Л., 1925.
. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М.:[б.и.], 1959. – С. 46-91.
. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. – М. – СПб.: ПЕР СЭ, Иматон – М, 2001. – 224с.
. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с. С. 176-180.
10. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия. – 1999.

208
Нет комментариев. Ваш будет первым!