Экологизация общественного сознания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

3. ПРОБЛЕМА
ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО

СОЗНАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Человек физически и
духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен
быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ
и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,
характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль
в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.
Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и
заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей
средой обитания.

Это рост можно связать
с ростом знаний и в связи с этим с прогрессом в развитии
технико-технологической основы труда. Именно поэтому подчеркивается роль
технических и экономических факторов в активном отношении человека к среде
обитания.

Среда, в которой живет
человек, – это биосфера, но в нее он собственными руками привносит
многочисленные противоестественные факторы.

Это имеет глубокие
последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным
толкователем природы. Сейчас природа становиться все более искусственной,
человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное сознание, в свое
дело, которое было его целью, но которое может стать его концом.

Человеческие ценности
меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется
в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. если
появляются соответствующая идеология и культура.

Экологизация общественного сознания
заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания в
целях перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни
человека, его нравственности. В настоящее время в общественном сознании прочно
утвердилось представление о человеческой исключительности и освобождении
человека от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по
отношению к окружающей природной среде, основанное на парадигме человеческой
исключительности, может привести к экологическому кризису на планете. Тип
экологического сознания, базирующийся на представлениях о человеческой
исключительности, называется антропоцентрическим. К основным особенностям
антропоцентризма относятся следующие утверждения:

  • представление о человеке как высшей ценности,
    а природа объявляется собственностью человечества;
  • иерархическая картина мира представлена в виде
    пирамиды, на вершине которой стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные
    человеком и для человека, еще ниже — различные объекты природы;
  • удовлетворение прагматических потребностей
    человека;
  • характер взаимодействия с природой
    определяется прагматическим подходом: правильно и разрешено то, что полезно
    человеку и человечеству;
  • этические нормы и правила действуют только в
    мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы;
  • дальнейшее развитие природы мыслится как
    процесс, который должен подчиняться процессу развития человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Экологический гуманизм в своем развитии,
расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на
основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человек должен быть
сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию, которая ему
больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но на практике
необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовный посох для
совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людям объединиться
во имя общих целей.

Экологическая идеология – это идеология жизни,
солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет во всех сферах
человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения;
деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические
уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой,
учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеология не замыкается в рамках
взаимодействия человека с природной средой, а вбирает в себя все основные
проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия в душе без
того, чтобы экологические отношения не стали человечными в высшем смысле слова,
как не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе.

Наиболее чистую связь между человеком и
природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны, где дружелюбие
природы соединяется с духовной изощренностью в столь большой степени, что
вместо зависимости человека от природы и суровой борьбы между ними появляется
осуществленная гармония.

Экологическая культура

Современная
напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека
к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении
поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования
человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и
восходит к возделыванию земли. Связи
между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением
фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над
природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях,
даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон,
тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием
использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно
порочным.

Тесная связь между
культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений
человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов
культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее,
конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое
аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии,
направляемом основными человеческими целями и желаниями.

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В настоящее время
истоки глобального экологического кризиса большинство ученых находит в системе
ценностей индустриальной цивилизации. Следовательно, преодоление этого кризиса
с помощью только экономических и технических методов и средств не
представляется возможным. Для этого необходима глубокая трансформация системы
ценностей современной цивилизации. Вектор этой трансформации -экологизация и
гуманизация ценностных ориентаций и установок социума. В этой связи, наиболее
актуальной и сложной проблемой нам представляется переориентация общественного
сознания, его экологизация, что предполагает формирование соответствующего
требованиям времени экологического сознания, ядром которого являются
экологические ценности. Существует очевидное противоречие между потребностью
общества в преодолении экологического кризиса и медленным, трудным процессом
экологизации общественного сознания.

Процесс экологизации
общественного сознания затрудняется тем, что изменения в окружающей природной
среде не воспринимаются человеком непосредственно. По этой причине, как
справедливо отмечает И.А. Сосунова, «реакция социальных общностей на
экологические проблемы носит преимущественно опосредованный характер, то есть
реакция по сути дела порождается не экологической проблемой как таковой, а ее
социальными последствиями». В этой связи, очевидна необходимость
целенаправленного воздействия на структуры общественного сознания с целью
интериоризации экологических ценностей, которое могут обеспечить институт
образования и воспитания, а также СМИ. Кроме того, важнейшим шагом в этом
направлении, на наш взгляд, было бы установление активного взаимодействия,
конструктивного диалога между учеными-социологами, властью и обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление
экологической культуры

открывает путь к
созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на
экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутри
социальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической
формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует
принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего,
прогрессивного.

Человек живет с
природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен
оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и
духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное,
как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть
природы.

Природа для человека
является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

297
Нет комментариев. Ваш будет первым!