Возникновение философии и ее исторические типы
- Философия Древнего Востока: Индийская
философия. - Философия Древнего Китая.
- Древнегреческая философия:
космоцентризм.
- Философия Древнего Востока: Индийская
философия.
Возникновение философии в собственном
смысле относится к VI до н.э. Именно в это время в
странах Древнего Востока и Древней Греции осуществляется переход от
мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Древнеиндийская философия носит ярко
выраженный религиозный характер.
Веды
– древний сборник священных гимнов, песен, молитв – появился на рубеже II-I тысячелетия до
н.э. В мифах «Вед» организация всего приписывается «первочеловеку».
В
древнем Индии есть много школ такие как ньяя (логика), вайшешика (космология),
миманса (ритуал), санкхья, йога, веданта, буддизм, джайнизм.
Буддизм
возник в VI до нашей эрой. Его основатель –
индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды
(пробуждённый, просветлённый), так как после многих лет отшельничества и аскезы
достиг пробуждения, т.е. пришел к пониманию правильного жизненного пути,
отвергающего крайности.
Характерная
особенность этого учения – его этика–практическая направленность, а центральный
вопрос, который его интересует – бытие личности. В основе буддизма «четыре
благородные истины».
- Существование человека от
рождения до смерти неразрывно связано со страданием.- Существует причина страдания,
которой является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению.
- Существует освобождение от
страдания, устранение причин страдания,
т.е. устранение этой жажды.
- Существует путь ведущий к
освобождению от страданий, который отвергает как жизнь повешенную только
чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.
- Существует причина страдания,
Философия
Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общество,
человека, взаимосвязь человека и природы.
В
исторических записках Сыма Цяня (II-I вв. до
нашей эрой) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая.
1. «Сторонники учения об инь и янь»
(натурфилософы).
2. Школа служилых людей – жуньцзя
(конфуцианцы).
3. Школа «моистов», «номиналистов» – миньцзя
(сафисты).
4. Школа законников (легистов) – Фацзя.
5. «Школа
ДАО и ДЭ» – даосисты.
Даосизм
– учение о великом Дао, всеобщем законе,
абсолюте. Дао господствует во всем: всему даёт форму, имя. Взгляды
сторонников Дао на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует
Дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и
бездеятельности. Окружающее общество –
пагубно для человека. Нужно отрешиться
от окружающего нас общества.
Выдающимся
направлением китайской философии является конфуцианство. Это учения
характеризует идеализацию древности, культ предков, выполнение норм сяо –
сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал «благородного человека»
присущ конфуцианству.
Древнегреческая философия: космоцентризм.
Специфическая
греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление
понять сущность природы, космоса, мира в целом.
Греческая античная философия условно
делится на 4 основных этапа своего развития.
Первый
этап охватывает период с VII до V вв. до нашей
эрой. Этот период обычно называют досократовским,
а философы работавшие в это время
характеризовались как досакратики.
К
этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфеский, Элейская школа,
Пифагор и пифагорищы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и
Демокрит).
Второй
этап охватывает период примерно с половины V до конца IV вв. до
нашей эрой. Он обычно характеризуется как классический.
Этот период связан с деятельностью видающихся греческих философов – Сократа, Платона и особенно Аристотеля,
взгляды которого явились вершиной древней философии.
Третий
этап в развитии античной философии (конец IV-II вв. до нашей
эрой) обычно обозначается как эллинистический.
В этой время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая
философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур.
Четвертый
этап в развитии античной философии (I в до
нашей эрой V-VI вв.) приходится на период когда решающую роль в
античном мир стал играть Рим, под
влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно
выделить три философских направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм
(Секст Эмпирик).
В III-V столетиях
нашей эрой в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее
видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние
не только на раннюю христианскую философию,
но и на всю средневековую религиозную философию.
Милетская
школа представлена именами Фалеса
(625-547 гг. до нашей эрой), Анаксимандра, Анаксимена. Школа милетцев
носила явно материалистический характер. Представители этого направления
поставили вопрос о первооснове всего сущего.
Фалес
считал первоосновой всего многообразия мира «Воду». Вода есть начало и конец
всего сущего.
Первоосновой
всего сущего Анаксимандр считал «апейрен», беспредельное абстрактное вещество,
которое нельзя определить.
Анаксимен
первоосновой всего считал «Воздух».
Левкипп
(500-440 и до нашей эрой) и Демократ
(460-370 и до нашей эрой) были создателями атомического взгляда на мир. Атомы –
суть элементы из которых состоит вся природа. Атомы – неделимы.
Платон
(427-347 до нашей эрой) исходил из того что мир реальных вещей есть бледное
отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Мир вещей
– текуч, постоянно изменяется. Он – нереальный
мир. У Платона первооснова – мир идей. Однако вещний мир тоже необходим.
Первенство отдаётся идеям – образцам.
Идеи – бестелесные сущности вещей – находится в особом запредельном
мире. Между вещами и идеями лежит пропасть. Первооснова у Платона разорвана во
временном и пространственном смысле.
Аристотель
(384-322 гг. до нашей эрой) соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские
идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом
единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными
формами – активное, заявив об их неразрывности.