Диалектическая концепция развитии

  1. Диалектика как учения
  2. Основние принципы диалектики
  3. Основные законы диалектики
  1. Диалектика как учения

Диалектика есть общая теория развития, учение о
развитии и связях бытия. Она исследует причины развития, его механизм и
направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях
всеобщих, устойчивых, повторяющихся, необходимых.

Диалектика
имеет такие исторические формы:

1. Стихийная диалектика Античности

Слово
«диалектика» впервые применил Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), обозначивший им
свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой (букв.
– повивальное искусство), так как диалектика – такой способ рассуждений, в
результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника, или
в исследуемом воззрении и отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым
следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине.
Таким образом и осуществляется «родовспоможение», или помощь рождению истины.
Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в
нравственной области дело своей матери, повитухи Фенериты. Но ещё ранее, чем
появилось само слова «диалектика» и значение его как метода философии, начала
складывться диалектическая теория в философии античности. Уже древние мыслители
исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем
в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения,
становления. Космос мыслится как совмещающий в себе противоположности
покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение
одного первоначала в другое – земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь,
огня в эфир и обратно.

Гераклит Эфесский (ок.540 – 483гг.
до.н.э.). ученый постулировал универсальность (всеобщность) изменения. «В одну
и ту же реку нельзя войти дважды, – так звучат его собственные слова, – ибо на
входящего текут все новые и новые воды». Источником изменения является борьба,
«война»… «Война есть отец всего и мать всего». Дело в том, что Гераклит еще не
знает термина «противоположности», его ввел Аристотель, Гераклит же пользуется
такими словами, как «расходящееся» или «враждующее», воюющее, стремящееся в
разные стороны.

Изменение в античной диалектической
теории понималось предельно абстрактно, просто как обратимое превращение без
порождения чего-то нового, без появления такого нового качества, которые не
сводилось бы к предыдущему качеству. Отсюда и образ космоса как мирового
завершенного целого, внутри которого одна как противоположность перетекает в
другую и наоборот (земля в воду, т.е. твердое в жидкое, жидкое в газообразное и
т.д.и.т.п.) и та до бесконечности.

2.
Средневековая диалектика

Схоластической
философии мы обязаны постановкой и попытками решения проблемы индивидуации (изучения
сходных, но не тождественных явлений), идея которой принадлежит еще стоикам.
Это, по существу, углубление проблемы тождества, выражающейся в возможности
однозначно описать объект. В каком смысле надо понимать аристотелевское
тождество вещи самой себе? Абсолютное ли
это тождество? Ведь в реальности вещи постоянно меняются, они динамичны.
Философы-схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с
самой собой в развитии, решали проблему преемственности в развитии. На каких
основаниях мы можем говорить, например, о мистере Джоунзе, бегущем, и мистере
Джоунзе, дремлющем в кресле, как об одном и том же человеке?

Существуют три версии оснований
тождества и различия вещей: концептуализм, реализм, номинализм. Согласно
концептуализму типологические различия вещей создает форма, индивидуальные
различия – материя.

Согласно реализму основу индивидуации
нужно видеть не в материи, но в форме, которая создает неповторимость и
«отдельность» вещей.

Согласно номинализму основы
индивидуации следует отыскивать во внешних характеристиках вещи – в ее
положении в пространстве и во времени, а также в ее имени.

 Таким образом и выводиться их принцип
индивидуации или, другими словами, закон о причинах индивидуации, порождаемых
актом творения мира. Принцип индивидуации встречается впервые у Фомы Аквинского
в одноименном сочинении. В близких вариантах проблема и ее решение повторяется
вплоть до Лейбница.

3.
Диалектика Возрождения и Нового времени

С Лейбница Г.
В. (1646 – 1716гг.) проблема индивидуации получает свое второе рождение,
переходит из области словесного спора о понятиях, о началах индивидуации в
плоскость движущих причин индивидуации. Корни индивидуации (тождественности
развивающейся вещи самой себе) ищутся в самой динамике развития, во
взаимодействии, отношении между собой предыдущего и последующего этапов (а не в
покоящейся вещи). Ищется «жизненный принцип», а не статистический закон.

Такой подход к проблеме намечается еще
ранее у Николая Кузанского, одного из глубоких мыслителей XV века. Он ввел представление о совпадении
противоположностей, оппозиции или даже противоборстве частей внутри целого,
предстающего, в свою очередь как единство более высокого порядка.

Философы Возрождения, а затем Нового
времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах
мышления, продолжали творчески развивать идеи аристотелевского учения о
развитии. Так Рене Декарт представил учение о неоднородности развития
применительно к космологии; Спиноза – о развитии как порождении природы из
самой себя, учение о субстанции, исключающей существование какого-либо другого
начала; Лейбниц учил о непрерывности развития, связи прошлого и настоящего, о
появлении нового как единства противоположностей, но более высокого порядка,
чем просто их соединение.

4.
Диалектика Гегеля, К. Маркса. В.И.Ленина

Диалектика как
общая теория развития – взлет гегелевского теоретического мышления. Предшествующая
ему созерцательно-механическая
методология материалистической философии и рационализма XVIII в.
была построена на признании исходного значения опыта, эмпирического
происхождения теории. Индуктивный метод Бэкона – Локка – Милля был выражением
данного подхода.

Постулат Гегеля был иной. Гегель
полагал, что философия не может быть наукой, если она не предъявит обоснования своего особенного,
только ей принадлежащего метода. Метод не может быть чем-то посторонним и
внешним по отношению к самой философии, он должен выражать стихию философского
мышления. Гегель утверждал что его метод всегда стремится только развить
процесс, необходимо следующий из понятия, а в остальном он не нуждается ни в
каких основаниях и методах.

Этот метод, по мнению Гегеля, неуязвим
для теоретической недиалектической критики, ибо он выражает объективное в себе,
то есть обобщение идеальное отражении действительного содержания. Метод в его
представлении – это сама природа содержания, движущаяся в научном познании.
Гегель признает, что диалектический метод можно усовершенствовать, но он
утверждает, что это метод является единственно истинным: «Это само по себе
явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и
содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую он имеет в
самом себе движет вперед это содержание».

Метод философии должен быть адекватным
движению идеи, движению, которою выражает развитие всей жизни природы и духа.
Гегель убежден, что он достиг в своем методе такой степени адекватности. Для
понимания метода Гегеля необходимо рассмотреть гегелевскую концепцию форм
диалектики: резонирующей, негативной и позитивной диалектик.

Дальнейшая эволюция диалектики связана
с деятельностью В.И.Ленина. отношение Ленина к философии обусловливалось его
политическими интересами. Он искал в диалектике Гегеля и марксизме прежде всего
метод разрешения практических проблем революционной борьбы и строительства
нового общества, акцентировал такие положения диалектики, как борьба
противоположностей, подчеркивая ее абсолютный характер в отличи от
относительности единства, а также особое значение придавал принципу практики и
принципу партийности. В трудах Ленина мы находим соединение философской
диалектики с политической практикой.

Принцип (от лат. Principium –
начало, основа) в философии тоже, что и
ОСНОВАНИЕ, т.е.то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Под принципом понимается вообще всякое
основание, наиболее широкая идея, лежится в основе объяснения бытия, его
познания, объяснения. Современная философия использует ряд принципов: 1)
принцип развития; 2) принцип всеобщий связи; 3) принцип историзма; 4) принцип
причинности; 5) принцип системности и т.д.

Идея
развития.
Чем глубже мы всматриваемся
в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие.
Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс.
Философия – дочь своего времени. Движение материи как способ ее существования в
соединении с принципом всеобщий связи
дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о
развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только
процесс движения, развития.

Развитие и
прогресс
. Понятия «развитие» и
«прогресс» тождественны. Развитие всегда связывают с появлением НОВОГО
качества. Оно может быть более высокого уровня, более совершенным по сравнению
со старым. Но не всегда. Бывает и регрессивная тенденция. Старение организма
человека – явно регрессивная сторона развития. Оно может сопровождаться в то же
время явно прогрессивным проявлениями (накопление информации, опыта). Регресс проходит
ряд стадий в мире живых организмов, которые вынуждены приспосабливаться, в
связи с чем могут принимать упрощенные формы существования, хотя вид в целом
может процветать.

Регресс и прогресс в объективной
стороне действительности существуют рядом, так же как деформация, распад,
скачкообразность, эволюционные изменения, спиральность и цикличность существуют
рядом как противоположные направления развития.

Различают восходящее и нисходящее
развитие.

ВОСХОДЯЩЕЕ
РАЗВИТИЕ – это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше
организованному, информационно емкому, с богатой структурой.

НИСХОДЯЩЕЕ РАЗВИТИЕ в материальной и
духовной сфере – это путь разложения, «мельчания» обеднения.

В реальной жизни регресс и прогресс
соединены. В одних случаях преобладают процессы восхождения – и здесь заметен
прогресс. В других – заметнее проявляется регресс – нисходящее начало. Всеобщее
неостановимое и необратимое движение в мире преобладает. Оно сопровождается
появлением все более новых форм.

Говоря о принципе развития, необходимо
обратить внимание на наличие разных подходов
к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже
полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом
фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось вне связи объекта с
другими предметами. Истина рассматривалась как нечто окончательное, застывшее,
а не как процесс.

Диалектическая концепция развития
показала источник развития – самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего.

Внутренняя причина самодвижения
заключена в взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций.

Скажем, равновесие красных и белых
телец в организме человека означает здоровье. Нарушение этого равновесия ведет
к заболеваю (например, лейкоцитоз – рак крови, означает катастрофическое
уменьшение в составе крови человека красных кровяных телец).

Принцип
всеобщей связи
. Все приметы, объекты, процессы окружающие нас, находятся в
самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет–часть бесконечной цепи.
Связь объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий
характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все
связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от
дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает
зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их существования
и развития.

Отношение – одна из форм связи, момент
всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Тип связи отражает уровень организации
материи. Так в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение –
отталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через
социальные формы бытия: симпатия – антипатия, классовая борьба, содействие,
противодействие и другие.

Формы связей бывают внешние и
внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные,
пространственные и временные, случайные и закономерные и др.

Примером внутренних связей относительно
летального аппарата можно назвать действие двигателя, мотора.

Внешние связи по отношению к тому же
самолету – сопротивление воздуха, давление, облака, направление ветра, сила
земного притяжения.

На человека могут действовать
непосредственные связи – скажем, температура окружающей среды. Это результат непосредственного
взаимодействия.

Влияние состояние планет Солнечной
системы – опосредованное взаимодействие – опосредованная форма связи.

Любая форма связи имеет свою основу,
свой фундамент. В процесс своей деятельности человек познает существующие связи
и отношения предметов и явлений. Воздействие человека на природу неоднозначно.
Люди сажают сад и деревья, но в то же время на земном шаре ежедневно
уничтожается 8 квадратных миль лесов. Человек улучшает землепользование, но
ежегодно в некоторых регионах отдельных стран увеличивается эрозия почвы и
сокращается слой гумуса.

Связь как понятие философии позволяет
рассматривать принципы философии во взаимодействии, в союзе.

Историзм
как принцип.
Любая вещь, процесс возникает, проходит главные этапы своего
существования, а затем исчезает, погибает. Скажем, планета Земля возникла
примерно 6 млрд. лет тому назад. В своем возникновении Земля прошла этапы
становления из раскаленных газовых туманностей, достигла современного
состояния. Ф. Энгельс уверено говорил о нее остывании и неизбежном превращении
в холодную безжизненную планету типа Луны.

Материалисты распространяют принцип
историзма на все сферы реальности, поскольку он согласуется «с монистическим
принципом материального единства мира».

Формы историзма различны. Социальный
аспект историзма связан с пониманием того, что общественная история
ЗАКОНОМЕРНА, НЕОБРАТИМА и развивается НАПРАВЛЕННО. Появление качественно новых
социальных структур систем вероятно.
Идеи историзма в изучении общественной жизни содержались у Гегеля, К. Маркса
В.И.Ленина, Г.В. Плеханова, Г.Шмоллера (Германия 19-20в.), представителей
институционализма в экономике – Дж.
Гэлбрайта и др. Методологически принцип историзма позволяет верно оценивать целостность, определенность того или
иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущего развития.

Для
исторического развития общества существует опасность, она прямо связана с
незнанием прошлого, а также с его догматизацией. Это проводит к тому, что, зло
принимается за добро.

Причинность.
Причинность (от лат. сauca – причина)
– один из видов связи, именно как генетический тип связи явлений: одно явление
порождает неизбежно другое. Появление нового качества всегда имеет причину.
Скажем, появление на вооружении в армии России межконтинентальной ракеты
«Тополь-М» означает, что старая модель ракеты такого назначения уже не отвечает
современному состоянию науки и потребностей России в защите своих
государственных интересов.

Известно, что развитие может
быть прогрессом, но также и регрессом – деградацией.

Ряд видов (функциональные зависимости ,
отношение симметрии, пространственно–временные корреляции) не подпадают под
разряд причинно – следственных по содержанию. Н это не означает, что они
беспричинны.

Причинность всеобща. Отыскивать
«первопричину» всегда затруднительно. Философы религиозно направления,
богословы, идеалисты некоторых толков видят
таковую в Боге (Ф. Аквинат, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, Н.А.Бердиев,
К.Э. Циолковский и т.д.). причем в доказательствах философов этого направления
имеется такой тезис: «Да, вы познаете причинно – следственные связи и на их
основе устанавливаете, формулируете законы. Но вы, материалисты, вы никогда не
узнаете истиной причины существования этих законов». По сути – этого разновидность
рассуждений Ф. Аквинского о первопричине.

Принцип
системности.
Принцип системности и связанный с ним системный подход важное
методологическое направление в современной науке практике, воплотившее в себе целый комплекс
идей теории диалектики. Каковы же основные принципы системного исследования.

 Исходным пунктом всякого системного
исследования является представление о целостности изучаемой системы – ПРИНЦИП
ЦЕЛОСТНОСТИ. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в
соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего
расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их
места в рамках целого понимаются с учетом элементов и наоборот.

Представление о целостности системы
конкретизируется через понятие СВЯЗИ. Среди различных типов связей особое место
занимают системообразующие связи. Разные типы устойчивых связей образуют
структуру системы, т.е. обеспечивают ее упорядоченность. Характер этой
упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Структура
системы может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными,
однопорядковыми компонентами системы), так
и по вертикали. Вертикальная структура предполагает выделение различных уровней
системы и наличие иерархии этих уровней.

Способом регулирования многоуровневой
иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является УПРАВЛЕНИЕ. Этим
термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней,
обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем. Иерархичность
строения – специфический признак
системы, а связи управления – одно из характерных выражений системообразующих
связей. При исследовании систем, располагающих собственными органами
управления, рассматриваются также цели и целесообразный характер их поведения.
Существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они
являются не просто системами, а самоорганизующимися системами, с целесообразным
характером поведения. В этом случае источник преобразования системы обычно
заключен в ней.

3. Основные
законы диалектики

Диалектика имеет три закона;

  1. Закон единства и взаимоисключения (борьбы) противоположностей.
    1. Закон взаимного перехода
      количественных изменений в качественных.
    1. Закон отрицания отрицания.

Каждый закон освещает
определенную грань.

Закон единства
и борьбы противоположностей показывает источник развития. Он отвечает на вопрос: почему происходит
развитие?

Закон взаимного
перехода количество и качества показывает, как в какой форме происходит переход
от одного качество к другому.

Закон
отвращения отрицания показывает направление развития. Он отвечает на вопрос:
куда направлено развития?

а) Закон единства и борьбы противоположностей.

 Закон единства
и борьбы противоположностей один из универсальных законов
диалектики. Закон проявляет свое
действие в природе, обществе и мышлении.

Суть закона
заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение,
саморазвитие.

Закон единства
и борьбы противоположностей утверждает: всем объектам и процессам материальной
и духовной сферы бытия просуши противоречивые стороны, тенденции. Они
одновременно находится в единстве и взаимоисключении (борьбе). Борьба сторон объекта может происходит
потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не
разрушаются нарушение меры (гармони) между единством и взаимоисключением
противоположностей может давать импульсы к
самодвижению, саморазвитию. Это приводит к исчезновению старого и рождению нового качества.

Для лучшего
понимания содержания закона единства и борьбы противоположностей необходимо
уяснить содержание категорий: тождество
и различие.

Тождество
есть отношение, сторонами которого
являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг другом
.

Но нельзя не
заметить того, что вещи, оставалось идентичными, тождественными самим себе, в
тоже самое время изменяются, разрушаются.

Различие есть отношение сторонами которого
являются свойство, силы и тенденции не совпадающие друг с другом
.

Степени различия
между вещами бывают разными по глубине. Сообразно с этим они бывают
существенными и несущественными.

 Различие может развиваться до
противоположности. Различия, возведенные
в степень становиться противоположностями.

Противоположность есть отношения различия
сторонами которого являются силы и тенденции взаимоисключающие друг друга
.

Типология
противоречий может осуществляться по разным основаниям. Выделяют главные и
неглавные, внутренние и внешние, основные и не основные, антагонистические и
неантагонистические противоречия.

Единство и
борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям.

В математике
это плюс и минус, в механике – действие и противодействие и другие.

Суть данного закона состоит в том, что развитие
объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на
взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых с одной стороны,
характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а
с другой стороны, составляют внутренний импульс её развития, изменения
превращения в новое качество.

Взаимоотношение
противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое
противоречие.

Диалектические противоречие – это такое
взаимоотношение между сторонами и
моментами которые не даны извечно в готовом и неизменном виде а возникают и
развиваются из несущественного различия в различия существенные, т.е.
противоположности
.

Диалектическое
противоречие нельзя связывать с какой – либо одной формой его проявления с
конфликтом или различием и т.д. оно выступает как внутренние единство
действующих в предметах и явлениях противоположных сил и тенденций
противоставших друг другу сторон.

Диалектическое
противоречие характеризуется единством взаимообусловленностью противоположных
сторон, тенденций. Следует указать на момент единства противоположностей как на
важнейшую особенность диалектического противоречия.

В жизни
тождество неотделимо от различия.
Тождество противоположностей не исключает а предполагает наличие
противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и
процессах.

 Единство противоположностей означает, что они
взаимоабсуловлены представляют различие
стороны одного и того же процесса или предмета.

б) Закон взаимного перехода количественных
изменений в качественные.

Второй
универсальный закон диалектики также характеризует развитие. Он отвечает на вопрос: в какой форме, как
происходит рождение нового качества?

В природе и в
обществе все находится в постоянном движении изменении.

Для понимание
этого закона нужно знать таких категорий, как качество, количество, мера,
скачек.

Качество и
предмет неотделимы друг от друга. Вещей и предметов много но мы их отличаем
друг от друга.

Это происходит
потому что вещи и имеют что-то характерное только для них, то, что их отличает
от других вещей. Это определенная
характерность и называется качеством в философии.

Качество есть, то что характеризует данный
предмет как таковой что отличает его от других предметов.

Если качество
вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия
характерно не только для предметов и явлений но и для определенных фаз,
периодов развития объекта.

Познание
качества всегда начинается с познания отдельных свойств признаков предмета.

Свойства есть
способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует
предметы и явления с общих позиций то свойство выражает лишь ту или иную
сторону часть.

Качество можно
определит как единство всех свойств данного предмета.

Отличие
количества от качества выражаются следующем. Для того чтобы найти качественную
особенность предмета, необходимо знать его конкретное содержание.

Для
количественной характеристики предмета
содержание не имеет значения.

Количество
выражает внешняя определенность объекта, его величина, объем, степень, темп и
другие.

Качество и
количество отражают определенные стороны
мира. Они существуют в глубоком единстве только в мышлении можно рассматривать
их отдельно. Однако существуют они
объективно.

Единство
количества и качества называется мерой.
Все должно быть в определенных
количественных границах. Мера указывает на те пределы или границы в
которых количественные изменения не вызывать коренных качественных изменений. Момента перехода от одной меры к другой называются «узлами» или «точками» перехода. Когда же количественные изменения превосходят этот предел т.е. меру, то мера
перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение.

Закон взаимного
перехода количественных изменений в качественные есть закон в силу которого
мелкие, в начале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь,
на какой-то ступени нарушает меру
предмета и вызывают коренные, качественные изменения.

Переход происходит
не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. Однако переход старого качество в новое
неизбежно сопровождается количественными изменениями.

 Этому закону присуши не только развитию природы и общество. Он является также законом развития
человеческого мышления законом познания вообще.

Качественные
различия в свою очередь порождают количественных различия.

Скачок – это философия категория выражающая
характер перехода вещи от количественных изменений к качественным от одного качественного
состояния к другому решающими поворот
коренной перелом в процессе развития.

Скачок является
стадией перелома в построенных
количественных изменениях
перерывом постепенности.

Однако скачок
характеризует переход от одного качеств к другому лишь в самых общих чертах.

в) Закон
отрицание отрицания.

Если первые два
закона отражают наиболее общие черты всякого развития то специфика закона
отрицанияе отрицания состоит в том что он отражает наиболее общие
черты прогрессивного развития.

Разрушения
старого предмета есть его отрицание.
Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицания происходит вследствие борьбы
противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание.

Диалектическое
отрицание не есть процесс чистой негоции и просто уничтожения старого.
Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием
развития и разрушения, свойственных
материальному образованию но не является простым уничтожением разрушением
той или иной качественный определенности, и представляет собой такое отрицание в ходе которого удерживается и
переносится в новое качественное
состояние все положительное, содержащейся в отрицаемом состоянии.

Отрицание
охватывает момент разрешения противоречий и становление нового единства, нового
качества. Этот процесс в случае прогрессивного развития всегда происходит путем диалектического отрицания.
Если возникновение нового качества указывает на прерывность бытия диалектическое отрицание схватывает момент
преемственности в развитии его непрерывности.

Процесс
развития представляет собой не одного отрицание а цеп их. Возникшее в результате отрицание явление
будучи обременено противоположностями в конце концов также отрицается новым состоянием, более высоким по
сравнению с ним. Происходит отрицание отрицания.

Прогрессивное
развитие, происходящее путём отрицание
отрицания есть развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но на новой, более высокой основе.

Действие закона
отрицание отрицания превращает узловую
линию отношений меры в спираль каждый виток которой элемент выше
предшествующего, но в то же время над ним, отражая момент тождество прошлого и
будущего. Развития носит спиралеобразный характер. Для
любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для
прогрессивного развития – действием закона отрицание отрицания.

364
Нет комментариев. Ваш будет первым!