Немецкая классическая философия и Философия марксизма

  1. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.
  2. Теоретические предпосылки марксисткой философии.
  3. Диалектический материализм – философия марксизма.
  1. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

«Команду»
классиков немецкой философии рубежа XVIII-XIX веков составили знаменитые мыслители: Иммануил Кант,
Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель и Людвиг Фейербах. Все они очень
разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое
духовное образование. Их объединяют, главным образом, общее методологические
принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

В
характеристике немецкой философии важны две особенности: преемственность по
отношению к идеям эпохи просвещения и философское новаторство.

Иммануил Кант (1724-1804) был сыном мелкого
ремесленника. В Кенигсберг прожил безвыездно всю жизнь.

В
формировании кантовским идей традиционно выделяют два периода: «до критический» и «критический».

Философская
система Канта изложена в главных его трудах:

«Критика
чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и другие.

По
Канту, существуют три способности познания:

  1. чувственность.
  2. рассудок.
  3. разум.

Антиномии
– это суждения, которые взаимоисключают друг друга. У Канта их 4.

  1. Мир имеет начало во времени и
    пространстве; мир во времени и пространстве безграничен.
  2. Все мире состоит из простого; нет
    ничего простого, все сложно;
  3. В мире существует свобода;
    никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы;
  4. Бог есть необходимость,
    безусловная сущность мира; Бога в мире нет.

Кант
насчитывал 12 категорий:

  1. Количество: – единство,
    множество, всеобщность;
  2. Качество: – реальность,
    отрицание, ограничение;
  3. Отношение: – субстанция и акциденция,
    причина и действие, взаимодействие.
  4. Модальность: – возможность –
    невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.


Гегель (1770-1831) – философ
– идеалист, мировоззрение которого проникнуто противоречием, двойственностью: с
одной стороны – учение о развитии, с другой – консерватизм.

Источником
развития Гегель признавал не природу, а дух, абсолютную идею. Она у Гегеля и
есть настоящая действительность. Мир, природа – это снимок, отражение, инобытие
абсолютной природы. Абсолютная идея проходит в своем развитии три природа;

  1. Становление и развитие («Наука
    логики»);
  2. Она переходит в свое инобытие,
    т.е. в мир природы («Философия природы»).
  3. Развитие идеи завершается полным
    совпадением «мирового разума» с
    сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии
    Гегеля, «абсолютным знанием» («Философия духа»).

Исследовав
развитие совокупной человеческой мысли («Феноменология духа»), Гегель пришел к
выводу, что развитие индивидуального сознание человека на различных ступенях
истории есть сокращенное воспроизводство ступеней, исторически пройденных
человеческой мыслью.

Гегель
полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы
противоположностей, заключенных в понятиях. Объяснить переход объективного мира
в свою противоположность можно духовной деятельностью, активностью и
историческим развитием сознание.

Идеалистическая
диалектика – метод Гегеля – носит прогрессивный характер. Учение о развитии –
суть этого «рационального зерна». Система Гегеля консервативна, догматична. Он
хотел осчастливить человечество абсолютной, законченной истиной, которая бы уже
не требовала своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем
возвращения абсолютной идеи к себе, т.е. самопознания его самой себя. Система
похоронила его метод.

Людвиг
Фейербах (1804-1872) родился в местечке Ландсгут, в семье юриста Ансельма
Фейербаха. Учился в Гейдельберге, затем в Берлине. Критиковал религию и был за
это лишен возможности преподавательской деятельности в Эрлангенском
университете. Фейербах считал, что идеализм есть рационализированная религия.
Смысл познавательной деятельности он видел в изучении природы. Она чувственна,
материальна, вещественна. Материя есть causeа sui – причина
сама себе.

Познание
у Фейербаха делится на 2 ступени:

  1. Чувственная – деятельность сердца;
    1. Деятельность головы.

Его
материализм носил созерцательный характер.

Природа
существует независимо от философии. Она
есть основа на которой выросли люди, продукты природы. Вне человека и природы
нет ничего. И высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, – это
лишь отражение нашей собственной сущности.

Материализм
Фейербаха носит название антропологического. Фейербах ушел от гегелевских
всеобщих абстракций к человеку, единичному.

Фейербах подчеркивал именно природно –
биологический характер человека, от которого абстрагировалась немецкая
философия после Канта.

Антропологический материализм Фейербаха
базируется на его антропологическом принципе, который в теорий познания
выражается в том, что он по – новому понимает «объект». По Фейербаху, понятие
объекта первоначально формируется в опыте
человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека –
это другой человек, «ты». Любовь к другому человеку есть путь к познанию его
объективного существования и всего внешнего мира.

Духовная,
нравственная, внутренняя связь людей рождает новую мораль – альтруизм, которая
должна стать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть отчужденная
любовь, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.

Марксистская
философия появилось в 40-х годах XIX столетия. Её
основоположники – немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их наиболее
видные последователи – Август Бебель и Карл Каутский (Германия), Поль Лафарг
(Франция), Антонио Лабриола и Антонио Грамши (Италия), Георгий Плеханов и
Владимир Ленин (Россия).

Марксистская философия сформировалось
под влиянием всей предшествующей
философской, научной и общественно – политической мысли, прежде всего
западноевропейской.

Социально-экономические и классово – политические
предпосылки формирования философии марксизма заключены в особенностях развития
Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений
капитализма характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе
1825 г. Антагонистическое противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в
выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и
1834гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании чартистского
движения в Англии (30-40-е годы XIX в.).

К естественно – научным предпосылкам
формирования марксистской философии относится ряд открытий:

  1. Открытие закона сохранения и превращения энергии.
    1. Создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими
      системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями.
    1. Формирование эволюционной концепции органического мира

Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина.

Общественно – научные, теоретические
предпосылки возникновения марксизма следующие: классическая английская
политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо), французский утопический социализм
(К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье), и немецкая классическая философия – И.
Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Непосредственными же
теоретическими предпосылками марксисткой философии послужили диалектика Гегеля
и материализм Фейербаха.

Диалектический материализм – философия марксизма.

Преодолевая гегелевский идеализм и
созерцательно – метафизический характер фейербаховской философии, Маркс и Энгельс унаследовали
рациональное содержание их учений – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобожденные
соответственно от идеализма и метафизики.

 Так, порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили
и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод
познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках
которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их
многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма
положило начало созданию новой философии – диалектического материализма.

В
качестве первичной признаётся диалектически развивающаяся объективная
материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной
деятельности людей:

Диалектика
сводился этим к науке об общих законах движения, как внешнего мира, так и
человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны….

Это
значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой
взаимосвязи и развитии, воспроизводится «диалектическое движение
действительного мира».

«Великая
основная мысль», выражающая основополагающую идею диалектика, заключается, по
Энгельсу, в том, что –

мир состоит не из готовых, законченных
предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы,
кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки,
понятия, находится в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются,
причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки
временным отливом, в конечном счете прокладывает себе путь….

Такова диалектика развитие объективного
мира и его познания.

В
соей работе «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленин доказывает, что состоявшиеся в конце XIX и в начале XX веков открытия в области физики, химии и других наук
показали ограниченность метафизического материализма и в то время подтвердили
основные положения диалектического материализма.

Имеются
в виду такие положения диалектико – материалистической философии, как первичность материи и вторичность сознания,
философское понятие «материи», и естественно – научные представления о ней,
соотношение материи и движения, толкование пространства и времени как форм
существования материи, а также соответствующие положения о познании мира,
объективной, абсолютной и относительной истине, о роли практики в познании и
т.д.

516
Нет комментариев. Ваш будет первым!