Общество как саморазвивающаяся система

  1. Общество и его структура.
  2. Понятие способа производства и производительные силы.
  3. Формационная и цивилизационная
    концепции общественного развития.
  1. Общество и его структура

Несмотря на то,
что термины «общность», «общество», «общественный», «социальный» широко
распространены в обыденной речи, их научное
содержание достаточно сложно. В XIX в. возникла
особая наука – социология, имеющая своим
предметом исследование обществе. Её основоположник О. Конт, считавший социологию
«социальной физикой», видел её и «позитивной моралью», которая способна стать новой религией для всего
человечества. Вообще XIX столетие ознаменовалось возрастанием внимания к
проблемам общества. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с
животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз, и как
взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Не меньше определений было
дано и в XX в. Латинский глагол «socio» означает
соединять, объединять совместно, предпринимать, сообща затевать, а существительное «socialites» – общество, ближайшее окружение. Отсюда
первоначальное значение понятия «социальный» – связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

Аристотель
назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно
объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое
общество – это, так или иначе, самоуправляющаяся общность.

К. Марксом и
его последователями была разработана диалектико – материалистическая концепция
общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных
благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания
людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма».

В XX в. продолжалось и продолжается развитие концепций,
основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и
человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение
природных и космических закономерностей.

В идеалистических моделях развития общества сущность
его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п.

Производство всегда осуществляется в исторически определенных,
конкретных формах, и это фиксируется в понятии способа производства. Оно
обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят и присваивают
материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. Способу
производства материальных благ принадлежит в развитии общества особая рол: в сложнейшей
системе взаимосвязи и взаимодействий различных сторон и сфер общественной жизни
– экономики и политики, науки и техники,
идеологии и культуры и т.д. основным и определяющим является способ
производства.

Воздействуя в процесс производства на природу и
производя, таким образом, определенные блага для удовлетворения своих потребностей,
люди одновременно развивать и самих себя, свой трудовой опыт, свои способности
и производственные навыки.

Всякий способ производства характеризуется единством
определенных производительных сил и соответствующих им производственных
отношений.

Производительные силы выражает отношение человека к
природе, свидетельствуют о его способности покорять природу, творчески
преобразовывать её интересах общества.

Производительные силы существуют и функционируют только внутри
общественного производства: их уровень развития
определяет уровень производства
над природой. Каждый способ производства
базируется на определенном,
характерном для него типе производительных
сил. Главная производительная сила прежде всего человек с его трудовым опытом, с его уровням образования и
в квалификации, а также средства труда и предметы труда.

Предметами труда являются все вещи, которые обрабатываются
человеком в прессе трудовой деятельности.

Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которой
человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в
качестве проводника его воздействий на этот предмет.

Последним источником средств труда также является
природа.

Средства труда и предметы труда в совокупности
образуют средства производства.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

В основе общественного развитии лежит два концепции:
формационный и цивилизационный.

Категория общественно – экономическая формация – это
категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том,
что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие,
сущностные черты объективной действительности.

В первые термин «общественно – экономическая формация»
появился в работе Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» в декабре
1851.г.

Общественно – экономическая формация включает в себя
все явления, которые имеются в обществе. Стержнем формации является способ
производства материальной жизни в единстве производительных и производственных
отношений. Общественно – экономическая формация – это исторически конкретное
общество на данном этапе его развития.

Маркс разбил всю историю на пят формации:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
коммунистическая. Правда, у Маркса есть ещё и другое деление истории: первичная формация (первобытное
общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация
(коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая
последующая формация является более прогрессивной по сравнению с
предыдущей.

Маркс употребил ещё понятие азиатского способа
производства. В литературе данное понятие вызвало острые дискуссии, начиная с
20-х годов, которые, в сущности, ни к чему не привели. Понятие азиатского
способа обозначало такой
общественно-экономический строй, в котором отсутствует частная собственность на
средства производства, прежде всего на землю, нет класса эксплуататоров, есть общины,
владеющее землей, но эксплуатируемые государством. Власть имеет деспотический
характер.

Причинами возникновения на Востоке особого азиатского
способа Маркс называл суровые климатические условия, необходимость ирригационных
работ, которые под силу только государству.

Современные представления о цивилизации
рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных
систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Категория цивилизации
охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры,
результаты деятельности человечества по созданию «второй природы», внедрение
элементов ноосферного характера в наличное бытие современного
человечество.

Цивилизация представляет собой совокупность
материальных и духовных достижений общества.

Понятие цивилизации является одним из наиболее
употребительных в философии, истории и других науках гуманитарного цикла. Оно
родилось во Франции, в середине XVIII веков и
обозначало идеальное устройство человеческого общества. Этимологически термин
восходит к латинскому слово «цивилис»- городской, что говорит о тесной связи
цивилизации с городским типом культуры.

278
Нет комментариев. Ваш будет первым!