Философские понимание материи

Проблема бытия. Философские понимание материи.

  1. Философский смысл проблем бытия.
  2. Философское понимание материи.
  3. Движение как способ существование
    материи.
  4. Пространство и время как форма
    существование материи.
  1. Философский смысл проблем бытия.

Проблема бытия обсуждается философами
всегда. Многие мыслители считали её исходной для систематического освоения
действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учения
о бытии называется онтологией.

Категория бытия объединяет по признаку существования
самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся
рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется
особая категория – субстанция.
Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующее через
них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то – идеальное. В
одних учениях – много субстанций, в иных – одна.

Плюрализм в философском смысле означает признание множества
субстанций.

Дуализм
– исходит из двух основ, двух
субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная.

Учения, признающие одну субстанцию,
называются монистическими.

Категория бытие связано с целым рядом
других категорий как небытие, существование, пространство, время, материя,
становление, качество, количество, мера и другие.

Категория бытия объединяет основные идеи
выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

  1. мир есть, существует как
    беспредельная и непреходящая целостность;
  2. природное и духовное, индивиды и
    общество равно существуют, хотя и в разных формах;
  3. их различное форме существование
    – предпосылка единства мира;
  4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность,
    которая существует прежде сознания, его людей.

Бытие
имеет такие формы:

1. Бытие
вещей (тел), процессов
, которое в
свою очередь делится на:

а) Бытие вещей, процессов, состояние
природы.

б) Бытие вещей и процессов, сотворенных
человеком.

2. Бытие человека, которое делится на:

а)
Бытие человека в мире вещей.

б)
Собственно специфическое бытие.

3. Бытие
духовного
(идеального), которое делится на:

а)
Индивидуализированное духовное.

б) Объективированное
(неиндивидуальное) духовное.

4. Бытие
социального
, которое делится на:

а) Бытие отдельного человека в обществе и в процессов
истории.

б) Бытие общества.

  1. Философское понимание материи

Материя
– ключевое понятие любой формы материализма. Оно обсуждалось и идеалистами. Субъективные идеалисты – Дж. Беркли, Д. Юм
и другие понятию материи считали ненужным, неработающим поскольку в мире
отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что
понятие материя не может быть проверенно в опыте, а следовательно, оно
безфункционально.

Объективные
идеалисты (Платон, Гегель) и в неотомизме материи отводят роль пассивного
начала. У Гегеля природа развернута в пространстве, но не развивается во
времени.

Еще
в XIX веке материалисты утверждали, что материальное тело
состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность – неотъемлемые
атрибуты материи. В конце XIX – начале XX века естествознание совершенствовалось: были сделаны
принципиальные открытия в химии, физике. В частности рентгеновские лучи
опровергли прежние идеи о непроницаемости
материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана,
радиоактивный распад атомов. Было измерено давление света. Оно доказало наличие
электромагнитной массы; в физику введено новое понятие – «поле», описывающее
состояние материи, принципиально отличное от обычного «вещества».

Теория относительности А. Эйнштейна описала непостоянство массы при
изменении поля и скорости его распространения, вопреки представлениям о том,
что масса и объем материи абсолютно неизменны, изначальны и ничем не
обусловлены. 25 веков существовала идея неделимого атома,
первокирпичика всего сущего. На грани XIX и XX веков она
рухнула. Разрушение атомистическо – механической картины мира получило название «кризис в
физике».

Тогда
Ленин говорил, рушится не наука, а старый предел понимания, осмысления
реального мира. Картина мира усложнилось, соответственно переживала кризис и наука, и в частности,
материалистическая философия..

Выход
нашелся в образе квантово – механической картины мира в естествознании и диалектико–материалистического
понимания материи в философии. Диалектико-материалистическое определение этого понятия
было дано В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»:

«Материя
есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя независимо от них»
.

Материи
стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его
ощущениях. Понятие же материи – это субъективный образ объективного мира.

Материальный
мир делится на три сферы: неживая
природа
, живая природа и социум.

Неживая природа представлена уровнями:

а) субмикроэлементарный; б)
микроэлементарный; в) ядерный; г) атомарный; д) молекулярный; е) макротел; ё)
планет; ж) систем планет; з) галактик; и) систем галактик; й) метагалактик; к)
Вселенной, мира в целом.

Живая
природа имеет свои уровни:

а) до клеточный (ДНК, РНК, белки); б) клетки; в)
многоклеточные организмы; г) виды и
популяции; д) биоценозы; е) биосфера.

Социум
представлен такими уровнями:

а) индивид; б) семья; в) коллективы
различных уровней; г) социальные группы; д) этносы, нации, племена, расы; е)
государства; ё) союзы государств; ж) общество, человечество в целом.

Систематизация
основных форм движения принадлежит Ф. Энгельсу.

Он
выделил: механическое движение;
физическое; химическое; биологическое; социальное движение
.

Современная
наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила
новые формы движения.

Основные
принципы энгельсовской классификации сохраняют свое значение, они схватывают
важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их
развития:

  1. Каждому уровню организации
    материи соответствует специфическая форма движения;
    1. Между формами движения существует
      генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших:
    1. Высшие формы движения качественно
      специфичны и несводимы к низшим.

Типы движения, наблюдаемые в объективном
мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные
изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные же изменения всегда связаны
с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты,
обладающие новыми свойствами.

Пространство и время как формы существование материи.

 Обсуждение вопроса о сущности пространства и
времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стал вопрос: в
каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в
истории философии спорят две точки зрения.

Первую
принято называть субстанциональной
концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности,
существующие наряду с материей и независимо от нее (Демократ, Эпикур, Ньютон).
Соответственно отношение между
пространством, временем и материй представлялось как отношение между двумя
самостоятельными субстанциями. Это вело выводу о независимости свойств пространств
и времени от характере протекающих материальных процессов. Пространство здесь –
чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая
длительность, оно одинакова по всей вселенной, и это течение ни от чего не
зависит.

Вторую
концепцию называют реляционной (от слово
relation – отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц,
Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как
системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая
ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во
всех материальных системах.

Время – форма бытия материи, выражающая
длительность существования материальных систем, последовательность смены
состояний и измененной этих систем в
процессе развития.

Понятия пространства и времени
соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства
отражаются структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени
– координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одну
и том же месте пространства.

386
Нет комментариев. Ваш будет первым!