Поиск

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Почти 1000 лет господствовала религиозная

идеология в Европе, с V по XVI в. В отличие от античной философии, стиль мышления
средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос.
Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла
регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового
времени – научное знание.

Философия средних веков базировались на
двух основных идеях: откровения; творения всего, креационизма.

  Библия
– главный источник знаний и вдохновений.

Теоцентричность мышления: сила,
определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек
должен добросовестно служить Богу.

  Догмат
о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало.
В античной философии бороться два противоположных начала – активное и пассивное
– материя и идея. Дуализм преодолевается. Монизм Средневековья: есть только
Бог, он – абсолютное начало. Весь мир, Вселенная – результат его творчество.
Подлинной реальностью обладает лишь Бог.

  С V века схоластическая философия преподавалось в школах,
с XII века в университетах Западной Европы. Главный вопрос,
который решался этой философий был вопрос о соотношении знания и веры.

  Тертуллиан
(ок. 160-230 гг.), уроженец Карфагена (Африка), прославленный римский адвокат.
Первый «отец» церкви. Отделил знание, философию от веры, от религии.
Человеческий разум для него – ничто. Религия основан не на разуме. Божественные
истины противоречат человеческим. Тертуллиан утверждал: верую, ибо абсурдно.

  Бог,
согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру
человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя  в сине. Учителя Тертуллиана – стоики.

  Августин
(354-430) автор 100 работ против материалистов, видный христианский философ.
Важнейшее работы «О свободе воли», «Против академиков», «О бессмертии души»,
«Исповедь», «О христианской науке».

  Мир,
согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота,
нежные мелодии, запахи цветов – все это временное, преходящее. Бога нет в
чувственных вещах.

  Фома
Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Бытие у него – Бог, сотворивший мир.  Разум может вступать в противоречия с
религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки,
следовательно, ошибается разум, а не Бог.  

  В
средневековая философия существует два направление: реализм и номинализм.

  Реализм
– учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия
или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.
Представители: Ансельм Контерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский,
Аврелий Августин.

  Номинализм
отдавал приоритет воле над разумом. Представители: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард
Турский и другие. 

  Средневековый
реализм сближается с позицией Платона. Универсалии существуют до вещей, это –
мысли, идеи в божественном разуме.

  Номинализм
(от латинский nomen – имя) отрицал возможность существования общих
понятий. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей.
Это был спор о взаимоотношении общего и единичного. Реализм – разновидность,
объективно – идеалистического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к
материализму.

  Ренессанс – явление итальянской и
мировой культуры, охватывающее период с XIV по  XVI веков. Это время гениальных творцов, выхода человека
за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время
резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получило свое
название от итальянского художника и архитектора Джоржо Вазари, который в своей
книги «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550
году впервые употребил этот термин.

  Философия
ренессансной эпохи противостоит средневековой, которая противопоставляла
материю – форме, природу – Богу, тленный мир – нетленному.

  Философия
эпохи Возрождения делится на 3 периода:

  1. Гуманистический (середина XIV – середина XV
    веков). Проблемы человека.
  2. Неоплатоновский (середина XV – первая половина XVI веков). Проблемы
    онтологии.
  3. Натурфилософский (вторая половина
    XVI – начало XVII
    веков)/

  Гуманизм
(от латинский Humanitas – человечность) –
центральное для Возрождения культурное явления. Гуманизм – это свободомыслие  и светский индивидуализм.

  Уход
в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа
производства, общественных отношений, буржуазной цивилизации в целом. Рост
промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессанс принёс новые
веяния в культуре, науке. Новое естествознание выросло из практических
потребностей. Ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование
атмосферного давления. Н. Коперник открыл, что Земля – не центр мироздания, а
маленькая планета солнечной системы.  Г.
Галилей обнаружил пятна на солнце, сделав телескоп. Барометр помог людям
предсказывать погоду.

Николай Коперник (1473-1543) создал новую
астрономическую систему: геоцентризм заменил гелиоцентризмом. Главный труд – «О
круговращениях небесных тел». Согласно Копернику, первой и высшей из сфер Вселенной
является сфера неподвижных звезд. Затем следует планета Сатурн, круг обращения
вокруг Солнца 30 лет;  далее  – Юпитер, период обращения  12 лет, затем – Марс, проходящий орбиту в 2
года. Четвертое место занимает Земля, пятое – Венера, пробегающая свой путь за
9 месяцев. В центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты.

  Джордано
Бруно (1548 –  1600) – итальянский ученый
и философ. Веселенная – бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе
с тем  находится в единстве с остальными.
Природа – неподвижна, она не возникает и не уничтожается, не может быть
разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все
противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное – два главных понятия в
философии Д. Бруно. Сожжен на костре в Риме за взгляды, противоречащие
церковным.

  Ренессанс
возвеличивал человека, его возможности, познания мира. Но Коперник, Галилей,
Бруно и другие  мыслители этой эпохи
превратили Землю  в песчинку мироздания,
а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством.    

  Человек
рассматривался как великий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия
этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства
без конца и начала…

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!