Поиск

Философия сознания

  1. Проблема сознания в философии. Сущность и структура сознания.
  2. Сознание и самосознание.
  3. Сознание и  бессознательное. Сознание, язык, общение.
  4. Что такое идеальное? Социальная идеальность.
  1. Проблема сознания в философии. Сущность и структура сознания.

Возможности сознания принято считать
безграничными.  Именно благодаря  разуму человечество сумело занять
господствующее положение в биосфере.

  Проблема
отношения сознания к материи в XVII в. (Б.
Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалось главным образом гносеологическом
плане.  Суть ее такова.  Всем очевидно, что мир состоит из
материальных вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с
самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет
невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть  что-то общее.

  У материальных
и идеальных объектов  нет никаких общих
свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь
отсутствуют у объектов идеальных, и соответственно наоборот.  Именно поэтому материальное и идеальное
считаются противоположностями: общего-то ничего нет, это взаимоискмочающие  начала. 
В этом, собственно и заключается исходная проблема: как относится наше
мышления к вне нас существующей реальности, точнее как они умудряются совпадать
соответствовать друг другу?

   Ведь если между материальными и идеальными
объектами нет ничего общего, то и соответствия между ними быть не может, но
сознание вещи есть её образ. Между копией и оригиналом есть сходство, т.е
общность признаков.

  Р. Декорт этой
общности так и не нашел, зато ее нашёл Б. Спиноза.  Общее, то есть то что объединяет, связывает
вместе материю и сознание, – это природа!

  Объявление
природы общим основанием проявления как материальных, так и идеальных свойств,
хотя и указывало верный путь решения проблемы, но все же не давало контрактного
ответа: как же все-таки достигается однозначное соответствие мысли предмету?
Приемлемый ответ на этот вопрос был найден только в XIX в. марксисткой философией. Его смысл: соответствие
мышления материальному миру обеспечивается практической деятельностью
человека.  Наша материальная предметная
деятельность – вот  что связывает
сознание с материальным миром, формирует наши мысли «по образу и подобию»
материальных вещей.

  Ключевое слова
этой концепции – «деятельность» исходный тезис можно сформулировать так:
сознание, мышление есть деятельность.

  Мышление как
особый род деятельности биологически человеку не дано. Оно формируется в социальной
среде на основе специфически человеческого образа жизни.  Как именно формируется – каждый из нас может
легко вспомнит по собственному опыту.

  Анализ – это
мысленная операция расчленения, разложения предмета на  составляющие его части.  Взрослый человек анализирует реальность
в  основном  мысленно, идеально.  А ребенок так пока не умеет.  Вот и анализирует несчастное дитя мир
единственно доступным ему  способом –
материально.  Когда малыш самозабвенно
ломает игрушки, отрывает куклам руки – ноги, бьёт стекла и т.д., он не
вредность характера демонстрирует, а любознательность или стремление  анализировать. Ему надо знать, как мир
устроен.  И если он в детстве вдоволь не
«наломает», т.е. материально не проанализирует множества вещей, не сформируются
у него к зрелости и мыслительные навыки анализа.

  Таким образом
мыслительное деятельность человека связана с его материальной предметной
деятельностью генетически.  Мышление –
это по сути все та же  практическая
предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а
с их идеальными заменителями.

В обыденном мышлении помят о себе  отождествляется с самосознанием.  В психологии акт самосознания соотносится с
умением человека анализировать свой внутренний мир, свои переживания и
чувства.  Гегель в этой связи отмечал,
что самосознание (самопознание) в тривиальном смысле исследования собственных
слабостей представляет интерес для отдельного человека, а не для философии.

     В философии
проблема самосознания была наиболее полно разработана в немецкой классике,
которую часто называет философией самосознания. Главный тезис этой философии:
сознания нет без самосознания.  В основу
толкования  феномена самосознания
было  положено признание того факта, что
сознание открыто себе, что точку его изучения надо выбрать в нем же самом.  Акт самосознание – это акт, в котором
сознание может прояснить свое содержание и структуру.  Сознание «знает и имеет понятия только о том,
что у него есть в опыте». Опыт – это содержание, которое получается в
результате «работы» категорий рассудка, связывающих в некую целостность
многочисленные разрозненные хаотические 
чувственные данные.

  Такое
понимание, самосознания обще всем наукам о человеке.  Но философия понимает под самосознанием не
просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это
содержание связано с какими – то событиями, происходящими вовне.  Гегель, например, считал, что сознание
становится самосознанием, когда Я обнаруживает, что все определения
предмета  принадлежат не только предмету
как таковому, но и ему самому.  Этом
самосознания не тождествен осознанию Я как противоположного не -Я. Когда  Я выделяет себя из природы и противопоставляет
себя ей, имеет место неполное самопознание. 
В самосознании   Я обнаруживает
свою активную деятельностную природу, свою способность давать определения
предметом.  Когда я знаю, что Я знаю
предмет, Я ещё не обладаю самосознанием в полной мере. Но когда Я знаю, что это
Я определил  предмет в мысли и с помощью
моей мысли, Я назвал его и т.д., тогда Я становится самосознанием.

Сознание и  бессознательное. Сознание, язык, общение

Категория бессознательного прочно вошла в обиход
науки 20 века. Она настолько укоренена в нашем сознании, что рассуждения о нем,
изучения его невозможны без этой категории .

     
Бессознательное также реально, как и сознание.  Для психоаналитической философии (Фрейда)
более важно не содержание внешнего мира, а исследование того  малого мира, которым является  человеческое бытие. Фрейд не столько
отворачивается от антологической проблематики, сколько переносить ее в глубины
человеческого существа.  Всякий душевный
процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может
оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – отнюдь не обязательный
процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными.

  В 20 – е годы
Фрейд несколько уточняет структуру личности. Оно состоит из трех слов:  Оно, Я, и 
Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве
того глубинного уровня, в  недрах
которого копошатся скрытые душевные движение, напоминающие собой старых демонов
и выражающие безотчетные движения человека. 
Сознательное Я – посредник между Оно и внешним миром.  Сверх –Я олицетворяет   собой как требования, так запреты морально –
нравственного, социокультурного и семейно – исторического происхождения.

                    Самый древний язык людей –
это язык жестов.

  Любой жест  – это, прежде всего, действие.  Но действия несколько иное по сравнению с
обычным практическим действием. Жест – это как бы полудейсвие. Оно оторвано от
реального результата; оно, наконец, просто имитирует, т.е. обозначает реальное
практическое действие, так в деятельности людей появляется дополнительный пласт
– знаковый, символический. Действие впервые отрывается от своей предметной
основы, хотя по прежнему остается материальным.

  Жест – лишь
первый шаг на пути к абстракции, т.е. отвлечению от реальных предметов их
важных для человека свойств и характеристик. Вторым таким шагом, явилось
закрепление в поведении и психике человека определенной связи между жестами и
обычно сопровождонощими их звуками. 

  Речь – это уже
следующая ступень абстракции более высокая по сравнению с языком жестов. Слово
же, звук уже никак на него не похожим, это чистый знак. Но знак, еще
сохраняющий материальную  форму, не
оторвавшийся окончательно от материи, доступный ощущениям.

  • Что такое идеальное? Социальная идеальность

Современная наука довольно хорошо знает, как
человеческий мозг устроен и функционирует. Сущность и содержание нашего
сознания определяются не клетками кори головного мозга, а внешней по отношению
к ним социальной реальностью. Это-то и есть идеальность, т.е. отношение
представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее
представляет нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего
предмета.

В неживой природе идеальных взаимосвязей нет. Там
возможны только буквальные воздействия предметов друг на друга. Идеальные
взаимосвязи появляются только в природе живой и только на основе деятельности
субъекта.     

Идеальность сознания человека на несколько порядков
сложнее идеальности психики высших животных. Это усложнение происходит сразу по
нескольким направлениям:

  1. Нарастает дифференцированность, 
    разветвленность, структурное разнообразие представленности различных
    свойств и отношений материальной реальности в «языке» мозга.
  2. Формирующиеся мыслительные образования приобретают способности к
    объективации, т.е. материализации в создаваемых человеком веща.
  3. Другой обязательной формой объективации идеальных образований в
    обществе выступают язык и речь, т.е. знаково– символическая  материализация наших образов и  мыслей.
  4. Устойчивость образуемых идеальных образований своим непременным
    условием имеет коллективный, т.е. надиндивидуальный спросов существования.
  5. Идеальность сознания как бы надстраивается вторым этажом самосознанием:
    сознание обретает способность представлять и анализировать не только внешнюю
    реальность, но и самого себя, свои собственные основания и предпосылки.

    Эта способность
присуща только человеку и формируется на основе предметной деятельности. Именно
потому, что идеальное человеческое сознание объективируется в вещах, словах,
знаках и т.д., то есть получает внешнюю материальную форму существования, оно
обретает возможность и к самому себе отнестись как к чему-то внешнему, как к
объекту. Умение воспроизводить не только внешнюю реальность, но и свои
собственные предпосылки и основания дает нашему сознанию дополнительную
средство контроля истинности, адекватности материальному миру.  

     Специфика
проявления идеального в социальный реальности в первом приближении имеет
следующие характеристики:   

    –
структурную сложность и дифференцированность;

    –
способность  идеальных объектов к
объективации и материализации;

     –
включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);

     –
надындивидуальный,  общественный характер
существования;

     –
обращенность на самого себя.

  Категория
«идеальное» фиксирует способность  
высокоорганизованной материи создавать параллельные ряды
взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой,
не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого – либо внешнего
сходства. Это свойство – системное. 

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!