История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э

События в Египте

В то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события. Фивы утратили свое значение и возвысилась новая династия, 21-я, в Нижнем Египте, в области дельты Нила. Первым представителем новой династии был Несубанебджед, первый жрец Амона Фиванского. Дочь одного из этих царей, как сказано выше, была одной из первых жен в гареме Соломона; с другой стороны, и в Египте этого времени ощущается сильное семитское влияние, отразившееся даже в египетском языке внесением массы чуждых семитских слов. Первый царь новой, 22-й, династии Шешонк (961 г. до н. э.), соединил под своей властью весь Египет, воспользовался событиями, последовавшими за смертью Соломона, чтобы продвинуть свои владения в сторону Сирии.

Изображение

Фараон Шешонк и его имя, написанное клинописью с таблички из Карнакского храма.

Изображение

Иуда Малек, (царственный Иуда).

Из списка завоеванных Шешонком городов в Карнакском храме.

В 949 г. до н. э. он устремился с большим войском на южную часть Иудейского царства, стал брать город за городом (названия этих городов и теперь еще можно прочесть на внешней стороне Карнакского храма) и ограбил сам Иерусалим. Опасность, грозившая со стороны Египта, не способствовала сближению разрозненных частей еврейского народа. Даже попытки к этому не было сделано. Вскоре дело дошло до войны между Иудейским и Израильским царствами, и разрыв между ними стал окончательным с тех пор как царь Омри, 4-й или 5-й после Иеровоама (899–875 гг. до н. э.) избрал столицей для своего царства удобно расположенную Самарию (Шомром). Даже религия, служившая могучим средством единения для народа, лишь обострила отношения между обоими царствами. В этом отношении все преимущества были на стороне Иудейского царства. Главный город Иерусалим и находившееся в нем святилище Иеговы привлекали к себе все умы и придавали большую прочность маленькому Иудейскому царству. Уже Иеровоам старался бороться против этого влечения и с этой целью воздвиг в древних местах поклонения (Дан и Бетел) изображения быков, посвященных Иегове. Он не посмел отменить культ Иеговы, но все же постарался сблизить его с обычным у ханаанейских народов служением Баалу и думал этим угодить народу. Отчасти он достиг цели в массе народа, но зато вызвал со стороны лучших людей вражду и сильнейший отпор: они вооружились против него в защиту истины. Дело в том, что в эту пору религиозные верования широко распространились в среде еврейского народа и приобрели большое значение. Верование в Единого Бога стало более глубоким и ясным.

Израильское и Иудейское царства

Представление евреев о себе как о великом, избранном свыше вечным Богом и наиболее приближенным к нему народе, превратилось в непреложную истину. И чем мрачнее, чем безотраднее была действительность, чем грознее отовсюду надвигались опасности, тем более перерождалось это верование в возвышенный идеализм, которого не могли сломить ни тирания правителей, ни поражения, претерпеваемые от врагов. Мало того, конечная гибель Иудейского царства, само разрушение священного города и храма только способствовали укреплению этого идеализма, только еще более возвысили его и расширили его стремления. Этот идеализм вызвал к жизни одно из возвышеннейших явлений древнего мира — явление пророков и созданной ими литературы, которая и теперь, как 3 тысячи лет тому назад, действует на воображение тем духом неколебимой уверенности среди несчастий и бедствий, который одушевлял пророческую литературу. Первым среди этих могучих деятелей еврейского народа был Илия, смело вооружившийся против служения Баалу и его жрецов. Воспользовавшись страшным голодом, он вынудил царя Ахава, сына Омри, поступить по желанию сильно взволнованного народа и восстановить служение Иегове в Израильском царстве… При криках толпы: «Иегова есть Бог, Иегова есть Бог!» несколько жрецов Баала были умерщвлены народом при ручье Киссон. При том же царе Ахаве все более и более надвигавшаяся с востока опасность привела к заключению союза между царями обоих царств — Иудейского и Израильского — и царем Тирским. Союз был скреплен брачными узами между семьями этих царей (853 г. до н. э.).

Ассирийское царство

Действительно, опасность, грозившая со стороны Ассирии с тех пор, как она одолела Вавилонию, стала в это время явной и близкой. Долгое время оба эти царства существовали рядом. Несколько династий следовали одна за другой в древневавилонском царстве, и от них дошли только имена.

Изображение

Карта древней Передней Азии (современные названия даны в скобках).

Независимо от этих царств, в верховьях рек Тигра и Евфрата образовалось Новоассирийское царство, в XIII в. до н. э., в лице своего славного царя-завоевателя Тиглатпаласара I (около 1125 г. до н. э.) добившееся преобладания над Вавилонией, что однако привело к долгим упорным войнам, во время которых счастье клонилось то на одну, то на другую сторону. В этом царстве столицей стал г. Ниневия, на левом берегу среднего течения Тигра, и здесь с царя Ашшурбанапала (883–858 гг. до н. э.), возвеличившего Ассирию, начался новый ряд сильных и воинственных царей.

Изображение

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирпала II (883–850 гг. до н. э.) после удачной охоты.

Рельеф из дворца в Кальху.

Изображение

Ашшурнасирпал на троне.

Рельеф из дворца в Кальху.

Сам Ашшурбанапал уже распространил свои владения на запад до моря; его преемник Салманасар II (858–823 гг. до н. э.), как говорят надписи, сражался против целой коалиции из 12 сирийских князей и всех их победил.

Изображение

Обелиск Салманасара.

Bвepху пленные иудеи перед Салманасаром. Внизу: поднесение дани от царя Израильского.

В этой коалиции участвовало 260 военных колесниц и 10 тысяч воинов царя Ахава, который вскоре погиб в походе против Дамаска. При его сыне, Иораме, возбудилась сильнейшая реакция в пользу древнего богопочитания. Ииуй, восставший против Иорама и поддерживаемый учеником Илии, пророком Елисеем, умертвил и Иорама, и его мать Иезавель, а затем подослал убийц к союзнику Иорама, иудейскому царю Охозии. Одновременно он приказал перебить всех жрецов Баала и вновь восстановил в Израильском царстве служение Иегове. Подобное же случилось и в Иудейском царстве, где была жестоко убита правительница Аталия, на время рискнувшая ввести идолопоклонство.

Все эти события не помешали поступательному движению ассирийского могущества. Ииуй вскоре оказался данником ассирийского царя. Затем царь Ададнерари III предпринял ряд походов на запад. В надписях говорится, что он подчинил своей власти Дамаск, Израиль, Эдом и Палестину (землю филистимлян), а с другой стороны — Мидию и Персию. В одной из надписей, относящихся к тому же государю, есть имя Саммурамат (Семирамиды), занимающей выдающееся место в сказаниях греков; но с этим именем возможно связать только довольно смелое предположение о том, что Саммурамат, наследовавшая вавилонский престол, вышла замуж за Ададнерари III Ассирийского, и это супружество примирило и соединило обе страны. Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) возобновил походы на запад. Зорко следя за постоянными раздорами между Израильским и Иудейским царствами, Тиглатпаласар III охотно откликнулся на призыв иудейского царя Ахаза, который молил его о защите от врагов.

Ассирийская мощь обрушилась разом на Израильское царство и Дамаск. Царь ассирийский стал здесь распоряжаться полновластно, наказывая виновных, назначая дани, смещая царей и правителей. С ужасом и отвращением современник этих событий, пророк Исайя, говорит, что и ассирийские жертвоприношения стали вводиться в еврейском народе, под давлением ассирийского гнета…

Изображение

Ассирийское войско в походе, жители завоеванной страны принудительно переселяются в Ассирию. С ассирийского барельефа.

Вверху на воинах хорошо видно вооружение тяжелой пехоты, конические бронзовые шлемы и большие круглые бронзовые щиты.

Гибель Израиля 722 г.

Покорив Сирию, Тиглатпаласар III стал ближайшим соседом Египта, и покоренные Ассирией народы естественно обратили взоры в сторону Египта. В 727 г. до н. э. умер Тиглатпаласар. Этим обстоятельством задумал воспользоваться последний ставленник Ассирии, израильский царь Осия. Он уже задолго до этого общался с Шабакой, основателем новой эфиопской династии в Египте (25-й по порядку), и не стал платить дань Ассирии. Однако ассирийские силы, всегда бывшие наготове, тотчас же явились для наказания ослушника — гораздо ранее, чем вспомогательное египетское войско успело двинуться из Нильской долины. Всякие попытки к освобождению из-под ассирийской власти были подавлены.

Изображение

Ассирийский временный военный лагерь.

В центре царь, принимающий послов

При втором преемнике Тиглатпаласара, Саргоне II, пала Самария, столица царства Израильского, и оно само перестало существовать; даже Египет стал платить дань Ассирии, даже долго противившийся ей Тир покорился и кипрские города признали себя подвластными ему. Из Самарии 27 280 жителей, по ассирийской системе, были отведены в Ассирию и поселены на восточной границе Ассирийского царства.

По летописным отрывкам и по прекрасно сохранившейся надписи можно из года в год проследить не только походы царя Саргона, но и его мирные деяния — прорытие каналов, заселение пустынных местностей и т. п.

Изображение

Ассирийский царь Саргон II (722–705 гг. до н. э.).

Рельеф из Карзабада.

Изображение

Дворец Саргона II Ассирийского в Дур-Шаррукине (Харсабоде) 712–707 гг. до н. э.

Реконструкция.

Изображение

Парадные ворота во дворце Саргона II. Реконструкция.

После взятия Самарии и покорения Сирии Саргон двинулся походом на Вавилон и Элам, затем в 715 г. до н. э. против мидян, и два года спустя 45 князей и представителей этого народа были уже данниками Саргона. Подручный его князь, посаженный Саргоном на вавилонском престоле, восстал против него и был побежден, и ассирийский царь, присоединив к своему титулу титул царей Вавилонских, стал называться «владыкой Шумера и Аккада».

Изображение

Статуя крылатого быка из дворца Саргона II. 712–705 гг. до н. э.

Изображение

Транспортировка статуи крылатого быка. Прорисовка рельефа из дворца Синахериба в Ниневии. 705–680 гг. до н. э.

Синалериб

Саргону наследовал его сын Синахериб (царствовавший 705–681 гг. до н. э.). Ему еще раз пришлось бороться с Вавилоном и усмирять беспокойные сирийские народы.

Изображение

Осада крепости ассирийским войском.

На переднем плане царь, стреляющий из лука, его прикрывают щитоносцы личной охраны, придворный евнух держит царский колчан со стрелами и второй лук. На втором плане стены крепости разбираются мощным тараном, оснащенным башней для стрелков.

Во главе их, несмотря на неоднократные предостережения пророка Исайи, стал иудейский царь Езекия, ожидавший помощи от Египта. Но Синахериб так поставил дело, что египтяне не успели помочь восставшим, и Езекии пришлось просить мира.

Изображение

Возвращение ассирийских войск после победы.

На колесницах везут боевые знамена. Специальные чиновники подсчитывают головы убитых врагов, которые приносят им воины

Однако ему нелегко было отделаться от Синахериба: тот потребовал, чтобы ему были открыты ворота Иерусалима, и когда Езекия отказался исполнить это условие, «то был заперт в своей столице, как птица в клетке», — так гласит одна из современных ассирийских надписей. Вся остальная страна была уже в руках Синахериба. Однако Иерусалим был спасен и на этот раз. По этому поводу сохранились самые диковинные рассказы: Геродот сообщает, что подошло египетское войско под началом Шабатаки, которому бог в сновидении обещал удачу, и в то время, когда войска сошлись в поле, полевые мыши будто бы в одну ночь уничтожили всю обивку щитов и все, что было кожаного в вооружении войска Синахериба.

Изображение

Синахериб на троне. Рельефное изображение на его дворце в Ниневии.

Еврейские источники рассказывают, кроме того, будто ангел Господень прошел ночью по лагерю ассирийцев и избил их 180 тысяч, т. е. намекают на то, что какая-то повальная болезнь послужила поводом к отступлению Синахериба. Ассирийская надпись говорит об этом событии довольно темно и сбивчиво. Несомненно только то, что египтяне были отбиты. Однако осада Иерусалима была снята, и Синахериб не появлялся более в Сирии. Он был занят войнами с Вавилоном и Эламом и там окончательно утвердил владычество своей династии и народа, более чем когда-либо грозное и могущественное.

Асархаддон

Смерть Синахериба была ужасна: двое его сыновей убили своего отца в храме бога Нисроха. Четвертый его сын, Асархаддон, захватив власть, сумел удержать завоевания отца на территории Ирана и еще раз подчинил себе Сирию. На одной из скал сирийского побережья он приказал высечь свое изображение рядом с изображением египетского царя Рамсеса II и своего отца Синахериба; Манассию (сына Езекии), иудейского царя, как пленника, он выслал на житье в свою старую столицу, Вавилон. На его долю выпала еще одна удача, о которой не дерзали помыслить его предшественники: он завоевал Египет. Египетскому царю Тиргаку (или Тахарке) он нанес страшное поражение и благодаря этому был признан повелителем всего Верхнего и Нижнего Египта, стран Мероэ и Куш. Он распорядился своим завоеванием так: всю страну он поделил между двадцатью князьями-правителями. Позднее египтяне старались скрыть, что они некоторое время находились под чужеземным игом и что их страна входила в состав Ассирийского царства одной из его провинций. Они не сообщили об этом грекам, а только рассказали им о каких-то внутренних смутах, о совместном правлении двенадцати князей, о какой-то додекархии, как и сообщают греческие историки. Это происходило в 672 г. до н. э. Имена 20 князей, посаженных Асархаддоном, сохранились до нашего времени; они, большей частью, египетского происхождения. Асархаддону наследовал сын его, Ашшурбанапал (668–626 гг. до н. э.) — человек, по-видимому, необычайной физической силы и, как все ассирийские цари, страстный охотник.

Изображение

Ашшурбанапал (Сарданапал, 668–626 гг. до н. э.) и его царица за столом. Рельеф из царского дворца в Ниневии.

Изображение

Ашшурбанапал охотится на львов. Рельеф из царского дворца в Ниневии

В одной из надписей он хвалился тем, что «мощного льва пустыни» он ухватил за уши и проколол своим копьем. Этот царь сам отправился в Египет и закончил его завоевание. Он проник до самых Фив и там учредил служение своим богам — Ашшуру и Иштар. Его владычество простиралось по всей Передней Азии. В своем Ниневийском дворце он принимал послов лидийского царя Гигеса — «послов страны (как гласит современная надпись), о которой не слыхивали предки Ашшурбанапала»; в Египте правили посаженные им правители; в Эламе — подручный ему царь; в Вавилоне — его младший брат. Этот брат — «неверный брат Шамашшумукин» — восстал против Ашшурбанапала. Подобные восстания последовали в Эламе и в Египте, где во главе восставших стал Псамметих, сын одного из ассирийских ставленников; и лидийский царь Гигес примкнул к этому враждебному движению. Однако Ашшурбанапал после продолжительной борьбы одолел своих врагов. Мятежный брат попал в плен и «был брошен в огонь» или погиб среди пламени горящего Вавилона. Подобно Вавилону, был усмирен и Элам, и кумиры его богов были перенесены в Ассирию; все, что связано с восстаниями, было повержено в прах. Покоренных князей Ашшурбанапал заставлял, как простых работников, принимать участие в его постройках, либо впрягал их в свою колесницу, не следуя отвратительному обычаю этих семитов-завоевателей, сдиравших кожу со своих пленников. От обладания Египтом Ашшурбанапал благоразумно отказался.

Народ и государство Ассирийское.

Итак, в половине VII в. до н. э. Ассирийское царство стояло в полном блеске своего могущества. То было первое великое царство, основанное на завоеваниях, — первое известное так называемое мировое государство, созданное усилиями целого ряда воинственных и необычайно деятельных государей. Эти государи распоряжались силами своего народа. Любопытной характеристикой является то, чти в оставленных ими надписях они всюду говорят от своего имени и в первом лице. Силы их народа были превосходно организованы и подчинены воле своего государя; исполнительная власть была необычайно быстродействующей. Надписи в совершенно определенных числах дают цифру убитых в сражении и взятых в плен или выведенных из отечества на поселение в Ассирии. На высеченных в камне изображениях видно, как царские писцы записывают необходимые им сведения на кожаных полосах, а в одной из громадных груд мусора на месте развалин Ниневии найдены не только донесения полководцев царю и отчеты ему различных правителей, но и такая громада писаных таблиц, что ее с некоторым основанием называют библиотекой или архивом Ашшурбанапала. Этот царь, по-видимому, более чем все другие выказывал склонность к мирной государственной деятельности. Особенно хорошо были устроены военные силы ассирийцев, и ассирийские цари особенно заботились об укреплении городов, а особенно своей столицы Ниневии, против всякого нападения извне. Племя было воинственное, ассирийское войско превосходно. Из слов пророка Исайи нетрудно понять, какое впечатление производили постоянная готовность ассирийского войска к войне, его быстрые и верно направленные движения. Пехота была хорошо вооружена, воинские одежды покрыты нашитыми на нее стальными панцирями; конусообразные шлемы или железные колпаки прикрывали голову, защищая череп от боковых ударов большими железными лопастями; ноги были прикрыты наколенниками или же защищены чешуйчатыми штанами; наступательным оружием были копье и короткий меч на перевязи. Рядом с тяжеловооруженной пехотой видны легковооруженные стрелки и пращники, а также достаточное количество конницы. Разнообразны военные картины и на ассирийских стенных изображениях: парады, лагерные сцены, переправы через реки, осада и защита городов, тараны и метательные машины в полном ходу. На других изображениях — различные моменты битвы — отряд пехоты, у которой первый ряд коленопреклонен и копья выставлены вперед, второй ряд держит копья несколько прямее, а через оба передние ряда стрелки третьего ряда пускают тучи стрел. Местами изображения передают и момент победы: побежденные, умоляя о пощаде, в отчаянии ломают руки; головы убитых приносят полководцу, который помечает их число. Ассирийцам досталась на долю культура, существовавшая уже в течение тысячелетий и завещанная семитам долины Тигра и Евфрата, по всей вероятности, несемитским племенем. Затем культура эта была несколько развита ассирийцами и осталась у них в полном застое. В пластике эти восточные семиты пошли дальше египтян: в изображаемых ими фигурах больше оживления и меньше натянутости в формах. В водяных сооружениях и в астрономии, развившейся из астрологии, а равно и в некоторых областях производства предметов роскоши, восточные семиты сделались даже учителями Запада, и вавилонские весы и меры, вследствие временного преобладания их торговли, распространились и на Восток, и на Западе. В общем же эта культура носит на себе характер культуры чисто внешней и преимущественно практической: то, что известно из их литературы, не блистает глубиной внутреннего содержания…

Изображение
Изображение
Изображение

Образцы ассирийского декоративного стиля.

Изображение

Цилиндрические печати, использовавшиеся для запечатывания тюков с товарами.

В долгий период времени, с 3800 по 700 г. до н. э., в течение которого была собрана библиотека, приписываемая Ашшурбанапалу, невозможно отметить сколько-нибудь значительного повышения умственного и нравственного уровня.

Изображение

Боевые значки ассирийского войска.

Изображение

Ассирийские воины при осаде крепости. С рельефов Ниневии.

Пращники и лучники составляют задние ряды. Их задача — сбить неприятеля со стен и прикрыть атаку пехоты. В таком случае иногда перед стрелками ставился еще специальный отряд тяжеловооруженной пехоты с огромными, в человеческий рост, щитами, чтобы защитить их от метательных снарядов и вылазок осажденных

Вторжение скифов

Потрясение грозного Ассирийского царства произошло совершенно случайно. Скифские пастушеские, воинственные племена неизвестного происхождения,[8] жившие по берегам рек, текущих с севера в Черное море, побуждаемые голодом или жаждой добычи, вдруг устремились с севера на области, входившие в состав Ассирийского царства.

Изображение

Бой греков со скифами. Самое раннее изображение скифов с греческого саркофага, датируемого VI в. до н. э., хранящегося в Британском музее

Не довольствуясь тем, что могла дать их алчности Мидия и бедные горные страны, скифы огненным потоком устремились оттуда в плодоносную долину рек Тигра и Евфрата, все предавая огню и мечу. Геродот, близко знакомый с обычаями и нравами скифов, написал о них превосходный очерк, составляющий одну из самых драгоценных и самых любопытных страниц его бессмертного творения. Этот очерк, подтвержденный исследованиями скифских могильных насыпей в степях на юге России, в связи с добытыми там драгоценными памятниками, ныне хранящимися в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, дает довольно полную характеристику скифов. Геродот рисует скифов народом воинственным и храбрым, у которого мужество на войне уважалось так же, как любовь к родине и родным обычаям. Нравы скифов, по его описанию, были суровы и жестоки. Высшим богом у них был бог войны, которому не ставили ни капищ, ни кумиров. Олицетворением грозного божества являлся старый железный меч, водруженный на высоком холме из прутьев. Ему ежегодно приносили в жертву скот и лошадей, а также одного из сотни врагов, взятых в плен на войне. «Возлив вино на голову пленника, — описывает Геродот эти скифские человеческие жертвоприношения, — его зарезают над сосудом, потом несут эту кровь на холм из прутьев и льют ее на меч». Еще более жестокими оказываются военные обычаи скифов: они пьют кровь первого убитого врага, сдирают кожу (скальп) с головы убитого противника и, как трофей победы, вешают на узду своего коня; кожей, содранной с рук врага, обивают колчаны; из верхней части вражеских черепов делают чаши, оправляя их то в кожу, то в золото, и хвалятся ими на пирах перед иноземцами.

Изображение

Пластины со скифских горитов для луков. Прекрасные образцы скифского звериного стиля». Сцена терзания грифонами оленей (вверху), лежащий олень (внизу).

При заключении союзов и договоров скифы опять прибегают к крови и оружию: «налив вина в большую глиняную чашу, мешают его с кровью заключающих договор, уколов шилом или порезав ножом их тело; потом погружают в чашу саблю, стрелы, секиру (род топора) и дротик. При совершении сего произносят многие заклинания. Потом выпивают чашу и заключавшие союз, и важнейшие из их свиты».

Любопытен еще один обычай, упоминаемый Геродотом именно как обычай народа, страстно любившего войну и всю жизнь проводившего в этой войне, среди привольных степей, лежавших на рубеже Азии, этой колыбели народов. «Ежегодно, — говорит Геродот, — каждый правитель собирает скифов своего округа, растворяет чашу вина, которую пьют все, истреблявшие неприятелей на войне. Не отличившихся военными подвигами старшина этим вином не угощает: сидят они особо, без всякой почести, и это считается у них за великое бесчестье. Кто же убил очень много неприятелей, те связывают даже и по два стакана и из обоих пьют одновременно».

Изображение

Серебряная никопольская ваза с изображением скифов. IV в. до н. э.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА К НИКОПОЛЬСКОЙ СКИФСКОЙ ВАЗЕ

Эта ваза, добытая из кургана Чертомлык, в 20 километрах к северо-западу от г. Никополь (Украина), представляет собой один из важнейших памятников греческого искусства, «которому подобного нет ни в одном из музеев Европы» — по замечанию академика Стефани, известного знатока классической древности. Этот сосуд, высотой в 67 см, в самой широкой своей части имеет в поперечнике 38,5 см. Он сделан из серебра; его подножие, шейка, ручка и все предметы, рельефно изображенные на разных частях вазы, густо вызолочены, тогда как основная поверхность остальных частей не покрыта позолотой. Ваза имеет форму амфоры и, очевидно, была предназначена для хранения вина при пиршествах. Поэтому внутрь ее шейки вделано мелкое ситечко. Такие же ситечки видны и в трех носках, приделанных к нижней части вазы. Одному из них художник придал форму лошадиной головы, украшенной двумя крылами и лучезарным венцом; два других носка сделаны в виде львиных голов. Отверстия этих носков затыкались пробками, прикрепленными к небольшим серебряным цепочкам; от одной из таких цепочек еще сохранилась часть при одной из львиных голов. Нижняя часть вазы, вплоть до фриза, украшена резными изображениями трав, птиц и цветов. Кругом всей вазы, по фризу, группами, размещены фигуры скифов, ухаживающих за конями — сильным рельефом (местами более чем наполовину) выступающие из фона. Эти изображения знакомят со многими сторонами степного быта скифов и служат одним из главных оснований для изучения скифских древностей. Выше фриза, на самых плечах сосуда, художником помещены изображения грифонов, терзающих оленя. «Эта ваза, — по замечанию академика Стефани, — носит на себе отпечаток лучшего греческого стиля IV в. до н. э.»

Восхваляя мужество скифов и превознося их воинские подвиги, Геродот всюду рисует их тактику как тактику всех степных народов: война постоянно на коне, завлечение неприятеля в глубь безлесной и безводной степи, нападения из засады, быстрый и беспощадный натиск на оплошного врага — вот постоянные воинские приемы скифов.[9]

Этот народ, никому из ближайших не родственный, неведомо откуда явившийся, говоривший непонятным языком, суровый и в жизни, и в обычаях, беззаветно храбрый и беспощадный в нападениях, навел

283
Нет комментариев. Ваш будет первым!