Зарождение и начальные этапы формирования государственности у восточных славян
. Первобытнообщинный строй.
2. Киммерийцы. Скифы. Сарматы
3. Античные города – государства в Северном Причерноморье
4. Первые славянские археологические культуры
5. Летописные славянские племена. Начало их государственности
6. Первое феодальное государственное образование в Восточной Европе. Хазарский каганат
7. Государственный переворот Обадии, принятие иудаизма. Расширение территории.
8. Развитие городов Хазарии
9. Отношения Хазарии с соседними государствами
10.Разгром каганата князем Святославом
Первобытнообщинный строй на современных украинских землях. Первобытный человек на территорию современной Украины, видимо, пришел из Передней Азии через Балканы и Центральной Европы. Эта миграция не была одним актом, а продолжалась в течение многих тысячелетий. Остатки древнейших стоянок найдены возле села Королево (Закарпатье), г. Амвросиевки (Донбасс), Луки-Врублевецкая (Житомиршина) всего же в разных регионах Украины около 30-ти. Путь к цивилизации был открыт двумя большими общественными разделениями труда: отделением скотоводства от земледелия и возникновением металлургии как самостоятельных отраслей хозяйства. Именно эти кардинальные сдвиги способствовали повышению производительности труда, стимулировали появление дополнительного продукта, ускоряли эволюцию первобытного хозяйства и присваивая эти формы (охота, собирательство, рыболовство) к производящих (земледелие, скотоводство), создавали предпосылки для возникновения государства.
Украинские земли в доисторические времена. Антропоидными предками человека были обезьяны, высоко располагаемые развитые приматы. Дальнейшее развитие антропоидов привел к двуногой локомоции – передвижения на задних конечностях и применения природных предметов в качестве орудий труда. Это началось 2-2,5 млн. лет назад.
Палеолит (150 тыс. лет – 10 тыс. лет до н.э.). Начался процесс формирования и развития первобытного строя. Появились первые люди на территории Украины в раннем палеолите. Состоялось освоение огня. Возникло первобытное человеческое стадо как первая социальная организация людей. Стоянки верхнего палеолита дают представление о развитии первобытной орды в сторону образования матриархата. Собирательство и рыболовство были основой жизни первобытного человека. Этапами освоения первобытным человеком окружающего мира были матриархат, движение от фетишизма и зооморфизма к анимистическим представлениям.
В позднем палеолите (50-10 тыс. лет до н.э.) происходит развитие родового строя. Формой общественного устройства первобытного человека был матриархат, в частности материнская община. Женщина стоит во главе семьи, рода и общества. Охота становится основным видом деятельности человека. Возникают и развиваются мышление и речь. Проявляются основные особенности расового разделения человечества – расогенез.
Мезолит (9-6 тыс. лет до н.э.) – средне каменный век, когда еще существует присваивающий способ ведения хозяйства. Были изобретены лук и стрелы, началось приручение животных, в частности одомашнивание собаки. Продолжается использование в основном каменных орудий труда. Правда, исчезли мамонты, с которыми тесно была связана жизнь первобытного человека. Поскольку население увеличилось, и повысилась эффективность охоты, но это нарушило равновесие в окружающей среде. Появляются новые формы хозяйствования – рыболовство или морской промысел. Человек изобретает лодки в конце мезолита – начале неолита. Палеолит и мезолит продолжались на землях Украины около миллиона лет. За это время появились человекоподобные существа, а затем и человек разумный (Homo sapiens). Человек научился изготавливать орудия труда и оружие, пользоваться огнем, научился разговаривать и считать, начал строить жилье. Возникли семья, род и племя. В эту эпоху начали развиваться изобразительное и музыкальное искусство, зарождались первые религиозные представления. 40 тысяч лет назад на территории современной Украины появились люди, похожие на современных людей. В конце мезолита первобытные люди начали переходить от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему.
Общественная природа человека, которая хранилась во все эпохи, в первобытнообщинной эпохе выступала в качестве основного условия выживания. С переходом от собирательства к производству появился фактор, от которого все больше зависело развитие хозяйственного порядка орудия труда. Они являются не менее важной, чем антропогенез, предпосылкой общего господства коллективных начал в первобытную эпоху. Первоначальное равенство формировало и соответствующую ей социальную психологию. Отсутствие социального неравенства и использования материальных результатов труда человека человеком предвидели это. Такое состояние отношений вытекал из того, что продукт труда по своему объему не содержал в себе той избыточной доли, которая могла бы быть присвоена другим с помощью насилия. Примитивность орудий труда заставляла первобытного человека сохранять коллективный способ добычи продуктов питания, чтобы надеяться на возможность выжить. Несколько сотен лет мало значили в каменном или бронзовом веке, когда развитие общества не был стимулирован знаниями и необходимостью. Тогда время было безразмерным и все изменения в истории человечества проходили медленно. Сотни тысяч лет первобытные люди разыскивали пищу, убивали зверей, методом проб и ошибок совершенствуя примитивные орудия труда.
Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) – это период, когда состоялась так называемая неолитическая революция, как назвал английский археолог Гордон Чайльд возникновения скотоводства и земледелия. Происходит переход от присваивающего к производящему способу ведения хозяйства. Совершенствуется техника обработки камня, появляются изделия из керамики. Было изобретено женщиной гончарство, плетение, прядение, ткачество. Одомашнивание лошади, очевидно, способствовало изобретению колесного транспорта. У племен, заселявших Правобережную Украину, основным занятием было оседлое земледелие, дополнялось в конце неолита развитым животноводством. Охота и рыболовство имели вспомогательное значение. Эта новая культура получила название «трипольской», по названию села Триполье возле Киева, где она впервые была открыта в 90-х годах XIX в. украинским археологом В. Хвойкой. Вследствие указанных качественных изменений произошел расцвет первобытнообщинного строя. Групповой брак постепенно заменяется парной семьей. То есть в этот период происходило разложение матриархально-родового строя и появлялись первые патриархальные роды. Наблюдается развитие древних земледельческо-скотоводческих культур на украинских землях. На просторах Восточной Европы от Слободской Украины в Словакию он происходит в одном направлении, и от Чернигова и Полесья до Черного моря и Балканского полуострова во втором направлении. Некоторые из историков считают, что эта культура существовала в VI – I тысячелетиях до н. э., другие же что в IV – III тысячелетиях до н. эры. Трипольская культура была самой яркой культуройэнеолита. Образцы гончарного искусства этой культуры со сложным спиральным цветным орнаментом хранятся в историческом музее Львова и археологическом музее Одессы.
В эпоху меди и бронзы (3-1 тыс. до н.э.) происходит разложение первобытнообщинного строя. По мнению львовских ученых В. Барана и Я. Грицака, на территории нынешней Украины в эпоху бронзы существовало три «миры». Это были три этнически-культурные зоны, отличавшиеся происхождению населения, бытом и верованиями. Этими зонами были Подолье, Степь и Лесостепь. Жизнь в лесных местностях не способствовала быстрому культурному развитию. Кочевые и полукочевые племена жили в степях между Доном и Дунаем. Вероятно, это были индоевропейские энеолитические племена местного происхождения. Часть же населения пришла сюда из восточных степей и Кавказа. Они сформировали между Днепром и Южной Волге большой индоиранский этнос, к которому принадлежали арии и иранские племена, а также скифы и сарматы. Земли в Лесостепи между Саном на западе и Днепром на востоке, Припяти на севере и за Карпатами на юге имеют судьбоносное значение в истории Украины. Большинство индоевропейских племен завершили свое расселение. Во времена расцвета бронзового века на землях севернее Карпат уже жили родственные между собой племена. На рубеже III и II тыс. до н. э. в северной половине Европы, от Рейна до Днепра укрепляется скотоводческое хозяйство. В связи с этим быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Использование металлов началось на рубеже IV и III тыс. до н. э. в Закавказье, в области, известной позднее как «Армения». Историк и археолог проф. В.Щербаковский доказывает, что после гибели армянского города Топраккале в VIII-VII веках до н. э. многие мастера эмигрировали на север, вплотную до Северной Понтиды
Следовательно, обработка меди и бронзы способствовала развитию плужного земледелия. В этот период состоялось первое разделение труда, отделение животноводства от земледелия. Археология показывает, как эти первобытные племена, все больше развивая животноводство, постепенно переходили к использованию бронзы, а в сфере общественных отношений к патриархату – родительскому роду. В I тыс. до н.э. эти племена осваивают обработку железа и создают население в бассейнах Среднего Приднепровья и Приднестровья, известно под названием скифов-пахарей и скифов-земледельцев. Многочисленные племена местного происхождения были одними из предков восточных славян. Эти племена под общим названием скифы-сколоты лесостепи были оседлыми племенами, которые уже знали плужное земледелие. Они жили родовыми общинами, ежегодно перераспределяя землю между хозяйствами. Помимо открытых поселений они строили также просторные укрепленные городища (например, Бельское, Немировское и др.). Своих умерших родственников они хоронили в курганах, иногда довольно больших размеров. Это была высшая степень варварства при переходе к военной демократии. Военная демократия – это политическая надстройка периода распада родового строя. Ее составляющими являются народные собрания, совет старейшин и выборность вождя.
IX век до н.э. – IV век н.э. начало эпохи железа ознаменовалась вторым общественным разделением труда, отделением ремесленничества от земледелия, а также появлением государства. Этому предшествовало широкое применение железных орудий труда во всех отраслях производства, а также изготовление оружия из железа. Тысячелетний период раннежелезного века в украинских землях характеризуется большим прогрессом. В лесостепи Украины широко стало развиваться пашенное земледелие, начала расти производительность труда. Так продолжал развиваться товарообмен как предшественник торговли. Борьба за выживание в сложных климатических условиях обострила отношения между кочевниками и земледельцами. Степняки наскакивали на поселение земледельцев, грабили их и разоряли возделанные поля и огороды, жгли дома и убивали их обитателей. Земледельцы, которые уже давно отвыкли от регулярных вооруженных упражнений, часто не успевали удачно защитить свою жизнь и имущество. Постоянная опасность со стороны степи заставляла земледельцев придумать надежную систему защиты. Это было одной из причин совершенствования общественного порядка у земледельцев. Если у трипольцев еще не было крупных поселений-городищ, хорошо укрепленных и с постоянной охраной, то в эпоху железа они были повсюду. Создавались военные дружины, сначала как личная охрана князья, а в случае необходимости и как военный отряд для защиты поселений-городищ. В истории первобытного общества можно выделить три эпохи в соответствии с его социальным развитием:
1. Эпоха до родовой общины, или первобытного человеческого стада.
2. Эпоха первобытного или родовой общины открывается появлением первых крепких форм социальной организации – рода и родовой общины. В эту эпоху человек переходит от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему хозяйству.
3. Эпоха первобытного соседского сообщества во многих, хотя и не во всех, обществах начинается с появления металла, который использовали вместо камня, и во всех обществах с прогрессирующего развития хозяйственной деятельности. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, родовые связи постепенно разрываются и уступают место соседским. Появляются ранние формы эксплуатации, и в соответствии с этим зарождается частная собственность. Как следствие этого происходит дифференциация однородного перед этим общества, зарождаются разные, противоположные по своим интересам слои населения, а затем и государство.
Киммерийцы. Скифы. Сарматы. В VIII-VII веках до н. э. воинственные племена киммерийцев проникают на территорию Передней и Малой Азии. Исторические памятники этих племен IX – первой половины VII веков до н. э. обнаружены как на берегах Волги, так и на берегах Дуная. Лук, кинжал, меч и копье составляли вооружение киммерийского воина. Эти племена занимались кочевым скотоводством. В Северном Причерноморье, в VII в. до н. э. они построили первые хорошо укрепленные городища. Киммерийцы упоминаются в «Одиссее» Гомера, в Библии «Книга бытия», в «Истории» Геродота. В VII в. до н. э. их отсюда вытеснили скифы. Как пишет Геродот, «похоронивши тела своих вождей у Тирасао, киммерийцы ушли из страны и поселились там, где сейчас стоит эллинский город Синопа, т.е. в Малой Азии – Южное Причерноморье. На востоке скифы преследовали римлян в пределы Мидии.
Скифы пришли в Северную Понтиды Востока около 700 г. до н. э. Красивые ираноязычные бородатые мужчины и стройные, высокие женщины легко обжили новый край. В присутствии скифов в этих краях не прекращался развитие животноводства, земледелия, торговли. Всему этому способствовали природные условия и спрос греков колонистов на зерно. Подчинив себе местные земледельческие племена, скифы создали на нашей территории Скифское царство, которое просуществовало до III в. до н. э. Общее их название было скифы-земледельцы и скифы-пахари. Это были предки славян, далекие предки украинцев. Об этом свидетельствуют неоспоримые факты археологических и письменных источников. На этом сходятся такие разные по своим политическим предпочтениям ученые-историки, как акад. Б. Рыбаков, проф. В. Щербаковский, выдающийся украинский археолог и поэт Б. Мозолевский и др. Находки различных наскальных орнаментов в Северной Понтиды указывают на то, что они принадлежат племенам-единоверцам с малазийцам, совпадающие с рассказом Геродота о племенах в Малой Азии. Известно, что одноименные племена жили на Кубани и в Малой Азии: Синди кубанские и синто малоазийские.
Использование железа для изготовления оружия нападения и защиты с середины I тысячелетия до н. э. способствовало развитию военного дела. Вторым нововведением, качественно изменило военное дело, было применение двуперьих и трёхперьих бронзовых наконечников стрел. Новые стрелы имели баллистические качества, превышающих качество стрел ранней древности. Впервые такие стрелы стали употреблять скифы. Изобретение скифами нового вида стрела в VIII в. до н. э., и достижение ими высокой подготовки конницы в корне изменили положение дел. Скифская тактика базировалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Все поставки и запасы бронзы, в том числе обеспечивалось за счет грабежа. Такое войско было необычайно подвижным, а при большей дальнобойности и пробивной силе стрел могло постоянно держаться на безопасном расстоянии от врага.
Со скифами на территории Украины окончательно утвердилсяжелезный век. Железо у скифов стало основным металлом, из которого изготовляли большинство оружия и орудий труда. Из бронзы отливали только наконечники стрел, украшения, некоторую посуду, украшения конской сбруи и др. Уже Геродот упоминает о них под названием савроматов, которые в его время жили по течению Дона и на Нижней Волге. Сарматы начали энергично вытеснять скифов сначала в Крым, далее за Днепр, а там и за Дунай. Сарматская культура началась в III в. до н.э. Считается, что культура сарматов была близка к скифской. Однако сарматы были еще более отсталыми, чем скифы, потому что в их строе слишком очевидно просматривались остатки матриархата. Сарматский натиск на протяжении нескольких веков привел к упадку славянских земель. Поэтому местное население переселилось из лесостепи на север, в лесную зону. Шесть веков господствовали сарматы в степях Северного Причерноморья, занимая территорию от Дона до Днестра. Сарматы не создали одной великой державы, подобной той, что существовала в царских скифов. Их курганы не содержат такого большого количества драгоценных вещей, как царские курганы скифов. В III в.н.э. на земли южной Украины нападают выходцы Гипербореи (Скандинавии) готы, а в IV в. гунны. С сарматами произошло то же самое, что перед этим со скифами они были частично разбиты, захвачены в плен или уничтожены. Остатки же скифов образовали в Крыму небольшое государство под названием Малая Скифия со столицей Неаполь Скифский. О ней упоминает и Нестор в «Повести временных лет». А славяне, бежали на север в леса, создали новые племенные центры. Об этом, в частности, свидетельствуют сотни захоронений, совершенные по обряду трупасожжения.
Античные Города – Государства в Северном Причерноморье. Античные города – государства на побережье Черного моря состояли из торговых факторий. Это Тира (Валлырод -Дштровський), Никоний (в Овидиопольском районе), Ольвия Очакова, в устье Южного Буга), Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Каркинитид, на западном побережье Крыма и др. Начало колонизации Северного Причерноморья положили греки. Последние колонизационные процессы замирают в V или в начале IV в. до н. э. Причинами этого движения было недостаточное количество земли на родине, их желание расширить рынки сбыта для своих товаров постоянная потребность греков в зерне. Черноморские колонии были землями Греции. Отсюда в Грецию и в Малую Азию вывозились хлеб, а также меха, воск, рыба, соль и строительная древесина. Довольно рано в самых колониях стали производить предметы, которые были необходимы для торговли с туземцами. Примерно с IV-III веков до н.э. в торговле начали вести боспорские города, где расцвели такие ремесла, как резьба по металлу и изготовление ювелирных изделий, окончательно прекратило привоз драгоценных изделий из греческих городов. Геродот сообщает, что при Ольвие была отправным пунктом сухопутной караванной пути. Этот путь простирался далеко на северо-восток за Волгу. Со временем значение Ольвии уменьшилось. Произошло это из-за растущей конкуренции со стороны других колоний, в частности боспорских городов. Они уже в IV-III веках до н.э. заняли среди колоний первое за богатством и влиянием место. Но все же основной причиной упадка Ольвии было то, что она по своему географическому положению все время находилась под угрозой нападения степняков. Ольвия была городом-республикой. Состоятельные рабовладельцы, которые держали в своих руках управление городом, составляли незначительное меньшинство. Большинство жителей Ольвии состояли из малообеспеченных свободных граждан, а также с лишенных политических прав переселенцев и рабов.
В III в. до н. э. Ольвии пришлось отбивать постоянных нападений скифских племен. Со временем к скифам перебежали рабы, и примкнуло все загородное населения. Во II в. до н. э. на ольвийских монетах появляются изображения скифских церквей. Это было очевидным признаком того, что Ольвия стала их данницою. В I в. до н. э. Ольвия настолько пострадала от нападения кочевников, что встал даже вопрос о переселении жителей в другое место. Однако уничтожение торговой гавани на Бугском лимане было невыгодным тем же туземцам, так Ольвия была отстроена. Все со временем приходит в упадок это же произошло и с Ольвией. Об этом в подробностях рассказал греческий писатель Дион Христос, который посетил Ольвии в 83 г. н.э. Несколько раз поддержало Ольвию римское владычество. Ольвийские надписи того времени еще сообщают о торговых отношениях с греческими городами Мраморного и Эгейского морей, с Херсонесом и Босфором Киммерийским. С IV в. н.э. упоминания об Ольвии уже прекращаются.
Первые славянские археологические культуры. Благодаря последним научным достижениям украинских археологов и историков установлены ареалы археологических культур славянской прародины и уточнен время расселения наших предков. В. Баран и М. Брайчевский и российский ученый Л. Гумилев сделали многое для развития археологии. Началом славянского расселения стала эпоха зарубинецкой культуры. Ее стоянки в конце XIX в. изучил украинский археолог В. Хвойка. Нашел он эти раннеславянские поселения в районе с. Зарубинцы на Черкасщине. Поэтому эту культуру II в. до н. до н.э. – II в. н. э называют зарубинецькой культурой.
(памятник основателям Киева)
Черняховская культура, занимавшая весь Восточноевропейский Лесостепь (Приднепровье, Южное Побережье, Приднестровье), представленная большим количеством памятников. Ученым известно более 2 тысяч поселений и могильников. Из них около 100 поселений и 70 могильников были раскопаны археологами. По площади они все разные – от 1 до 20 га. Среди производственных сооружений хорошо известны железоплавильные горны и печи для обжига гончарных изделий, ювелирные и стекольные мастерские, помещения для помола зерна и т.п. Обрядом захоронений на могильниках Черняховской культуры появляются трупосожжения на стороне с захоронениями остатков кремации в урнах или ямах без наземных признаков или трупоположения. К памятникам Черняховской культуры относятся 150 кладов римских монет. Маврикий Стратег свидетельствует, что «у них большое количество скота и земных плодов, которые лежат грудами, особенно проса и пшеницы». Тот же автор, как военный специалист, рекомендует учитывать богатства славянских земель как источник провианта для войска во время военных действий. Производство продукции носило массовый характер, и были рассчитаны на сбыт. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Совершенствование орудий труда общественное разделение труда приводили к изменениям в области социально – экономических отношений. Основной формой социальной организации славян были самостоятельны в хозяйственном отношении семьи, объединенные в территориальную общину. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы в период правления императора Марка Улофа Трояна (98-117 гг. н.э.), когда римляне покорили всю Данию и заставили ее населения говорить на ромейском, латинском языке. Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря этому снова возродилось экспортное земледелие, причем в крупных размерах. О размерах славянского экспорта II-IV веков н. э. можно узнать, например, из большого количества кладов римских монет в местах расселения предков. Приток римского серебра резко вырос именно за Трояна, и высокий его уровень держался в течение нескольких веков. Недаром автор «Слова о полку Игореве», вспоминая далекие времена благосостояния, назвал «века Троянов». Денежные сокровища славянской знати II-IV веков были полученным от римлян эквивалентом местного хлеба.
Не исключена возможность, что во II-IV веках, еще до нашествия гуннов, на землях южной части восточных славян, где раньше были царства скотоводов-земледельцев, уже возникла государственность. Задолго до появления Киевской Руси в этой части славянского мира, наиболее близкой к мировым культурным центрам, уровень социального развития дважды достигал предела первобытного и классового общества. Впервые дальнейшее развитие было прервано сарматским нашествием III в. до н. э, и вторым нашествием тюрок-гуннов в конце IV в.н.э. Славяне, создавшие Черняховскую культуру, в середине и второй половине I тысячелетия пережили какие-то важные события, которые нарушили исторический процесс. Вследствие этих событий Черняховская культура исчезла и вместо нее появилась славянская культура II половины I тысячелетия. Такими событиями были Великое переселение нардов и падение Римской империи.
Летописные славянские племена в Украине. Начала их государственности. В IV в.н.э. в Приднепровье, Побережье, Приднестровье происходит объединение в государственный союз групп славянских племен антов и славинов. Они положили начало формированию украинской народности в государства в форме военной демократии (племенные собрание – вече старейшин – вождь). Эти союзы вели постоянные войны против соседей – Скифии, Сарматии, Хазарского каганата, Византии, Западной Римской империи. Начался процесс этногенеза славян и византийцев. Славяно-аварские и славяно-византийские племена VI в. втянули в свою орбиту и славян, проживавших в Восточно европейской лесостепи. Т.е. Антское царство, существовавшее в Среднем Приднепровье с IV по VI веках, в результате славянско-аварских войн распадается. Это привело к глубоким изменениям в общеполитической обстановке в Восточной Европе. Исторический путь дальнейшего развития славянских племен Восточной Европы был определен и обусловлен ситуацией VI-VII веков, когда русский союз племен выдержал натиск кочевых воинственных народов и использовал свое выгодное положение на Днепре.
Возникновение государства. Первое феодальное государственное образование в Восточной Европе – Хазарский Каганат просуществовал около 300 лет со второй половины VII в. до середине X века. Эта империя занимала огромную территорию, на которой проживало много народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Хазария была первым феодальным государственным образованием в Восточной Европе. Во второй половине VII в. Хазария стала самостоятельным государством со своей правящей династией. Хазарией правили тюркские ханы династии Ашина (650-810 гг.), наследники правителей Великого тюркского каганата (552-745 гг.) Царевич-беглец и его соратники спаслись бегством после разгрома своего государства и нашли убежище в Хазарии. Гостеприимно приняты хазарами, беглецы не слились с массой местного народа и не противопоставили себя ей напротив, они продолжали жить кочевой жизнью, только зиму проводили в домах в Итиль. Но эти беглецы возглавили борьбу хазар с арабами. Будучи мастерами степной маневровой войны, молодой Ашин и его военное окружение научили хазар отражать натиск регулярных войск противника. Они были язычниками, которые почитали Сына Небо и Черную Землю, они были веротерпимые.
Завоевав Большую Болгарию, хазары увеличили свою территорию вдвое. Причем языковая и этническая близость хазар и болгар позволила создать достаточно прочный союз. В такой форме государство было бы весьма неустойчивой, если бы ханы из правящей династии Ашина не нашли способ привязать к себе своих подданных. Они предусмотрительно поделились властью с завоеванной знатью болгар. Наряду с каганом-хазарам империей правил царь-болгарин. Создалось своеобразное двоевластие, которое оберегалось до конца существования империи. С этой же целью хазары предоставили племенным вождям автономию во внутренних делах. Более того, они допускали местные церкви к занятию высоких должностей в иерархии самого государства. Не только вожди, а народ был заинтересован в участии в закавказских войнах, потому что это, с одной стороны, приносило богатую добычу, а с другой предупреждало набеги арабов, от которых страдали и язычники и христиане.
Экономической основой Хазарии было развитое земледельческо-животноводческое хозяйство, различные ремесла, широкая внутренняя и внешняя торговля. Пошлина и разная дань, которую собирали из купеческих караванов, тоже поступали в бюджет этой страны. Население страны делилось на «черных» и «белых» хазар. Черные хазары вели оседлый образ жизни, потому что не имели возможности кочевать, так как для этого требовалось определенное количество крупного рогатого скота и лошадей. Хазары-язычники не имели в своей стране никаких гражданских прав. Например, перед начальством хазары должны были падать в низ, а их детей продавали на базарах невольников в странах ислама. Местное население Хазарии было полностью бесправным перед грозными сборщиками налогов иудеями.
Государственный переворот Обадии. 866 год латинские источники упоминают об иудаизме в Хазарии. Это означало признание иудейского царя-вассала равным хазарскому кагану. В начале IX в. в Хазарии произошел государственный переворот под руководством Обадии. Власть захватила иудейская община, которая поставила рядом с каганом-тюрка царя-иудея. Торговые колонии каганата распространяются от Китая до Испании. На этой территории еврейские купцы завозили с Запада рабов, меха, мечи. С востока – алоэ, мускус, камфару т.д. Северяне, вятичи и радимичи стали хазарскими данниками, а тиверцы и уличи, обитавшие в низовьях Южного Буга и Днестра до устья Дуная, как предполагает проф. Л. Н. Гумилев, могли быть союзниками кагана в непрерывной войне с мадьярами. Каганат не имел своей регулярной армии, поэтому нанимал военных иностранцев. Плата наемникам за службу была большой, но правительство Хазары ставил жесткие условия: армия не должна была терпеть поражение. За нее воины карались смертью.
Развитие городов Хазарии. Кроме Хазарского каганата и Русского государства, в IX в. в Восточной Европе существовали еще Камский, Большой Булгар и Аварский каганат. Хазарский каганат в это время был наиболее активным и крепким. С помощью Византии хазары построили на Дону крепость Саркел для защиты от степных мадьяр и славян. Пожалуй, византийцы посоветовали использовать кирпич для постройки, и в каганате уже хорошо знали кирпичное строительство и до этого. Так крепость, Саркел просуществовала недолго. Скоро ее стали заселять переселенцы. Когда в крепости стало тесно, ее перепланировали и расширили. Состав населения города был очень разнообразным. В самом городе жили болгары, славяне, а в цитадели–тюрки. В городе жили не только купцы, но и ремесленники. Торговля и ремесло превратили крепость в цветущий город. Наконец, все новые города Хазарии вырастали из крепостей. Появление городов была вынужденной.
Отношения Хазарии с соседними государствами. Хазария была торговой империей. Арабские путешественники писали, что хазары ничего не производят и ничего не вывозят из страны, кроме рыбьего клея. Транзитная торговля купцов-иудеев была основным источником финансирования бюджета каганата. Поэтому в Хазарии существовала вынужденная относительная веротерпимость. В купеческой империи, какой была Хазария, торговые пути были нервами государственного организма. Караванные пути связывали каганат, как с Азией, так и с Европой. Один путь вел в Хазарию из Багдада через Кавказ, второй через Мерв, Бухару, плоскогорье Устюрт, через Яик, вдоль Волги в Булгар и дальше. Иудейским купцам пришлось воевать за них с мусульманами-шиитами. Опять нужны были воины-наемники. Лучше всего для этого подходили варяги-язычники. Хазарский царь нанял кн. Олега с женой. Он пообещал им за это разделение Восточной Европы и поддержку за уничтожение Русского государства и кн. Аскольда. Итиль стала гегемоном Восточной Европы, а изолированное Русское княжество стало вассалом Хазарии. Отсутствие в «Повести временных лет» Нестора-летописца описания подвигов кн. Олега свидетельствует, что в последние годы своего княжения он не побеждал. Более того, вначале X в. русский флот воюет на Каспии против врагов хазарского царя. Особенно активно хазары использовали жену кн. Олега. На протяжении IX-Х веков происходил их непрерывный приток на Русь. Это указывает на ее включение в экономическую систему Хазарии и является платой за военные услуги, которые осуществлялись за счет жизни воинов-славян. Недаром русский историк С. М. Соловьев считал кн. Олега не столько храбрым воином, сколько хитрым политиком и собирателем дани с беззащитных славянских племен. В «Повести временных лет» Нестор вспоминает, что кн. Олег в 907 году прибил «щит на воротах Царьгорода», хотя в действительности это сделал кн. Аскольд в 860 г., едва не захватив Константинополь. В первой половине X века в войну с Хазарией вступает Византия, а затем и Киевская Русь. Кн. Игорь взял приступом Керчь, а его воевода Свенельд покорил союзников каганата племя уличей в низовьях Днестра и Южного Буга и обложил их данью. Древлянская земля, принадлежала Свенельду, и воевода вступает в столкновение с князем. Свенельду помогали древляне. В этом столкновении кн. Игорь был убит Мстиславом Лютым, сыном Свенельда. Такое толкование странной смерти кн. Игоря дал академик А.А. Шахматов.
В 839 г. послы русского князя побывали у императора франков Людовика Благочестивого. В начале IX в. войско руссов воевало в Крыму от Судака до Керчи. В то же время руссы совершили поход на южное побережье Черного моря. Как сообщает арабский писатель Ибн Хордадбех в «Книге путей и царей», «племя из славян плавало через Керченский пролив в Азовское море». Вторжение мадьяр, а особенно печенегов, принесло весьма существенный ущерб политической целостности и могущества Хазарии. Степи Северного Причерноморья вышли из-под власти хазар и с внутренней хазарской территории превратились в грозную и опасную периферию. В окружном послании патриарха Фотия к епископам нашло сильное впечатление, которое производили выступления Руси против Византии и нескрываемая радость от того, что Русь все же удалось окрестить.
В X в. Хазария перестала быть заметной политической силой в Восточной Европе. Правда, некоторые владения каганат все же сохранил, хотя приазовские степи были заняты печенегами, Таманский и восточно-крымские порты Таматарха (Тмутаракань), Фанагория, Керчь и др. все еще находились под властью хазар. Каганат из последних сил пытался удержать их, поскольку через эти морские порты осуществлялась связь государства с богатыми странами Передней Азии и Византией. Экономика каганата опиралась теперь только на широкие международные торговые связи, которые установились у него с близкими и дальними народами и государствами в прежние времена. Большую роль играла при этом транзитная торговля, а то и спекулятивная перепродажа. Хазария превращалась в типичное государство, его правители держались на подачках торгового капитала. Купцов устраивала власть, которая организовывала защиту их интересов, защита торговых городов, в котор