Древнерусское общество в IX-XII веках Возникновение Русского государства

1. Формирование государственности

2. Форма государственности

3. Феодальный способ ведения хозяйства

4. Утверждение Руси. Владимир Великий. Принятие христианства

5. Тип государственности

6. Духовная жизнь Руси

Формирование государственности. В 9-10 веках, после освобождения днепровских земель новгородским князем Олегом от дани Хазарскому каганату, сформировалось русское государство со столицей в Киеве под властью династии Рюриковичей – Киевская Русь. Киевский князь Владимир Святославич в 988 году принял христианство из Византии и провозгласил его государственной религией. Сконцентрировав все русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома тюрков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078 г) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096 г). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лестничного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Олеговичем Черниговским. Русь распалась на отдельные княжества, в том числе (на территории современной Украины) Киевское княжество, Черниговское княжество, Галицкое, Владимира Волынского, частично Турово пынское, а также Переяславское княжество.

Помимо этого, в конце 9 в. и на протяжении всего 12 в. участились набеги половцев, пришедших на смену печенегам, откочевавшим на Балканы. На протяжении многих десятилетий южнорусские князья не могли справиться с половцами, предприняв целый ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте, битва на реке Стегне и др.) Половцы разоряли многие русские города, нередко врывались и в сам Киев, разоряли Печерскую лавру.

Историки исходят из того, что на протяжении 12 века более половины населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, переселилось на север, на более спокойную Ростово – Суздальскую землю, называвшуюся, также Залесьем или Опольем. Переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский и др.)

В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В 12 веке кроме киевского князя, титул великого стали носить также Владимирский и Рязанский князья, в 13 веке — также Галицкий и Черниговский.

В 1199 году Роман Мстиславич объединил Галицкое и Волынское княжества, его потомки окончательно утвердились в Галицко-Волынском княжестве в 1239 году. После нашествия Батыя 1237 —1241 и разорения в 1299 году Киев пришёл в запустение.

Форма государственности. На Руси формируются системы вассально-иерархических отношений. Возникла и укреплялась феодальная иерархическая лестница, верхней ступенью которой был сюзерен, а нижним – вассалы. В этот период одновременно с неустанно растущей властью князя постепенно возрастает и роль верхушки княжеской дружины, которая, выделяясь в господствующий слой, фактически составляла основу своеобразного административного аппарата, который собирал дань и занимался судопроизводством на местах. Дружинники подталкивали князя на военный поход в тех случаях, когда были прожиты военные трофеи от предыдущего похода. Князь советовался по важным вопросам с ближними боярами и старшинами. Как пишет Л.Гумилев, «князь в ту эпоху это только представитель, а настоящие правители были всегда дружинники, только имена их остались неизвестны истории». Поэтому такую форму власти можно было бы назвать дружинно-вечевой.

Феодальный способ ведения хозяйства. Середина IX в. история Руси характеризовалась завершением сложного и длительного процесса формирования феодализма у восточных славян и одновременно древнерусского государства. Основу феодального способа производства составляет феодальная собственность на землю. Одной из особенностей феодальной экономики является несовместимость земельной собственности и владения землей. Один и тот же кусок земли, будучи собственностью одного человека, в то же время находится во владении другого. То есть создалась система, которую возглавлял основной владелец земли (великий князь), а основу ее составляли непосредственные производители, феодально-зависимые крестьяне. При феодализме эксплуатируемый крестьянин имел мелкое хозяйство, благодаря которому жил. Но земля, которой пользовался феодально-зависимый крестьянин, являлась собственностью феодала. За это феодал требовал от своего подданного выполнение определенных повинностей. Наличие у крестьянина собственного хозяйства делала его экономически независимым от господина. Поэтому для обеспечения прибыли феодал вынужден был применять прямое насилие или принуждение. Зарождалось крепостничество, основой которого была именно эта личная зависимость крестьянина от феодала. Возникал антагонизм, между крестьянином и феодалом, который сочетал в себе экономическую зависимость крестьянина и внеэкономическое принуждение. Б. Рыбаков, и И. Фроянов утверждали, что народные волнения часто не были движением против феодальных порядков вообще, а лишь борьбой за перераспределение жизненных припасов. Основной формой эксплуатации на Руси была продуктовая рента, а не отработки, как в Западной Европе, например во Франкском королевстве. Древнерусское государство переходило к феодализму не от рабовладельческого, а от первобытнообщинного строя. Форма эксплуатации известна из источников как дань. Феодальный строй в древнерусском государстве в основном уже сформировался к середине IX в. На Русской равнине появляются многочисленные городища-замки, городища-крепости центры феодального господства. По историческим источникам, можно себе легко представить внешний вид Руси, где в то время господствовал феодализм. Русь была разбита на мелкие участки, не связанные и враждебные между собой, эти земли должны иметь воинственный вид. У всякого явления должно быть две стороны. С одной стороны, феодал всегда воинствующий, напряженный, постоянно готов драться со своими крестьянами или с такими же соседями-феодалами. С другой стороны, феодал, как и все люди, дорожил своими родными и близкими. Атрибуты власти имели для феодализма огромное значение. Если феодала лишить признаков его состояния и забрать его имение-крепость, стоящую на земле, и панцирь, который он одевает, выезжая из дома, то он потеряет свою силу и перестанет быть опасным для окружающих. До принятия Русью христианства не прекращалось противостояние с Византией. Каждый из русских князей этого периода считал необходимым организовать несколько походов на ромеев. Во-первых, потому что Византия была одним из основных торговых центров, где сбывалась собранная дань. Во-вторых, в борьбе с сильным соперником шло собственное самоутверждение. Стремясь способствовать объединению восточнославянских племен, Святослав в 965 и в 968 гг. совершил два победоносных похода против Хазарского каганата, который издавна перекрывал Руси торговые пути и претендовал на земли вятичей и северян. И ослабление каганата открыло путь на Русь кочевникам, тем же печенегам. По иронии судьбы, впоследствии от руки печенегов погиб и сам кн. Святослав.

http://ukrmap.su/program2009/g4/02/2(3)_resize.jpgУтверждение Руси. Владимир Великий. Введение христианства. Расцвет и подъем Киевской Руси заняли период с конца X-до середины XI в. Он приходится на время правления Владимира Великого (978-1015гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054гг.). В период правления этих князей завершился процесс формирования территории государства. Феодализм был первой хозяйственной системой, которая базировалась на антагонизме. Пахотные земли, оставаясь коллективной собственностью территориальных общин, передаются при этом в индивидуальное владение отдельных семей. На смену первобытному коммунизму приходит раскол общества на слои, на сословия, на классы. На время княжения Владимира Русь уже сложилась как раннефеодальное европейское государство. История Руси X века развивалась под знаком борьбы двух религиозных партий – христианская и языческая. В фольклоре это отразилось как поединок Добродетельной ширине и Змея. Антихристианский террор перед этим кн. Святослава не способствовал стабилизации положения. Семь лет спустя правил слабый князь Ярополк. Придя к власти ценой жизни своего брата Ярополка, молодой кн. Владимир оказался перед проблемами, которые требовали немедленного решения. Среди них была необходимость задобрить варягов, которые в составе русских дружин начинали бунтовать против своих работодателей. Следующей проблемой было обеспечение окраин Руси от территориальных притязаний и постоянных нападений соседей. И последнее нужно было прекратить центробежные выступления племенных вождей на окраинах Руси. Новая Русская держава требовала более совершенной власти. Укреплению системы государственного управления способствовали реформы кн. Владимира. Это религиозная, административная, военная и судебная реформы.

Неудачное реформирование язычества. Реформирование кн. Владимиром язычества, попытка ввести монотеизм на базе языческих богов, прежде всего Перуна, потерпела поражение. Археолог Я.Е.Боровский раскопал капище в центре Киева. Оно точно сориентировано по сторонам света север-юг, и имеет довольно необычную удлиненную форму с лепестками пьедестале ламы, на которых некогда стояли скульптуры языческих богов. На шести лепестках капища, замурованного из камней на глине, размещалось шесть богов: Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симарга и Мокошь. Эти боги хорошо согласуются с «Повестью временных лет». Рядом с капищем большая яма, где горел священный огонь. Я.Е.Боровский делает вывод, что это остатки того самого пантеона языческих богов, который, по летописным сообщениям, создал кн. Владимир, пытаясь реформировать языческую религию, что было необходимо для укрепления страны.

Этапы крещения Руси. М.Ю.Брайчевский считает, что было несколько этапов проникновения христианства на Русь. Процесс распространения христианства на Руси происходил на протяжении веков, и прошел через несколько стадий:

  • Спонтанное самопроизвольное, внутренними причинами проникновение христианства в среду Восточных славян);
  • Отдельное, случайное, однократное введение новой веры отдельными властителями.
  • Первое официальное крещение Руси при Аскольде;
  • Потеря новым вероучением функции государственной религии в результате переворота 882 г;
  • Упорная борьба христианства с язычеством в течении X века, в ходе которой три вспышки антихристианского террора чередовались с периодами религиозной толерантности;
  • Второе официальное крещение при Владимире и окончательное провозглашение православия государственной религией Руси.

http://ukrmap.su/program2009/g4/02/7(1)_resize.jpgКрещение Руси кн. Владимиром Великим. Кн. Владимир выбрал среди многих религий мира именно христианство греческого (православного) образца, так как оно признавало верховенство светской власти над церковной. Христианство также освящало власть. В Библии написано, что всякая власть от Бога, еще и добавлено, что цари и рабы будут вечно. На решение кн. Владимира дать христианству положение государственной религии, наряду с личными мотивами, влияли также соображения политического характера. В настоящее время Европа была уже христианской и с предубеждением относилась к нехристианским народам. Чтобы войти в круг европейских народов, нужно было признать христианство. Новая религия имела для Киевского государства также внутриполитическое значение, потому что ликвидировала племенные пантеоны богов и сплотила все племена вокруг власти. Культурное значение христианства заключалось в том, что оно принесло с собой высшую цивилизацию и новые обычаи. Кн. Владимир очень энергично взялся вводить христианство. Для этого он приказал уничтожить капища старых языческих богов по всему государству. В Киеве крещение не встретило особого сопротивления, а в других местностях оно проводилось принудительно. Естественно, что новая вера навязывалась насильно, а в отдаленных от столицы местностях двоеверие сохранялось на протяжении веков. Существует мнение, что первыми митрополитами на Руси были все же не греки, а болгары, которые провели церковную службу на понятном для верующих языке.

http://ukrmap.su/program2009/g4/02/5_resize.jpgТип государственности. Еще князь Святослав, отец кн. Владимира, начал реформировать органы административно-территориального управления Киевской Руси. Суть их заключалась в том, что в русские волости и земли великий князь киевский начал назначать своих представителей ближайших родственников. Они должны были осуществлять на местах все судебные, финансовые и военные функции великого князя. Ранняя смерть князя Святослава прервала проведение этой реформы. Суть административной реформы состояла в ликвидации племенных княжеств. Со временем реформу Святослава продолжил его сын, великий князь киевский Владимир. Ему удалось завершить эту реформу. Территория государства была разделена на волости и уделы. Все 12 сыновей были назначены им в волостях Руси как представители центральной власти. Тип государственности, который установился в результате этой реформы, проф. О.Прицак называет патримониальный. Великий князь одновременно был и главой династии, который делился своей властью с членами семьи. В случае вымирания династии, или при условии военного поражения государства последняя исчезала с политической карты мира. Военная реформа кн. Владимира была направлена на укрепление оборонного потенциала Руси. Судебная реформа предусматривала совершенствование обычного права под названием «Закон русский» и приспособления его к современным условиям. Подразумевалось, что инициатива и право в проведении судопроизводства на всей территории государства полностью переходили в руки великого князя. В правление кн. Владимира окончательно сформировались Русская держава и ее территория. Владимир фактически завершил процесс собирания земель. На западе Русь достигала Карпат, а на востоке Волги, на севере она начиналась на берегах Балтики и простиралась до берегов Черного моря. После этого территория Руси уже не увеличивалась. С падением Хазарского каганата и выходом печенегов к границам восточнославянских земель началось отселение славянского населения во внутренние районы. В те времена кн. Владимир строит новые и реконструирует старые крепости по Десне, Ворскле, Трубежу, Суле. Археологическими работами установлено, что Посуле стало юго-восточным рубежом Киевской Руси. Центробежные силы в виде племенных княжеств Прикарпатье (белые хорваты) еще пробовали отделиться от Киева. Но это была последняя такая попытка, которую кн. Владимир задавил в самом ее зародыше. По словам С.М.Соловьев, кн. Владимир в 992 г. ходил с епископами в земли Червенские, учил, крестил людей и построил город и церковь Богородицы. Незадолго до своей смерти, в 1015 г., кн. Владимир столкнулся с невероятными трудностями в управлении собранных земель. Для сохранения старых и новых подданных в покорности войска не хватало. Новгород, Полоцк, червленая Русь и другие земли время от времени пытались отделиться от Киева. Посылая в те земли воевод на примирение, великий князь рисковал тем, что и воевода мог стать предателем и присоединиться к сепаратистам и пойти войной на Киев. Поэтому за Владимиром окрепла система раздачи уделов сыновьям.

Борьба с раздором и сепаратизмом. Среди 12-ти сыновей Владимира нам интересен будет Ярослав, который княжил в Новгороде. Он впервые упоминается в летописях как мятежник, который выступил против отца. Второе действующее лицо – это сын кн. Владимира и младший брат Ярослава кн. Мстислав. Любимыми детьми кн. Владимира были его сыновья от другой женщины подросток Борис и малый Глеб. кн. Владимир ненавидел своего старшего сына Святополка, наследника престола. Святополка звали «сыном двух отцов», потому что Владимир захватил в плен и женился на уже беременной женщине убитого им брата Ярополка. Святополк энергично налаживал связи и с печенегами, и с поляками. Своим духовником Святополк избрал епископа Колоберезького немца Рейберна, но это трагически закончилось для обоих. Кн. Владимир посадил и немца, и княжича в тюрьму, из которой епископ уже не вышел. Кроме того, кн. Владимир собирал войско, чтобы поквитаться со своим сыном Ярославом. После смерти кн. Владимира в военном походе против печенегов был брошен на произвол судьбы его любимый сын Борис. В Киеве толпа освободила из тюрьмы Святополка и провозгласил его великим князем. Начинается жестокая война, которая стала братоубийственной. Вскоре это проявилось в точно выполненном приказе кн. Святополка убить своих малолетних братьев Бориса и Глеба и взрослого брата Святослава, за что он был прозван Окаянным. Эта война, начавшаяся в 1015 года по инициативе кн. Святополка Окаянного между ним и братом кн. Ярославом, ослабила государство. Как отмечает Н. Костамаров, в одну из пятниц 1019 года состоялась кровавая сеча между братьями. Войска кн. Святополка были разбиты, а сам он бежал с поля боя. Вскоре, потрясенный разгромом и потерей власти, кн. Святополк умер на чужбине. После победы над братом великий князь киевский Ярослав был вынужден заново укрощать мятежных удельных князей, отделившихся от Руси. Для этого он должен был выдержать жестокую и упорную борьбу со своими родственниками. Так, племянник кн. Ярослава полоцкий князь Брячислав ограбил Новгород. Кн. Ярослав отбил у него пленных, однако война не утихала. У Суздаля поднялись волхвы. «Была смута великая», прекращена только в 1024 г. Тем временем отделились вятичи, вновь присоединенные уже только кн. Владимиром Мономахом, их примеру последовали северяне. В 1023 г. Мстислав воевал с Ярославом, хазарами и касогами. В летописной традиции инициатива всегда принадлежит князю, а влияние советников и давление общественного мнения игнорируются. Но в этом случае правильнее было бы сказать, что на Русь пошли войной хазары и касоги, а чтобы привлечь на свою сторону руссов, привели с собой кн. Мстислава. Осенью того же года, ночью, во время сильной грозы, около г. Листвен на Северской земле встретились скандинавы кн. Ярослава со степняками кн. Мстислава. Со стороны Мстислава первыми в бой вступили северяне, а хазары и касоги, с которыми пришел кн. Мстислав, были оставлены в резерве. Победителем из этой битвы вышел кн. Мстислав. Кн. Ярослав, потерпев поражение, скрылся в Новгороде. Однако кн. Мстислав не воспользовался возможностью занять великокняжеский стол в Киеве. Наоборот, он попросил у побежденного кн. Ярослава мира. Но как покажет время, такими, же они часто оставались и в будущем. Те из северян, оставшиеся в живых, были оскорблены в лучших своих чувствах, а без их поддержки кн. Мстислав и мечтать не мог о том, чтобы занять Киев. Поэтому кн. Мстислав, как младший брат, стал просить мира у кн. Ярослава. Признание в те времена себя младшим братом означало проявление покорности и переход удельного княжества, которое перед тем отделилось от государства, на право автономии. После заключения мира со старшим братом кн. Мстислав жил в основном в Чернигове, изредка выезжая в город Тмутаракань, которым он тоже обладал. После своей смерти он не оставил наследников, поэтому кн. Ярослав снова начал единолично править Русью. Кн. Ярослав с удовольствием поменял буйный Новгород на культурный Киев. Ярослав Мудрый расширял область русского влияния, продолжая дело всех своих предшественников, то есть, собирая земли. Он также совершил военные походы на ятвягов и Литву и обложил их данью. Кн. Ярослав окончательно закрепил за Русью червенские города тем, что породнился с польским князем Казимиром и, в свою очередь, помог последнему покорить Мазовию. Во время кн. Ярослава состоялась последняя война с Византией. Она славы русским воинам не принесла, потому, что они потерпели в ней поражение. В 1046 г. был подписан мир, закрепленный браком сына Ярослава с дочерью византийского императора Константина Мономаха. Больше всего кн. Ярослав известный благодарным своим потомкам как строитель. Единственным зданием XI в. которое, сохранилось и по сей день, является построенный кн. Ярославом храм св. Софии. Время княжения Ярослава ознаменовалось распространением христианской религии во всех русских землях. Активизация внешнеполитической деятельности, доминирование дипломатии над оружием, свидетельством чего являются многочисленные браки членов семьи Ярослава Мудрого с представителями правящих династий Запада, характеризовали времена его дальнейшего правления.

Русское государство во второй половине XI начале XII вв. Собственность на землю на Руси, началось лишь во второй половине XI в. И все же коллективная собственность на землю еще во времена кн. Владимира постепенно менялась на индивидуальную. Способствовала этим позитивным преобразованиям структуры собственности, по мнению Б.Рыбакова, прогрессивная феодальная прослойка земское боярство. Разрыв, который становился заметным во второй половине XI века, между производительными силами, продолжали развиваться, и политической формой, которая временно тормозила нормальное развитие феодального класса, был отстранен боярством. Огромные размеры Киевской Руси не позволяли наладить нормальный образ феодального производства. Это задание выполнили в своих землях независимые древнерусские княжества. Появление этих княжеств-государств знаменует начало периода зрелого феодализма на Руси. В начале XII в. в Киевской Руси уже закончился процесс создания феодальных отношений: великий князь, местные князья, бояре, боярские слуги.

Триумвират Ярославичей. После смерти кн. Ярослава Мудрого каждому из пяти его сыновей остался отдельный удел. Изяслав, Святослав и Всеволод, образовав триумвират, двадцать лет правили Русью. В деле наследования Ярослав утвердил принцип сеньорат, т.е. прав старшего в роду. Все сыновья должны были уважать старшего брата великого князя киевского и вместе с ним править всем Русским государством. Сыновья князя, не достигших княжества, назывались изгоями, их лишили прав на землю. Это были безработные князья-изгои. Для них не было места в жизни, потому что они не могли быть даже удельными князьями в маленьких городках не иначе, как по милости своих счастливых родственников. В противном случае им грозило изгнание в Византию или даже смерть. Таким образом, энергичные изгои невольно становились врагами общества. Поэтому во второй половине XI в. на Руси стало неспокойно.

После смерти последнего из Ярославичей борьба за великокняжеский стол набирает угрожающий характер. В Киеве начались волнения на экономической почве. В 1113 г. вспыхнуло восстание, в городе начались грабежи дворов бояр и купцов, произошел первый еврейский погром, когда были разграблены и сожжены дома ростовщиков-евреев. Владимир Мономах как воин и политик попытался утихомирить бунтовщиков. Поэтому великокняжеский стол отдали без Владимира Мономаха. Он был одним из последних киевских князей, который пытался сохранить единство Руси. Владимир Мономах успешно боролся с половцами, проявив себя как талантливый военачальник. По его выражению, он заключил 19 миров с половцами. Как считают некоторые историки, Половецкая земля (Дешти-Кипчак) и Киевская Русь были одним полицентрическим государством. Владимир Мономах установил мир с половцами, который фактически обеспечил на 130 лет русско-половецкий союз.

Развитие градостроительства. Более тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Владимиру Волынскому, Галич, Переяслав, Вилгород-Днестровску. Это все города IX-X веков. В XI в. в письменных памятниках появляется упоминание еще о 62 городах, в XII в. еще о 134 городов, а в начале XIII в. (до завоевания Киевской Руси татаро-монголами) еще о 47 городах. На самом деле городов было гораздо больше, только они не все вошли в летописи. Киевская Русь Х-ХI веков время единства славян, время ее славы и могущества. Киевская Русь была крупнейшим государством средневековой Европы. Уже в X и XI веках в Киевской Руси окреп феодальный строй с его двумя классами: крестьян земледельцев и феодалов-землевласников. Угнетения крестьян становилось все больше, а в XI в. стало просто невыносимым.

Развитие ремесла. До 150 различных видов изделий из железа и стали ремесленников Киевской Руси обнаружили археологи. Из наиболее известных видов прикладного искусства славян известны гончарство, изделия из серебра с чернью, золотые изделия эмалью. Существовало около 60 ремесленных специальностей, многие из которых достигли высот совершенства. Так, славянские навесные замки вывозились во многие страны Западной Европы. Высоким искусством отличались стеклянные цветные браслеты, поливная керамика, резьба по кости, широко известная в Западной Европе под названием «резьбы тавров» или «резьбы руссов», что ее особенно хвалил византийский писатель XII в. Тцетцес. В городах были районы, сплошь заселены гончарами, кузнецами, кожемяки, бондаря, серебряных и золотых дел мастерами. Высшие формы культуры конца Х-ХIII веков письменность, общественное мнение, религиозная и светская литература, живопись, архитектура были тесно связаны с главным культурным событием того времени принятием и распространением христианства.

Введение письменности и развитие образования. Огромным культурным переворотом, который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и позволил накопить необходимый опыт, знания, развивать художественное слово, закреплять и хранить словесные произведения для потомства и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности. Еще «черты и резы» славян были в X веке, о них упоминают арабские путешественники и географы. В X в. из Болгарии православными монахами братьями Кириллом и Мефодием на Русь были занесены глаголица и кириллица. Началось бурное развитие книжного искусства Киевской Руси. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью. Оно обладало собственным складом книг, обязательных для отправки разного рода богослужений, для монастырских чтений, которые были обязательными, для пропаганды христианства, для обучения служителей церкви. Здесь были произведения исторические, церковно-певческие, богословские, проповеднические и другие. Все они требовали не только единой азбуки, но и высоко располагаемое развитие письменной системы в целом. Уже существовало высокое искусство перевода. Было переведено «История иудейской войны» Иосифа Флавия, римско-еврейского писателя I в. н. эры, что писал на греческом языке. Меценатство в Киевской Руси. По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно совершали благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства. Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогостоящих мер от огромных храмов и княжеских храмов в роскошно украшенных рукописях и дорогих ювелирных изделиях. Есть основания полагать, что в третьей четверти XI в. в больших монастырях Киева книжное образование поднимался в церковных рамках до высшего уровня тогдашней европейской науки. Православие и книжное образование, как сущность византийской культуры, были проникнуты и творчески переработаны на славянской почве.

Храмы Киевской Руси были не только религиозными сооружениями. В них принимали иностранных послов. На хорах воздерживались казна, библиотека, работали переписчики книг. В храме и около него собиралось вече из выбранных горожан, а в торговых районах города и в некоторых церквях хранились наиболее ценные из товаров, чтобы предотвратить пожары и кражи. Столица государства Киев выгодно отличается от других таких же крупных городов славян великолепием его парадных въездов, огромными богатыми площадями и торжищами. По свидетельству средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, в Киеве в начале XI в. было более 400 церквей и 8 торжищ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как формируется государственность у Восточнославянских народов?

2. Какая форма государственности возникает у этих народов?

3. Феодальный способ ведения хозяйства

4. Утверждение Руси. Владимир Великий как основатель единого государства.

5. Принятия христианства

5. Тип государственности

6. Духовная жизнь Руси

284
Нет комментариев. Ваш будет первым!