Украинское общество во второй половине XIV – первой половине XVI в
1. Ослабление
украинских земель
2. «Бархатная»
литовская экспансия (1340-1362 гг.)
3. Потеря
украинскими землями своей автономии (1385-1480 гг.)
4. Образование
украинской народности
5. Усиление
литовско-российской борьбы за право быть центром «собирания земель Руси»
(1480-1569 гг.)
6. Развитие
городов, ремесел и торговли на Украине.
Ослабление украинских земель.
Украинские земли попали в круг геополитических интересов многих соседних
государств, о чем студенты уже узнали из лекционного материала. Большинство
украинских земель в этот период находились под властью Литвы. Основная
масса украинцев оказалась в трудном социально-политическом положении. Это
связано с процессами феодализации и закрепощения крестьянства Украины еще
при литовской власти. Некоторые историки время существования Украины
в составе Литовского княжества считают временем существования Литовско-Русского
государства. Этого мнения придерживается Крипякевич. А историк XIX в. А.
Ефименко, как и современный исследователь истории Великого княжества Литовского
Ф. Шабульдо убеждены, что в тот период происходило превращение украинских
земель в литовскую провинцию. Во всяком случае, время пребывания Украины в
составе Литвы можно разделить на несколько периодов.
Литовская экспансия 1340-1362 гг.В древности
литовские племена занимали территорию, чуть ли не до нынешнего
Тамбова. Но уже в XIII в. они исчезли с Русской равнины. Долго литовские
племена сохранились только в Прибалтике и в Белоруссии: литы, жмудь, пруссы,
замигали, ятвяги и голядь. Ровесник кн. Александра Невского
литовский князь Миндовг объединил почти все литовские племена. После
его трагической смерти литовские князья все XIII в. боролись за
княжеский стол. Только в начале XIV в. победил Гедимин. Первым его
завоеванием на Руси была Черная Русь местность около г. Гродно, западная часть
славянских земель, область левых притоков Верхнего Немана. Затем были захвачены
города Полоцк, Минск, Витебск. Литовцы стали проникать
на Волынь и в Галицию, где правили потомки “короля Малой
Руси” Даниила Романовича Галицкого Лев и Андрей. Сил у братьев было
мало. Они не могли оказать сопротивления ни татарам, ни литовцам, ни
полякам вместе с венграми. Однако Гедемине не удалось подчинить себе Галицию. В
результате целой серии мелких войн Галицию заняли поляки,
Закарпатскую Русь венгры, а литовцам досталась лишь Восточная Волынь. На
очереди был Киев. На р. Ирпень в 1321 г. Гедимин разбил войска киевского князя
Станислава и овладел Киевом. Киевляне подчинились Гедемине на
основе вассалитета, а Станислав стал подручником Гедимина. Правда,
киевский князь не переставал при этом и дальше платить дань татарам.
Сын кн. Гедимина кн. Ольгерд достиг больших успехов. Он покорил Литве
города и земли – Киев, Брянск, Ржеву, Северскую Русь, в то время как его брат
Кейстут защищал от немецких рыцарей Жмудь и Литву. Образовалась великая держава с
литовской династией, с преимущественно русским населением и причудливую
смесь западной и древнерусской культуры. Литовская экспансия
распространилась по Руси под нажимом безудержной литовской конницы, упали все
русские города от Волыни до Чернигова и Курска. Гедимин и его сын Ольгерд
создали мощное Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийское. Характерной
чертой Литвы XIII в. было, сохранение древней языческой веры предков и
воинственного бога Перуна. При этом литвины плохо относились к христианам. Но уже
в XIV в. религиозные приоритеты меняются. В последствии Ольгерд, а далее и
его племянник Витовт приняли православие. Воспользовавшись
слабостью Золотой Орды, которая в 1362 г. распалась на Синюю и Белую, литовцы
активно начинают новый этап проникновения в земли Руси. В 1362 г. Ольгерд
разбил на р. Синиводи у Хмельника войска трех татарских ханов
Подольской земли. Литва присоединила и Подолье. Синиводская битва
закрепила территориальные приобретения Литвы. В начале своего правления на Руси
литовцы пообещали не трогать старину, и не вводить новизну.
Русские бояре пошли на службу к литовским князьям. Литовцы переняли
русский опыт военного дела, научились у местного населения строить крепости,
налаживать налоговую систему, формировать структуру княжеской администрации.
Православие было официальной идеологией Литвы. «Русская Правда» была
положена в основу государственной правовой системы. Государственным языком была
белорусско-украинская речь. Однако процесс ассимиляции литовцев остановился
окончательно после князя Ягайло (1377-1392 гг.) При нем набирают силу
тенденции централизма, а в 1385 г. между Литвой и Польшей было подписано
династическая Кревськая уния.
Потеря украинскими землями своей автономии (1385-1480 гг.) После
вымирания династии польских королей Пястов (1370 г.)
власть в Польше перешла в руки француза Людовика Анжуйского, а он, в свою
очередь, передал корону своей дочери Ядвиге. Но, когда Ядвига захотела
пожениться с австрийским принцем Вильгельмом, которого она любила, как сразу же
вмешались польские магнаты. Они предложили Ядвиге ради государственных
интересов обвенчаться с литовским князем Ягайло. Это бы позволило
объединить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев.
Вильгельма отправили обратно в Австрию, а почти 12-летняя девушка подросток
была обвенчана с 40-летним кн. Ягайло в 1385 г. Женившись на Ядвиге, Ягайло
стал полноправным властителем объединенной Польши и Литвы. Он сразу же приказал
всем нехристианам Литвы принять католичество. Однако
потомки Гедимина и соратники Витовта не захотели принять
католичество. Князь Витовт возглавил литовско-русскую оппозицию.
Поддержанный литовскими феодалами и русскими удельными князьями, он в 1392 г.
был признан пожизненным правителем Литовского княжества. Усиливается социальный
гнет, а украинские земли постепенно теряют свою автономию. Витовт постоянно
строил систему опорных укреплений в Бари, Брацлаве, Звенигороде, Жванце,
Черкассах и других городах. Однако эти планы так и не удалось реализовать.
Поступательное движение на восток было приостановлено вследствие военной
катастрофы на Ворскле 1399 г. в битве с татарами здесь погиб цвет воинских
формирований Литвы и Руси. Однако военный потенциал княжества был еще
достаточно прочным, о чем свидетельствует победа объединенных сил славян и
литовцев над Тевтонским орденом в 1410 г. под Грюнвальдом. Польский король Ягайло
делал все более крупные уступки в пользу Польши и в ущерб Литве. Уступчивая
политика литовских магнатов вызвала возмущение белорусских и украинских
панов, которые тоже трудились на пользу Литвы. Они были равноправными
участниками в государственной и общественной жизни княжества.
Православная церковь была у литовцев в особом почете.
Свидетельством окончательной
дискриминации православного населения стала Городельская уния 1413 г. Власть
стала раздавать украинские земли католической церкви, были основаны католические епископские
кафедры в Каменце-Подольском и Луцке.
Различные направления в борьбе за украинские земли. Возникают
и развиваются литовско-польский и украинско-литовский направления в борьбе за
украинские земли. Вместе рядом с антипольским нарастает антилитовское движение,
о чем свидетельствуют народные выступления в 1440 г. на Волыни и Киеве. Пытаясь
проводить гибкую внутреннюю политику, литовская верхушка сначала идет
на восстановление Киевского и Волынского удельных княжеств. Например,
зависимость Киевского княжества от литовских властей выражалась не только в
вассальной зависимости киевского князя. Кроме того, существовали определенные
ограничения военных, внешнеполитических и финансовых функций местных феодалов в
пользу Литвы. В этом году вследствие центристской политики литовского
правительства оно было преобразовано в воеводство, потеряв остатки политической
самостоятельности. Остатки украинской автономии ликвидированы окончательно, и
эти земли стали провинциями Литвы.
Образование украинской народности. По
одной из гипотез, выдвинутой польским историком Яном Чекеновським,
славяне появились 500 лет до н. э. Другие
ученые считают, что выделения украинского народа из числа восточнославянских
народов состоялось с XII в. до конца XIII в.
Антропологические черты современных украинцев, как подтверждают данные
антропологии, по сравнению с населением Украины Х-ХI веков, существенно не
изменились. Исследования по антропологии,
утверждает акад. Ф. П. Шевченко, указывают на генетическую связь
украинцев с древлянами, волынянами, тиверцами, полянами, белыми хорватами
и частично с северянами. Археологами доказано, что в течение 10 тыс. лет со
времен неолита на территории Украины непрерывно проживали люди. Во
второй половины этого срока возникла трипольская культура, генетически
близкой к материальной культуре Украины. Одно
из доисторических названий, сохраненное в устной традиции
и трудах арабских и греческих авторов, славяне. Славяне занимали значительную
территорию Европы и, свободно общаясь между собой, другими людьми звали
немцами, приравнивая их непонимания до немоты. Сила невразумительного слова
распространялась на разные реалии. Днепр, скажем, назывался Славутой или Славутичем.
В наименовании народов мира существуют
самоназвания. Так, грузины зовут себя Сакартвело, венгры – мадьярами, германцы
– дойч, финны – суоми, камбоджийцы – кхемерами и т. п. Эти этнонимы достаточно
прозрачны: бужане жители побережья Буга, древляне обитатели лесов, дреговичи
припятских болот, поляне безлесных пространств, северяне севера Левобережья. А
в уличей можно угадать пчеловодов, проживавших на берегах Буга. Если тиверцы жили над Днестром, а их название
связано с возможным названием этой реки Тивр, которая имеет индоевропейский
корень со значением «быстрый, резкий», то дулебы потеряли семантику
собственного наименования, но их география удостоверяется существующими сейчас
несколькими селами Дулибы в Волынской, Львовской, Ровенской, Тернопольской
областях. Интересно, что здесь насчитывается более ста населенных пунктов с компонентом
Воля (Волица). Есть основания полагать, что сюда бежали крестьяне от
закрепощения, основывая поселения с говорящим названием, а окружающая
территория стала называться Волынь. Подобным образом образовалось
название Слобожанщина в восточной части Украины, хотя формант слобода
имеющийся в десятках этнонимах почти всех областей. Донецкая же земля еще не
совсем сложившееся фонетическое название донетчане. Еще одно загадочное
название родимичи. Возможно, это условное название смоленских и черниговских
земель, где подчеркнута их родство. Время вносит изменения во все сферы
жизни общества. На смену одним названиям приходят другие. Лесная часть
украинского и белорусского пограничья стала Полесьем, а их жители
Полищуками. Долина Днестра от
Тернополя в Винницкую закрепила за собой название Подолья. Что
касается буковинцев, то их территории такое название дало буковое дерево.
Карпатский регион, который вместе с Буковиной восемь веков был в отрыве от
основной территории Украины, заслуживает особого внимания. Здесь сохранились
интереснейшие явления. Названия населенных пунктов (Рава Русская, Русава,
Русаки, Русин, Руссов, Русская, Русское Поле, Русский Мочар, Русские Геевцы и
др.) и жителей – русин, Русак сохранились с того времени, когда это земля
называлась Русь о чем напоминают названия гуцулы, бойки, лемки. Горный житель –
гуцул – мог получить свое название от возгласа – гуц. Хотя не исключено
заимствования из персидского языка – hotul-вор, разбойник. Нельзя не упомянуть
еще один карпатский этнос эмбриональных славян – даков, что с
завоеванием в начале нашей эры римлянами земель вплоть до Прута были
ассимилированы, однако оставили в языке, что теперь называется румынском,
ощутимую долю своего словаря. Утвердительное слово – да в том числе. По
аналогии с бойками и лямками даки получили свое
название благодаря приведенному утвердительно слову.
Относительно самого названия Украины,
говорится, что впервые этноним «Украина» уже звучит в 1187 г. в древнерусской
летописи и в 1213 г. т. д. С начала XIV в. наряду с этнонимом «Русь» появился
этноним «Малая Русь». Впервые это произошло в 1335 г. в грамоте Юрия
II – царь Малой Руси. Иван Вышинский в 90-х годах XVI в. в годы подписания
Брестской унии употреблял это название. Потом русские цари стали уже
где пренебрежительно называть Украины «Малая Русь», «Малороссия», а жителей
малороссами. Хотя как раз местное, коренное население Украины так себя не
называло. Польский хронист XVII в. Грондского, российские историки XIX в. М.
Соловьев, В. Ключевский и другие считали, что Украина является синонимом слова
«окраина». После татаро-монгольского завоевания Северо-Восточной Руси западные
и юго-западные русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского,
были экономически и политически оторваны от остальной части русских земель. Длительное отделение от
остальной Руси, изолированное существование юго-западных ее частей с их
местными особенностями и связями стало одним из факторов образования украинской
народности.
Процессу оформления украинской народности
способствовало то, что в конце XV в. внутри юго-западных русских земель стала
исчезать экономическая разобщенность, усилились экономические связи,
образовались местные политические центры. Рост экономических связей между
отдельными землями и их политическое общение было основой формирования
украинской народности, создания ее общей территории, возникновение присущих ей
особенностей хозяйственной жизни, языка, быта, культуры и искусства. На
основе старых местных говоров состоялся украинский язык с его фонетическими и
морфологическими особенностями, происходил процесс оформления украинской
культуры. Из всего сказанного можно выделить определенные этапы формирования
украинского народа:
- Отличие
украинского народа из числа восточных славян с XII в. по XIII в.;
- Формирование
украинского народа с его четкими этнокультурными особенностями в XIV в. – 1569
г.;
- С 1569
г по 1648-1657 гг. украинский народ сформировался на феодальном этапе своего
развития.
- Усиление
Литовско–Русской борьбы за право быть центром «Собирания Земель Руси (1480-1569
г)
Окончательная потеря своей автономии
украинскими землями в составе Литвы совпала с образованием и развитием централизованного Русского
государства, после свержения в 1480 г. ордынского ига. Россия заявляет о себе
как о центре собирания земель Руси. В начале XVI в. между Россией и Литвой
состоялись три небольшие войны, в результате которых русский царь сумел
захватить часть украинских земель, находившихся в пределах Литвы.
Под власть России переходят добровольно чернигово-северские князья
Бельские, Новосильские, Воротынские, Одоевские, Шемячичи. В 1481 г. был раскрыт
неудачный заговор Олельковича, Бельского и Гольшанского с целью
убийства короля Казимира. В 1507 г. вспыхнуло антилитовское
восстание кн. М. Глинского на Киевщине и Полесье. Большое количество
мелких князей из-под Путивля, Чернигова, Новгород-Северского с большой охотой
перешли под руку русского царя. Неудачные войны с турками и постоянные стычки
литовских войск с русскими, в которых военное счастье склонялось то в одну, то
бы другую сторону, заставили поляков и литовцев искать выход из трудного
положения.
Предпосылки, для объединения Польши с Литвой.
Подписания Люблинской унии в 1569 г. Восстание Н.М.Глинского с
товарищами давали понять, что за фигурами возмущенных русских князей маячили фигуры
московских собирателей земель русских. Кроме того, добровольный вход в
московское подданство целых территорий требовало принятия мер со стороны
литовских властей. Надо было принимать кардинальные меры, которые бы, сближая
русскую знать с литовской, вместе с тем сближали бы обе знати с польской
знатью. Это бы подготовило почву для создания прочного польско-литовского
государства. Целенаправленная внутренняя политика Ягеллонов крайне
ослабила центробежные силы, действовавшие в Южной Руси. Эта политика подготовила
почву для слияния Литовского княжества с Польским королевством. Отсутствие
наследника престола в лице последнего из Ягеллонов Жигмонта II Августа
(1548-1572 г.) только обострила вопрос о полной унии, о слиянии двух
государств, связанных династически в одну могучую державу.
Опасность была в том, что в случае смерти короля Жигмонта II Августа
должен был прекратиться династический союз Литвы с Польшей. Поляков такая
перспектива ужасала. Но, литовские магнаты были решительно против унии. Полякам
удалось сломить сопротивление литовцев. Интересную и показательную
пассивность, которую проявила русская знать во время подписания Люблинской унии
1569 г. на сейме литовцы, видя, что поляки настаивают на слиянии Польши и
Литвы, демонстративно покинули помещение, где проходила Люблинская уния. Поляки
же проголосовали за унию, заручившись поддержкой небольшого количества
украинской знати. Очевидно, что украинские паны не видели опасности в
присоединении Украины в составе Литвы в Польшу. Но, к сожалению, эта опасность
проявилась очень скоро. Утвердился механизм централизованного великокняжеского
управления. Княжества стали называться землями, волостями, уездами. Вместо
князей ими руководили наместники великого князя Литовского. Вертикаль власти
была простой: великий князь наверху, рядом Рада. Все это заставляет
предполагать, что мы имеем дело со сложным социальным строем, который
представляет совокупность различных сословных групп.
Систему
централизованного
государственного управления завершали «съезды земель» или сеймы
для выборов великого князя. Начиная с Ягайло, все Ягеллоне выдают
целый ряд земских привилегий, целью которых было превратить
литовско-русский дружинный слой боярство в шляхту. То есть бояре наделялись имущественными
правами, получать безусловную собственность на
те земли, которые у них были в ограниченной собственности. На основе «земских
привилегий» был составлен Жигмунтом II Августом Литовский Статут кодекс
шляхетских прав, в котором о других слоях населения упоминается лишь как о
ничтожном дополнение к господствующему классу, занявший всю общественную арену.
Как до 1569 г., так и после этого в среде литовских магнатов и шляхтов не было
единства взглядов относительно целесообразности объединения с Польшей. Если
большинство средней и мелкой шляхты Литвы поддерживали идею унии, надеясь
сравниться в правах с польской шляхтой и видя в общем сильном государстве
гарантию своих прав и имений, то крупные паны боялись потерять свое ведущее
положение в экономике и политической жизни Великого княжества. В унии больше
была заинтересована польская верхушка, которая стремилась расширить свои
владения за счет подвластных Литве богатых украинских и белорусских земель. Еще
в течении заседаний Люблинского сейма 12 марта 1569 г. польский король Жигмунт
II Август объявил о присоединении Волынского и Подольского воеводств
Литвы к Польше, а 5 мая сделал то же с Киевским и Брацлавским воеводством. Это
и решило дело, литовским магнатам уже не было смысла бороться против унии. 1
июля 1569 г. послы Великого княжества Литовского составили в Люблине присягу,
на верность польско-литовской унии и подписали акт, по которому Польша и Литва
объединялись в единое государство – Речи Посполитую (Rex Publica) во главе
с выборным королем. Общими стали сейм и сенат, а также деньги. Польская и
литовская шляхта имели право владеть землями в обеих частях государства.
Отдельными оставались государственная печать, герб, финансы, администрация и
войско. Фактически Речи Посполитая не была единым государством, а скорее,
федерацией двух государств.
В Великом княжестве Литовском государственным
языком был белорусско-украинский, а судопроизводство осуществлялось на основе
Литовского Статута. Надо сказать, что «Русская Правда» оказала огромное влияние
на развитие феодального права Великого княжества Литовского. «Судебник»
Казимира 1468 и первый Литовский статут 1529 г. включают в себя много
юридических норм судебного и процессуального характера, они позаимствовали из
«Русской Правды». Уставные земские грамоты представляли собой в области
уголовного и гражданского права дальнейшее развитие правовых норм «Русской
Правды». Хотя Литва и сохранила некоторую, более внешнюю автономию, ее
фактически поглотила Польша. Согласно
акту Люблинской унии разгромленное Россией в ходе Ливонской войны Литовское
княжество было вынуждено отдать полякам Волынь, Брацлавщину
(часть Подолья) и Киев. По сути, почти все украинские земли,
кроме Закарпатья и Буковины, принадлежавших Венгрии и Молдавии,
а также Чернигово-Сиверщины, отошедшей к России, оказались под властью польских
панов. Выиграла от унии только местная шляхта, которую уравняли в правах с
польской. Украинский народ понес после унии еще
больших национальных и религиозных притеснений и феодального гнета.
Развитие городов, ремесел и торговли в Украине.
Церковные братства. Понятие уровней городского быта определены
И.П. Крипякевичем. Он считал, что в XVI-XVII и XVIII веках украинский город
существовал на следующих уровнях: городок, малый город, большой город. Уклад
городков формировали занятия ремеслом и торговлей. Каждый из таких городков
имело свое производство, которое обеспечивало город и жителей сел всем
необходимым для жизни. Обеспечение жителей ремесленными изделиями осуществляли
купцы. Ремесло и торговля были главными факторами экономической жизни таких
городков. Здесь ремесленники дольше, чем в крупных городах, сохраняли традиции
народных промыслов. Города Западной Украины, а отчасти и Центральной и
Восточной, входивших в Речь Посполитую, делились на две основные категории:
государственные (королевские), которые имели Магдебургское право, а также
барские, которые были собственностью феодалов и церкви. Барских городов на
Украине было больше всего. В XVI – и половине XVII в., на Украине растут старые
и возникают новые города. В конце XVI в. только на Подолии насчитывалось 37, а
в Волынском воеводстве 68 городов и местечек.
В 40-х годах XVII века в Украине, по некоторым данным, было около 1000
городов. Во многих городах мещане отбывали барщину в пользу
администрации и владельцев городов. Тяжело сказывалось на украинском населении
городов усиление национального гнета и религиозных преследований. Развитие
ремесла и торговли на Украине способствовало усилению дифференциации городского
населения. Жители всей Украины, но прежде всего Западной, делились на три
основные категории: к первой категории «патрициата» принадлежали аристократы, богатые торговцы,
ростовщики; ко второй категории («бюргеров») или «мещанства» средние и мелкие купцы, цеховые мастера,
зажиточные горожане; к третьей категории (так называемого «плебса») подмастерья
и ученики ремесленных цехов, не цеховые ремесленники, городская беднота, слуги.
В руках патрициата были сосредоточены городское управление, хозяйство и доходы,
они заседали в городском совете и занимали все городские должности. Развитие
городской культуры Украины является неотъемлемой частью
этнической истории украинских земель. Культура и быт украинского
народа представлены многими источниками историко-этнических зон и
этнографических групп населения, что сказалось на формировании
национальных черт в творчестве ремесленников. Следует отметить полиэтничность
городов Украины. Многонациональный состав ремесленников сделал свой вклад в развитие
различных видов ремесла. Дифференциация городских ремесленных профессий имела
двоякий характер. С одной стороны, растущая конкуренция среди ремесленных цехов
и внедрение новых форм производства способствовали улучшению качества продукции
и поиска новых форм и средств, что и нашло свое воплощение в создании новых
направлений развития, закрепленных созданием новых цехов. С другой стороны, та
же дифференциация производства была и признаком будущего упадка городского
ремесленного производства, одной из его многочисленных причин. Вновь цеха не
смогли выдержать жесткой конкуренции с более мощными и традиционными корпорациями.
Уже вначале XVIII в. уровень производительности труда новых ремесленных цехов
быстро сокращается, многие из них прекращают свое существование. Вследствие
этого, в совокупности с дестабилизацией внутри
и во внешнеполитических
отношениях Польше, участив войнами, экономической разрухой городов, замедляется
развитие целых видов ремесленного творчества. В истории ремесленного хозяйства
Украины начинается процесс оттока ремесленников из городов в города и сельскую
местность, противоположный процессу активного пополнения городской ремесленной
среды, который проходил до этого. Ремесленные товары из Украины охотно скупали
иностранные купцы, но особой популярностью они пользовались на рынках Европы.
Польша, Россия, Венгрия, Молдавия, Турция, Греция, Германия вот неполный
перечень стран, на рынках которых продавались изделия украинских ремесленников.
В свою очередь, украинские ремесленники охотно покупали сырье на рынках Европы.
Сырые кожи завозились из Молдавии, железо, медь, серебро из Польши, Венгрии. Высококачественную жесть
поставляли из Швеции. Известно, что с такой жести была изготовлена кровля
церкви собора святого Юра во Львове в XVIII в. Развитие ремесла и сельского
хозяйства способствовал расширению торговли. Ярким показателем развития
торговли были ярмарки, роль которых все возрастала. Важное значения
ярмарки было в том, что они связывали в одно экономическое целое, удаленные
территории Украины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие
последствия стали причиной ослабления
украинских земель?
2. Когда
начинается «Бархатная» литовская экспансия?
3. В
какие годы украинские земли потеряли своею автономию?
4. В
каких условиях образовалась украинская народность?
5. Усиление
литовско-российской борьбы за право быть центром «собирания земель Руси»
6. Как
развиваются города Украины в 15-16 вв.
7.Развитие ремесел и торговли на Украине.