Возникновение и развитие украинского казачества

Состояние и перспективы развития украинского общества. В составе Литовского княжества и Речи-Посполитой. Формирование Шляхты.

1. Состояние и перспективы развития украинского
общества в составе Литовского княжества и Речи-Посполитой. Шляхта.

2. Повторное
закрепощение крестьянства

3. Причины
появления и источники формирования украинских казаков. Территория появления и
их распространения

4.
Перерастание казачества в отдельное
сословие украинского общества и его роль в развитии национального
самосознания народа Украины

Состояние и перспективы развития
украинского общества в составе Литовского княжества и Речи-Посполитой
. Шляхта. Князьям и панам были предоставлены высокие
правительственные должности, уволены от княжеских и панских воинских
обязанностей, отменены их замки с войсками, зато им были предоставлены огромные
экономические выгоды и открыты королевские прихожие, где они становились
толпой и теряли своё традиционное превосходство. Долго еще, на протяжении
XVI-XVII веков они были вождями в войнах с татарами и турками, их
постоянно можно было встретить на воеводских и каштелянських креслах,
на епископских тронах обоих церквей, с маршаловскими палками и
гетманской булавой в руках. Но, постепенно украинское большое панство исчезает
как государство творческий катализатор и национальная
сила. Денационализация лишила их даже ведущей культурной силы.
В 1507 г. прозвучал последний аккорд в борьбе украинской и белорусской аристократии
за национальные интересы неудачное восстание кн. М. Глинского.

Начало капиталистической эры на Западе и ее значение
для развития Украины
. Рубеж XV-XVI вв. был, как
известно, началом капиталистической эры на Западе. С этого времени там заметно
растет спрос на сельскохозяйственную продукцию, в каждый раз в большем
количестве начинают вывозить из Украины, товары, а сюда промышленные изделия.
Рост внутреннего рынка, обусловленное, прежде всего развитием городов, и
увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе, где
развивался капитализм, было большим толчком для расширения сельского хозяйства как в Речи Посполитой
вообще, так и на Украине в частности.

Украина в это время становится важным
поставщиком продовольствия на Запад и Восток. Одновременно она становится страной
крупной транзитной торговлей. Последнее сосредоточивается преимущественно в
четырех крупнейших в то время городах: во Львове, Киеве,
Каменце-Подольском и Луцке. Через эти города проходили важнейшие торговые
пути, которые соединяли Запад с Востоком и Югом, Север с Югом и т.д. После
упадка Владимира главным пунктом транзитной торговли с Востоком стал
Львов. На Львов шли караваны из Килии (тогда это была итальянская колония
Ликостомо в устье Дуная) и Белгорода (Монкастро) через Сучаву, тогдашнюю
столицу Молдавии, а также из Крыма через Молдавию и Восточное Подолье. Из
Львова торговый путь пролегал на Краков, где раздваивался: одна дорога шла
дальше на Вроцлав, вторая на север, в Гданьск. Важным пунктом, откуда шли торговые
пути в разные стороны: на восток на Кавказ и в Среднюю Азию, на юг в Крым, к
побережью Черного и Азовского морей, стал Киев. Теснейшими были экономические и
торговые связи Украины с русскими землями. В XV-XVI веках происходит быстрый
подъем городов и рост их богатств. Роскошная жизнь городских патрициев не
давало покоя поместной шляхте, которая питалась довольно бедно, продукты были
грубы, просты. Одевались местные панки в грубую одежду из ткани местного
изделия и должны удовлетворяться грубой самодельной мебелью. Для покупки
красивых вещей нужны были деньги. Таким образом, изменения в феодальном
хозяйстве распространение поместий надо связывать, прежде всего, с развитием
товарно-денежных отношений. Деньги же мог дать крестьянин. Поэтому возникал важный
вопрос, в какие условия поставить крестьянина, или как реорганизовать имения,
чтобы повысить их доходы. Рост внутреннего рынка и развитие торговых отношений
с Западом увеличили спрос на литовское сельскохозяйственное сырье. А это, в
свою очередь, требовало перестройки сельского хозяйства.
Правительство Жигмонта II было очень заинтересовано в развитии
производительности и прибыльности хозяйственных, т.е. великокняжеских, имений
для удовлетворения потребностей государства, и они увеличивались.
Поднять производительность хозяйственных замков можно было только с помощью
полной реорганизации хозяйства. К чему великий князь взялся еще в начале XVI в.
В 1557 г. за короля Августа были опубликованы «Устава на волоки», в которых
давались указания относительно организации сельского хозяйства на новых
началах. Еще этот закон назывался Волочная мера и продолжался до и половины
XVII в.

Государство старалось этой реформой
уравнять крестьян в исполнении повинностей. Свободные крестьяне получали по
одной волоке (19-20 га), а несвободные «отчинами», по трети волоки. Часть волок
отводилась под хозяйственным поместьем. На крестьян, наделенных землей, были
наложены новые налоги натурой и отработками. Войлочная мера
встретила сопротивление крестьян, так ломали старые формы собственности
и сельскохозяйственной деятельности, ликвидируя общее землевладение в
форме двора и право перехода крестьян в другие земли. Напоминаем вам, что в
древнем украинском праве существовала категория свободных крестьян, владевших
собственной землей. Даже и в XVI в. встречаются остатки таких независимых
крестьян, которые свободно продавали и покупали землю
или записывали ее в завещание. Однако польское право признавало
землевладения только за князьями, шляхтой и церковью. Поэтому, когда
польская власть перешла в Украину, началась борьба шляхты против
крестьянской собственности. В XVI в. шляхта уже везде обрела право на
крестьянские земли в самых разных его вариантах. Организация барского хозяйства
привела не только к росту крепостничества, но и к потере крестьянином частично,
а то и вовсе своего земельного участка. Следовательно,
развитие барщины и усиление крепостничества является результатом
приспособления феодала к росту в стране товарно-денежных отношений. На первый
взгляд, кажется, будто феодализм в целом укрепляется, даже развивается дальше.

Повторное закрепощение крестьянства. Повторное
закрепощение крестьянства было проявление
несчастливой судьбы крестьян Восточной Европы. Будучи свободном в XVI
веке, крестьянство почувствовало изменение своего положения в течение этого
века. Какую роль играл на этих
просторах капитализм? Очевидно, что почти никакой, если уж взяли за правило
говорить в данном случае о феодализации, о феодальном порядке, или о феодальной
системе. С началом XVI в. конъюнктура с двойными, а то с тройными последствиями
обрекла Восточную Европу на долю колониальную судьбу производителя
сырья, а повторное закрепощение было лишь самим ее аспектом. Везде, с
вариациями, которые зависели от времени и места, крестьянин, прикрепленный к
земле, юридически и фактически утратил свободу передвижения, возможность
пользоваться льготами ежегодного перехода на Юрьев день, освобождаться за
деньги от натуральных повинностей и отработок. Барщина выросла излишне. В
1500 г. в Польше она была еще мизерным: уставы 1519 и 1529 гг. установили ее в
размере одного дня в неделю, значит 52 дня в год. В 1530 г. она была доведена
до трех дней, а на 1600 г. до шести. В
Ливонии всякий барщиной крестьянин работает на барина ежедневно. В России
именно крестьянская задолженность разрешила дворянам добиваться от своих
подчиненных кабальных записей, которые прикрепляли крестьян к земле, своей
родной «добровольной крепости», как тогда говорили, которая позже была узаконена.
Существовала целая серия особых порядков и норм отработок. Эти экономические единицы жили замкнутой
жизнью сами в себе. Крестьянин практически перестал иметь доступ к рынку.
Пан, владелец крепостных и земли, как и раньше, производит зерно,
рубит лес, выращивает крупный рогатый скот, давит вино, все в соответствии со
спросом дальнего клиента. Настоящий поток барского зерна плыл Вислой до
Гданьска.

Повторное закрепощение крестьян было
оборотной стороной торгового капитализма, которое сложилось в Восточной Европе,
находил не только свою выгоду, а также смысл своего существования. Крупный
землевладелец господин не был
капиталистом, но он оказывался на службе у амстердамского капитализма или
какого другого орудием и соратником. Он составлял часть системы. Сам вельможа
польский получал авансы от гданьского купца и через него косвенно от купца
голландского. В определенном смысле этот господин находился в таком же
зависимом положении, как и сеговийський пастырь, который в XVI в. продавал
шерсть генуэзским купцам задолго до стрижки. Находясь на рынке в Гданьске в
зависимом от купца положении, в это же время у себя дома такой господин был
всемогущим. Это не была феодальная система, но это и не была современная
капиталистическая агрикультура. Это была монопольная экономика на службе
международной системы, которая сама была, без сомнения, в значительной степени
капиталистической. Важно, что повторное закрепощения в XVI в. поляками
украинского крестьянства произошло в условиях, когда это крестьянство уже имело
опыт прямых рыночных отношений с городом или даже с иностранными купцами.

Система управления украинскими землями в составе
Речи-Посполитой.
После Люблинского договора украинские магнаты добились от
польской власти сохранения за собой больших земельных поместий. Шляхта же,
объединенная в свои местные сеймики, была слабо представлена в центральном
польском управлении, в польском сейме. Украинское православное высшее
духовенство не получило представительства. Фактически Украину представляли
магнаты, которые непосредственно входили в польский сенат по своему
должностному положению. В то время как в основных польских землях политическая
жизнь страны все больше зависело от шляхетского сословия, на Украине оно
осталось в руках потомков бывших русских князей и польских магнатов,
которые теперь стали проникать в Украину. Центральная, «государственная»,
администрация сначала была представлена наместниками – старостами. В дальнейшем
Украина делилась на семь воеводств: Русское, Подольское, Волынское,
Подляское, Берестейское, Брацлавское, Киевское. В 1618 г., после присоединения
Чернигово-Северской земли, прибавилось восьмое Черниговское. Этот раздел
дополнен созданием 17 судебных уездов. В качестве главной власти на Украине обычно
выступали воеводы, а старосты превратились в уездную администрацию. Воеводы
получили военное значение, как и кастеляне, коменданты крепостей. Администрации
старост сначала были подчинены шляхетство, мещанство и поспольство
(крестьянство). Изъятие шляхты с непосредственной подчиненности правительству
старост и широкое распространение на Украине магнатов, которые не подчинялись
местным властям, свело здесь роль старостей к статусу властителей королевских
доменов, которые управляли хозяйством последних. Высшей ступенью шляхетской
администрации земель являлись местные сеймики, представлявших и основную ее
судебную инстанцию. Украина имела 10 местных сеймиков. Из состава магнатов
пополнялись ряды земских «дигнатариев» высших должностных лиц, старосты
городского, судьи земского, высшая военная администрация воеводы и кастелян. На Украине последние из
названных должностей занимались в большинстве случаев
польской аристократией. Высшей административной инстанцией был староста,
городской суд. Города, которые находились в частной собственности, были
исключены из общей юрисдикции и подчинены юрисдикции своих сеньоров.

Причины появления и источники формирования
украинского казачества. Территория их распространения.
Происхождение казачества.
По поводу происхождения явления, которое приняло
название «казаки», написано огромное количество книг, в которых легко выделить,
по крайней мере, две противоположные точки зрения.
Польские историки XVI в. Г. Ф. Миллер и др. единогласно считают
украинских казаков холопами или беглыми-крестьянами. Украинские
историки XVIII в. Г. Грабъянка, П. И. Симоновский и анонимный автор «Истории
Руссов», считают украинских казаков военной организацией, похожей на рыцарский
орден в которой не было социальных различий, направленной на войну с мусульманами.
По мнению Л. Гумилева, сама постановка проблемы некорректна. Крестьяне не могли
получить спокойствие и безопасности на степных границах, где так легко было
попасть в аркан ногайцев и крымчаков. Защита и обучение военному делу
были им нужны как воздух и вода. Научить их могли только князья и их
дружинники. С другой стороны, те же князья требовали новых воинов для
собственного войска. Следовательно, все должны были охотно принимать
к себе тех беглецов, предпочитавших вечной войне на границах спокойную жизнь у Витебска или Киева. Коротко
говоря, на границах толпились люди, для которых одинаково обременительными были
как жесткие порядки Москвы, так и бесправия Польши. Государство предлагало
украинцам выбор: оставаться крепостными или идти, куда глаза глядят. Для
того, чтобы адаптироваться в новых условиях и создать семьи, которые возникали
при браках с местными женщинами половецкого происхождения
и православного вероисповедания, им требовалось около ста лет. За это
время князья Рюриково дома, польские магнаты (Предслав Лянцко-Ронский) и просто
беглецы крестьяне и мещане,
способны обучаться военному делу, одинаково превращались в казаков. Весть о первых
казакох, как считает В. Антонович, была в письме великого князя
литовского Александра к хану Менгли-Гирея в 1492 г. В нем великий князь
обещал расследовать дело нападения на татарских купцов, сделать обыск между
казаками и наказать виновных. Из письма ясно, что название «казак» в отношении
украинских военных людей было тогда уже общеизвестным и не требовало специального
объяснения. Рост эксплуатации и бесправия усилило борьбу украинских
крестьян против феодальных порядков. Она набирала различные формы от простого
непослушания до вооруженных восстаний. Большую тревогу среди феодалов вызвало
восстание 1490 г. Как тогда писали в своих отчетах польские власти, 1490
г. на галицком Подолье против шляхты началось восстание, унесшей в свои
руки все земли. Во главе мятежников стоял казацкий атаман по фамилии Муха.
10-тысячное войско Мухи получило города-крепости Песнятин, Коломыю и Галич.
Только собрав королевские и наемные войска, и призвав рыцарей
Тевтонского ордена, местным феодалам удалось разгромить отряды крестьян. Сам
Муха скончался в краковской тюрьме.

Народная колонизация юга Украины.
Одной из распространенных форм протеста крестьян в эти времена стали
побеги. Крестьяне, а частично и мещане, группами и целыми селами переселялись в
почти безлюдные тогда восточные и юго-восточные окраины Подолья, Брацлава,
Киева. Это южная Украина, которая представляла собой окраину Великого
княжества Литовского. В конце XV в. эта территория Украины от Черного моря до
г. Россь была опустошена крымскими татарами и турками и называлась
«Дикое поле». Административно южная Украина делилась на уезды: Каневский,
Черкасский, Винницкий и Брацлавский. По данным люстраций (описаний), на
середину XVI века, например, в названных выше 4 уездах, а также Киевском и
Житомирском существовало 208 поселений, в которых насчитывалось всего 17 тыс.
человек населения. Эти данные далеко не полны, но и они решительно опровергают
утверждение польских шляхетских историков о якобы полном запустение южной
Украины. Опустошительные татарские
нападения, в течение XVI в. и особенно первой половины XVII в. это время
происходил непрерывный процесс народной колонизации. Вследствие этого в
середине XVII в., Киев имел довольно значительное население: по одним данным,
420 тыс., а по другим – 1400 тыс. человек. Побеги крестьян приняли в конце XV
в. угрожающий характер власти феодалам. Поэтому отдельные господа и государство
использовали различные мероприятия, чтобы прекратить их. По Судебнику великого
князя литовского Казимира IV от 1467 г., лицам, подстрекающим крестьян бежать,
грозила смертная казнь (кара на горло, как тогда говорили). Но,
побеги не прекращались, а порой даже увеличились. На новых местах беглые
крестьяне называли себя казаками – свободными людьми. Современник хронист
Грондский (XVII век), автор сочинения об Украине, так описывал это явление: «Те
из русского (украинского) народа, которые не хотели терпеть ярмо и власть
местных господ, шли в далекие края, к тому времени еще не заполнены людьми, и
присваивали себе право на свободу, основывали новые колонии, и чтобы отличаться
от подданных, принадлежавших русским (украинским) господам, стали называться
казаками». В самой Польше было два состояния: шляхта и крестьянство.
Польское право не знало такого состояния, как казаки. Массовые побеги крестьян
привели к тому, что через 50 лет после Стефана Батория в степях и лесных дебрях
Украины проживало уже более 500 тыс. человек. Во второй половине XV века, а
особенно в первой половине XVI века на Правобережье Украины в верховьях Южного
Буга, в бассейне рек Соби, Синюхи, Роси, Тясмина, а также на Левобережье
вдоль Трубежа, Сулы, Псла и т.д. появилось немало казачьих слобод и хуторов.
По словам современника, многолюдные прежде городки и села центральных районов
страны совершенно опустели, а на не населённых пространствах, наоборот,
появилось много жителей. Как отмечает советский исследователь истории
казачества В. Голобуцкий, казацкая колонизация южно-украинских степей имела
важное хозяйственное значение. Прилагая огромные усилия, казаки распахивали
степную целину, заросшую опилками, построили пути, строили мосты, основывали
поселения, выращивали сады. Казаки положили начало не только земледелию в
степных краях. Они занимались и скотоводством, промыслами рыболовством, охотой,
селитро варением, ремеслом, торговлей. Бывшие «дикие поля» начали втягиваться в
экономические связи с более развитыми районами Украины. В XVI-XVII веках казацкая
колонизация юго-восточной Украины, особенно ниже Киева, возле Черкасс и
Чигирина, была уже явлением обычным.

Возникновение Запорожской Сечи. Запорожье богато плодородными
почвами, буйными травами, богатый рыбой, солью, зверем, птицей. Но, колонизация
его была связана с большими трудностями, главные из них соседство воинственных
татарских орд. Кроме того, Запорожье было почти полностью отрезано от
центральной Украины: двигаться степью было трудно за недостатком путей и из-за
угрозы нападений кочевников, а дорогу Днепром пересекали ужасающие пороги.
Несмотря на неблагоприятные условия, еще в середине XVI в. не только перед
порогами, но за ними были уже казацкие «городки» укрепления, опорные пункты на
случай нападения врагов. Как свидетельствует тогдашний документ (XVI век),
казаки там живут постоянно на мясе, на рыбе, на меде. Тогда же появились и
казацкие зимовники. Впервые времена колонизации, зимовник представлял собой
небольшое степное жилище или землянку с ограждением для скота, стогами сена,
позже более или менее благоустроенный казацкий хутор. Около середины XVI в.
казацкие «городки», или «сечи», объединились в Запорожскую Сечь, своеобразную
казацкую республику. Возникновение Запорожской Сечи было выдающимся
событием в истории украинского народа. Когда основалось славное Запорожье, дух
казачества разлился по всей Украине. Сечь стала центром борьбы украинского
народа против феодального и национального гнета. Она сыграла также
важную роль в обороне Украины от нападений турок и татар. Развитие товарно-денежных
отношений постепенно втягивало в рыночные связи и крестьянское хозяйство. С
ростом барских поместий уменьшался крестьянский надел, и
увеличивалась барщина. Впоследствии, в части крестьян остались одни
огороды и дома. В XVI в. немало было крестьян, которые нанимались на работу к
своим соседям. Польский современник писал: «Крестьянин не ищет долго наемника,
если он ему нужен, потому что имеет его у себя дома (в деревне)». Социальное
расслоение среди крестьян начинается сравнительно рано, хотя и сдерживается
всячески феодалами.

Социальное расслоение казачества.
Более благоприятные условия для социального расслоения существовали у казаков.
Казачество, к тому же никогда не было однообразным слоем в социальном
отношении. Экономическое неравенство в среде казачества возникло одновременно с
его появлением, поскольку от феодально-крепостнического гнета в запорожском
крае появились разные по своему экономическому состоянию элементы. На новых
местах социальное неравенство не только сохранялось, но и росло. Наличие
наемников у богатого казачества в первой половине XVI в. не вызывает сомнения.
Так, в грамоте Жигмонта от 14 августа 1544 г. говорится, что
черкасский староста взимает незаконные сборы с казаков и от наймитов. Процесс
расслоения состоялся и за порогами на Запорожье.

Реестровые казаки. 1572 г. Жигмонт II Август
приказал сформировать небольшое казацкое войско с числом 300 человек. Эти
казаки вписывались в специальный реестр (список) и назывались реестровыми. В
реестр набирали преимущественно зажиточных крестьян и мелких украинских
шляхтичей. Во главе реестровых войск, было поставлено, по королевскому приказу,
старшего (позже его стали называть гетманом). О. Апанович пишет, что официально
термин «казацкий гетман» или «гетман Войска Запорожского» стали применять
именно со времен возникновения реестрового казачества. Во время больших походов
и восстаний власть реестрового гетмана распространялась на все казачество.
Реестр имел определенные привилегии. Казаки освобождались от всех повинностей,
получали право владеть землей и подчинялись своему старшине, который должен,
в свою очередь, право судить и управлять казаками. За эти льготы реестровые
должны были отбывать службу на деньги. Чтобы поощрить казаков, правительство
посылало им иногда небольшие суммы денег и сукно. 1578 г., во время короля
Стефана Батория, реестр был увеличен до 500 человек. После организации
реестрового войска польское правительство считало казаком только того, кто был
вписан в реестр. Остальных казаков он не признавал не только казацких прав, но
и самого названия «казак». С этого времени реестровое войско стали называть в
официальных актах «Войском Запорожским».

Перерастание казачества в отдельное состояние
украинского общества и его роль в развитии национального самосознания
украинского народа.
Значение Запорожской
Сечи является завершением формирования и выход украинского казачества на
политическую арену. Согласно свидетельствам
тогдашних источников известно, что в конце XVI и в первой половине
XVII в. безграничная власть польских панов над мужиками привела
последних к полную безысходность. Иезуит Петр Скарга, фанатичный
враг православия и украинцев, свидетельствовал, что на всей земле не
найдется государства, где бы так обходились с земледельцами, как в Польше:
«Владелец или королевский староста не только отнимают у бедного мужика
все, что он зарабатывает, но убивают и его самого, когда захотят и как захотят,
и никто не скажет им за это плохого слова». Поэтому демократизм и
равенство всех членов Запорожской Сечи привлекали народные массы Украины. В
существовании Сечи получил реальное воплощение общественный идеал миллионных
масс угнетенного общества. Имя Запорожцев, время авторитет и значение Сечи
настолько возросли, что название Запорожье, вместо своего первого узкого
значения, принимает теперь более широкое значение, вокруг которого сплачиваются
народные силы. Существовали и другие, не менее важные обстоятельства, которые
привели к обострению социальной напряженности в Украине.

*
  • Религиозный фактор Брестской унии 1596 г.;
*
  • Попытки правительственных кругов удержать
    казачество от борьбы против Турции;
*
  • Внутренние распри в польском государстве;
*
  • Борьба за украинские земли, на которых жили
    казаки.

Общественное устройство Украины в XVII в.
сформировалось под культурным влиянием Речи-Посполитой. Шляхта и
мужики – альфа и омега этого строя. Духовенство и мещанство лишены
существенного значения и веса. Земля Украины была захвачена Польшей. Вторично
она была захвачена в душах и симпатиях господ украинских. Это на
поверхности, а в глубине
происходил социально-экономический процесс объединения в одну группу.
На руинах крестьянского хутора возникал господский фольварк с барщиной,
продукты которого шли на рынок и превращались в деньги, такой была схема новых
хозяйственных отношений. Блестящих результатов хозяйственного развития Украины
было не видно, какой ценой для народа это достигалось. И
только революция в 1648 г. осветила это. В этой революции лютая
ненависть украинского народа была направлена на украинских и польских панов,
которые воспользовались своим образованием, чтобы предоставить в изящной форме
такой ужасной мысли, что порочит все заветы христианской морали. В
недоступных для польских властей и татарских захватчиков местах за днепровскими
порогами возникает и формируется замкнутая организация из вооруженных мужчин –
Запорожская Сечь. Она имела своеобразный общественно-политический и
административный уклад. При отсутствии украинской государственности и при
постоянной военной угрозе возникла казацкое государство, которое
Н. Костомаров назвал «христианской казацкой республикой».
Демократизм был ее неотъемлемой чертой.

Запорожская Сечь
поддерживала дипломатические отношения со многими странами мира
Молдавией, Австрией, Трансильванией, Швецией, Венецией, Россией. По своему
международно-правовому статусу Сечь была
национально-территориальной автономией в добровольном союзе во-первых,
с Польшей, затем с Россией, а в 1709-1734 гг. с Крымским ханством.
Аналогами казачества во всем мире были рыцарские военные ордена вроде
Мальтийского, Тевтонского и прочих в Западной Европе, чем-то подобным были и
донские казаки в России, гранича в Хорватии т.д. То есть, это явление было
типичным для определенной эпохи развития многих народов Европы. Однако казаки
достигли высших форм своей организации, чем подобные замкнутые социумы у
других народов, и студенты должны знать, что именно в этом и заключается
своеобразие украинского казачества. Казацкие войны конца XVI в. в
ответ на социальные притеснения и политическое бесправие на Украине, начали
нарастать возмущение и протест народа, вылились в конце XVI в. в казацкие войны
под руководством Кшиштофа Коссинского и Семерия Наливайко.

Восстание 1591 было вызвано Кристофом
Коссинским, которому в награду за службу в казацком реестровом войске польский
король предоставил имение. Белоцерковский староста кн. Янош Острожский это
имение самовольно отобрал. Тогда гетман реестрового казачества К. Коссинский
поднял восстание казаков, к которому присоединилось много крестьян. Они напали
на Белую Церковь, на имения князей Острожских. Восстание охватило
Киев, Волынь, Подолье. Лишь в 1593 г. у Пятки, недалеко от Чуднова,
между польской властью и К. Коссинским было заключено соглашение, по которому
власть прощала повстанцев. 1593 г., заканчивался для казачества удачно. Нет
достаточных оснований утверждать о насильственном прекращении казацкого
движения. Одной из ошибок советской историографии при
описании казацких движений конца XVI в. был тезис о подавлении восстания К.
Коссинского. На самом же деле восстание закончилось естественным образом по нескольким
причинам. Одной из них была та, что казачество переключилось на привычную
борьбу против турок и татар. Другой причиной было то, что казачество
обеспечило, себе стратегически важные позиции на южной Киевщине и Брацлавщины и
поэтому у него не было необходимости вести активную борьбу на волости. Было
непонятно, кто победил, власть или казаки? Начавшийся в 1591 г. социальный
конфликт не был разрешен. Видимо поэтому события 1591-1593гг. были только
первым этапом большого казацкого движения 1591-1596 гг. Интересно, что на
стороне властей в борьбе с повстанцами принимал тогда участие и Семерий
Наливайко. Семерий Наливайко подписывал письма, так потом его называли
М. Грушевский и Крипякевич. Семерий Наливайко происходил из Подолья,
с местностей польского магната Мартина Калиновского, Его отца,
скорняка, забил насмерть М. Калиновский. Семерий с братом Демьяном нашли приют
у князя Константина Острожского. Демьян впоследствии стал священником и
известным в украинской литературе человеком. Вернувшись из молдавского похода
против турок (1594-1595 гг.) уже опытный тогда командир отряда С. Наливайко
выступил в 1595-1596 гг. против польской власти в Украине. В его казацкие отряды
приняли крестьян и мещан, а также реестровые казаки во главе с
гетманом Григорием Лободой и полковником Матвеем Шаулой. Восстание
началось на Подолье. Повстанцы заняли Брацлав, Гусятин-Бар, Канев, Черкассы,
перешли на Волынь и Галицию. Там они захватили Луцк, а затем в Белоруссии
Слуцк, Могилев. Подавить восстание польское правительство поручило
коронному гетману С.Жолкевскому. Войска последнего потерпели, однако, большие
потери от повстанцев возле Белой Церкви и в урочище Острый Камень.
Повстанцы отошли на Левобережье, где, попав в окружение недалеко от Лубен, на
р. Солонины, забили гетмана Лободу, обвинив его в поражении. Однако это им не
помогло. Остальные повстанцы были беспощадно истреблены во время двухдневного
артиллерийского обстрела казацкого лагеря. Те же из них, кто уцелел, поверив
обещаниям С. Жолкевского об амнистии, выдали С.Наливайко полякам. Предатели
были обмануты поляками и жестоко уничтожены, а С.Наливайко после пыток поляки
казнили в Варшаве. Сохранились народные предания о том, что Наливайко был
сожжен.

Казаки, которые не находились на службе,
объявлялись вне закона их предписывалось ловить и наказывать смертью.
Очевидным следствием военной кампании было вытеснение казаков из волости и
сосредоточение их деятельности на Запорожье. Но проиграв в военной сфере,
казаки выиграли в сфере гораздо важнее социальной. Главным следствием
пятилетнего хозяйства на волости стало создание социальных предпосылок для
резкого роста и усиления казачества. Большого внимания казацким восстаниям
1591-1596 гг. предоставил Н.Костомаров. Выступая сторонником
общинной теории происхождения казачества, он, как и В.Антонович,
видел главную причину восстаний в постоянной вражде общинного вечевого строя
казачества и благородного устройства Польши. Она впервые вылилась в открытый
конфликт в восстании К.Косинского, которое, однако, не имело поддержки широких
слоев населения. Но когда с 1595 г. в связи с обострением религиозного вопроса
«казацкое движение приобретало уже религиозный оттенок. Казацкие войны
1591-1596 гг. завершили собой первое столетие истории казачества, когда оно
переживало период становления и роста. Как подчеркивает современный
исследователь казацких войн 1591-1596 гг. казачество конца XVI в. напоминало
собой подростка, уже физически взрослого, но духовно не зрелого народа. Поэтому
понятной становится его политическая беспомощность во время первых казацких
войн. Политическая неполноценность казачества была заложена в него генетически.
По происхождению оно было мелким военным положением, которое долгое время
упорно боролось лишь за право служить, каким ни будь сюзеренов. Имея большую
военную силу, казачество, наконец, заставило владельцев окрестных
государств считаться с собой, хотя заплаченная за это цена была не сплоченной с
полученным результатом. Но на большее, чем на самоутверждение в качестве
законно признанной военной корпорации оно так и не поднялось. Казачество не
смогло осознать себя полноценным субъектом общественно-политических отношений,
хозяином собственной земли, национальной политической элитой. Пожалуй, это и
стало одной из главных причин трагедии казачества.

Казачество как носитель национальной идеи. Существование казачества,
массовое оказачение населения Приднепровья и Восточного Подолья в начале XVII
в. сформировали в общественном сознании украинского представления, что на
казацкие вольности вправе претендовать весь украинский слой. Образцом
реализации этих вольностей должна была стать Запорожская Сечь. Военный характер
казачества убеждал, что добиться своих прав можно только вооруженным путем.
Православие было основой мировоззрения казачества. По средневековой традиции
решающим фактором народности считалась вера. Борясь за веру, казаки
боролись за народ. Они были защитниками от внешнего врага и народными
мстителями за национальные и религиозные обиды. Глубокая религиозность,
ревностная защита православной веры являются характерными чертами духовной
жизни запорожцев. Поэтому вступление Польши в православие, попытка
полонизировать и окатоличить украинцев, встретило такое сопротивление со
стороны казачества, которое оно оказывало до конца своего существования.
Борьба казачества за свои права и
вольности стала платформой объединения всех сил украинского народа в борьбе
за государственность.

Вопросы для самоконтроля:

1.В каком состояние
находилось украинское общество в составе Литовского княжества и Речи-Посполитой?

2.Определите
перспективы развития украинского общества.

3.Что такое
Шляхта?

4. Как
идет повторное закрепощение крестьянства?

5. Причины
появления и источники формирования украинских казаков.

6.На каких территориях
появились казаки и их распространения?

7. Перерастание казачества в отдельное
сословие украинского общества.

8. Роль казачества в развитии национального самосознания народа Украины

175
Нет комментариев. Ваш будет первым!