Украинская революция 16 века

Создание казацкого государства

1. Казачество в первой половине 17 в.

2. Причины, характер и движущие силы, периодизация национально-освободительной войны украинского народа 1648-1657 гг.

3. Политика–правовые аспекты украинского казацкого государства – Гетманат

4. Опасность возникновения коалиции западноевропейских государств, направленной против Гетманата

5. Гражданская война. Руина и турецкое владычество

Казачество в первой половине XVII в. Брестская церковная уния 1596 году в г. Ватикане и королевская власть Польши пытались окатоличить православное население Украины. С помощью религии делалась попытка теснее соединить Украину с Польшей и противодействовать Московии. Идея объединения католической и православной церквей находила сторонников также и среди православного духовенства, лишенного прав, которыми обладали католики. Поэтому определенная часть духовенства под руководством епископов Апатия Понтия и Кирилла Телецкого на Брестском соборе 1596 г. провозгласили соединение православной церкви с католической. При этом под греко-католической церковью сохранялись православный обряд и церковная догма. Служба в церкви велась на украинском языке по православному обряду. Однако унию не приняла значительная часть украинского народа. Борьбу против объединения церквей возглавил князь Василий-Константин Острожский. Он особенно много сделал в обороне православной церкви и развитию украинской культуры и образования. Князь Острожский заслужил имя мецената национальной жизни, создав Академию в Остроге. Магнатские роды в Украине продолжали еще оказывать определенное сопротивление, наступлению Польши, возглавляя благотворительные учреждения, протежируя развитию культуры. Магнат Григорий Ходкевич одним из первых понял значение книгопечатания и заложил типографию в своей поместной в Заблудове. Брацлавский Каштелян Василий Загоровский стал основателем школы в своем селе. Со временем имения князей Острожских перешли к князьям Заславским, которые тоже не занимались благотворительностью. Так, например, средства княжны Насти Заславьской было знаменитое Пересопницкое Евангелие «на язык русский с языка болгарского». После Острожских князей свои силы для культурной и национальной борьбы организует Украинское православное мещанство. В истории развития и защиты украинской культуры наступает мещанско-братский период. После Брестского собора 1596 г. дело защиты православия берут на себя клирики, братства, казацкая старшина. Украинские магнаты стали переходить в латинский обряд, а народ без митрополита и других князей церкви полулегально создает братство, типографии, школы и выступает защитником веры предков. Борьба в Украине велась не столько сословная, как национальная. Православие становится верой холопской. Только худые и не славные остались в старой вере.

Времена правления гетмана Петра Сагайдачного. После подавления восстаний К. Коссинского и С. Наливайко Польша была вынуждена резко изменить свое отношение к казакам вообще, потому, что нуждалась в их помощи. Польское панство неохотно участвовало в войнах, поэтому король на казаков возлагал большие надежды. Через такую польскую политику в отношении казачества среди последнего зародилось два течения. К радикальному течению принадлежала казацкая голытьба, которая жила с военных походов и в надежде, побороть Польшу. К течению умеренных относились степенные казаки, которым было что терять в случае конфликта с властью и поражения в нем. Как это всегда бывает после поражения повстанцев и победы власти, наступила реакция. Гору среди казаков приняли умеренные, степенные хозяева. Они начали послушно выполнять все распоряжения короля. В настоящее время среди казачества уже было хорошо известно имя Петра Конашевича Сагайдачного. Вместе с запорожцами он прославился успешными морскими походами на Турцию и Крым, получением и разграблением их городов. Благодаря этому П. Сагайдачный занял почетное место в антитурецкой «Лиге Милиции Христианства» с центром в Западной Европе.

П. Сагайдачный разработал и усовершенствовал казацкую тактику морского боя, что было значительным вкладом в развитие украинского военного искусства. Все наиболее успешные морские походы казаков на Крым или Турцию возглавлял П. Сагайдачный. Правительство Турции расценивало борьбу с казаками как самую тяжелую, самую сложную и неотложную военную и внешнеполитическую проблему. Османская империя была крупнейшим государством того времени, однако и ей пришлось мобилизовать почти все свои вооруженные силы для борьбы с казаками. За время своего гетманства П. Сагайдачный (1614-1622 гг.) провел реформу казачества, превратив его из временных партизанских формирований в регулярные войска. Среди казаков был установлен порядок, иерархия и дисциплина. Реестр их был увеличен до 40 000. человек. С военной формации казачество, благодаря стараниям П. Сагайдачного, было преобразовано в политический фактор с государственными целями. Тесные связи с украинской интеллигенцией у П. Сагайдачного установились еще со времен его учебы в Острожской академии. П. Сагайдачный перенес центр казачества в столицу Украины – Киев. Вместе со всем войском Запорожским он вписался в 1618 г. в Киевское Богоявленское братство. Это братство считается делом рук гетмана. В 1620г. под протекцией П. Сагайдачного патриарх Феофан восстановил в Украине православную иерархию, митрополита Иова Борецкого и четырех епископов для Киевской митрополии. Так вместе, в одной шеренге, стали мещане, духовенство и казаки. Союз казачества с интеллигенцией скрепили обе стороны. Мещанство и духовенство почувствовали за собой поддержку военной силы Запорожья. Теперь они могли смелее и энергичнее осуществлять свои планы, а казачество благодаря поддержке церкви оказалось оплотом общенациональному делу обороны церкви и культуры. Взвешенную и умеренную политику проводил гетман по отношению к Польши. Помогая наместнику Владиславовичу в 1618 г. в его осаде Москвы, Сагайдачный требовал за это признание обновленной православной иерархии. В 1620-1621 гг. султанская Турция развязала войну против Польши. Она завершилась в сентября 1621 года четырехнедельной битвой ОВС казацких и польско-шляхетских войск против турок под Хотином. В этой Хотинской войне решающую роль в победе над турецко-татарскими войсками сыграли казацкие полки во главе с П. Сагайдачным. Во время битвы гетмана ранили и вскоре он умер.

Казацкие восстания в первой половины XVII века. Два течения среди казачества олицетворяли собой и две тенденции. За компромисс с властью выступали зажиточные реестровые казаки и казацкая старшина Запорожья. Их поддерживали украинская шляхта и зажиточное мещанство. Против компромисса выступали широкие массы казачества, бывшие участники Хотинской битвы, демобилизованные без средств к существованию. Господа презрительно называли их расточителями. Гетман Михаил Дорошенко пробовал вести переговоры с Польшей, а между тем использовал ветеранов Хотинской войны в сражениях с Турцией, организуя морские походы. Он также поддерживал хорошие отношения с антитурецкой оппозицией среди татар в Крыму. Польша боялась постоянных нападений казаков на Крым и Турцию, небезосновательно полагая, что они провоцируют татар и турок на войну с поляками. Уговоры казаков не приносили результатов, поэтому в 1625 г. между поляками и казаками гетмана Марка Жмайлова дошло до битвы у Крылова и над Куруконым озером под Кременчугом. После этой битвы в урочище Медвежей лозы был заключен компромиссный договор с ограничением реестра до 6000 казаков, амнистией повстанцам и запретом морских походов против Османской империи. Чтобы предупредить последующие конфликты с казаками, польское правительство попыталось с помощью реестров контролировать Запорожье. Но казаки успели к этому избрать гетманом талантливого воина Тараса Федоровича и с артиллерией двинулись на волость.

В 1630 г. главные бои состоялись под Переяславом. Во время переговоров коронный гетман С.Конецпольский увеличил реестр до 8000 казаков. Дипломатическое поведения гетмана реестровых казаков Ивана Петражиць позволяла ему требовать, чтобы казачество, как отдельное рыцарское сословие, было допущено к выборам короля. На элекционном сейме 1632 г. в Варшаве поляки, наконец, признали православную церковь. Утверждены были также «Пункты успокоения народа русского греческой веры», а православным было позволено иметь свою иерархию. Киевским митрополитом украинские епископы избрали Петра Могилу. Средствами П. Могилы и при его содействии был реставрирован храм святой Софии, большая лаврская церковь, а также церковь Михайловского монастыря. Митрополит Петр Могила способствовал развитию строительства, искусства, книгопечатания. В 1633 г. П. Могила реорганизовал школу Киевского Богоявленского братства вроде иезуитских школ в коллегию. В историю украинской культуры она вошла как Киево-Могилянская коллегия. Руководители братских школ понимали, что уберечь национальную культуру от сплочения, возможно, было только воспитанием новой украинской элиты. Реформы митрополита были такими важными, что в дальнейшем именовались историками как «Могилянские сутки». Между тем менялась международная политическая обстановка и казаки вновь стали нужны польской власти как непобедимая военная сила, которую боялись и которую уважали соседи и враги. В настоящее время в Европе шла Тридцатилетняя война. Вели ее страны, которые поделились на два лагеря католический и протестантский. Понятно, что оба лагеря в Европе хорошо знали казаков и составляли планы относительно их привлечения к борьбе на своей стороне. В 1633 г. началась Московская кампания поляков с участием казаков. В 1634 г. двадцатитысячный отряд казаков во главе с гетманом Орендаренко воевал под Смоленском. Остальные казацкие отряды вели военные действия вокруг Калуги, Вязьмы, Ржева. Поляновский мир этого же года засвидетельствовал победу Польши, к которой отошли Северщина и Смоленск. Казаки снова были обмануты королем, который перед походами на Россию обещал им щедрую плату и закрепления вольностей. Это только обострило и до того сложные отношения между поляками и казаками. Для лучшего надзора за Запорожьем на Днепре возле порогов по заказу правительства французским инженером Гийомом де Бопланом была построена крепость Кодак. В 1635 году она была разрушена казаками по приказу гетмана Ивана Сулимы, а ее гарнизон вырублен. Опасаясь преследований со стороны правительства, казаки выдали И. Сулима полякам, и он был казнен. Временное затишье отмечалось энергичной деятельностью поляков по нейтрализации наиболее беспокойных элементов среди казацких вожаков.

Однако все тайное рано или поздно становится очевидным. Среди всеобщего недовольства вспыхнуло новое восстание в 1637 г. под руководством П. Павлюка. В битве под Кумейками возле Черкасс казаки потерпели поражение и подписали мир с унизительными условиями. Павлюка, Томиленко и еще некоторых вожаков выдали полякам. Поляки не замедлили предать казацких руководителей на горло. И весной 1638 г. восстание вспыхнуло на Левобережье. Повстанцев возглавили Дмитрий Гуня и Яков Острянин. После ожесточенных боев, в которых казаки захватили Чигирин, Кременчуг и угрожали Киеву, гору все же взяли превосходящие силы поляков, когда на помощь войскам Потоцкого пришел Ярема Вишневецкий. После подписания мира казаки вынуждены были сдать полякам оружие и клейноды. Большие потери поляков капитуляция казаков прошла без больших жертв и без выдачи главарей. Польское правительство в 1638 г. обнародовало «Ординацию Войска Запорожского реестрового», которая сильно ограничила самоуправления реестровых. Отменялась выборность старшины, ликвидировался казацкий суд, вместо выборного казацкого гетмана правительство ставило польского комиссара. Должности полковников занимала исключительно шляхта. Реестр сокращался до 6 тыс. казаков. Реестровые казаки имели право находиться только в Чигиринском, Корсунскому и Черкасском старостах. Казаки в Запорожье были объявлены вне закона. Была отстроена крепость Кодак и увеличен ее гарнизон для наблюдения за Сечью. Начались репрессии правительства по отношению ко всем, кто принимал участие в восстании или подозревался в симпатиях к мятежникам, еретикам. Целых десять лет после этого в Украине царил покой. Этот период назывался у поляков «золотым покоем». Сложилась странная ситуация, при которой слава, влияние и значение казачества в мире все больше возрастали, а права все больше ограничивались польским правительством.

http://grandisplay.ru/uploads/posts/2011-02/1297472795_23.jpgПричины, характер и движущие силы, периодизация национально – освободительной войны украинского народа 1648–1657 гг. Освободительная война, которую академик И.П. Крипьякевич назвал в свое время украинской революцией, вспыхнула в середине XVII века, силы, которые принимали в ней участие, ставили целью освобождение Украины от власти Речи-Посполитой. Новая политическая элита Украины стремилась создать свое национальное государство, сформировать в нем новый социально-экономический строй с казацкой собственностью на землю. Война характеризуется переплетением национально-освободительных и социальных мотивов. Большим и значительным было и религиозное противостояние православия и католицизма. Борьбу с Речи-Посполитой вели казаки, которые возглавили крестьян, мещан и духовенство. Война началась в феврале 1648 г. с захватом повстанцами Запорожской Сечи и избранием гетманом Богдана Зиновия Хмельницкого. Годом ее окончания указывается 1654 г., когда состоялась Переяславская Рада между Украиной и Москвой. Движущими силами революции были казаки, крестьяне, мещане, шляхта. Характер войны был всенародный, национально-освободительный, справедливый. Лидером освободительной войны стал Б. Хмельницкий, сын мелкого украинского шляхтича, в начале войны Чигиринский сотник. В конце 30-х годов Б. Хмельницкий был генеральным писарем. Запорожская Сечь, которая находилась тогда на Никитином Роге (вблизи г. Никополя), избрала его гетманом. Отсюда под его руководством 22 апреля 1648 г. отправились казаки, чтобы объединиться с повстанческим движением на Приднепровье и начать великую освободительную войну украинского народа. Первый период войны ознаменовался победами (1648-1649 гг.). Под Желтыми Водами и Корсунем, сражениями под Пилявцами, осадой Львова и Заборовским договором. Второй период (1650-1653 гг.), несмотря на кровопролитную борьбу восставших и поляков, ни одной из сторон успеха не принес. Третий период (1654-1655 гг.) определился помощью России Украине в борьбе с Польшей. Четвертый период (1656-1657 гг.) заключением союза между Украиной и Семигородским княжеством, а также совместными действиями казачества и шведской армии против Польши. Очевидная заслуга Б. Хмельницкого заключается в том, что он в течение года войны сумел создать из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительную армию. Из Запорожской Сечи он вышел с отрядом в три тысячи человек, а под Зборовом имел 360 тыс. повстанцев. В современной исторической науке преобладает мнение о том, что освободительная война закончилась смертью Б.Хмельницкого. Это вызывает сомнение, отклики освободительную борьбу украинского народа после этого не прекратились, а лишь изменили свой характер: стали менее масштабными и более локальными. Пожалуй, более вероятной является точка зрения В. Смолий, В. Степанкова, В. Шевчука. Они считают, что война закончилась с падением гетмана П. Дорошенко в 1676 г. «Вечный мир» 1686 г. между Россией и Польшей юридически зафиксировал поражение Украины в этой войне. Продемонстрировав гибкость и достойную удивления живучесть, благородное состояние просуществовало в Украине от периода средневековья до эпохи национального возрождения XIX века. Шляхта дворян и дворянство в Украине впервые начало внедряться еще во время гетмана И. Брюховецкого. Хмельницким было создано национальное государство, построение которого, однако, не удалось довести до конца. К тому же противоречия среди восставших, отсутствие четких политических ориентиров управление социальными процессами, постоянное внешнее давление и вмешательство во внутренние дела Украины иностранных государств вызвали поражение украинской революции.

Политика – правовые аспекты государственного устройства украинского Казацкого государства–Гетманат. Выбор типа украинской государственности. Зиновий Богдан Хмельницкий был избран гетманом в Сечи, где он получил согласие, мандат на восстание. На Сечь к нему перешли те «реестровые», находившиеся на Низу у Кодака, и те высланные против него, с полковниками Кричевским, Барабашем, Караимовичем-Вадовским и комиссаром Шембергом. Войско Запорожское Низовое тщательно защищало свои вольные, и когда, как поясняет польская историография, все ординации, постановления сеймы и комиссарские соглашения касались только реестрового казачества, то сечевое казачество вовсе этого так не считало, а льготы для реестровых перекладывало и на себя. Таким образом, будто признавая протекторат Речи-Посполитой над собой, фактически Запорожье было самостоятельной государственной организацией. Из этого следовало бы, что всю войну 1648-1657 гг., прерываний и все возобновление, между Б. Хмельницким и Казимиром Вазой следует рассматривать лишь как войну двух соседних государств с точки зрения международного права. Уже тот титулярный протекторат Варшавы над Сечью показывает, что государственно-правовое положение Запорожского Низа не было полностью оформленным, потому что не в интересах Сечи было оказаться полностью отрезанными от остальных украинских воеводств Речи-Посполитой. Население Сечи было довольно изменчивым, тесно связанным с семьями на волости, куда возвращалось, вступало в реестровые полки, бросало их, оседало на пашне, или возвращалось в города. Речи-Посполитая, со своей стороны, предпочла окончательно не решать этого. Украинский народ в восьми воеводствах Речи Посполитой в своей активной части был с Запорожьем в идейном соединении, а консервативно-соглашательская часть событиями была полностью загнана в польский лагерь. Юридически Речи- Посполитая «обоих народов» (Польское Королевство и Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийськое) никаких отдельных прав русского народа не признавала. Русские люди – это было население семи воеводств Малопольше и одного Литвы, которому королевские привилегии и сейму постановления гарантировали ряд сословных или религиозных прав. Населению разрешалось в своих провинциальных судах употреблять свой язык, но совсем не разрешалось отделяться в национальную группу. Это тем более верно, что за такую же «Русь» принималась и целая сегодняшняя Беларусь, то есть пять воеводств Великого княжества Литовского.

Шляхта, мещанство и духовенство борются на протяжении первой половины XVII в. за свои права. К восстанию Б. Хмельницкого провод в этой борьбе вела шляхта, на сеймах, где она одна принимает участие, в казацких восстаниях. После восстания Хмельницкого ситуация несколько меняется. Когда одно за другим взрывались казацкие восстания, реагируя на них, государство конфликтовало в рамках классов. Чисто социального порядка, а как же могла она подойти другим способом с требованиями русской шляхты, которая в одно время была незначительным меньшинством, а другой раз становилась колоссальным большинством, если понимать это явление в пределах тринадцати крупных воеводств. В Запорожье это понимали, и поэтому почти весь украинский народ пошел за Б. Хмельницким. Военные успехи Хмельницкого и его полковников в течение двух лет были такие значительные, поразившие как короля Яна Казимира, так и канцлера Юрия Оссолинского и привели к составлению Собрания условия 19 августа 1649 года. К сожалению, эти документы и легли в основу изменений в положении Украины, в основу ее долголетней конституции. Хотелось бы говорит о положение, возникшее в результате восстания и некоторых непредвиденных обеими сторонами явлений. Первым из подготовительных к восстанию актов Хмельницкого был союз с Крымским ханством. В результате которого, начиная с 1648 г., за все девять лет господства Хмельницкого, татарская орда с Украины не выходила. 14 октября 1648 г., Хмельницкий пишет письмо турецкому султану, шлет к нему посольство, просит протекции и получает из Царьгорода диплом, в котором он назван «Славой Князей Народа Христианского».

После этих двух актов, которые означали радикальное изменение в политике Войска Запорожской Украины, несмотря на гениальные усилия скрепить ее внутри, становится полностью зависимой от чужеземных интересов. Скрещения этих интересов и было «развалиной» Украины. Польша, Крымское ханство, Турция, а потом, как мы уже знаем, и Московское государство, имели свои интересы в Украине. Поэтому, несмотря на крупную победу Б. Хмельницкого, Заборовское условие не могло быть полным. На время его составления Ислям-Гирей мог каждую минуту бросить Хмельницкого, он уже отдельно примирился с Польшей. Крымский хан не хотел ни полного согласия между Речью-Посполитой и Запорожским войском, ни полной независимости последнего. Со своей стороны, войско Запорожское не имело достаточно силы, чтобы сразу создать независимое государство, не спрашивая разрешения у своих соседей. Вероятно, что Хмельницкий на первом этапе гетманства уже хотел завоевать для Украины в Речи-Посполитой такое положение, которое имело Литва. Он также хотел изменить дуалистическую систему поляков и литовцев на триализм из польского, литовского и украинского народов. Когда даже гетман и заявил в Переяславе, как говорит Д. Дорошенко, «что его план теперь создать независимое украинское государство», то это была только угроза. Подтверждают это проявленные казацкими послами на сейме 1648 г. в Варшаве требования, которые сводились лишь к амнистии для всех, кто участвовал в восстании, охраны прав православной церкви, возвращения, ей отобранного имущества. Было также и требование отменить унию это тот шлягер, которым будет оперировать казачество вплоть до XVIII века, и который являлся постулатом всех консервативных сил в Украине.

Территория государства Б. Хмельницкого. Заборовское условие признавало Б. Хмельницкого, во-первых, права на титул и достоинство гетмана Войска Запорожского зависимого только от короля войска Запорожского. Во-вторых, возникновение в границах Речи-Посполитой украинской автономии на территории трех воеводств: Брацлавского, Киевского и Черниговского нынешнего Киева, Чернигова, Полтавы и части Подолья и Волыни. Реестр казацкий увеличивался до 40 тыс. человек. Сложилось положение, которое не соответствовало никаким правовым нормам. Фактически власть на указанной территории была в руках гетмана, его правительственных учреждений, полковников. Территория была разделена на 16 полков, которые в свою очередь делились на сотни. Военные власти полковников сочеталась с административной и судебной, то есть они имели большую часть функций, а сотники имели все функции старосты. Это был характерен древнеримским делением, которое римляне со времен Юлия Цезаря устанавливали во всех завоёванных странах. Справедливо замечает В. Липинский, что «попытка согласовать в Заборовской условие соревнования возрожденной украинской нации с претензиями генерированной польской государственности должна закончиться полным крахом». Конфликт был неизбежен, и пришлось вызвать руину учреждений, друг к другу отбирались, или какой ни будь власти друг другу накидали. Между тем автономические желание Б. Хмельницкого продолжались вплоть до 1653 г. окончательно.

Характер власти гетмана.Власть гетмана была очень большой и напоминала римское императорство. Иногда, кажется, что гетман сравнивал себя с польским королем, то есть считал себя выборным монархом. Большинство историков считает гетманское государство как республику, а его самого за президента, наделенного исключительной властью. Французский ученый А. Бабти говорит, что «конституционный король» это вроде наследственный президент, а президент республики это как бы «король ненаследственных», но это смешение понятий правового учреждения с законом как фактом. Поэтому выборного монарха принадлежит отличать от выборного главы республики. Монарх при коронации и интронизации наделяется не распространенной и неограниченной властью, а правом, собственным правом, только ему должным, как это было почти во всех монархиях. Примитивность форм военного устройства, основанного на фундаменте разломленной польской конницей, не дает возможности четко определить характер власти гетмана Войска Запорожского. Б.Хмельницкий, несмотря на юридическую непокорность своего государства, был независимым, единовластным ее председателем. Б.Хмельницкий считает себя «самодержавным», поэтому далее Б.Хмельницкий пробует переделать устойчивую конституцию, передав при смерти власть сыну Юре, на что Хмельницкий не имел никакого права, и что, разумеется, не могло получиться. Когда Хмельницкий и короля польского обольщает стать, наконец, независимым от шляхты, в неволе которой тот находился, взять рукою власть, он вспоминает неограниченную власть кошевого атамана Сечи и всех орденов, где эта неограниченность связана с выборностью, что гарантирует прочность власти. Власть гетмана на все время существования гетманов на Правобережье и дольше и на Левобережье была такой, какой ее произвел и установил Б.Хмельницкий. Гетман был верховным главнокомандующим Войска Запорожского, он был последней судебной инстанцией, кассационной, и мог приказать пересмотреть дело, он раздавал имения. Следовательно, Хмельницкий полностью поступал по польским обычаям и законам. Гетман имел неограниченные права внешней политики, об этом хорошо сказал митрополит Сильвестр Косов по случаю отношений с Москвой. Достойными удивления является гениальность и организационный талант Хмельницкого, которому в условиях расчлененной на куски Украине, в тесных пределах Гетманата удалось создать сокровище и организовать государственные финансы. Известный путешественник, сирийский монах Павел Алеппский описывая свое пребывание в Украине вспоминает, что пошлины, подати и налоги на водку дают гетманской казне сто тысяч красных золотых ежегодно. 1653 г., особенно тяжело отразилось на всей гетманской стране война с польскими экспедициями на Подолье, молдавские походы, смерть гетманского сына Тимофея крайне истощили казацкое войско. С тех пор не будет больших войн с Польшей или турками, кроме Конотопской битвы не будет громких побед И. Выговского и Ислам-Керменського, И. Мазепы. Правда, казаки участвуют в Шведской войне против Польши в получении Варшавы. Будут еще отряды под Веной в походе Собеского или в турецком войске многочисленные казаки гетмана Дорошенко, будут упоминаться часто «казаки» в российской армии, но национальная казацкая эпопея, кроме немногочисленных случаев, когда запылал еще слабым огоньком, уже кончилась в 1653 г.

С тех пор украинские казаки, украинские военные силы это лишь часть чужих военных сил и, несмотря на существование еще на протяжении ста лет украинского Гетманского государства, с этим национальным энтузиазмом начинается «Руина». Можно выделит несколько причин Руины:

  1. Распределение Украины, которая к тому времени вполне входила в состав Речи-Посполитой;
  2. Искание в разных политических ориентациях спасения;
  3. Уничтожение огромного количества населения, страшное опустошение страны;
  4. Упадок экономического благосостояния и культурной жизни страны.

Оно повторилось положением, которое было в конце XV века, когда всякие чужеземные влияния увеличивались, потому Украина была уже не в состоянии оказывать какое-либо сопротивление.

Уже упоминавшийся Вячеслав Липинский считает трагическим, безвыходным положение, в котором оказались Б. Хмельницкий и его государство. Он говорит, что Хмельницкий нашел единственно возможный выход, и удобное в нажиме на Москву. С которой, как говорит Д. Дорошенко, в 1649 г. Хмельницкий ведет постоянные сношения и подводит ее на войну с Польшей. Апеллирует к религиозному чувству московского царя и влечет его поворотом отнятой не так давно поляками Северской земли. «Очерк истории Украины. Т. II».

Опасность возникновения коалиции Западноевропейских государств, направленные против Гетманата. Историки, знают, что на свете нет ничего вечного. Но это касается только материального мира, но в мире же идеальном накопилась огромное количество так называемых «вечных истин». Кроме традиционных предрассудков, к «вечным истинам» можно отнести также и исторические стереотипы. И порождаются они не только легендами, трудами на заказ, но и усилиями солидных ученых. Одним из таких стереотипов является оценка решение Б. Хмельницкого снять осаду Замостья и не идти дальше на Варшаву. До сих пор считается, что снятие осады Замостье это огромная ошибка Б. Хмельницкого. Считается, что ему не хватило решительности, политической мудрости и т.д. Историки уже почти 350 лет упрекают гетмана Замостьем, считая, что они лучше бы справились с этой проблемой и, захватив Варшаву, уже в 1648 г. получили бы независимое Украинское государство. Действительно, после побед под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, Львовом, Речи Посполитая понесла огромное потрясение. Однако ее военно-экономический потенциал не был разрушен, он намного превосходил возможности Гетманат и войска Б. Хмельницкого. Сейчас просто трудно представить, с какой силой столкнулись казаки в 1648 г. По мнению военного историка генерала Генштаба Армии УНР Николая Капустянского, было следующее:

1. Речи-Посполитая в середине XVII в. была в апогее своей политико-стратегической мощи, как одна из сильнейших государств Европы. Она обладала пространствами от Балтийского до Черного морей. Ей принадлежали вся Литва, Беларусь, почти все украинские земли за исключением Закарпатья, московская Смоленщина.

2. Польшу поддерживали католические государства Европы, в частности Папа Римский с его могучим иезуитским орденом.

3. Кроме того, Польшу уважали и боялись ее соседи (Москва, Швеция, Молдавия, Трансильвания, Турция и Крымское ханство).

4. Она обладала большим военным потенциалом. В Европе не было подобного ему. При необходимости Речи- Посполитая могла мобилизовать и развернуть 150 тыс. хорошо вооруженных воинов. К тому же, большие экономические и финансовые средства позволяли полякам нанять для боевых потребностей десятки тысяч закаленных в 30-летней войне немецких наемников. Польшу отстаивала современно вооруженная литовская армия.

5. Польская воинственная шляхта и командный состав были носителями боевых победных традиций также и над казаками, особенно в 1637-1638 гг.

6. Польша могла бороться и против коалиции государств, она доказала это в 1654-1657 гг.

Гетман был жестким реалистом и прекрасно понимал, что, захватив Варшаву, он может потерять все свое войско. Б. Хмельницкий не стал приступом брать Львов. Он скромно удовлетворился выкупом. Некоторые ученые объясняют это тем, что Б. Хмельницкий не хотел разрушать такой замечательный город. В действительности же, он боялся, что казаки и селяне из повстанческих отрядов, ограбив Львов, довольствуясь добычей, потеряют боеспособность. Грабеж по тем временам обычная военная традиция, которую не мог сломать даже гетман. Деморализованный Пинск не смогло бы вести активных боевых действий. Что касается Варшавы, то там возможность выкупу войска отпадало целиком безумное желание отомстить за все обиды украинского народа. Схема в подобном случае была типичной: осада, штурм, резня, грабеж… Однако в отрыве от тыла, от баз, от резервов, во враждебном окружении казацкое войско было обречено на гибель. Гетман знал, что тыла у него практически не существует. С севера над Киевом нависло литовское войско под руководством кн. Радзивилла, в южной части Украины атаковали татары Тугайбей, союзник казаков, превозносился «другом и братом» гетмана, это ему совсем не помешало неожиданно бросить свои орды на приграничные города Украины. Союз с татарами всегда выглядело меркантильной вещью, потому Крым заботился о своих выгодах и был совершенно не заинтересован в укреплении Украины. Другой фактор международный. Так, победами казацко-крестьянского войска сила Польши была подорвана, но не уничтожена. К тому же с ней было связано слишком много интересов западноевропейских стран. Пережив ужасы Реформации, католики не собирались идти на уступки с харизматикам-православам. Не без вмешательства Ватикана вызревала идея военно-политической католической коалиции, с которой гетман отнюдь не хотел столкнуться. Чтобы противостоять таким силам, надо было иметь огромные, почти неисчерпаемые экономические и военные геополитические возможности. Гетман был хорошо осведомлен обо всем, что происходило в Европе, поэтому понял, до каких пределов можно было доказывать свои требования Польши.

И. П. Крипьякевич в монографии «Богдан Хмельницкий» (Львов, 1990 г.), а также современные украинские ученые А. Смолий и B. C. Степанков в работе «Богдан Хмельницкий: Хроника жизни и деятельности».- К., 1994 г. на основании уже известных и новых документов доказали, что Хмельницкий получил блестящее по тем временам образование. Он свободно владел несколькими иностранными языками, поэтому хорошо ориентировался в политической обстановке Западной Европы. Легкомыслием и импульсивностью действия такого политика как Б. Хмельницкий объяснять не стоит. Когда гетман получил письмо от нового короля польского Яна Казимира с обещаниями привязанности, то понял, что это был шанс, блестящая возможность достойно завершить первый этап освободительной борьбы и отвести войска в Украину. Вообще же, эмпирическое обобщение причин и последствий этой военной кампании Б. Хмельницкого было сделано львовским историком и политологом Л. А. Сотником.

Гражданская война Украины (Украина и руина). Смерть Б. Хмельницкого и вмешательство Польши и России создали реальную угрозу существованию Гетманату. Ничто не смогло предупредить сползание государства в пропасть гражданской войны. Отсутствие государственного строя катастрофически сказалось на судьбе украинского народа. Многие историки, среди них такие, как О. Ефименко, Н. Полонская-Василенко и др., считают, что «разруха» в Украине началась со смертью Б. Хмельницкого. Вообще же, в вопросе о хронологические рамки «руины» не существует единого мнения. Традиционно ее началом считают избрание Я. Сомка гетманом и раздел Украины. Н.Костомаров ограничивал этот период 1663-1687 гг. Крипякевич считал, что «разруха» началась в первое гетманство Ю. Хмельницкого. Руина началась 1658 году и закончилась в 1687 году.

Гетман Иван Выговский преемник Богдана Хмельницкого. И. Выговский (1657-1659 гг.) попытался возродить проект еще своего предшественника украинско-польско-литовскую Речи-Посполитую. Создавалось нечто новое Русское княжество в составе Речи-Посполитой. Государственное устройство княжества прихотливо сочетало в себе традиции Войска Запорожского и Речи-Посполитой. Реестр казаков количеством в 60 тыс. должен был иметь собственную администрацию и суд во главе с гетманом. Гетман же был и главнокомандующим казацкого войска. Взаимные уступки, на которые, казалось, ушли в этом договоре обе стороны, не удовлетворили, прежде всего, воинственных польских шляхтичей. Не успокоились и украинские казаки, а за ними и крестьяне. Москва тоже была заинтересовано в дальнейшей борьбе казаков. Так что Русское княжество просуществовало недолго. Как показала история, Гадячский договор был только новым изданием Заборовского договора. В августе 1658 г., началась война с Московией. Первым выступил И. Выговский п

260
Нет комментариев. Ваш будет первым!