Введение в истории таджикского народа

План

История как наука.

Предмет, цели и задачи изучения истории.Историография.Исторические источники.

Вспомогательные дисциплины истории.

Принципы исторических исследований.

История – одна из самых древних наук и
одна из двух тысяч существующих наук, которые правят, служат современному
человечеству. История тесно связана с психологией, социологией, философией,
юридическими науками, экономической теорией, математикой, языкознанием,
литературоведением и т.д. В отличие от них она рассматривает процесс
развития общества в целом, анализирует всю совокупность
явлений общественной жизни, все его стороны (экономику,
политику, культуру, быт и т.д.).

Историческая
наука — это система объективных, проверенных практикою знания о природе,
общество людей, что определяет своё назначения в форме понятие формул, законов,
и событий прошлого. История-это
сведения о минувших лет и конкретных исторических событиях, об их связях и
последовательностях.

Предметом
изучения истории
таджикского народа являются появления первого человека на территории Средней
Азии, их расселения и способ быта, этногенез народа, развития материальной и
духовной культуры, отношение с другими народами и борьба за независимость
страны.

Задачи курса – это объективный анализ часовой
и пространственной временной прохождения исторических событий; изучение
общество людей минувших времен; определения основных источников событий
прошлого.

Историография(от греч. слово – означает
описание истории) – это дисциплина, которое изучает историю исторической науки.
Историография это наука о том, как возникла и развивалась историческая мысль,
процесс накопления исторических знаний.

Исторический
источник –
объект происходившего события,
который поместит в себе информацию прошедшего и имеет познавательно –
историческое значение. Исторические источники делятся на типы и виды: первый
вид касающейся всех видов источников, второй письменные источники и третье
которые хранят в себе исторические информации.

Типы
исторических источников можно подразделить таким образом: материальные–монеты,
орудия труда, различные изделия и т.д.; этнографические–данные о
характерных особенностях культуры и быта; лингвистические–гидронимы
(название – реки, озёр; топонимы–краев и местностей; этнонимы–название племен и
народностей; анонимы –прозвище и имена); устные–(песни, легенды,
пересказы); письменные–(записи на папирусы, пергаменте, коже и бумаги).
Новейшими источниками могут стать фоно документы и фотодокументы, которые
появились во второй половины XIX века с изобретением фонографа и фотоаппарата.
Среди письменных источников особое значение имеют такие виды как – летописи,
законодательные акты, деловые документации, правовые акты, статистические
данные, периодичная пресса, документы особого похождения, мемуары,
автобиографии, литературные памятники, публицистика и политические записи,
научные статьи различных исторических периодов.

Вспомогательные дисциплины

Для изучения истории существуют
дисциплины, которые имеют вспомогательный характер. К их числу входят: археология
– изучающее останки материальной культуры людей различных эпох намечающихся на
основе их топографии в просторе человеческого коллектива; этнология – наука изучающее аспекты
культуры; хронология – система вкладки времени и события; палеография
– рукописные памятники и старинные письменности; дипломатика
– исторические акты; нумизматика – монеты, медальоны,
медали, ордена, история торговли; метрология – система мер; геральдика
– гербы краёв и государств, эпиграфика
– надписи на камнях,
плитах, скалах и метали; генеалогия – наука о название мест и
прозвищ; топонимика – географические название; краеведения
– история местности, региона и края.

Функции исторической науки

История таджикского народа имеет
социально значимые функции. Первая, из которых познавательная интеллектуальное
развитие народов и окраин в различных исторических процессов. Вторая функция –
практика- политическая. Суть ее в том, что история как наука, развивающаяся на
основе теоретического уведомления исторических фактов, закономерности развития
общества. Третья функция истории это содержание документальных повестей.
История имеет очень большое значение, и четвертая функция является обучения
патриотизму, познавание исторического развития человеческого общество.

Методология исторической науки.

Метод показывает, как
разрабатывается познание. Метод – (способ достижения) способ доработки знание.
Различными методами разрабатываются легенды, мифы и научными концепциями
формируется реальная история нашего народа. Актуально является проблема выбора
методология – науки о методе, подходе на критерии оценки исторических событий и
процессов. Более 2 тыс. лет тому назад возникли основные подходы к исторической
науке. Эти подходы разделятся на две группы: идеологические и
материалистические, которые опираются на метафизические и диалектические методы
изучения.

Знания факторов и событий в
последовательности их протекания – важное методологическое условие овладения
историей как наукой, только оно позволяет правильно проанализировать и
важнейшие общественно- политические явления прошлого, последит их
возникновение, развитие, сменяемость. Сегодня время предъявляет исторической
науке особый счет. Формирование нового мышление с 90-х гг. ХХ столетия
привлекли особое внимание к нашему прошлому. Переосмысление исторического
наследия становится одним из элементов идеологии нового демократического
общество. Сегодня нужно история во всем ее многообразии, противоречивости, и
даже нелицеприятности, способная не только иллюстрировать те или иные схемы,
сколько дать живую, объективную, правдивую картину прошлого. Успех решения этих
задачей будет завесить от достаточности фактического материала и умения его анализировать.

Принципы исторических исследований.
По научным принципам изучают исторические факты. Принцип-это основное
правило, которого необходимо придерживаться при изучении всех явлений и событий
в истории. Можно перечислить несколько основных научных принципов:

а)
принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов,
явлений и событий в соответствии с историческими обстоятельствами, в их
взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление нужно изучать в
развитии, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошёл. Нельзя рассматривать событие или личность
одновременно или абстрактно, в не временных измерениях.

б) принцип объективности опирается на
факты в их настоящем смысле, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот
принцип требует рассматривать явление в
его разнообразии и противоречивости, в совокупности как положительных, так и
негативных проявлений. Главным в обеспечении принципа объективности является
лицо историка, его теоретические взгляды, культура методологии,
профессиональное мастерство и порядочность.

в) принцип социального подхода
предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных
интересов различных слоев населения, различных форм их проявлений
в обществе. Этот принцип обязывает соотносить классовые и узкогрупповые с
общечеловеческими интересами, учитывая субъективный момент в
практической деятельности правительств, партий, лиц.

г)принцип
альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного
события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.
Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой
страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь урок на будущее.
Научность и достоверность в освещении истории прошлого народа обеспечивается
при соблюдении и сочетание всех принципов и методов познания.

Хронология истории. Хронология или периодизация истории- это
установление хронологически последовательных этапов в
общественном развитии человечества. В основу этих
этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран
мира. Существует множество хронологических систем, среди которых приводим три
наиболее характерные. Американский историк и этнограф Льюис Генри
Морган, основываясь на критерии уровня развития производительных сил, выделил
три эпохи в истории человечества: дикости, варварства и цивилизации.

К. Маркс, исходя из
принципа материалистического понимания истории, положил в ее
основу способ производства, или формационную концепцию. Поэтому по Марксу
история человечества представляет собой последовательную смену
общественно-экономических формаций- первобытнообщинной, рабовладельческой,
феодальной, капиталистической, коммунистической. Начатая К. Марксом
периодизация истории человечества была воспринята далеко не всеми
обществоведами Запада. В данном руководстве мы предлагаем такую периодизацию
истории: Первобытная эпоха. Древний мир. Средневековья. Новое время. Новейшее
время.

Исследование истории
таджикского народа помогает понять истоки традиционных связей среднеазиатских
народов. Особенно тесно связаны таджики и узбеки — народы, сложившиеся на общей
этнической основе. Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков,
равно как достижения узбекской культуры широко усваивались таджиками; характер
материальной культуры, обычаи, народное искусство — все это родственно, порой
неразличимо.

 Древнейшая, древняя, а во многом и
средневековая история этих народов очень близка, а нередко и идентична, причем
развивалась она на одной и той же территории. Тем не менее, сложились два
народа, ставшие теперь таджикской и узбекской социалистическими нациями. Вот
почему изучение истории таджиков, их самобытного вклада в общую сокровищницу
человеческой культуры неразрывно связано с изучением истории всех народов
Средней Азии, с выявлением того, что их объединяло. На основе подобного
изучения могут и должны быть раскрыты глубокие исторические корни братского
сотрудничества среднеазиатских народов. Разумеется, история таджиков, как и
всех среднеазиатских народов, связана с историей многих народов зарубежного
Востока, прежде всего Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана, арабских стран и
ряда других. Советские историки, высоко ценят исторически сложившиеся связи
между народами Средней Азии и зарубежного Востока, объединяющие их в борьбе за
мир и социальный прогресс. В трудах буржуазных ученых прошлое народов Востока,
в том числе таджиков, предстает как бесконечная вереница войн и дворцовых
переворотов, перемежающаяся рассказами о царях, правителях, военачальниках;
эпизодически в ткань повествования вводятся факты истории культуры.
Историческая закономерность при этом или вообще отвергается или трактуется с
идеалистических позиций. Весь огромный материал по истории Средней Азии
показывает тщетность усилий ряда буржуазных историков-эмигрантов представить
историю среднеазиатских народов как лишенную классовых противоречий и классовой
борьбы, рассматривать ее лишь как арену столкновений различных этнических
образований и рас. Выдвигаются спекулятивные «теории» о преобладании тех или
иных «чистых» рас, причем расы, вопреки всем данным науки, отождествляются с
теми или иными народами. При этом игнорируется, что узбеки и таджики относятся
к одному и тому же расовому типу — памиро-ферганскому. Попытки объяснить с
расовых позиций историю Средней Азии (как, впрочем, и других стран) вредны и с
научной точки зрения абсолютно несостоятельны. Истинно научная трактовка
явлений социальной, экономической, политической и культурной жизни разных
народов возможна лишь в свете марксистско-ленинского учения об истории
общества. Механизм общественного развития был гениально вскрыт К- Марксом: «В
общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения,
которые соответствуют определенной ступени развития их материальных
производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания.


История как гуманитарная
наука изучается еще с XVIII
века. История таджикского народа тесно связанно с историей других народов
Средней Азии и поэтому в ней содержатся очень различные аспекты, переплетаются
события, перемещаются народы, территории
и возникают различные государства. Памятники культуры, письменные источники
позволяют преследовать историю предков таджиков. Таджикский народ внес свой
вклад в общечеловеческую культуру. Великие ученые, мыслители, поэты и писатели,
народные умельцы выдвинулись среди этого народа. И этим его можно назвать великим таджикским народом.


Территория Таджикистана и
других республик Средней Азии являются древнейшими очагами возникновения и
развития человеческого общества. В
результате различных археологических раскопок найдены огромное
количества материальных и письменных
источников давшие возможность больше узнать об истории и быта среднеазиатских
народов. Раскопаны различные культуры Средней Азии самими известными, из
которых являются Калтаманорская,
Гисарская, Джайтунская и много других. Результаты этих раскопок и
экспертизы, выводы позволяют историкам отметит, что Средняя Азия является
древнейшим очагом человечества.


В процессе развития
человеческого общества здесь произошли крупнейшие события, которые были внесены
в истории. Были и первые государственные
образования, борьба против иноземных нападений, появления социального строя,
развития городов, строительства, культура. И все эти процессы имели свои
отличающиеся черты от других культур и быта различных мировых цивилизаций в
истории.


На сегодняшний день
изучения истории обладало важности в том направлении, что ею мы можем
определить все недостатки и ошибки прошлого. Обсуждая, осуждая, анализируя их
будущее поколения, может продвигаться вперед по лестницу жизни. Так как история
развития кажется ступенчатой снизу вверх, то есть опираясь на пройденной
продвигаются дальше. И тот, кто не знает прошлого, не может уверенно идти
вперёд по этой лестнице, он может отставать, медленно идти или совсем упасть.

 Страницы истории всегда наполняются новыми
событиями, порой не успеваешь их замечать.
Изучения истории таджикского народа можно разделить по периодам, так как
события датируются, и определения точной даты является основным свойством
изучения истории.

Первый
раздел
– это период древнейшее время и
рабовладельческий строй;

Второй
раздел

период возникновения, утверждения и
развития феодальных отношений;

Третий
раздел

период присоединения к России и возникновения капиталистических отношений и
революции в Российской империи;

Четвертый
раздел

период эпохи социализма;

Пятый
раздел

период распада СССР и приобретения независимости.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает
    история?
  2. Какие
    вспомогательные дисциплины истории вы знаете?
  3. Назовите несколько
    видов исторических источников.
  4. Какие принципы
    исторических исследований вы знаете?
  5. Что такое
    методология изучения истории?
  6. Роль и место
    хронологии в истории.
398
Нет комментариев. Ваш будет первым!