Исламинтерн

В 1994 г. лондонские эксперты вводят новый политическийжаргонизм – «исламинтерн» по аналогии с существовавшей некогда под руководствомМосквы всемирной организации (Коминтерн), преследовавшей глобальные цели идействовавшей в рамках четко организованной и контролировавшейся стратегии.Естественно, что авторы употребили этот термин весьма условно. Искать аналогиимежду Коминтерном и т.н. исламским фундаментализмом можно было только с точкизрения той опасности, который последний может представлять для безопасностиЗапада. С политической, социальной, культурно-религиозной и экономической точекзрения исламский мир представляет собой настолько многоплановый и разнообразныймир, что модный термин «исламский фундаментализм» является не более чемпопыткой одной дефиницией охватить различные и многообразные процессы.

Историческим прототипом современного исламского фундаментализмабыла созданная в 1928 г. в Египте организация Братьев-мусульман. С тех пормусульманские движения в различных странах приняли разнообразные и зачастуюполитически противоположные формы: от крайне радикальных (Ливан, Египет) довполне умеренных (Тунис), от официальных (Иран, Саудовская Аравия) доподпольных (Алжир). В разное время ислам в зависимости от конкретнойсоциально-политической ситуации замешивался на других идеологиях; в 1940-50-егг. это был арабский национализм; в 196070-е гг. – социализм. В конце 1970-х ив 1980-е гг. появился феномен исламской революции в Иране, оказавший мощноевоздействие на международные отношения. И наконец, талибы в Афганистанепоказали всему миру, что ислам может принять формы, которых не было даже всредневековье.

Не секрет, что различные радикальные исламские движения игруппировки поддерживаются за счет внешних доноров. С 1979 гг. началосьоткрытое соперничество за лидерство в мусульманском мире между СаудовскойАравией и Ираном. Эр-Рийад традиционно поддерживал миссионерскую деятельность,строительство мечетей, различные медицинские, социальные, финансовые иэкономические программы. Исключением были афганские муджахеддины, которымСаудовская Аравия оказывала существенную помощь в военных целях. Иран с первыхдней существования исламской республики взял курс на распространение идейисламской революции посредством прямой поддержки и руководства экстремистскимигруппировками, в первую очередь на Ближнем Востоке, самые известные средикоторых Хезболлах и Хамас. Именно такая деятельность Ирана, а также активностьдругих, несвязанных с Тегераном групп, осуществляющих террористическуюдеятельность целенаправленно против западных представителей и объектов,способствовала появлению мифологизированных представлений об «исламскомфундаментализме», «Исламинтерне» как о новом вызове Западу после коммунизма.Тем не менее, боевики, сражавшиеся под знаменами джихада в Афганистане, стали в1990-е гг. частью военно-политической игры на Ближнем Востоке, на Балканах иКавказе.

Демонизации исламистов во многом способствовали самиправящие элиты во многих странах ислама, считают авторы «Стратегическогообозрения»[1].Это было связано, как правило, с нежеланием правящих классов идти наполитические уступки и тем более расставаться с властью, проводитьсвоевременные социально-экономические реформы и т.д. В результате «демоны»насилия действительно выпускаются из бутылки, как это произошло в Алжире.Другие «демоны» терроризма сознательно готовились самим Западом для борьбы сосвоим геополитическим противником – Советским Союзом. Для того, чтобы загнатьджина обратно, Соединенным Штатам пришлось прибегнуть в 1998 г. к ракетнымударам, а в 2001 г. – к прямому вторжению.


[1] Strategic Survey.1993-1994. – London: IISS, 1994, рр.16-24.

316
Нет комментариев. Ваш будет первым!