На пути к 11 сентября

До 1986 г. война против советских войск в Афганистане шла спеременным успехом, пока директор ЦРУ У.Кейси не убедил конгресс США в том, чтонеобходимо резко усилить военное давление на Москву. ЦРУ, британская разведкаМИ-6 и пакистанская ИСИ разработали подробный план партизанской войны противсоветских войск на территории Афганистана, а также вторжения муджахеддинов вСоветскую Среднюю Азию. Фаворитом Исламабада в то время выступал лидер партииХезб-и-Ислами Гульбуддин Хекматиар. Его патронам из ИСИ удалось убедить американцев,что для победы над Советами необходимо рекрутировать исламистов со всего мира,как это делали в свое время коминтерновцы для организации интербригад. При этомВашингтон преследовал цель показать, что в войне против «империи зла» – СССРвыступают мусульмане всего мира; Эр-Рияд стремился распространить ваххабизм врегионе, а Исламабад – укрепить свои геополитические позиции в борьбе ссоветским союзником Индией. Но никто тогда не предполагал, что в лицеисламистов выпускается джин из бутылки, и в будущем они обратят приобретенноеумение и оружие против собственных режимов и США.

Механизм вербовки наемников выглядел следующим образом: изИсламабада поступило распоряжение всем посольствам без лишних расспросоввыдавать пакистанские визы всем желающим сражаться с неверными шурави. ИСИ иДжамаат-и Ислами установили контакты с Братьями-мусульманами, Всемирноймусульманской лигой и палестинскими радикалами. Средства для этого джихадапоступали через саудовские спецслужбы.

По данным западных исследователей, с 1982 по 1992 гг. черезгорнило афганской войны прошли 35 тыс. исламских боевиков из 43 стран мира. Вцелом же порядка 100 тыс. исламистов были готовы встать под знамена джихада. Вначале 1990-х гг. среди лидеров наиболее экстремистски настроенных исламистоввозобладало мнение, что после развала Советского Союза на очереди борьба противдругого врага – светских и умеренных режимов в мусульманских странах и ихглавного патрона – США. Самым типичным из таких радикалов является, безусловно,Бен Ладен, чье мировоззрение и психология формировались с молодых лет вусловиях джихада. Как отмечают знающие его люди, его восприятие мира, которыйразделен на две категории, упрощено до предела. В то же время он являетсяхитрым тактиком, демагогом и предельно вероломен в общепринятом смысле этогослова.

Деньги для исламских фундаменталистов поступали враспоряжение отделения Всемирной мусульманской лиги и Братьевмусульман вПешаваре (Махтаб аль-Хидмат), которым руководил сокурсник Бен Ладена поуниверситету в Джидде Абдулла Аззам. Средства поступали помимо саудовскойразведки также от саудовского Красного Полумесяца и от частных фондовсаудовских принцев и мечетей. Сам Бен Ладен впервые появился в Пешаваре в 1980г., где он и вступил в контакт с лидерами исламистов. С 1982 г. он уж постояннонаходится в Пакистане и Афганистане. Бен Ладен принес с собой не только деньгисвоего отца-миллиардера, но и инженеров из его строительной фирмы. С их помощьюбыл построен туннель в Хосте, который ЦРУ рассматривало как самый важный каналдля переправки оружия партизанам. Этот пункт выступал также в ролитренировочного лагеря и лазарета для раненых муджахединов. Затем Бен Ладенсоздает свой персональный тренировочный лагерь для арабских наемников, длякоторых он вскоре превращается в духовного и военного авторитета ихаризматического лидера.

В 1989 г. Бен Ладен возглавляет созданную имвоенизированную организацию Аль-Каида, в подчинение которой входят тысячиарабских наемников, размещенных в провинциях Кунар, Нуристан и Бадахшан. Своимэкстремизмом арабы Бен Ладена быстро завоевали нелюбовь афганцев, особеннонепуштунов и шиитов. По воспоминаниям покойного Ахмад-Шаха Масуда, которыйтребовал выезда арабов из страны, уже в 1992 г. его части сражались с арабскиминаемниками в Кабуле.

Но сам Бен Ладен в 1990 г. возвращается в СаудовскуюАравию, где занимается поддержкой и лечением афганских ветеранов из числаарабов. Поворотным пунктом в его жизни стала война в Персидском Заливе.Размещение полумиллионной американской армии на священной земле ислама сталодля него, как говорят очевидцы, настоящим шоком. Этот идеалист позволил себевыступить с открытой критикой королевской семьи, требуя убрать американцев изстраны. Но в результате он был вынужден убраться сам и в 1992 г. обосновался вСудане. В 1996 г. под давлением США и Саудовской Аравии его выдворяют из Суданаи он возвращается в Афганистан, где попадает под покровительство Джелалабадскойшуры. И в этом же году Бен Ладен провозглашает джихад Америке.

С этого момента ЦРУ начинает охоту за ним и его состоянием,оцениваемым в 250-300 млн. долл. В 1996 г. под его знамена приходит новоепоколение арабских афганцев, целью которых является распространение исламскойреволюции по всему арабскому миру. В 1997 г. американские спецслужбы сделалипервую попытку захвата Бен Ладена и разгрома его организации в Пешаваре,которая, однако, не увенчалась успехом. Эта акция окончательно убедила фанатикав том, кто является главным врагом ислама. Бен Ладен разродился манифестом, вкотором он призвал к борьбе против американцев, «уже семь лет оккупирующихсвященные для мусульман места, унижающих правоверных и терроризирующих ихсоседей». Дальнейшие события хорошо известны: Бен Ладену и его организацииприписывают такие теракты как взрывы американских посольств в Восточной Африке,атаку против эсминца «Кул» и наконец, последние удары в Нью-Йорке и Вашингтоне,не считая более мелких нападений по всему миру против западных туристов иамериканских солдат.

Как считают специалисты МИСИ, всего этого можно былоизбежать, если бы Вашингтон прислушался в 1992-93 гг. к настойчивым советамегипетского и алжирского лидеров, предлагавших Белому Дому активизировать своюдипломатию в Афганистане, способствовать стабилизации этой страны и добитьсяухода арабских наемников. Но США проигнорировали эти советы, и в результатепоследовала эскалация междоусобной войны в Афганистане, который с победойталибов превратился в центр международного терроризма. Как утверждают знающиеБен Ладена ветераны из числа арабских афганцев, по своему мировоззрению,жизненным целям и характеру этот человек ни в коей мере не является ни Ленином,ни Че Геварой исламской революции. Его собственные теологические представленияоб исламе – весьма смутные и путанные. Центральным пунктом его восприятияислама является неверно трактуемая концепция джихада, понимаемая им буквально.

В Кандагаре Бен Ладен нашел ключ к сердцам лидеровТалибана, выстроив дворец для Муллы Омара, который стал к тому же его зятем, иподдерживая финансово других талибских лидеров. Он обещал также улучшитьинфраструктуру Кандагара, восстановить аэропорт, улицы, построить мечети ишколы. В военных действиях талибов арабы Бен Ладена почти не принимали участия.В 1997 г. две сотни его боевиков участвовали в устроенной талибами резнехазарейцев, а в 1998 г. были задействованы в наступлении против Масуда.Основной деятельностью Аль-Каиды была подготовка к массированнымтеррористическим акциям вне Афганистана[1].

23 февраля 1998 г. Усамой бен Ладеном было формальнозаявлено о создании новой организации – «Интернациональный исламский фронт поборьбе с евреями и крестоносцами» (ИИФ). Это была самая крупная в историиисламско-террористическая структура, в которую вошли 5 исламистскихорганизаций: «АльКаида» У.Бин Ладена, управлявшаяся из Афганистана; египетская«Аль-Джихад аль-Ислами» (Исламский джихад) во главе с Аль-Завахири, попрофессии – детским врачом (на счету этой организации устранение президента АРЕА.Садата); египетская «Аль-Джамаат аль-Исламийя» (Исламское сообщество, ееоснователь шейх Рахман организовал первую атаку на нью-йоркский ВТЦ в 1993 г.);«Харкат уль-Муджахеддин» (фронт освобождения Кашмира); «Джихад Ислами» вБангладеш.

В качестве партнеров и клиентов ИИФ, который оказывал имфинансовую и техническую поддержку, выступали следующие террористическиегруппы: Исламская Армия Адена в Йемене, в состав которой вошли бывшиемуджахеддины, сражавшиеся на стороне афганских исламистов; «Абу Сайяф» –сепаратистское мусульманское движение на юге Филиппин; сепаратистские группыисламистов в Индонезии и Малайзии; «Груп исламик армэ» – Исламская ВооруженнаяГруппа в Алжире, состоявшая из афганских ветеранов.

Исламисты выдвинули следующие политические требования:свержение коррумпированных и декадентских режимов в мусульманских странах, впервую очередь в Саудовской Аравии; устранение американского военногоприсутствия в странах ислама, прежде всего в Саудовской Аравии; сдерживание ипротиводействие проникновению западных ценностей и западного образа жизни вмусульманское общество и экономику мусульманских стран; установлениемусульманского контроля над использованием энергетических ресурсов на исламскомгеографическом пространстве; борьба с Израилем и его господством в Палестине;создание политических режимов в странах ислама на основе законов шариата[2].

Фактически, мировое сообщество столкнулось с развернутойпрограммой насильственного переустройства значительной части современного мира,главным инструментом которого его идеологи видят терроризм.

В 1998 г. госдеп США установил специальную спутниковуюсвязь с Муллой Омаром в Кандагаре и в течение многочасовых переговоровбезуспешно пытался убедить лидера талибов выдворить террориста из страны. Посленеуспеха переговоров Белый Дом предъявил ультиматум: до февраля 1999 г. выслатьБен Ладена со своей территории, или взять на себя всю тяжесть последствийсвоего отказа. Это закончилось атакой террористов против башен ВсемирногоТоргового Центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне.


[1] See: Rashid A. Taleban. – New Haven, London:Yale University Press, 2000.

– XIV+279 pp.

[2] Hirschmann K. Terrorismus in neuen Dimesionen.Hintergründe und Schlussfolgerungen // Das Parlament. Beilage zurWochenzeitung. B 51/2001. S. 12-13; Steinbach U. Islamischer Terrorismus. Einselbstkritischer „Dialog der Kulturen“ ist jetzt gefragt // InternationalePolitik (Berlin). 2002. Nr 3. S. 1-11; См. также: Нильсен Й.Альтернатива мусульманскому экстремизму // Азия и Африка сегодня. 2001. № 9. С. 49-51.

262
Нет комментариев. Ваш будет первым!