Европа и исламизм

События 11 сентября 2001 г. сентября произвели глубочайшийполитический и культурный шок в Европе и заставили общественное мнение иполитиков еще более пристальнее присмотреться к феномену ислама в своихсобственных странах. Это было тем более актуально, поскольку многие измусульманских террористов, атаковавших Нью-Йорк и Вашингтон, долгое время жилиили обучались на европейском континенте. Стало ясно, что Европа более уже ненаходится в стороне от конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке и что во многихразвитых странах Западной Европы существуют разветвленные исламистскиеорганизации и подпольные структуры. Такая трансформация в мышлении европейскихполитиков была одной из главных причин активного участия стран ЕС вантитеррористической операции в Афганистане и борьбе с международнымтерроризмом. Во второй половине ХХ века вместе с увеличением мусульманскогонаселения в европейских странах получили распространение различные исламскиетечения и организации, многие из которых начали проповедовать исламизм.

Ислам отнюдь не представляет собой исторически нечто чуждоеЕвропе. На протяжении различных исторических периодов ислам доминировал вИспании, Южной Италии, на Балканах, в Венгрии, в Южной России, на Украине, вКрыму, в Волго-Уральском регионе, сыграл внушительную роль в истории Литвы иПольши. В настоящее время в Европе существует несколько более или менее крупныхмусульманских анклавов или общин. Наиболее крупный из них – это Балканы, гдемусульмане живут компактными группами или преобладают: Албания, Босния иГерцеговина, Южная Сербия и Косово, Македония, Болгария и Греция. После второймировой войны среди балканских мусульман, особенно в Югославии, активно шелпроцесс трансформации мусульманской идентичности в национальную[1].

В Западной Европе наряду с ФРГ наиболее крупная и активнаямусульманская община представлена во Франции (3 млн.), состоящая в основном извыходцев из Магриба. Здесь же наблюдается самое высокое число принявших исламевропейцев. В Великобритании сконцентрирована третья по численностимусульманская община ЕС (порядка 2 млн. чел.), состоящая из индостанскихпереселенцев и частично африканцев. Исламизм среди британских мусульман резковозрос во время истории с книгой Салмана Рушди «Сатанинские стихи». Радикальноекрыло исламистов представлено проиранской группировкой, созданной КалимомСиддики, который основал в 1992 г. Мусульманский парламент в Лондоне. Помимоэтих западноевропейских государств небольшие мусульманские общины существуют вДании и Швеции (в основном из Турции, Ирана и Боснии; в Швеции существует такженебольшая община турецких казахов), Норвегии (пакистанцы), Финляндии (татары).

История присутствия мусульман на Британских островахнасчитывает три столетия и самым тесным образом связана с деятельностью Ост-Индскойкомпании. С середины XIX века, особенно после открытия в 1869 г. Суэцкогоканала, мусульмане, в основном судовладельцы и торговцы из арабских стран(Йемен и Сомали) и Британской Индии начинают компактно селиться на побережье –Лондоне, Ливерпуле, Бристоле и Кардиффе. Тогда же в Англии появляются первыемусульманские мистические и суфийские движения. Но усиленная мусульманскаямиграция в метрополию началась уже после Второй мировой войны: сначала изКарибского бассейна, затем из Индии, Пакистана и Бангладеш. В 1960-е гг.исламская иммиграция в Британию достигла своего пика и потребовала отправительства принятия трех Актов об иммиграции, ограничивавших въезд в страну.В 1970-80-е гг. численность выходцев с мусульманского Востока в Великобританииросла уже в основном за счет высокой рождаемости. Если в 1981 г. численностьмусульман оценивалась в 750 тыс., в 1991 г. – 1,5 млн., то в настоящее времяона составляет около 2 млн. чел. При этом численность рожденных на Британскихостровах составляет не менее 50%. В таких городах как Бирмингем они составляютдо 10% населения.

Мусульмане в Великобритании достаточно хорошо организованыи группируются вокруг мечетей (около 600) и различных общественных игуманитарных организаций типа Исламского культурного центра, Мусульманскойпомощи, Исламской поддержки и т.д. В 1962 г. была основана Исламская миссияСоединенного королевства (под сильным влиянием фундаменталисткой партииДжамаат-и Ислами), в 1976 г. в Лондоне был созван Исламский Совет Европы. Приэтом арабские и неарабские исламские организации конкурируют между собой. Сконца 1980-х гг. мусульмане делают попытку играть политическую роль в стране исоздают Исламскую партию Британии, но вследствие мажоритарной системы выборовим не удается получить ни одного места в парламенте. Резкой политизациимусульманского населения Великобритании способствовало т.н. дело Салмана Рушдии запрет его книги «Сатанинские стихи» исламистами в 1988 г. В этой связи лидерисламских радикалов в Британии, директор Мусульманского института К.Сиддикиопубликовал «Мусульманский манифест» и потребовал дать британским мусульманамстатус «автономного сообщества». В 1990-е гг. волнения и политизация английскихмусульман вызывались внешнеполитическими событиями, касавшимися исламскогомира: Косово и Босния, Индия и Пакистан, Ирак и т.д. В целом британские властистараются вести в отношении мусульманского населения осторожную исбалансированную политику, основой которой является стремление отгородиться отспецифически мусульманских проблем. Это приводило к тому, что такие экстремистыкак Абу Хамза из Египта получали британское гражданство и в течение многих летспокойно жили в Англии, занимаясь террористической деятельностью[2].

Франция является наиболее тесно связанной с миром исламазападноевропейской страной. Франко-исламский контакт начался в 732 г., когдаКарл Мартел остановил продвижение арабов под Пуатье. Однако разгром арабскоговойска не смог предотвратить расселение мавров вдоль средиземноморскогопобережья в течение VIII-IX вв. С XI по XIII вв. Франция стояла во главепротивостояния Европы с исламским миром в ходе крестовых походов, а с XV поXVIII столетие вела с переменным успехом борьбу за контроль надСредиземноморьем, закончившуюся ее торгово-экономическим утверждением вОсманской империи. Египетский поход Бонапарта 1798 г. положил начало культурнымконтактам и научному изучению исламского Востока. С 1830-х по 1960-е годыпродолжалось существование французской колониальной империи в арабском мире.После наполеоновских войн солдаты императора мусульманского происхождения сталиселиться в долине Роны. Но первые поселенцы из Алжира появились во Францииоколо 1870 г. Накануне Первой мировой войны во Франции проживали около 30 тыс.североафриканцев. Война привела к массовому использованию африканских мусульманна фронте и в тылу (свыше 300 тыс. чел.). После Второй мировой войныреконструкция и промышленный рост способствовали иммиграции: между 1954 и 1968гг. во Францию прибыли свыше 1 млн. арабов. Исламизации Франции способствовалоее либеральное законодательство: по закону до 1993 г. дети иммигрантов,рожденные во Франции, могли автоматически претендовать на гражданство. В 1993г. этот закон был ужесточен.

В настоящее время численность мусульман в этой странеоценивается от 3,5 до 5 млн. чел. До 1981 гг. создание исламских ассоциаций исообществ во Франции было невозможно, как это ни парадоксально, вследствиезакона 1939 г., направленного против нацистского и фашистского влияния. В 1983г. был создан Союз исламских организаций Франции, в 1985 г. возниклаНациональная Федерация мусульман Франции. Всплеск исламского фундаментализмасреди французских мусульман был тесно связан с событиями в Алжире в конце1980-х гг. (военный переворот и запрет ФИС). В 1994-96 гг. во Франции произошелряд терактов, организованных исламскими экстремистами, которые в свою очередьвызвали рост враждебности со стороны французского общественного мнения кисламу. Стремясь снизить накал страстей, ректор Сталинградской мечети в ПарижеЛарби Кешат обратился в феврале 1997 г. к верующим и французам с призывом квзаимопониманию, но это привело только к бомбовой атаке против его мечети. Внастоящее время официальный Париж чрезвычайно внимательно относится к угрозеисламского терроризма[3].

Численность мусульман в Германии колеблется по разнымоценкам от 2,7 до 3,2 млн. чел. (по другим оценкам – от 3 до 3,5 млн. чел.).Часть мусульман является гражданами ФРГ, а различные исламские организацииохватывают всего лишь 15% людей, исповедующих ислам. Толчком к иммиграциимусульман в Германию стала резко возросшая в конце 1950-х гг. потребностьнемецкой экономики в рабочей силе. Массовый приток турок и представителейдругих мусульманских народов начался в начале 1960-х гг., когда ЗападнаяГермания подписала соответствующие соглашения с Турцией (1961), Марокко (1963),Тунисом (1965) и Югославией (1968). С середины 1970-х гг. средииммигрантов-мусульман начинают преобладать беженцы и лица, преследовавшиеся пополитическим мотивам: из Ливана (с 1975), Ирана (с 1979), Афганистана (с 1979),Боснии-Герцеговины (с 1992) и Косово (1999). В настоящее времяиммигранты-мусульмане в ФРГ представляют 29 государств. Крупнейшей общинойявляется турецкая (2,2-2,4 млн. чел.), за ней с большим разрывом следуютэмигранты из Боснии-Герцеговины (190 тыс. чел.), Ирана (115 тыс. чел.), Марокко(82 тыс.), Афганистана (68 тыс. чел.) и Ливана (55 тыс. чел.). В этой группепредставлены также выходцы из стран СНГ – Азербайджана (1400 чел.), Киргизстана(1700 чел.) и Узбекистана (1250 чел.). В стране существует также группамусульман из числа немцев, адаптировавших ислам, численность которой невелика(около 50 тыс. чел.). Численность мусульман иностранного происхождения,получивших германское гражданство, оценивается примерно в полмиллиона человек.Около 80% мусульман, живущих в ФРГ, являются суннитами (по другим оценкам, сучетом алевитов – 90%), 9% – шиитами[4].

Большинство исламских организаций объединены в ИсламскийСовет ФРГ – ИС (1986 г.) и Центральный Совет мусульман Германии – ЦСМ (1988г.). Исламский Совет одной из своих целей провозглашает признание немецкимправом своего статуса в качестве корпорации публичного права, т.е. получениестатуса государственной религии, которое позволит ему функционировать наряду страдиционными христианскими церквями, преподавать теологию и собирать налоги.ИС признает в качестве основы своего учения Коран и Сунну. В состав ИС входят32 организации, представляющие исламские федерации земельного уровня, юношескиеи женские исламские организации, турецкие исламские и культурные центры,Информационный центр Восточного Туркестана, а также исламские объединениябоснийцев, марокканцев и сомалийцев. В Совете доминирует крупнейшая турецкаяполитизированная организация Исламское Сообщество Милли Гюрюш. ЦентральныйСовет Мусульман рассматривает себя как светское объединение, представляющееинтересы мусульман в немецком обществе. В то же время ЦСМ в своем уставеобязывает своих членов уважать Коран и Сунну наряду с германской конституцией инемецким правом. В состав ЦСМ входят 19 организаций, основная часть которыхпредставляет собой турецкие и мусульманские культурные центры, студенческие ирабочие организации.

Ряд организаций (Турецко-исламский союз, или Дийянет ИшлериТюрк-Ислам Бирлиги) характеризуются субординацией по отношению в турецким законами религиозному управлению из Турции. Среди политизированных исламскихорганизаций наиболее крупной является Исламское Сообщество Милли Гюрюш (1976г.). ИСМГ представляет собой в настоящее время сложно структурированнуюорганизацию, располагающую крупной собственностью и большим экономическимпотенциалом, ставящую помимо религиозных, культурных и социальных, также иполитические цели. Федеральное ведомство по охране конституции ФРГ относит ИСМГк организациям, представляющим определенную угрозу безопасности страны.Федерация турецко-демократических объединений в Европе одной из своих целейставит объединение вокруг Турции всех тюркских народов.

Особняком от турецких исламских организаций стоят арабскиеобъединения, старейшей из которых является Исламское Сообщество в Германии(1960 г.). В послевоенное время в эти объединения входили организации т.н.мусульманских беженцев, под которыми понимались бывшие военнослужащие вермахтаи СС из числа выходцев из СССР и Восточной Европы, а также политические эмигрантыи студенты из арабских стран. В начале 1960-х гг. по мере распространения идейарабского социализма между двумя группами усилились столкновения наполитической почве, что привело к расколу и выходу мусульманских беженцев изИсламского Сообщества. С Исламским Сообществом идейным образом связано Движениебратьев-мусульман[5].


[1] See also: Nielsen J. Muslim in Western Europe.– Edinburgh: Edinburgh University Press, 1992.

[2] Islam outside the Arab World.., pp. 357-378. См.также: Ланда Р. Мусульмане в Великобритании // Азия и Африка сегодня (Москва). 2001. № 9. С. 51-54.

[3] Islam outside the Arab World., pp.337-356.Voir aussi: L’Islam en France. Ed. de B. Étienne. – Paris: Editions du CNRS,1990.

[4] Islam outside the Arab World.., pp. 315-336.Sieh auch: Pfahl-Traughber A. Islamismus in der Bundesrepublik Deutschland.Ursachen, Organisationen, Gefahrenpotential // Das Parlament (Berlin). Beilagezur Wochenzeitung. B 51/2001. S. 43-53.

[5] Spuler-Stegemann U. Muslime in Deutschland:Nebeneinander oder Miteinander.

– Freiburg: Herder, 1998.

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!