Потребление и концепция домашнего хозяйства
Они были так заняты хождением по магазинам, вождением автомобиля,использованием своих посудомоек, сушилок и электрических миксеров,садоводством, натиркой полов, помощью детям в приготовлении домашних заданий,сбором средств на лечение душевнобольных и тысячами других мелких домашнихдел.
Бетти Фридан «женская мистика»
Потребление – это поистине благословенная вещь в соответствии снеоклассической моделью; его следует максимизировать любыми честными исоциально приемлемыми средствами. К тому же это в высшей степенинеобременительное удовольствие. Необходимо задумываться только над выборомблаг и услуг. А их употребление не вызывает никаких проблем. И то, и другоеневерно. Из виду упускаются обстоятельства, в значительной мере формирующиеобраз личной, семейной и общественной жизни. Само это упущение и скрывающиесяза ним обстоятельства должны быть рассмотрены. Эти вопросы имеют немаловажныепоследствия.
Когда обладание благами и их потребление переходит некоторую границу, оностановится обременительным, если связанные с этим усилия не могут бытьпереложены на других. Так, например, употребление изысканных и экзотическихблюд доставляет удовольствие только тогда, когда есть кому их готовить, Впротивном случае для всех, кроме чудаков, время, потраченное на приготовление,быстро сведет на нет всякое удовольствие от еды. Более просторное иблагоустроенное жилье требует более обременительного ухода и присмотра. Так жеобстоит дело с одеждой, автомобилями, газонами, спортивным инвентарем ипрочими потребительскими излишествами. Если есть люди, на которых можнопереложить обязанности присмотра и которые в свою очередь могут нанимать ируководить необходимой для обслуживания рабочей силой, то потребление не имеетграниц. В противном случае потребление имеет жесткие пределы. При виде огромныхзданий, построенных в Англии в XVII, XVIII и XIX столетиях, сразу же возникаетмысль о богатстве их обитателей. Но часто оно было скромным по современнымстандартам. Следует признать, что более важную роль сыграла способностьпереложить административные обязанности, связанные с потреблением, намногочисленный и трудолюбивый обслуживающий класс.
В отношении личных услуг всегда существовала угроза со стороны болеепривлекательных возможностей приложения труда, создаваемых промышленнымразвитием. В свою очередь богатство, создаваемое этим развитием, делало их всеболее необходимыми. Неудивительно поэтому, что много усилий было затрачено сцелью сохранения таких услуг или подыскания путей и способов их замены.Пытаясь найти такую замену, вспомнили о женщинах и семье. В этих попыткахиспользовалась сила, которая всегда присутствует при формировании социальныхценностей, она часто ощущается, но о ней редко говорят. Ей нужно название, и ееможно назвать «удобной социальной добродетелью».
2
Удобная социальная добродетель объявляет достойным любое неведение, каким бынеудобным и неестественным для отдельной личности оно ни являлось, если онослужит удобству и благополучию более влиятельных членов общества или жеблагоприятно для них в других отношениях. Моральное поощрение общества заудобное и тем самым добродетельное поведение в этом случае служит заменойденежного вознаграждения. Поведение, создающее неудобства, становитсявозмутительным поведением и подлежит справедливому осуждению или пресечению состороны общества.
Удобная социальная добродетель во многих отношениях важна для побуждениялюдей к оказанию неприятных услуг. В прошлом она широко признавалась за бодрым,исполненным сознания долга рекрутом, который, поступая на военную службу зажалованье намного ниже цен на рынке труда, заметно облегчал бремя налогов длясравнительно зажиточного налогоплательщика. Любой уклоняющийся от такой службыосуждался как чрезвычайно непатриотичный и во всех отношениях презренный тип.Удобная социальная добродетель помогала также обеспечивать милосердные исострадательные услуги медицинских сестер, сиделок и прочего медицинского персонала.И в этом случае заслуги в глазах общества служили частичной заменойвознаграждения. (Такие заслуги никогда не считались удовлетворительной заменойвознаграждению для врачей.) Затраты на множество других видов деятельности,которые обычно характеризуются как благотворительные дела, также серьезноснижались благодаря удобной социальной добродетели. Но наиболее полезнойтакая добродетель оказалась для разрешения проблемы домашней прислуги.
В прошлом веке и в начале нынешнего столетия домашняя прислуга обычноизображалась как лицо, заслуживающее особого уважения. Ничто так хорошо нехарактеризует человека, как усердная и долгая служба другому человеку.Выражение «старый слуга семьи» предполагает заслуги, лишь ненамного уступающиепо достоинству добродетелям «мудрого и любящего родителя». Фраза «хороший иверный слуга» содержит в себе признанное религиозное благословение. В Англииобширная литература довольно искусно приписывала классу слуг юмор, находчивостьв разговоре, социальное сознание и высокую кастовую гордость. Однако все этоне смогло противостоять конкуренции со стороны промышленности. Решающий успехсоциальной добродетели лежал в закреплении за женщинами роли домашней прислуги.
В доиндустриальных обществах женщины ценились наряду с их способностью крождению, детей за их эффективность в сельскохозяйственном труде или в домашнеймануфактуре, а в высших сдоях общества за их интеллигентность, женскуюпривлекательность и. прочие качества, позволяющие достойно принимать гостей.Индустриализация устранила необходимость женского труда в таких домашнихзанятиях, как прядение, ткачество и изготовление одежды. В сочетании стехническим прогрессом она значительно уменьшила ценность женского труда в сельскомхозяйстве. Тем временем растущие стандарты народного потребления наряду сисчезновением личного слуги-лакея создали острую нужду в людях для управления идругих видов обеспечения потребления. Вследствие этого новая социальная добродетелистала придаваться ведению домашнего хозяйства – продуманному приобретениютоваров, их приготовлению, употреблению и содержанию, а также заботе и уходу зажильем и прочим имуществом. Добродетельная женщина – это теперь хорошая домашняяхозяйка или в более широком смысле, хорошая домоправительница. Социальная жизньв значительной мере стала демонстрацией виртуозности в выполнении этих функций,своего рода ярмаркой для демонстрации.женских добродетелей. Дело обстоитподобным образом до сих пор. Указанные тенденции широко проявились в семье свысоким доходом уже к началу нынешнего столетия. Торстейн Веблен заметил, что«в соответствии с идеальной схемой денежной культуры хозяйка дома – этоглавная служанка в домашнем хозяйстве» [Т. Veblen, The Theory of the LeisureClass, Boston, Hough-ton Mifflin, 1973, p. 128.].
При более высоком доходе повышаются объем и разнообразие потребления, и всилу этого возрастает количество и сложность задач, связанных с ведениемдомашнего хозяйства. Распределение времени между домашним хозяйством,воспитанием детей и развлечениями, заботами об одежде, выходами в общество идругими формами потребления становится все более сложной и трудной задачей [Блестящийанализ затрат времени на потребление, а также многое другое содержится в: S. В.Binder, The Harried Leisure Class, New York, Columbia University Press, 1970.].В конечном итоге, как это ни парадоксально, обслуживающая роль женщиныстановится тем труднее, чем выше доход семьи, за исключением тех немногихслучаев, когда еще существует возможность содержать прислугу. От женысколько-нибудь крупного служащего автомобильной компании не требуется бытьинтеллектуально восприимчивой или уметь развлекать других, хотя она должнахорошо выглядеть на парадных церемониях. Но она должна готовить и кормить мужа,когда он дома, заниматься домашними покупками и уходом за домом, обеспечиватьсемейный транспорт и, если требуется, действовать как уборщица, швейцар исадовник. Умение в этих делах разумеется само собой и, как правило, не вызываетвосхищения. Если женщина хорошо справляется с этими обязанностями, онасчитается хорошей хозяйкой, хорошей помощницей, хорошей домоправительницей,хорошей женой – короче говоря, добродетельной женщиной. Традиция запрещаетвнешние функции, не связанные с проявлением добродетели домохозяйки, которыемешают хорошему выполнению домашних дел. Она может участвовать в советеместной библиотеки или заседать в комитете по изучению правонарушений средимолодежи. Но она не может работать полную неделю или заниматься деятельностью,связанной с большой затратой времени и сил. Поступать так – значит создатьмнение, что она пренебрегает своим домом и семьей, т. е. своей настоящейработой. Она перестает быть женщиной, обладающей признанной добродетелью.
3
Превращение женщин в класс скрытой прислуги явилось экономическимдостижением первостепенного значения. Наемная прислуга была доступна лишьнебольшой части населения в доиндустриальном обществе; в наше времяжена-служанка доступна на сугубо демократической основе почти для всегомужского населения. Если бы эту работу выполняли наёмные работники, получающиеденежное вознаграждение, они оказались бы самой крупной категорией в структурерабочей силы. Стоимость услуг домашних хозяек исчисляется, хотя эти расчеты вкакой-то степени интуитивны, приблизительно в одну четверть валовогонационального продукта. Подсчитано, что средняя домохозяйка выполняет работыстоимостью (по ставкам зарплаты за эквивалентную работу в 1970 г.) 257 долл. внеделю или 13 364 долл. в год [A. G. Scott, The Value of Housework: For Loveor Money, Us magazine, 1972, July.]. Если бы не эти услуги, все формыдомашнего потребления были бы ограничены временем, которое требуется, чтобысправляться с таким потреблением, – отбирать, перевозить, готовить, ремонтировать,содержать, чистить, обслуживать, хранить, предохранять и выполнять прочиезадачи, которые связаны с потреблением благ. В современной экономике рольженщин в деле обслуживания имеет решающее значение для расширения потребления.Тот факт, что подобная роль получила широкое признание, если не считатьотдельных возникших в последнее время возражений, является грозной даньювласти удобной социальной добродетели.
Как только что отмечалось, труд женщин, связанный с облегчением потребления,не учитывается ни в национальном доходе, ни в национальном продукта Такое обстоятельствоимеет определенное значение для его маскировки. Вещи, которые не учитываются,часто и не замечаются. В настоящее время возникло мнение, что по этой причинеи в результате использования традиционных педагогических приемов возникаютусловия, при которых женщины, изучая экономическую теорию, не осознают своейистинной роли в экономике. Это в свою очередь позволяет им с большейготовностью согласиться на такую роль. Если бы их функции в сфере экономикибыли более четко отражены в современной педагогической методике, это могло бывызвать нежелательные отрицательные последствия.
4
В неоклассической модели имеется, однако, гораздо более изощренное средстводля маскировки роли женщин. Это домашнее хозяйство. Уже неоднократноотмечалось, что в модели придается особое значение роли решений отдельногочеловека в экономической системе. Эта моральная функция оказалась бы взначительной мере подорванной, если бы такие решения зависели от трудаженщины, связанного с обслуживанием, и если бы выяснилось, что роль женщин впринятии решений уступает роли мужчин.
Эти трудности обходят с помощью концепции домашнего хозяйства. Хотя домашнеехозяйство состоит из нескольких человек – мужа, жены, детей, а иногда родственникови родителей, имеющих разные потребности, вкусы и предпочтения, – всянеоклассическая теория отождествляет его с отдельной личностью. Выборотдельного человека и выбор домашнего хозяйства на практике всегдавзаимозаменяемы. [У некоторых ученых это вызывает беспокойство. «В теорииспроса мы рассматриваем домашнее хозяйство как нашу фундаментальную … единицу,мы должны отметить, что многие интересные проблемы, касающиеся конфликта всемье и родительского контроля над судьбой детей, выпадают из поля зрения,когда мы берем домашнее хозяйство в качестве основной единицы, принимающейрешения. Когда экономисты говорят о потребителе, они фактически имеют дело сгруппой индивидов, образующих домашнее хозяйство» (см.: В. G. L i p s е у andР. О. S t e i n е г, Economics, 2d ed., New York, Harper and Row, 1969, pp.71-72).]
Домашнее хозяйство, отождествленное таким образов с отдельным человеком, такраспределяет свой доход между разными видами расходов, чтобы в пределеудовлетворение, получаемое от каждого вида затрат, было приблизительноравным. Как отмечалось, это и есть оптимальный уровень удовольствия, т. е.неоклассическое равновесие потребления. Здесь возникает очевидная проблематого, чьи средства удовлетворения предельно уравниваются, идет ли речь о муже,жене, детях, с учетом их возраста, или проживающих в семье родственниках, еслитакие имеются. Но на это вся традиционная теория не дает ответа. Очевидно,между мужем и женой существует компромисс, который согласуется с болееидиллической концепцией прочного брака. Каждый партнер подчиняет своиэкономические предпочтения более значительным удовольствиям семейного единстваи супружеского ложа. А может быть, в брак вступают лица с одинаковыми шкаламипредпочтений. Или же благодаря доселе неотмеченному влиянию таинства брака этишкалы становятся о этого момента равными друг другу. Либо в случае расхожденияшкал предпочтений следует развод и процесс. продолжается до тех пор, пока непоженятся лица с одинаковыми предпочтениями. Или, видимо, женщина, которая напрактике осуществляет большую часть покупок, устанавливает свои предпочтения науровне предела, а ее муж умудряется жить с меньшим уровнем удовлетворения. Илиже муж как доминирующий член семьи принимает решения в соответствии со своимипредпочтениями, а его жена покорно соглашается с ними.
В действительности современное домашнее хозяйство не допускает выраженияиндивидуальности и личных предпочтений. Оно требует подчинения предпочтений вомногих областях от того или иного члена семьи. Совсем не легкое дело отстаиватьточку зрения, в соответствия с которой в силу экономической общественнойнеобходимости примерно половина взрослых членов общества должна заниматьподчиненное положение. Такая точка зрения с трудом согласуется с системойсоциальных идей [Отметив чересчур смелое упрощение, содержащееся вотождествлении отдельного человека и домашнего хозяйства, авторы тем не менеевозвращаются к традиции и оставляют упрощение в неприкосновенности. Они,однако, составляют исключение, указывая на существование такой проблемы.],которая не только высоко ставит человеческую личность, но и торжественнопровозглашает ее власть. Итак, неоклассическая теория разрешает проблему,закрывая глаза на существование подчинения личности в домашнем хозяйстве,отношения внутри которого она игнорирует. После этого данная теориявосстанавливает домашнее хозяйство в качестве отдельного потребителя. Проблемаостается нерешенной. Экономист не вторгается в тайны домашнего хозяйства.
5
Общеизвестно, что современное домашнее хозяйство требует простого, но оченьважного разделения труда. Обычно получение дохода порождает решающую власть надего использованием, которая, как правило, принадлежит мужчине. В определенной меретакая власть разумеется сама собой. Выбор места, где проживает семья, зависитглавным образом от удобства или потребности члена семьи, обеспечивающего доход.Как размер, так и характер или способ затрат в основном зависят от источникадоходов, т. е. от того, является ли получатель дохода администраторомкомпании, юристом, художником, бухгалтером, государственным служащим,ремесленником, рабочим на сборочном конвейере или профессором. Особенно важно,что в обществе, которое высоко оценивает денежный успех, естественныйавторитет принадлежит лицу, которое зарабатывает деньги. Это дает ему правоназываться главой семьи.
Потреблением распоряжается женщина. На нее ложатся многочисленные проблемывыбора приобретаемых варов, например выбор между разными видами готовых, смесейдля пирогов или моющих средств. Житейская мудрость высоко ценит эту власть;ведь именно женщина распоряжается наличными средствами. Но на деле эта властьсводится к выполнению решений, а не к их принятию. В более широком плане путидействия определяются мужчиной, который зарабатывает деньги. По существу,домашнее хозяйство используется мужчиной в общепринятой экономической теориидля маскировки господства власти мужчин.
Подобное домашнее хозяйство как нельзя лучше подходит для облегченияпотребления. Основные решения, касающиеся общего стиля жизни, принадлежат мужу,в он может принимать их, не заботясь о проблемах, связанных с ихосуществлением. Эти заботы ложатся па его жену. Множество вещей на свете,включая и потребление, доставляют гораздо больше удовольствия, если связанные сними усилия выполняет кто-нибудь другой.
Обычно женщины без возражений берут на себя скрытые служебные функцииуправления потреблением: организацию содержания и ремонта жилища и домашнегооборудования, автомобиля и прочей техники, снабжение продуктами иприготовление пищи, контроль за тем, как потребляют дети, организацию ипроведение общих развлечений, заботы о том, чтобы семья «выглядела не хужедругих». Такие заботы воспринимаются как естественные обязанности женщин. Могутбыть утверждения, что в данном случае нет оснований ни для сомнений, ни длянедовольства; большинство женщин охотно и даже с радостью выполняют этифункции.
В более широком плане благополучие и счастье представляют собой огромнуюдань социальным условиям, под воздействием которых находятся люди. Главныйдогмат современной веры, занимающий центральное положение в господствующейэкономической теории и усиленно подкрепляемый рекламой и искусством коммерции,состоит в том, что счастье есть функция поступления потребительских товаров иуслуг. Если данная точка зрения доказана, то может ли быть у женщины лучшийспособ содействия своему счастью и счастью семьи, которую она любит, чемосвятить себя эффективному и энергичному управлению потреблением семьи? Еезаслуга перед экономикой, таким образом, зависит от ее чувства долга и умениябыть преданной. Как и в отношении других экономических потребностей, этоподтверждается удобной социальной добродетелью. Такая добродетель считает в высшейстепени нравственной женщину, которая посвящает себя благополучию своей семьи,является доброй подругой, хорошим распорядителем; или, говоря не стольизысканным языком, является хорошей домохозяйкой и настоящей опорой дома. Посравнению с этим красота, интеллектуальные и художественные способности илипросто женская привлекательность ценятся гораздо ниже. А свойства, не совместимыес хорошим и усердным ведением домашнего хозяйства, такие, как активныйхарактер, увлечение собственными интересами до такой степени, что муж и семьяоказываются в забвении, и прежде всего скверное ведение хозяйства, решительноосуждаются.
B немногих областях экономическая система добилась такого же успеха вопределении ценностей и приспособлений обусловленного ими поведения к своимтребованиям, как в формирований образа мыслей и поведения женщин. Подводяитог сказанному выше, отметим, что экономическое значение полученногорезультата очень велико. Возможность повышения потребления была бы серьезноограничена, если бы не было женщин, которые управляют им. Когда женщины берутна себя задачи управления потреблением, оно может расти более или менеенеограниченно. В домашних хозяйствах с очень, высоким доходом, это управлениестановится, как уже отмечалось, обременительной задачей. Но даже и здесь роствозможен; на таких уровнях дохода женщины, как правило, имеют более высокоеобразование и оказываются лучшими распорядителями. А упрощение процедурыразвода позволяет в известной степени применять метод проб и ошибок для получениялучшего результата. Таким образом, именно женщины, выполняя в скрытой формефункцию служанки и распорядителя, создают возможность для неограниченногороста потребления. При существующем положении вещей (и пока оно будетсуществовать) в этом состоит их главный вклад в современную экономику.