Понятие и сущность государства
Понятие и сущность государства
Теории происхождения
Сущность государства принято рассматривать с разных сторон, сводящихся к двум принципиально противоположным подходам: классовому и гуманистическому. На основе классового подхода государство исследуется как машина для поддержания господства одного класса (меньшинства) над другими классами (большинства). Сущность такого государства — в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Именно так известные господствовавшие классы проводили диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата. Исходя из таких представлений выдвинута формационная периодизация истории государства и права: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое.
По идеологическим представлениям теоретиков классового подхода государство как орудие диктатуры господствующего класса будет существовать не всегда. Необходимость в нем отпадет по мере того, как общество приобретет высшую степень сознательности своих членов, когда утратит необходимость принуждение к соблюдению общественно полезных действий и охрана общепризнанных норм с помощью арсенала средств государственного насилия.
Однако это утопия. Диктатура класса определяет цели, задачи и функции подобного государства, создаваемого им права и осуществляемого на такой правовой основе управления обществом. Как показала история многих государств, подобный подход неизбежно ведет к тоталитаризму.
Рассмотрение государства на основе гуманистического подхода, т. е. с общечеловеческих, общесоциальных начал, предполагает его как активную деятельную силу, призванную решать общие дела в интересах всего общества. Здесь государственный механизм рассматривается не как орудие преимущественно подавления меньшинством большинства, а как средство реализации общих интересов, как инструмент достижения согласия и взаимоприемлемых целей, поиска компромиссов для преодоления социальных конфликтов и противоречий.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все в большей мере проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Поэтому современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочего подходов. Современная трактовка функционирования государственно организованного общества признает в деятельности государства наличие двух начал: классового и общесоциального.
Государство выражает публичную власть. Оно имеет аппарат управления, материальные придатки, является политической организацией, проникнутой самыми различными системами институтов и властеотношений. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. Возникнув как продукт общественного созидания, государство становится по отношению к обществу управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.
По своей природе и сущности государство всегда проявляет себя в активной деятельности по организации и упорядочению существования общества. В отношении господствующего класса государство выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении большинства населения — как орудие подавления. В то же время государство как официальный представитель общества и управляющая система выполняет общесоциальную деятельность, выражающуюся в реализуемых функциях государственного управления. Так, государство призвано поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития, что проявляется в функциях государственного управления различными сферами общественной деятельности, например правового регулирования, экономического регулирования и организации социально-культурного развития, управления в отдельных отраслях народного хозяйства: транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п. В этом и выражается сущность и социальное назначение государства.
Государство в собственном смысле (классовый подход) есть политическая организация, сущность которой в диктатуре экономически и политически господствующего класса меньшинства над подчиненными ему классами большинства. В общесоциальных представлениях (гуманистический подход) государство есть политическая организация—ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
2.Теории происхождения
Обобщенно определяя сущность государства на современном этапе, можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический.
Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, широко использовался в Средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.
При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяются признаки государства: основные — территория, население, публичная власть, и вторичные — налоги, законы, суверенитет.
Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.
Социологический подход, использовавшийся Руссо, Гобб-сом и др., рассматривает государство как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитpa, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т. п.
Кибернетический подход основан на одноименной школе государствоведения, возникшей в 60-е гг. XX в., он рассматривает государство как особую уникальную систему, связанную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации, с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на “вход” системы импульсы внешней среды (требования и поддержка) циркулируют в государственной системе; в результате ее переработки на “выходе” системы государственными органами принимаются решения.
Эти решения в виде законов, указов, постановлений правительства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается. Существуют и другие подходы к определению сущности государства. В соответствии с ними, государство — это:
• аппарат насилия экономически господствующего класса
(классовый подход);
• институциональное воплощение власти (институциональный
подход);
• определенным образом организованное насилие (сило-
вая концепция);
• организованное господство политической элиты (элитарный
подход);
• совокупность правовых норм, регулирующих поведение
людей (нормативный подход);
• определенный нормативный порядок, обеспечивающий
интеграцию и жизнедеятельность людей (Санистебан, испанская
школа);
• правовая форма организации и функционирования политической
власти (политико-правовой подход);
• специфическая макроорганизация, сервисный центр,
“предприятие сферы услуг” (маркетинговый подход).