Цивилизационные миры традиционных обществ востока

У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая,консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — этокультурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческогоопыта в истории.

Понятиетрадиционное общество или обществотрадиционного типа— одно из определяющих в культурологии. Традиционнымназывается общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиесяэкономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжениидлительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишьв Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейскойцивилизации. Общественное же устройство во всех других цивилизациях можносчитать традиционным по своему типу. Для взаимоотношений человека и социума вобществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменностьсоциально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, чтообеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типуотношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести к ее гибели. Жизнеустойчивость культурВостока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которыхсуществуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного типа человексвязан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностногоразвития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста,род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный видтрудовой деятельности и профессия.

В терминахсовременной социологии традиционное общество можно охарактеризовать какзакрытое, т. е. лишенное той степени социальной мобильности, характерной длязападной культуры (античной и нового времени). В любом обществе есть социальноенеравенство, люди распределяются на слои (страты). Если человек способенизменить то социальное положение, которое ему дано от рождения, повысив свойсоциальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, — можноговорить об «открытости» общества. Существуют институты, с помощью которыхчеловек может подниматься по ступенькам социальной лестницы. Так, например, всовременном обществе такими «лифтами социальной мобильности» (т. е. способамиизменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционныхкультурах изменение социального статуса было затруднено. Исключением являлсяКитай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культурхарактерна именно закрытость и немобильность общества, (как, например, в Индиис ее кастовой системой).

В-третьих, мировосприятие человека в обществахтрадиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающейприроды, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления.В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта,общественное и природное воспринимается как нечто единое,неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологическогосознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкивались сэкологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие«природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание,которое в этих культурах уделяется самому человеку: его физическому состоянию,гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностейпсихорегуляции. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными вмировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, чань-идзен-буддизме), нежели в европейской культуре.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционномобществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций являетсямиф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволилоустановить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. Наэтом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы опроисхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические(о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которымсвязаны культурные умения и навыки) и т. д.

Сознание втрадиционных культурах Востока являлось религиозно-мифологическим по своейсути. Религии были чрезвычайно разнообразны Для Востока характернонеобыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как вИндии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии).

Картинамира человека традиционных культур задавалась именно мифологией и религией. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека изокружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивая его.Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями,не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разрешениеконфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существованиечеловека.

Обществутрадиционного типа соответствует и особый способ мышления, получивший название восточного. При сравнении его с западным (европейским) способоммышления обнаруживается, по сути дела, различие в общественном и индивидуальномсознании традиционного и нетрадиционного обществ.

Дляхарактеристики западного (европейского) и восточного (традиционного) стилямышления можно предложить следующую схему:

Западныйстиль мышления         Восточный стиль мышления

Активное(познавательное          _

–                           .                   Созерцательноеотношение

и преобразовательное)

человека к миру отношение человека к миру

Доминирующе значение образного мышления (образ, миф, притча) Образность и символичность искусства

Доминирующее значение логи ческого мышления (понятие)

Тенденция рациональности в искусстве

Особенности западного и восточного мышления отражаются в свойственных имтипах философствования.

Европейскаятрадиция связывает подлинное рождение философии с периодом высокой классики вДревней Греции. Все же предшествовавшие ей формы «любви к мудрости»рассматриваются как еще не выделившиеся из мифологического сознания. Умыслителей Древней Греции мы находим практически все основные темыфилософствования. Философы Древней Греции интересуются тем кругом вопросов,который в развитой европейской философии будет назван онтологией — учением о бытии. Сократу и Платону принадлежит классическая постановка«гносеологических» вопросов о самой возможности познания человеком мира.Ведущей в гносеологии становится тема категорий — наиболееобщих понятий нашего мышления. Мышление в форме понятий, логических законов исистем оказывается единственно возможным для европейского ученого. Вдревнегреческой философии была поставлена проблема человека: как нравственных основ его поведения,так и такого устройства общества, которое способствовало нравственномуповедению.

В восточнойкультуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в типефилософствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающийокружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец,прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Отсутствиепротивопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельностиисключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики втом виде, в каком она существовала в европейской философии. Но зато этическаяпроблематика становится главной в восточной философии и религии. Брахманизм,индуизм, чань-и дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство — в центре всех этихнаправлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила инормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции.Восточная философия так и осталась неразрывной с мифологическими и религиознымиформами, что вовсе не помешало глубочайшей и интереснейшей постановке подлиннофилософских вопросов. Восточные цивилизации в своем познании человека достиглитаких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляютогромный интерес для европейской культуры (не случайно, например, неофрейдизмуделяет внимание методам психорегуляции подсознания, выработанным буддизмом).

Выделив общиедля традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и существенныеразличия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Египет, Индия и Китайразвивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала,причем весьма успешно.

Ко временивстречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими истабильными обществам и. Восток превосходил Европу не только численностьюнаселения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душунаселения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIIIв. обгонялЕвропу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который затмевалбы другие страны мира.

Промышленнаяреволюция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию,превратив в колонии и полуколонии государства Востока. Так называемый«культурный диалог» на протяжении всего XIXв. былагрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока.

Главное, какпоказывает история преобразований восточных культур, это сама возможностьуспешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации присохранении традиционных ценностей Востока.

Египет

Историческаяпериодизация

Для обыденного восприятия может показаться странным, что Египет — страна,находящаяся на севере Африки и к югу от Европы, отнесена к культурам Востока.Противоречие, однако, является кажущимся. «Восток» и «Запад» используются здесьне как географические, а как культурологические понятия. Египетская культурабыла глубоко традиционной культурой по своей сути и поэтому вполне справедливоотнести ее к восточному обществу (еще парадоксальнее то, что индейские культурыдоколумбовой Америки, находящиеся западнее Европы, также можно определить кактрадиционные, а следовательно, восточные).

История Египтаслужит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционныхцивилизаций. С Утыс. до н. э. (самого начала додинастического периода) и доначала Iв. до н. э. — т. е. около 5 тыс. лет — существовала цивилизация Египта!Периодизация истории Египта представляет собой смену эпох Древнего Раннегоцарства (около 3100—2549 гг. до н. э.), Древнего царства (ок. 2649—2150 гг. дон. э.), Среднего царства (около 2040— 1640 гг. до н. э.), Нового царства (ок.1552—1069 гг. до н. э.) и Позднего периода (10—6 вв. до н. э.). Завершаетсяистория Египта правлением династии Птолемеев (ок. 332— 30 гг. до н. э.). Именнов 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этогопоследняя царица Египта Клеопатра и римский полководец Антоний покончили жизньсамоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октавиана.

ПериодыРаннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы,однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границыэпох. Это было достаточно трудно, поскольку египетские жрецы отсчитывали время,начиная с первого года правления нового фараона. Потребовалось сопоставить датысобытий, описанных египетскими и античными историками.

Египетскаяцивилизация не погибла в один год: 30 г. до н. э. — условная граница. Но послетого как Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял своюсамобытную культуру. Территория Египта находилась под властью греков, римлян,византийцев, арабов, и коренной этнос исчезал, ассимилировался. (Дляантропологов вопрос об этническом происхождении древних египтян до сих поростается загадкой.) С распространением христианства вытеснялась вера египтян,жречество теряло свои позиции в обществе, как оригинальная самобытнаяцивилизация египетская культура погибла. Был забыт даже язык, поскольку знаниемписьменности обладали жрецы, а жреческая каста исчезала. Только спустя почти 2тыс. лет, в середине XIX в., французскому ученому Франсуа Шам-польону удалосьпосле многих лет долгих усилий расшифровать египетские иероглифы и разгадатьзагадочные надписи на стенах пирамид и древних папирусах.

УспехШампольона не случаен. Африканские походы Наполеона были одновременно научнымиэкспедициями (император привез с собой в Африку историков!). НаходкаРозеттского камня — плиты, где содержалось сообщение о событии, записанное какс помощью греческого алфавита, так и египетских иероглифов, — помоглаШам-польону и была для него огромной удачей.

Социально-политическаяструктура

Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшейгруппой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон,а также богатая знать.

Номархи(правители провинций), военачальники, министры, писцы следили за выполнениемзаконов и собирали налоги. К низшим социальным слоям населения относилисьбедные сельские и городские жители, а также рабы. Египетское общество можноохарактеризовать как общество закрытого типа, социальная мобильность в немпрактически отсутствовала. Светская власть не отделялась от религиозной:египетское государство можно определить как теократическое.

Власть фараонавоспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, которыйбыл первым владыкой Египта. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединялвысшую политическую и религиозную власть. Власть фараона была неограниченной иабсолютной: он занимался внешней политикой, законотворчеством (источником праваявлялся сам фараон), торговлей, нес ответственность за урожай и работуирригационной системы. Ниже фараона по статусу находились номархи (вельможи —правители номов, провинций), чиновники, жрецы, писцы, ремесленники, крестьяне ирабы, роль которых, как считают современные историки, была невелика.

Рядовойегиптянин имел статус «неполноправного», т. е. землевладельцев, ремесленниководинаково именовали «слугами царя». Каждому из них еще в юности определяласьпрофессия, с учетом профессиональных занятий семьи, и обычно на всю жизнь. Вегипетском обществе была жесткая социальная регламентация. В нем несуществовало «лифтов» социальной мобильности, поскольку разделение труда попрофессиям и их закрепление за определенными семьями и социальными группами(кланами) не давало возможности изменить социальный статус. По наследству,например, передавалась профессия писца, жречество также составляло особый клан.

Любопытно, чтов Египте чрезвычайно медленно развивались товарно-денежные отношения. Даже вэпоху Среднего царства денег как эквивалента товаров еще не было, они появилисьпозже. Хотя все основные стороны политики государства определялись фараоном,реальное управление осуществлялась многочисленными чиновниками и писцами,отчитывавшимися о сборе налогов (в натуральной форме). Фактически в странесуществовал обширный бюрократический аппарат, представленный чиновниками ижрецами, причем их функции часто пересекались, что позволяет квалифицироватьегипетское общество как теократию. Египет был разделен на провинции — номы,управлявшиеся номархами, у каждого из которых был свой собственный штатслужащих.

В I тыс. до н. э. Египет был одной из богатейших стран мира.Историк Л. Н. Гумилев, например, считал, что одной из причин экономическогокризиса Римской империи стал импорт дешевого египетского зерна, сделавшийэкономически невыгодным сельскохозяйственное производство на Апеннинскомполуострове. Французский ученый Ф. Бродель также отмечает чрезвычайно высокуюэффективность сельскохозяйственного производства в Египте. Лишь в культуреЕгипта и у американских индейцев строились такие гигантские культовые сооружения,как пирамиды. Позволить себе отвлекать людские резервы и материальные средствана экономически бесполезные занятия могли народы процветающие, не озабоченныелишь проблемой питания. С точки зрения Броделя, строительство пирамидпредполагало продуктивнейшее сельское хозяйство в Америке — его успешность быласвязана с такой зерновой культурой, как маис, дающий высокий урожай, а в Египте— с исключительной плодородностью земель вдоль русла Нила и его дельты.

Всеблагосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой. Египтянамибыла разработана очень сложная ирригационная система, использовавшая разливыНила. Работа ирригационной системы поддерживалась и обеспечиваласьгосударством: лично фараон нес ответственность как за ее работу, так и за урожай.Предполагалось, что фараон способен влиять на погоду и на плодородие. Нил игралв жизни древних египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы. Так,например, в мифе, объясняющем смену дня и ночи, рассказывается, как бог солнцаРа в своей золотой ладье днем проплывает по небесному Нилу, а ночью опускаетсяв подземный Нил.

Фараон былглавнокомандующим, возглавлял в сражениях египетское войско. В армию фараонанабирались лишь наиболее сильные и пригодные для военного дела люди, независимоот их социального положения. Служба в армии позволяла сделать карьеру, хотя и согромным риском для жизни. Имея хорошо вооруженное войско, египтяне часто велизавоевательные войны, присоединяя территории и приобретая огромные богатства ввиде поступающей дани. Величайшим фараоном-завоевателем Египта был Рамсес II, проживший около 90 лет и правивший 67 лет. Время егоправления относится к XIIIв. до н. э.

Религиозно-мифологические представления египтян

Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества,и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществерелигиозно-мифологические системы являются смысло-образуюшими, во многомопределяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египтерелигиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также тойважной социальной ролью, которую играло жречество.

Мифологическуюсистему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала всебя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие,большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мереусиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов виерархии менялись.

Верховнымбогом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, онвыступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имеломного имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовалипредставления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечеромпроглатывает его — и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и тогоже явления природы (миф о боге Ра, в золотой ладье плывущем по небесному Нилу,уже упоминался) — характерная особенность мифологического сознания вообще, аегипетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собойприродные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинствобогов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типукультурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людейземледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднегоцарства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, онпочитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают всебя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению,поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностьюпользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историкомПлутархом. Согласно мифу, Осирис был образцовым правителем, но его брат Сет,завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его.Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубисавозвращает его к жизни.

Сын Осириса иИсиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.

В эпохуДревнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальномуобряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднегоцарства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось,что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словноОсирису сможет возродиться для вечной загробной жизни.

Богиня Исида,сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символомженственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исидаполучила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику иискусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и еесына Гора.

Миф об Осирисеотносится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезоннымиизменениями в природе). Исследователи, работающие в рамках психологическогоподхода в мифологии (так называемые трансперсональные психологи), считают, чтов мифах об умирающем и воскресающем боге религиозный опыт отражаетбессознательные психические переживания ребенка в утробном состоянии и во времяродов, таким образом данный тип мифов отражает не закономерность природныхперемен, а является, по их мнению, особой формой психотерапии, снимая иизлечивая психические травмы.

К типукультурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления,бог — покровитель жречества.

Зооморфные(звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов.Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных каквоплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка(Бает), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясьс антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался сголовой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.

Огромную рольв египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представляласькак непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранениетела умершего (в связи с чем распространился обряд мумифицирования),строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров как пищи.Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире(позиция, к которой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизнина земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находятпринципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность инеповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и взагробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!