Европейская культура 19 века
В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазнаяцивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса,сопровождаясь соответствующими изменениями в духовной жизни общества, вхудожественной культуре. В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культураНового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться врамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избираетпуть переоценки ценностей.
Исторические и логические границы культуры XIXв.
Вступление Европы в этостолетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым позначимости и масштабности с переходом человечества от древности — ксредневековью, и от последнего — к новому времени. Видный философ и культурологXX в. ХосеОр-тега-и-Гассет в этой связи писал: «Мы действительно стоим перед радикальнымизменением человеческой судьбы, произведенным XIX в…. Три фактора сделали возможным создание этогонового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй итретий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не былсозданием века, они появились на два столетия раньше. XIX век провел их в жизнь».
Обозначеннаяситуация — следствие трех эпохальных событий, значение которых для судебевропейской культуры трудно переоценить. Речь идет о промышленном перевороте в Англии,Войне за независимость североамериканских колоний и Великой французскойбуржуазной революции. Именно эти события,порождающие основные социокультурные процессы XIX столетия, образуют его нижнюю границу, смещенную такимобразом в XVIIIв. Не совпадает с хронологическими рамками и верхняя граница — август 1914 г.,— конечный пункт прибытия культуры нового времени с ее рационализмом иоптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.
Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западныхстран. Результатом промышленной революции стало образование индустриальногообщества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» ивместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминантыкультурного процесса (Й. Хейзинга). На трон взошла ее величество Машина, пообразу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. Певециндустриализма Анри де Сен-Симон мечтает об обществе, организованном какогромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые.
Индустриальнаяцивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития следующимичертами.
- Фабрика сменила мануфактуру, приведяк невиданному прежде росту производительности общественного труда, производстводегуманизировалось, освобождалось от всех духовных ценностей.
- Уровень благосостояния и шире — качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф,фотография и кинематограф, новые транспортные средства — паровоз, пароход,автомобиль, электрический трамвай, метро позволяют быстрее преодолеватьрасстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление,центральное водоснабжение и канализация и т. д
- Формируется средний класс — служащие государственных учреждений и частных кампаний,лица свободных профессий, мелкая буржуазия — по признаку устойчивогоматериального положения, хотя и различного у отдельных слоев. Именно«средний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу.
- Складывается новая системаценностей. Главной ценностьюиндустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукоймог обеспечить человечеству то, что называется благосостоянием. Польза,достаток, комфорт — эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют вобщественном сознании, которое начинает неправомерно отождествлять прогресскультуры с экономическим прогрессом. Восприятие технического прогресса какопределяющей цивилиза-ционной черты неминуемо вело к противопоставлению «передовой»западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран.
В пересмотреэтой точки зрения роль Войны за независимость североамериканских колоний труднопереоценить. Во-первых, принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости,опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма,послужив тем самым образцом для французской Декларации прав человека игражданина, а вместе с ней — для конституций практически всех европейскихгосударств.
Во-вторых,поражение в войне первой промышленной державы Европы и отпадение важнейшегозвена от могущественной британской колониальной империи способствовало развитиюнационального самосознания других народов. Так, войны за независимость(1810—1826), прокатившиеся под влиянием американской революции по всейЛатинской Америке, разрушили одну из старейших колониальных империй. И хотя напротяжении всего XIX в. шел раздел мира, складывались новые колониальные империи (к 1900 г.площадь колониальных владений составляла 54,9% всех территорий, там проживало35% населения Земли) и итоги национально-освободительной борьбы были зачастуюнеутешительны, судьба колониализма была предрешена.
СШАпродемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития ранее зависимыхнародов по пути капитализма, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределыЕвропы. Складывание мировой системы капиталистического хозяйства, мировогорынка охватило оба полушария, стало всеохватывающим и более однородным. Шелпроцесс превращения истории во всемирную историю, формирования мировой культурыкак целого, как единства многообразия — национальных культур, художественныхшкол, и т. д. В этот процесс постепенно включаются и традиционные общества,придавая особый колорит проблеме диалога культур.
Хотя уже лидерыамериканской революции вдохновлялись идеалами английского и французскогоПросвещения, классическим политическим переворотом буржуазного типа былафранцузская буржуазная революция 1789— 1793 гг. Именно она, воплотив в жизнь,казалось бы, чаяния просветителей, обозначила кризис культуры Просвещения, какнеспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формамреальности. Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданинапровозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах»,среди которых в качестве важнейших и неотъемлемых фигурируют «собственность,безопасность и сопротивление угнетению».
Однакообещанное просветителями «царство Разума» вскоре обернулось торжествомбуржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом,безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась всвободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации, революционноебратство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по разныестороны баррикад. Ход революционных событий, казалось, опровергалрационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то каквозможно столь разительное несоответствие результатов — целям? Отныне проблемасоотношения идеала и действительности волнует общественное сознание не меньше,чем поиск исторической необходимости в происходящем. В логическом аспектеименно это противоречие — идеала и действительности — становится движущиммотивом социокультурного развития в XIX в.
Францияявилась своеобразным политическим полигоном Европы. В годы революции закороткий исторический период здесь прошли апробацию самые разнообразные формыполитического устройства — от классической буржуазной республики дореволюционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии и буржуазной империи.Особенно важную роль французская революция сыграла в формировании политическогоклимата и духовной атмосферы в Европе. Начатый ею цикл буржуазных революцийзавершился лишь в 70-е гг. XIX столетия. Все политические партии и движения, независимоот ориентации, испытали влияние ее идей на себе. Произошла кореннаятрансформация общественного сознания.
Следуетотметить, что, хотя формирование индустриального общества и правовогогосударства по нарастающей шло в мировом масштабе, Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной всоциально-экономическом и политическом отношениях. Наряду с Англией, этой«мастерской мира», извлекающей выгоды из своего положения первопроходца поиндустриальным рельсам, существуют еще Франция и Германия, обремененныеизбыточным крестьянским населением и малоэффективным сельским хозяйством. Настолетие-полтора позже, чем в Англии, здесь совершаются и политический, ипромышленный переворот. Вместе с передовыми буржуазными республиками с четкоопределенными национально-государственными границами, на политической картеЕвропы — «лоскутная» империя Австро-Венгрии, феодально-раздробленные Германия иИталия (1859—1870 — объединение Италии, 1861—1865— объединение Германии). Нипромышленный, ни демократический перевороты не коснулись феодальной Испании,превратившейся в одну из отсталых стран Европы. И, напротив, благодаряэкономическим и политическим преобразованиям к концу века вырываются впередГермания и США. От общества свободной конкуренции Европа эволюционирует к«организованному капитализму» трестов и монополий. Начинается борьба за переделуже поделенного мира. Термин «империализм», первоначально использовавшийся дляхарактеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа вразвитии капитализма — монополистического.
Рассмотрим теперь, как главные тенденции социокультурного развитияпреломляются в различных областях.
Наука и техника. Как уже отмечалось,в индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIXстолетии,главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно.Как показали подсчеты П. Сорокина, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем всепредшествующие столетия вместе взятые», а именно 8527.
В XIXстолетии наукавступила в свой «золотой век». «Кульминационный взлет» (П. Сорокин)естественных наук, начавшийся с XVIII в., на излете XIXстолетиязавершается «революцией в естествознании». Под натиском ошеломляющих физическихоткрытий зашаталась и рухнула вся ньютоновская космология с ее твердыми атомами— кирпичиками материи, независимыми атрибутами временем и пространством,механической причинностью. Бурный научный и технический прогресс XIXстолетияосновывался на двух духовных посылках западноевропейской культуры — вере в человека-преобразователя (Возрождение) и вере в активную роль его разума (Просвещение).
Научныеоткрытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медициныследовали одно за другим. Вслед за открытием Майклом Фарадеем (1791 —1868) явления электромагнитной дуги, Джеймс Максвелл (1831—1879)предпринимает исследование электромагнитных полей, разрабатывает электромагнитную теорию света. Анри Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, изучая явление радиоактивности,поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В начале XX в. Макс Планк установил, что энергия выделяетсяотдельными пучками-квантами, а Альберт Эйнштейн приступил к разработке теории относительности. Физическая наука проделала путь от атомной теории материиДжона Дальтона — к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж.Дж. Томпсоном в 1897 г. первой элементарной частицы электронапоследовали планетарныетеории строения атома Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора.
Развиваютсямеждисциплинарные исследования — физическая химия, биохимия, химическая фармакология. Если сформулированный в 1869 г. Дмитрием ИвановичемМенделеевым периодическийзакон химических элементов установилзависимость между их атомными весами, то открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером элемента впериодической системе и числом электронов в слоях оболочки атома.
В биологиипоявляются теорииклеточного строения всех организмов Т.Швана, генетическойнаследственности Грегора ИоганнаМенделя, опираясь на которые АвгустВейсман и Томас Морган создали основы генетики. Основываясьна исследованиях вобласти физиологии высшей нервной деятельности, И. П. Павлов разработалтеорию условных рефлексов. Подлинную революцию в науке произвели книги великогоученого-натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) и«Происхождение человека» (1871), которые иначе, чем христианское учение,трактовали возникновение мира и человека.
Достижения вобласти биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французскийбактериолог Луи Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства и других заразных болезней, механизм стерилизации и пастеризацииразличных продуктов, заложил основы учения об иммунитете. Немецкий микробиолог Роберт Кох и его ученикиоткрыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней,создали против них лекарства. В арсенале врачей появились новые лекарственныепрепараты и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, былизобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.
Естественнонаучныйпрогресс повлиял и на гуманитарные науки, многие из которых переходят напозиции биологического редукционизма. Это коснулось отдельных направлений этнологии, психологии, и в особенности возникшей в конце века социологии. В философской полемике сталкивались различные школы,течения и теории — неокантианство,прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др.
Отмечая вцелом небывалый количественный рост научных открытий как одну из определяющиххарактеристик XIXстолетия,нельзя не указать и на происходящие в науке качественные изменения. Речь пойдетоб изменении в соотношении функций науки — воспитательной, познавательной и прикладной. Если раньше роль первой функции была весьма значительна,то в XIXв. соотношениеменяется в сторону двух последних. Объем знаний и их техническое применениебесконечно возрастают, а воспитательная ценность науки падает. Принцип пользы трансформирует понятиеистины — «истинасуть то, что удобно и полезно». Девизомнауки становится «Savoir pourprévoir, prévoir pour pouvoir» (знать, чтобыпредвидеть, предвидеть, чтобы действовать). Связь научного и техническогопрогресса становится нераздельной.
Как только неназывали современники XIXв.! «Машинныйвек», — и это совершенно правильно, ведь именно тогда началось производствомашин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» (1765)человечество шагнуло к первому современному станку из металла (1800, Моделей),а от него — к автоматическому ткацкому станку Жаккара. XIX в. называют «эпохой стали», — именно тогда уровеньпроизводства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо исталь вытесняют дерево. Если XVII—XVIIIвв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж.Уатт изобрел паровойдвигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем (Эванс, США,Тревитик, Англия). 17 августа 1807 г. совершилась пробная поездкапарохода Фультона «Клермон», а в 1814 г. появился на свет паровоз Дж. Стеф-фенсона.Паровой двигатель нашел применение в сельскохозяйственной технике (паровойплуг, локомобили), строительстве (паровой каток, подъемные механизмы) и т. д. XIXв. называюттакже веком железных дорог. От 50 км железнодорожного пути, проложенного междуМанчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1080 000 км.
Революцию всредствах транспорта дополнило развитие морских сообщений. Благодаря паруплавание перестало зависеть от силы ветра, и преодоление океаническогопространства совершалось во все более и более короткие сроки. В конце XIX в. появляется автомобиль Г. Даймлера и К.Бенца (1886, Германия), имеющий высокоэкономичный двигатель, работающий нажидком топливе (Н. Отто, Р. Дизель), а в 1903 г. — первый самолетбратьев У. и О. Райт (США). Параллельно шло строительство исовершенствование дорог, мостов, тоннелей, каналов (Суэцкий канал, 1859—1869)
XIX век — это век электричества. После открытия В. В.Петровым явления электрической дуги С. Морзе изобрел электрическийтелеграф (1832), а А. Бэлл — телефон (1876), а Т. Эдисон — фонограф(1877). Последний сделал за свою жизнь заявки на патент 1093 изобретений и к1882 г. стал «королем электричества». Появляются радиоприемники А. С. Поповаи Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер (1895). Важнымновшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю.В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концувека метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, Парижеи других городах. Жизнь человека радикально изменилась.
Благодаряоткрытиям и изобретениям техническое господство над пространством, временем иматерией выросло безраздельно. Начался небывалый пространственно-временной ростцивилизации — в духовный мир человека входили новые территории и новые пластыпрошлого. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Одновременновозникли и новые способы преодоления времени и пространства — новая техника сее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместитьв себе больший отрезок космического, любую точку планеты. Вселенная как быодновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Миркачественно преобразился.