Современные Культура Латинская Америка

Термин «Латинская Америка» весьма условен: он отражает общую латинскуюязыковую основу большинства стран региона, преобладающее влияние романскихнародов Иберийского полуострова, колонизовавших эти территории в XV—XVI вв. Однако история культуры Латинской Америкизначительно старше ее современного названия.

Доколумбова Америка. За длительныйпериод своего существования территория Америки приняла несколько волн переселений,претерпела несколько «открытий». Как показывают исследования современныхархеологов, уже 30—25 тыс. лет тому назад эти земли были заселены выходцами изсеверо-восточной Азии.

Самые ранниеследы пребывания человека обнаружены здесь в местечке Пуэбла (долина Мехико).Они относятся к XXIII—XXIIтыс. до н. э. Основным видом занятий людей в то время была охота. Развитиеземледелия начинается в VII тыс. до н.э., а завершается формирование оседлого образажизни древних земледельцев во II тыс. до н. э. К этому времени были освоены основные видысельскохозяйственных культур, сохранявших свое значение в жизни индейскихплемен вплоть до прихода колонизаторов.

Уже в I тыс. до н. э. в Латинской Америке начинают складыватьсядва основных очага древних раннеклассовых цивилизаций — Месоамерика и Андскаяобласть.

Материальнуюоснову жизни древнего американского общества составляло подсечно-огневое иполивное земледелие, эксплуатация труда крестьян-общинников. Властьпринадлежала родоплеменной знати, военным вождям, жрецам. Доминироваладеспотическая форма правления. Царь и царская власть обожествлялись. Решениюэтой задачи было подчинено искусство, прежде всего, архитектура и скульптура.Древние зодчие возводили культовые комплексы (включавшие ступенчатые пирамиды схрамом или алтарем наверху, дворцовые постройки, своеобразные обсерватории» и«стадионы»), а также оборонительные сооружения.

Раннеклассовыецивилизации Латинской Америки смело могут быть названы городскими. Причем структура типичного города-государства доколумбовойАмерики, Древнего Востока и отчасти античного полиса отмечены поразительнымсходством: столица — основное политико-административное, культовое иэкономическое ядро города-государства — место пребывания правителя и егоприближенных, храма главного божества и обслуживающего его жречества, быласвязана с сельскохозяйственными округами, находившимися от города на расстояниипримерно 15 км. Города были благоустроены, имели мощеные улицы, акведуки и т.п.

К числугородских (среди наиболее крупных — города-государства Теотиуакан,Трес-Сапотес, Тикаль, Тахин, и др.) относилась и цивилизация майя, расцветкоторой пришелся на классический период (I—IX вв. н. э.). Все «археологические признаки» города майя —каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных двориков иплощадей, «акрополи», культ стелы-алтаря, иероглифическая письменность —образуют единый культурный комплекс. Причем постройка майянских городовзачастую предварялась научными изысканиями. Так, священный город майя Теутиаканбыл спланирован в строгом соответствии с астрономическими и математическимиданными. В нем находились пирамида Солнца и пирамида Луны, великолепнодекорированные храмы.

Большоевнимание древние майя уделяли календарю и летосчислению. И это вполне понятно:благополучие, сама жизнь человека в период перехода от присваивающего хозяйствак производящему напрямую зависели от учета природных закономерностей. Отсюдавытекала важнейшая роль календаря, дающего земледельцу возможность жить всогласии с ритмами природы. Двойная календарная система, существовавшая умесоамериканских народов, исходила из существования 260-дневного круга,отражавшего изменение картины звездного неба и фазы планеты Венера, и второго,365-дневного круга, соответствовавшего длине солнечного года.

Кроме того,майя имели серьезные достижения в области математики (им были известныпозиционная система счета и математическое понятие нуля), а также в областиастрономии, географии, минералогии, медицины, фармакологии и т. д. Но все этиобласти положительного знания были тесно переплетены срелигиозно-мифологическими представлениями.

Интересны вэтой связи космогонические представления древних майя. Вся история Вселеннойделилась на определенные циклы, каждый из которых заканчивался мировойкатастрофой — пожаром, потопом, землетрясением и т. п. Вселенная состояла из 13небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось мировое (зеленое) дерево,пронизывающее собой все слои небес. Оно было окружено четырьмя другимидеревьями, символизирующими стороны’ света: красное — восток, белое — север,черное — запад, желтое — юг. Характерно, что с цветовой и календарнойсимволикой были связаны и божества майя. Так, Бакабы — боги-братья Хобниль,Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк соотносились с определенными частями света исимволизирующими их цветами. Эти боги стоят в четырех углах Вселенной и’поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Одним из главных божеств вмифологии майя было хтоническое божество Ицамна, голова которого образовывалаземлю, а туловище — небесный свод. Постепенно Ицамна обрел множество ипостасей,но главная его роль — это роль творца мироздания. Он также создательписьменности, основатель жречества, покровитель правителей майя некихгородов-государств. Другим божеством, относящимся к разряду главных, былКукулькан — бог ветра, дождей, планеты Венера.

В результатесоциальных потрясений и варварских нашествий большинство крупных раннеклассовыхгородов-государств прекратило свое существование. В X—XVI вв. появились новые культурные центры. На полуостровеЮкатан возникли майя-тольтекские города-государства: Чичен-Ица, Ушмаль,Майяпан. В 1325 г. образовалось царство ацтеков, которое постепенно установилосвое господство на значительных территориях. В 1438 г. инки создали государствоТауантинсуйу. Произошла перегруппировка классовых сил: всю полноту властизахватили военные вожди. Генеалогическая и календарная символика сменилисьсимволикой войны. В религиях главное место заняли боги войны и солнца, жаждущиекрови и человеческих жертв.

Господствовалоубеждение, что Солнце должно было получать постоянную пищу — человеческуюкровь. Только кровь могла спасти Вселенную от катастрофы, а все живое — отгибели. Для этого на вершине пирамиды-храма у живого еще человека из грудивырывали сердце. Разумеется, ацтеки и представители других месоамериканс-кихкультур не были каким-то зловещим исключением, они, скорее, выступали кактипичные представители в ряду архаических обществ, в жизни которыхжертвоприношения, в том числе и человеческие, играли исключительно важную роль.

У ацтеков Теночтитлана (современный Мехико), ставшего столицей ацтекского царства,вплоть до прихода испанских завоевателей сохранялись родоплеменные традиции.Одной из них было деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностнымиЛицами. На высшие должности избирались представители одной семьи. Существовалорабство, десятки каст. Главный правитель ацтекского царства формально являлсявыборным вождем, но фактически власть его была наследственной.

Цивилизацияацтеков впитала в себя богатые традиции народов Месоамерики и продолжила их какв области материальной, так и духовной культуры. Как и их предшественники,ацтеки большое внимание уделяли развитию городов. Города имели правильнуюпланировку, отчасти связанную с разделом земли между родами на прямоугольныеучастки. Центральная площадь служила местом народных собраний.

Дажеземледелие ацтеки смогли приспособить к условиям «озерной» жизни, сооружали«плавучие сады» на искусственных островках, болота осушали с помощью каналов,выращивали разнообразные сельскохозяйственные культуры. Ремесло у них ужеотделилось от земледелия и достигло высокого уровня развития (ткачество,гончарное дело и др.)

Основными монументальными сооружениями ацтеков были четырехгранные каменные пирамиды с храмом илидворцом на усеченной вершине. Культовые здания украшались рельефами, росписями.У ацтеков имелись зачатки письменности (пиктографическое письмо с элементамииероглифики), система летосчисления и календарь, сходный с календарем майя; были развиты медицина иастрономия.

Религиозно-мифологические представления ацтеков на-ложились на местные культы и верования и породиличрезвычайно интересные формы. Верховным и наиболее почитаемым божеством ацтековбыл Уицилопочтли («колибри левой стороны»), сын Коатликуэ и Мишкоатля. Этому солярномубожеству приносились кровавые человеческие жертвы. Из культуры завоеванныхтольтеков ацтеки позаимствовали мифологический цикл о Кецалькоатле («змее,покрытом зелеными перьями») и его брате-двойнике Тескатлипоке («дымящемсязеркале»). Кецалькоатль олицетворял для ацтеков идею космической и социальнойупорядоченности. Его же брат-близнец и антагонист Тес-катлипока выступал каквоплощение хаоса и предвестник перемен. Существует ацтекский космогоническийцикл о сотворении мира из хаоса и о пяти солнцах, в котором главнымидействующими лицами выступают эти братья-близнецы, а также мифы о сотворениисовременного человечества и о даровании ему маиса и ремесел, героем которыхтоже является Кецалькоатль.

Другойнаиболее развитой цивилизацией постклассического периода была цивилизация инков. О происхождении инков рассказывают легенды. Согласно одной из них богСолнца Инти с печалью наблюдал жизнь людей на земле: нищета и невежество былиих уделом. И вот Инти послал к людям своих детей, дав им золотой посох и повелевобосноваться там, где посох без труда войдет в землю. Так был основан городКуско. Создав государство, сын бога Инти стал его первым Инкой-властелином, адочь — его супругой.

Своегосударство инки называли Тауантинсуйу — «земля четырех частей». И действительно,империя инков была разделена на 4 провинции, которые в свою очередьподразделялись на округа, которыми управлял назначенный Инкой чиновник. В округвходило несколько деревень, каждая из которых была представлена одним илинесколькими родами. Род владел общинными угодьями, из которых каждый мужчинаполучал надел, а женщина — его половину. Вся земля делилась на 3 части: поляобщины, «земля Солнца», поля государства и Инки. Основу хозяйства составлялиземледелие и животноводство, было развито и ремесленное производство, особенноткачество. Общественный строй инков представлял собой разновидностьрабовладельческой деспотии с элементами первобытного коммунизма. На троне могнаходиться только мужчина королевской крови. К трудной роли правителя будущийИнка готовился долго: изучал религию, различные науки, кипу — узелковое письмо,этикет и военное дело. Власть Инки была безграничной, абсолютной. Ее опоройбыла армия, насчитывавшая свыше 150 тыс. человек.

С другойстороны, на местах имели место элементы демократии — проводились собраниясемей, решавшие насущные вопросы, в которых женщины и мужчины участвовали наравных. Уровень жизни рядовых общинников был примерно одинаков. Голодающих ибедных не было, так как те, кто не мог работать, обеспечивались государствомвсем необходимым. Отношений купли-продажи не существовало. Их заменялгосударственно регулируемый обмен на деревенских и городских ярмарках, которыеустраивались каждые 10 дней.

Инки внесливесьма существенный вклад в развитие науки и искусства. Основой инкской наукибыла математика, которая базировалась на десятиричной системе. Развивалисьастрономия, география и картография. Но наиболее развитой наукой была медицина,свидетельством эффективности которой служило долголетие жителей империи. Инки прославилисебя и в области искусства. Они сочиняли религиозные и светские гимны, мифы,баллады. Жемчужиной мировой драматургии называют инкскую драму в стихах«Апу-Ольянтай».

Подводя итограссмотрению раннеклассовых цивилизаций доколумбовой Америки, можно сделатьвывод, что к моменту прихода европейцев американские народы добилисьзначительных успехов в самых различных областях.

Вместе с тем к моменту появления на континенте европейцев для всехиндейских обществ (при весьма существенных различиях между ними во многихдругих аспектах) были характерны следующие основные структурные характеристики:жесткая подчиненность всех этих обществ, включая высокие культуры доколумбовойАмерики, природным ритмам, безусловное преобладание тенденции адаптации к среденад попытками приспособить ее к собственным потребностям, доминированиеестественно сложившейся общности над индивидом, полное растворение в нейличностного начала; господство общинного архетипа как основы исистемообразующего принципа докол у мбовых обществ; качественное преобладаниетрадиции над инновацией, вытекающая из всех этих характеристик особенностьисторической динамики автохтонных цивилизаций — циклическая форма социальногодвижения и временных представлений. Вступившие в соприкосновение с «осевыми» цивилизациями«доосевые» культуры встали перед жесткой альтернативой: либо усвоить основныепринципы культур «осевого времени», либо остаться на периферии историческогодвижения.

Культура колониальной эпохи. Открытие Нового Света явилось началом всемирной культурно-политическойи культурной экспансии Европы. Развитие мореплавания и расширение морскихкоммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы,предоставив им преимущества над континентальными, или сухопутными, странами.Среди них — Испания и Португалия. В XV в., по образному выражению Гегеля, мир для европейцевстал круглым: человечествооткрыло для себя земной шар. Тем самымзакончилось изолированное развитие цивилизаций и культур и было положено началодлительному периоду ‘ европейского проникновения в неевропейский мир. ЛатинскаяАмерика явилась первым опытом колониального захвата и владычества,сопровождавшимся покорением и истреблением аборигенных народов.

Европейские мореплаватели не только неизмеримо расширили свой географическийгоризонт. На новые земли они несли с собой свои ценности, традиции, обычаи,орудия и образ жизни. Вопреки логике, когда, казалось бы, после открытийКолумба и Васко да Гамы Запад должен был предстать лишь одним из регионовобширной ойкумены, возникает европоцентристский мир. Отныне именно Западразрабатывает, осуществляет и диктует магистральные направления, пути исредства мирового развития, вовлекая в свою орбиту все новые регионы, страны инароды. По сути, Конкиста, евангелизация, последовавшая затем колонизацияАмерики, были сменой знаков культуры, т. е. культурно-цивилизационнымтравестиро-ванием автохтонного индейского мира.

ПревращениеЛатинской Америки в объект колониальной экспансии означало начало нового этапав истории ее общественной жизни и культуры. Высшую власть в колонияхосуществляли вице-короли и генерал-капитаны. Вице-короли в своих действиях былиподотчетны лишь королевскому правительству и совету по делам Индий в Мадриде.

Понятно, чтонаселение этого огромного региона не могло быть однородным. К 1825 г., поподсчетам немецкого исследователя — путешественника А. Гумбольдта, населениеЛатинской Америки составляло примерно 16 млн человек, из которых 19% былибелые, 45 — индейцы, 4 — черные и 32% — различные полукровки. По социально-этническомупринципу выстраивалась своеобразная пирамида. На первом месте был белый,рожденный в Испании, на втором — белый, рожденный в Америке, или креол, далеешли метисы — дети белых и индейцев, далее — мулаты — дети белых и черных, затемдети черных и индейцев, индейцы и черные в той же последовательности.

Таким образом,в Латинской Америке проживало население, происходившее от смешения индейскихаборигенов, белых, эмигрировавших из Европы начиная с XV в., и черных, силой вывезенных из Африки и обращенных врабство. В результате здесь не сложилось наций в традиционном европейскомсмысле слова, но произошла самая грандиозная в планетарном масштабе метисация населения. При этом конкретные народы выступали как бы формойпроявления единого супернационального единства — латиноамериканской «расы»,«народа континента», «нового смешанного маленького рода человеческого»(Боливар). Это не был народ в европейском смысле слова, как векамискладывающаяся во взаимодействии с природной средой психофизическаяиндивидуальность с собственным строем языка и претворенным в формах жизнимироотно-шением. Такой народ здесь просто не имел возможности сложиться как всилу краткости исторического периода, едва достаточного для формированиягосударственности и этнотипа, так и в силу отсутствия такого важнейшегосамоидентификационного инструмента, как собственный язык.

Экономическаяжизнь Латинской Америки этого периода полностью определялась интересамимонополий, рассматривавших колонии лишь как источник драгоценных металлов ипродуктов плантационного хозяйства. Это хозяйство, основанное на труде негров —рабов, завезенных после истребления коренного населения, было ориентировано намировой рынок и составляло экономическую основу ряда государств. В другихпрактиковалась феодально-крепостническая эксплуатация населения, котороеприкреплялось к поместьям или редукциям (владениям церкви) якобы для приобщенияк плодам европейской цивилизации и христианским добродетелям.

Для духовной жизни латиноамериканских стран религиозный фактор имел огромное значение, оказываярешающее влияние на механизмы формирования философско-миро-воззренческих формкультуры. При этом сам испанский католицизм должен был адаптироваться к реалиямЛатинской Америки, претерпев известную трансформацию. Католическая религия, настаивающаяна том, что этнические различия малозначимы перед единством веры,способствовала интеграции этносов, сплаву культурно-циви-лизационных факторов.

Так, в Мексике католицизм настолько неразрывно слился с местнымирелигиозными верованиями, что подчас невозможно отделить языческих богов отхристианских святых, а ритуалы доколумбовой эпохи — от католических обрядов.Достаточно вспомнить в этой связи такие факты, как возникновение и широкоераспространение культа Девы Гваделупской, огромную популярность многочисленныхсвятых, особенно местных, в «народном католицизме». Очевидно,что кроме генетической связи с центральными женскими божествами мифологическойэры особую роль сыграл и характер образа Богородицы — всепрощающей, милосерднойматери. Что же касается святых, то большое значение для облегчения восприятияэтих персонажей христианской традиции имело то обстоятельство, что практическивсе они были тесно связаны с практическими потребностями людей, соблюдаясвоеобразное «разделение труда». Так, Святой Петр покровительствовал рыбакам,Святой Валентин — влюбленным, Святой Лука — художникам, и т. д. Значительносложнее обстояло дело с восприятием индейцами образа самого Христа и особеннодогмата о Святой Троице. Представления о Боге, едином в трех лицах, которыеодновременно неслиянны и нераздельны, были малопонятны народам с неразвитымабстрактным мышлением.

Следуетобратить внимание и на некоторые особенности религиозной жизни аборигенногонаселения Нового Света. Существовали ли в ней моменты, облегчавшие восприятиехристианства? По-видимому, существовали. В первую очередь бросается в глаза то,что символ креста — встречается в обеих культурах и выполняет сходнуюфункциональную роль. И у европейцев, и у индейцев крест обозначал сакральныйцентр мира, его ось, доминанту, организующую всю пространственно-временнуюструктуру мироздания. Прослеживается несомненная линия историческойпреемственности и между мифологическими образами Богини-Матери, Матери-Земли иБогоматерью в христианстве. Конечно, связь здесь скорее косвенная, чем прямая.Ведь Дева Мария не есть олицетворение природы как таковой, но некий прообразприроды, преображенной Святым Духом.

Хорошоизвестно также, какое значение имел культ Солнца в религиозных системахдоколумбовой Америки. Но следы солярного культа сохранились и в христианстве.Вспомним такие характерные явления, как ориентация храмов и молящихся навосток, празднование большинством христиан, в том числе католиками, РождестваХристова в день зимнего солнцестояния, 25 декабря, старинные обряды поклонениясолнцу у славянских народов, связанные с празднованием Иванова дня и летнимсолнцестоянием. Разумеется, в новой религии спасения элементы древних солярныхритуалов приобрели совершенно иное символическое значение. И тем не менеепараллели между следами обрядов поклонения Солнцу в европейской христианскойтрадиции и солнцепоклонничеством доко-лумбовых культур вполне допустимы.

Таким образом,католицизм в Латинской Америке не заменил религий аборигенных народов, асинтезировал их и тем самым как бы обрел новую специфическую форму в своейвсемирно-исторической эволюции.

Сходныеявления наблюдаются в сфере искусства. Здесь процесс стилеобразования напротяжении пяти веков постоянно определялся и осложнялся сменявшимисявлияниями. В колониальную эпоху это были европейские, преимущественноиспано-португальские влияния, а в неоколониальной период — доминированиехудожественных и архитектурных достижений США. Преломление этих воздействийсквозь призму латиноамериканских реалий принимало подчас весьма причудливыеформы.

В начальныйпериод колониальной экспансии искусство практически не выходит за рамки прямыхподражаний метрополии, огрубляя, приспосабливая его образцы К местным условиям.Но в то время как планировка городов, типы жилых и административных зданий,католических храмов и монастырей по структуре и виду были изначальноевропейскими и преимущественно пиренейскими, в сельской местности на протяжениивеков сохранялись в неизменном виде индейские хижины, поселки, убогие жилищарабов, крестьянские дома.

Что жекасается подлинного прорыва местных форм в искусство, то он происходит позже: вМексике во второй половине XVII в., а в Перу — в начале XVIII. Этот расцвет региональных форм был связан с барокко.

Существуетцелый ряд памятников, которые с полным основанием могут быть названы барочными.Это бразильская архитектура XVII—XVIII вв., архитектура Куско и Лимы, кафедральный собор вГаване. Но наиболее сильная и оригинальная группа памятников — это перуанское барокко. С ним и подобными ему местными формами часто связываютопределения «метисного»,«колониального» барокко, поскольку этотстиль органически включает в себя мотивы индейского творчества. Резноеубранство церковных фасадов, яркие изразцы, многоцветная лепка были присущи,например, мексиканскому ультрабарокко.В знаменитых скульптурных композициях Гватемалы иЭквадора барочная экзальтация святых сочеталась с индейской экспрессией.Живопись в основном ограничивалась библейской тематикой. Архитектура истроительство строго регламентировались «законами Индий», воплощавшимиренессансную утопию «идеального города»в феодально-монархической ееинтерпретации: центральная площадь с кафедральным собором, прямоугольная сеткаулиц, одинаковость кварталов, номенклатуры зданий и т. д.

Завоевание независимости и поиски духовного самобре-тения. В начале XIX в. под влиянием идей Просвещения, вдохновляющего примерасевероамериканцев, освободившихся от Англии, Великой французской буржуазнойреволюции в испанских колониях началась война за независимость, которая длиласьболее 20 лет.

Новыегосударства, образовавшиеся в результате распада испанской и португальскойколониальных империй, с трудом обретали свое место в мире, находили пути квнутреннему и международному порядку. Соперничество за власть каудильо, военных и гражданских вождей времен войны,приводило к непрерывным гражданским войнам и государственным переворотам вмолодых республиках. К тому же, завоевав независимость, они стали воевать другпротив друга, чтобы расширить территорию и захватить как можно больше полезныхископаемых (1865—1870 — война Аргентины, Бразилии и Уругвая против Парагвая;1879—1883 — война Чили против Перу и Боливии и др.). Все это ослабляловозможности противостояния латиноамериканских государств агрессивномусевероамериканскому соседу, который расширял свои границы не только путемкупли-продажи (в 1819 г. США купили у Испании Флориду и Орегон), но и методамипрямой территориальной аннексии (в 1845 г. — аннексирован Техас, а в 1848 г. —присоединены Калифорния, Невада, Юта, Нью-Мексико и Аризона). Широкопрактиковались методы так называемой «цивилизованной», или экономической,аннексии, означавшей глобальную неоколониальную экспансию США в ЛатинскуюАмерику.

Следуетсказать, что ущерб, причиненный экономике латиноамериканских государств войнойпротив колониального господства Испании, был огромен. Положение начинаетменяться с 1860 г., когда в экономике латиноамериканских государств наметилсяподъем и вырос экспорт. Главным образом это был экспорт сырья в индустриальноразвитые страны: маленькая Куба стала мировым экспортером сахара и табака,Аргентина — шерсти, мяса и зерна, Мексика и Бразилия — золота, серебра, кофе,Колумбия — кофе и индиго и т. д.

Постепенно и,прежде всего за счет эмиграции, росло народонаселение. С 1820 по 1900 г. оноувеличилось в 3 раза. Развитие экономики и эмиграции приводит к ускореннойурбанизации континента. Возникают города-мегаполисы.

Послезавоевания независимости и установления буржуазного строя начинает развиватьсянациональное самосознание латиноамериканцев. При этом развитие буржуазныхотношений обусловливало решительный поворот искусства в новое русло. Важнуюроль в этом сыграл новый стиль — костумбризм. Егоадепты обратили взоры к бытовым сценкам, пейзажным зарисовкам в живописи.Вышедшие на сцены театров персонажи, одетые в национальные костюмы, говорили наместных диалектах, демонстрировали особенности характера и образа жизнипредставителей различных социальных слоев и этносов.

Хотя в начале XX в. для латиноамериканской культуры в целом характерензависимый тип развития, к 20-м гг. она не только достигает мирового уровня, нои порождает высочайшие образцы монументальной живописи, архитектуры, литературыи т. д.

Крупнейшимявлением мирового искусства стала монументальная мексиканская живопись,основоположниками которой были Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, ДавидАльваро Сикейрос. «Великая тройка» и их сподвижники назвали свое движение мурализмом (от исп. murallo — «стена»).Гигантские росписи стен общественных и государственных зданий, церквей, площадейвоплощали темы прогресса, революции, свободного труда и др., изобличаливоенщину, фашизм в условиях их наступления на прогрессивные завоевания.

Большую роль враспространении новых идей сыграл французский архитектор Ле Корбюзье, которыйсоставил ряд проектов реконструкции латиноамериканских городов. Пожалуй, однимиз самых оригинальных был проект строительства новой столицы Бразилиаархитектора Л. Косты: город в плане напоминал самолет, крылья которого — жилаязона, а фюзеляж — площади в окружении общественных зданий.

Интереснейшимфеноменом современной мировой культуры является латиноамериканская литература.Ее доминантой всегда была проблема, практически неизвестная европейскимкультурам: стремлениеоткрыть для себя свои подлинный духовный облик, опираясь на богатство всеймировой культуры.

При этом общейлатиноамериканской концептуально-метафорической и стилевой доминантой,своеобразным кодом латиноамериканской культуры оставалась культурная оппозиция Новый Свет — СтарыйСвет и связанные с ней мифологемы «Рая Америки» и «Ада Америки». Она составила глубинную основу творчества всех крупнейшихписателей XXстолетия — Хосе Эустасио Риверы, Алехо Карпентьера, Габриэля Гарсиа Маркеса,Марио Варгаса Льосы и др.

Таким образом,для латиноамериканской романистики, как и для общественного сознания этогорегиона в целом, характерно стремление вновь обрести себя, осознатьсамоценность своего духовного мира, преодолеть «сто лет одиночества», освоивбогатства мировой культуры.

Особенности латиноамериканской цивилизации и культуры. Прежде всего, необходимо подчеркнуть: то, что мы называем латиноамериканскойкультурой, является результатом сложнейшего взаимодействия различныхцивилизаци-онных пластов. Сложностьэтого взаимодействия — в неоднородности и неоднозначности составляющих еготенденций. Обнаруживают себя следующие типымежци-вилизационного взаимодействия:

  1. противостояние, основанное на полном взаимоотторжении инороднойреальности (например, жесткое противостояние «белых» и индейцев в Перу);
  2. симбиоз, связанный с противоречивым сочетанием тенденций взаимопритяжения ивзаимоотталкивания участников контакта (например, сосуществованиеевропейско-христианских и индейских элементов в традициях крестьян Бразилии);
  3. синтез, понимаемый как процесс порождения нового качества или «порождающеевзаимодействие (например, культ Девы Гваделупской, «метисное барокко» и др.).

В различныхрегионах и странах Латинской Америки, в тех или иных феноменах культурынаблюдается своеобразное сочетание и проявление вышеуказанных тенденций.

Латиноамериканскаякультурно-цивилизационная модель может быть соотнесена с крупнейшими синтезами мировойистории, например, с римским освоением древнегреческой культуры, сновоевропейским переосмыслением греко-римского синтеза в соединении скультурной ближневосточной иудейско-христианской традицией, и др. В то же времяпринципиальное отличие заключается в том, что новоевропейские культурыформировались в пределах примерно одного цивилизационно-культурного архетипа. Влатиноамериканском же варианте взаимодействующие цивилизационные архетипыхронологически были разведены тысячелетиями (непроницаемый мифоло-гизминдейских культур и начинающийся процесс рационализации, демифологизацииевропейской культуры). Этим разрывом во многом объясняется специфичностьлатиноамериканской традиции.

В результатевзаимодействия сложных и противоречивых многовековых процессов сформироваласьцивилизация, которая по праву может быть названа испано-американской. Базойдля нее послужила собственно испанская цивилизация, перенесенная из метрополии, а затем принявшая от нее эстафету креольская цивилизация. Вторым по важности компонентом стала маргинализированная часть индейскихцивилизации, возникших в буферных зонах межци-вилизационного контакта, а затеми элементы африканских культур.

Нельзя неотметить и некоторые специфические черты взаимодействующих компонентов.Немаловажное значение имело то обстоятельство, что колониальная экспансия производиласьстранами, вытесняемыми в Новое время на периферию мировой истории, а также и то, что, лишившись статуса периферии Европы,Латинская Америка вскоре превратилась в периферию США. Все это обусловило периферийность,маргинальность латиноамериканской культуры.

В качествеследующего специфического момента следует указать, что сама Испания, как отмечалЖ. Лафе, была поликультурным,глубоко космополитическим обществом, где преобладали три религии — христианство,ислам и иудаизм. Кроме того,некоторые мировоззренческие установки испанского католицизма, настаивавшего на несущественностиэтнических различии перед общностью веры, внемалой степени способствовали интеграции этносов (индейского,европейского, африканского), сплаву куль-турно-цивилизационных факторов.

Наличие в иберийской разновидности западнойцивилизации архаического структурного уровня сознания стало, по-видимому, непосредственной предпосылкой появления достаточно устойчивых форм связи европейских и автохтонныхэтнокультурных элементов. В ходе встречидвух миров в западном полушарии мифологический структурный уровеньевропейско-христианской цивилизации вступил в непосредственный контакт смифологическим миром индейцев. Однако сам характер соединения классическиххристианских матриц с автохтонным материалом был уже отягощен наслоением формсознания, порожденных Новым временем.

Доминантойлатиноамериканской культуры является проблема, практически неизвестная Европе: открыть себе самих себя через сравнениес другими. Для этого типа культурногосознания характерно постоянное стремление к самоидентификации путем построениясобственного образа мира в соотнесении с различными культурами Европы, Запада иРоссии.

Таким образом,оппозиции мое—чужое, варварство-цивилизация, Америка—Европа составляют основуобщей латиноамериканской концептуально-метафорической и стилевой доминанты отдревности до наших дней, т. е. образуют своеобразный код латиноамериканскойкультуры.

Соотношениесторон указанной культурной оппозиции исторически менялось от этапа к этапу.Как отмечал видный исследователь латиноамериканской культуры В. Б. Земсков, доминантой культуры креольского бароккоXVI—XVII вв. являлась мифологема «раякреольской Америки». В культуреПросвещения на рубеже XVIII—XIX вв. ее место заняла мифологема «естественной Аркадии Америки».

XIX в. был представлен противоборствующими концепциями«варварской, адской Америки» и «райски-арка-дической» концепцией романтизма.Затем появились новые вариации в лоне эстетики испано-американского модернизма,а в XXв. — авангардизма, постмодернизма, — вплоть до «нового романа», в которомконцептуально-метафорическая доминанта прорисована особенно ярко.

Особенностьюлатиноамериканского сознания и культуры является то, что они постояннофункционируют в режиме рассудочного парафразирования культурных моделей. Явновыраженное игровое начало, проективность, карнавальность, компилятивнаякомбинаторность и обильное цитирование различных составляющих приводят кгетерогенности латиноамериканской культуры, явно тяготеющей к синкретическимформам и жанрам. Из этих принципов исходит и концепция латиноамериканскойба-рочности, тесно связанная с протеизмом Родо. Ее основной тезис — тотальное исвободное взаимодействие всего со всем во имя поиска своего гармоническогооблика

Таковы в общемвиде специфические черты латиноамериканской культурно-цивилизационной модели,отличающейся от универсальных цивилизационных образований тем, что она есть культура становящегося типа, котораястроит себя, вырабатывая альтернативные самоидентификационные формы, призванныевозместить дефицит цивилизационной аутентичности.

Литература

  1. Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991.
  2. Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М.,1972.
  3. Iberica americans// Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М.,1994.
  4. Ислам на пороге XXI века. М., 1986.
313
Нет комментариев. Ваш будет первым!