Теоретические основания изучения культуры
В повседневной жизни нам очень часто приходится встречаться спредставлениями о «культурных» и «бескультурных» людях, об обществах«культурных «и «варварских», мнениями о падении, разрушении культуры и т.п. С точки зрения обыденного сознания, эти представления каких-либо возражений невызывают. В них выраженотакое отношение к культуре, в котором отражено отличие в способах и формах деятельности людей. Но имеют ли они действительные основания? Что такое культура вобыденном и научном понимании?
Латинский термин cultura означаетвозделывание, воспитание, развитие, почитание. В XVIII в. в европейской философии были введены в научный оборот понятия «культура»и «цивилизация» как понятия взаимосвязанные. В это время культура рассматривалась какпродукт творящего духа.
В эпоху Просвещения сложилось понятие культуры «как силы, с одной стороны,определяющей нашу деятельность, а с другой стороны, определяемой ею. Это сила,посредством которой прошлое обеспечивает нам нынешний образ жизни, и в то же времяона материал,своего рода склад возможностей, которые мы можем использовать избирательнодля чего-то нового, для новых исследований, открытий, отвечающих требованиямразума, в изменяющихся условиях существования» (7, с. 18). Формируютсяпредставления о культуре как совокупности духовных ценностей. Близкие представленияо культуре можно найти и за пределами европейской традиции. Понятия «жэнь» вКитае, «Дхарма» в Индии, например, выражают представление о таких вьйюкихнормах и обрядах,которым надо следовать. В перечисленных представлениях есть нечто общее:они отражают надбиологические аспекты жизнедеятельности человека.
В XIX в., а затем и в XX в. представления о культуре расширяются, а изучениепроблем культуры протекает очень бурно, зарождается культурология как синтезцелого ряда гуманитарных наук: антропологии, социологии, истории, психологии,языкознания и семиотики, литературоведения, истории искусств и др.
Стадия становления культурологии как науки продолжается до настоящего времени.Длительность этого процесса объясняется самой принадлежностью культурологии к широкомуполю гуманитарного знания, т. е. предметом этой науки. Не менее значимое обстоятельство— многообразие метода этой науки.
Культура — продукт деятельности человека, уникального и загадочноготворения Вселенной. Ни одна из сторон его жизни — биологическая,социальная или культурная — не могут считаться сегодня хорошо изученными.Например, человек как живое, биологическое существо хранит в себе уникальныесвойства физиологии, психики и т. д. Человек как носитель социальныхособенностей не менее загадочен в своем поведении, в своих творениях, творческой деятельности.
Как происходит соединение в человеке биологического и социальногоначал, можно понять, если рассматривать человека как носителя культуры. Чтопредставляет собой человек как носитель культуры?
Совершенно очевидно, человек должен рассматриваться в системе многочисленныхотношений: экономических, социальных, политических, художественных и всех других.Следовательно, культурология как наука о человеке предметом своегоисследования имеет:
различные культуросодержащие процессы и явления, связан
ные с отношениями в обществе;
сущность, структуру, закономерности функционирования
и развития культурного процесса человечества;
специфику локальных и региональных культур, их историчес
кую типологию, взаимосвязь и взаимозависимость культур различ
ных эпох и народов;
4) особенности современной цивилизации, основные тенденции
ее развития.
Следовательно, культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез областей гуманитарного знания. Ее предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом, кругом источников, различных явлений культуры. Культура изучается философами, историками, этнографами, социологами и другими представителями различных отраслей гуманитарного знания. В равной мере культурология использует методологию, эмпирический материал и круг источников, применяемых в этих отраслях знания, систематизируя знания о культуре. Может показаться, что культурологии как самостоятельной дисциплины не существует. В изучение культуры вносят вклад представители разных наук, но культурологи, во-первых, имеют общее поле культурологических проблем и исследуют цель, процессы и результаты культурной деятельности; во-вторых, культурология обладает и собственным специфическим методом.
I. 2. МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Основные характеристики культурологического метода в виде логических этапов познания дает В. М. Розин (10, с. 13—15):
«1. Начинается культурологическое исследование с гуманитарной проблематизации материала. К ней можно отнести констатацию «принципиального непонимания» тех или иных явлений культуры, парадоксов разного рода, проблем введения исследовательского сознания в изучаемую культурную реальность.
Культурологическая проблематизация эмпирического материала может носить разный характер: фиксировать «странности» изучаемой культуры, поставить вопрос об отношениях между теми или иными явлениями, выявить и сконструировать факты для культурологического объяснения, теоретически осмыслить их.
2. Вторая характеристика культурологического метода — сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами. Сопоставляемые культуры могут быть предшествующими в генетическом ряду, последующими и «синхронными». Именно 1С0п°ставлении различающихся культур и их феноменов культу-‘°лог может получить первые описания и характеристики интересующей его культуры.
• Третий аспект культурологического метода состоит в попытке
‘Исать и задать ведущие культурные структуры и парадигмы,
которые в значительной мере определяют особенности и характер всех прочих структур и систем в культуре, ее основной,£трой, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособность. Условиями выделения ведущих культурных парадигм является уподобление и взаимосогласование всех культурных характеристик. Явления культуры уникальны, ничто ничем не объясняется, но каждая культурная характеристика проникает во все другие и усиливает их. Все характеристики постепенно сливаются на смысловом уровне в реальность культуры.
4. Четвертый пласт культурологического метода восходит к гуманитарным наукам — объяснение тенденций и особенностей культуры, внешне противоречащих ее основному строю, основному культурному процессу.
В культуре мы часто видим «противокультурные», противоборствующие процессы — анархию, ересь, осмеяние, революционные эксцессы и т. п., эти процессы не случайны, без них культура мертва.»
Таким образом, в культурологии можно различить два уровня: эмпирический (накопление фактов, описание феноменов) и теоретический; в зависимости от целей и задач используют тот или иной.
1.3. СУЩНОСТЬКУЛЬТУРЫ
Можно предположить, что культура естьнекий надприродный результат деятельности человека, некая надприроднаяреальность илиискусственная природа, стало быть, культура есть не что иное, как деятельность, практика. Но чтопорождает эту деятельность? Что является побудительным мотивом действий человека, в чем заключаются сущностные силы, дающие емувозможность действовать? Такимивнутренними побудительными мотивами можно считать потребности человека. Человек имеет, во-первых, витальные(биологические)потребности, т. е. потребности в пище, воде, защите от внешних сил природы. Этипотребности порождают множество материальных потребностей: в одежде, жилище, технике и т. д. Во-вторых, человек, формируясь как существообщественное, порождает в себеи развивает потребности социальные, так как все побуждения его социально опосредованы. Последнююгруппу исходных потребностей составляют потребности познания окружающего мираи своего места в нем. Вторая и третья группы базовых потребностей вне-биологичны, выходят за рамки витальныхпотребностей.
Каждой потребностисоответствует определенная способность. Способность — такая сила, которая превращаетпотребности в удов летворяющие ее предметы и действия. Сущностные силы человека.— это совокупностьвзаимообусловленных потребностей и способностей. Так, потребности в общении соот-ветствует способность человека говорить. Следовательно, сущностные силы — этоне простоинтеллект, а рождающаяся в человеке способность преобразовывать природускладывается в процессе создания мира второй, искусственной природы, т. е. культуры.
Сущностные силы человека являются его внутренним достоянием, они побуждаютчеловека действовать. Но для того, чтобы они вышли за пределы внутреннего мирачеловека, сущностные силы должны воплотиться в некую надчеловеческую реальность,т. е. культуру. Но культура существует и вне человека, получает независимое от негосуществование.
Культура, рождаясь в человеке (это первая модальность культуры), своенастоящее обеспечивает не только сущностными силами, но и существует внечеловека, в виде самостоятельных форм бытия (это ее вторая модальность).Предметное бытие культуры, следовательно, есть некая необходимость ее самой.
Таким образом, культура существует в самом человеке как некий духовный потенциал.Она дана каждому новому поколению в виде готовых предметов, вещей и т. д. И, наконец,культура дана людям в виде «абстрактно-всеобщих форм политики, искусства,литературыи т. д. » (6, с. 123), т. е. деятельности.
Культура выступает, во-первых, как условие саморазвития человека; во-вторых, онаесть результат деятельности человека; в-третьих, она есть сам способ человеческойдеятельности. Поэтому представляется обоснованной, например, точка зрения В.М. Межуева, который отмечает: «Именно в своем качестве (в качестве предмета, средства ирезультата человеческой деятельности) деятельность и раскрывается висторическом познании как особая сфера — сфера культуры» (8, с. 67). Близкое куказанному определение «культуры» дано и в «Философском энциклопедическом словаре»,где она понимаетсякак «специфический способ организации и развития человеческойжизнедеятельности, представленный в продуктах материального идуховного труда, в системе социальных норм и учреждений, вдуховных ценностях, в совокупности отношений людей к природе,между собой и к самим себе» (11, с. 293).
Социальная детерминированность культуры не только выражает сущность процесса еесамоорганизации, но и закрепляет через различные общественные институты(традиции, обычаи, мифологию, науку, религию, идеологию и т. д.) старые и устаревшиеформы этой самоорганизации. Культура поэтому есть не только совокупность материальных идуховных ценностей, созданных человечеством, но и в немалой степени она естьсовокупность антиценностей. Элементы второй, искусственной природы — культуры,ее продукты могут выступать как силы враждебные и собственно природе, и самому человеку, еготворческой деятельности.
В культуре человек есть не только действующее, но и саморазвивающееся существо,субъект и одновременно результат своей деятельности. Но эта деятельность, а сталобыть, и саморазвитие ограничиваются существующими нормами общественногосознания, некойусредненностью общественных идеалов и ценностей общественной жизни.Творческая деятельность саморазвивающегося человека вступает в противоречие ссистемой существующих ценностей. В ряде работ Н. А. Бердяева неоднократноподчеркивается мысль о противоречии творческой деятельности и культуры. «Культура со своимиценностями, — пишет он, — есть средство духовной жизни, для духовного восхождениячеловека, но она превращается в самоцель, подавляющую творческую свободучеловека»(1, с. 313).
Было бы нелепо отрицать значение культуры, ее ценностей, ибо они цель,результат и способ человеческой деятельности. Но и любое проявлениетворческой свободы, гениальности, выходящее за пределы господствующей системыкультурных ценностей, любое «отклонение» от усредненных представлений о них — естьтакже продуктотрицаемой гением культуры. Культура как бы препятствует творчеству, нооказывается обогащенной им.
Как соотносятсямежду собой понятия «общество» и «культура»? Иногда культура рассматривается какчасть общества, между тем она — способ общественного бытия, способ деятельности,характерныйдля того или иного общественного устройства. Способ деятельности представляетсобой своеобразную социальную технологию, которая в соответствии с разделением трудавыступает как технология материального и духовного производства.
Культура часто рассматривается как синоним общественного развития самогочеловека. Культура доводится до выражения единства «человеческого» иобщественного, становится как бы синонимом и критерием общественного прогресса, егоусловным критерием. В этом случае мы находим идеализацию человеческойдеятельности, которая во всех своих проявлениях может быть не только ошибочной, но и опасной.К этой точке зрения близко и бытующее в обыденном сознании представление о людях инародах «культурных» и «малокультурных», «диких» и «варварских». Культура порождает не толькоценности, обогащающие человечество материально и духовно. Продуктами культурыявляются и ядерное оружие, и цепь экологических бедствий современности,дегуманизация межнациональных, межличностных отношений и многое другое, что трудно сочетается спредставлениями о прогрессе. Культура может
рассматриваться функционально, т. е. как способ деятельности, а следовательно, можноговорить лишь об определенных характеристиках культуры, а не о более или менее высокихкачествах ее. Это имеет не только глобальное социальное, но и этнологическоезначение. Вэтом аспекте культура индейцев Амазонии не ниже по своему существу, чемевропейская культура, это лишь разные типы культуры, имеющие различныесмысловые основания.
Как способ человеческой деятельности, культура опосредована существующимиобщественными отношениями, способна быть не только достаточно самостоятельной сферой, нои оказывать влияние на эти отношения, подчинять их потребностям бытия культуры.
Соотношение понятий общество и культура отражает понятие цивилизация. Под цивилизацией(кроме других значений этого понятия) понимается социальная организациякультуры. На основе территориального объединения, исторически сложившегосяразделения труда, обмена взаимной деятельностью и ее способами складываются новые формыинтегративных связей. Этому процессу соответствует осознание и закрепление его вкультуре. Способом организации этих связей, их координации становится публичная власть, которая черезбезлично-всеобщие принципы (закон, налог, воинская повинность и т. д. ) стремитсяуравновесить общественные интересы и реализовать интересы правящей социальнойгруп-ы. Культура при этом моделирует ценностную ориентацию обще-ва, формирует еедуховное, идеологическое своеобразие. Таким Разом, понятие цивилизация можетиспользоваться в форме бо-s частных определений— общественный строй, общественная организация Для возникновенияцивилизации требуется определенный уровень развития культуры. Но, достигнув этогоуровня, культура существует только в связи с развитием цивилизации.Цивилизация через организацию духовного производства порождает, делает всеобщим игосподствующим определенный тип культуры, который объективируется итиражируется. Цивилизация перераспределяет общественное богатство и направляет его в тесферы человеческой деятельности,которые соответствуют подлинным или мнимым интересамобщества. Поэтому и стимулируются определенные сферы культуры. В силу дуалистичности культуры складывается и относительноеделение ее на материальную и духовную. Такое делениесуществует лишь в пределах общественного разделения, в пределах материального и духовного производства и соответствует двум типам деятельности: предметнойдеятельности и деятельности общения.
Само разделение труда в культуре, изыскание собственных видовых технологий,самоопределение различных сфер культуры происходит на стадии цивилизации.
Властвующие социальные группы, слои и т. п., взяв на себя роль выразителей всеобщегоинтереса, пытаются формировать, насаждать тот тип культуры, который отвечает задачамсохранения и укрепления их власти. Государственно организованный контроль заразвитиемкультуры как бы накладывает социальную матрицу, прочерчивает границыразвития культуры. Так, например, рождается определенный тип воспитания и образования.
Способы человеческой деятельности ограничиваются цивилизацией. Ножизнестойкость, внутренний потенциал цивилизации — это и совокупность способов,своеобразных технологий деятельности. Культура поэтому вступает в противоречиес цивилизацией. В этих условиях культура способна выработать тот идеал, ту систему ценностей,попытки реализации которых обогащают цивилизацию. Культура по отношению кцивилизации в этом случае выполняет моделирующую функцию.
В сложные кризисные периоды жизни цивилизации, когда разрушаются старые исоздаются новые экономические, политические и социальные связи, культура берет на себязадачу консолидации общества, т. е. выступает с компенсаторной функцией, онаснимает остроту,конфликтность, этих кризисных состояний. Человек создает в культурезащитные механизмы, способность к саморазвитию. Культура обладает самосознанием, онаопирается на традиции и поэтому хранит в себе знания о своих прошлых состояниях.Вместе с темтворческая деятельность человека сориентирована на будущее, на выход за пределысовременного состояния цивилизации.
Таким образом, культура выступает как бы внутренним потенциалом историческогопроцесса, той энергетической силой, которая его питает. Через социальныеструктуры цивилизация определяети формирует содержание, тип культуры, т. е. ставит определенные границы ее развития. Культура, между тем, неуничтожи-ма до техпор, пока человек достоин называться этим именем. Наш великий соотечественник Н. К. Рерих,- отмечая это,писал: «Культура, возникнув иутвердившись, уже неистребима. Могут быть различные ступени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и, прежде всего, живет в сердцечеловеческом. Случайная фазарассудка может удовлетвориться и механической цивилизацией, тогда какпросветленное осознание может дышать лишь в культуре» (9, с. ИЗ).
Нами выявлены общие связи таких систем, как человек — культура — общество.Но человек, культура и общество существуют в. границах социального пространства и времени. Культура, представляющая собой атрибут человечества, вместес тем мозаична, состоит из культурразличных народов и эпох, имеет специфическиепространственно-временные и этносоциальные координаты. Для характеристики роли этих параметров вразвитии человека, различныхнародов, их культур и особенностей социальной жизни представляет несомненный интерес концепция Л. Н. Гумилева (см.: Этногенез и биосфера Земли. — Л.,1990; Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989; От Руси до России. — СПб., 1992 и др.). Кратко ее смысл сводится кследующему. Человеческая история может рассматриваться как историянародов (этносов). Исторические события,во-первых, определяют не пространство,которое в пределах Земли неоднородно, а те коллективы людей, которые ее заселяли, для того чтобы выжить,должны были адаптироваться кприродно-географическим условиям определенноголандшафта. Во-вторых, связи внутри этносов, формирующиеся в этих отношениях с окружающей природой,в границах определенногоэкологического пространства, становятся основанием для подсознательного выделения собственного сообщества из мира других сообществ на основепротивопоставления «мы — они», а стало быть, и рождают культуру этноса.Культура с этого времени становится средством осознания самобытности этноса. Изначально бытие культуры выражается втаких способах Деятельности, припомощи которых члены этноса, существуя в своей ландшафтнойзоне, могут приспосабливаться к ней и усваивать специфические правила образа жизни. Эти правила, «историческая традиция», и составляют основноеотличие членов одного этноса от другого. Для того чтобы определить, выявить рождение «своей? культуры, «исторической традиции», а следовательно, изафиксировать отношения с другимиэтносами, необходимо, в-третьих, использовать систему отсчета времени. Биологическое существование человека движется в одном временном направлении(независимо от социальных условий). Аразличные этносы имеют собственные временныеотношения и собственное представление о темпоритме течения времени. Марк Блок,известный французский историк, отмечал:«Человеческое время всегда будет сопротивляться строгому единообразию и жесткомуделению на отрезки, которые свойственнычасам. Для него нужны единицы измерения, согласующиеся с его собственным ритмом и определяемые такимиграницами, которые часто — ибо тоготребует действительность — представляют собой пограничные зоны» (2, с. 101). С этой потребностью отсчета времени связаны представления о мифологическом,прерывистом, линейном и циклическомтипах течения времени. Темп течения историческоговремени опосредован природно-географическими, социальными условиями, поэтому у разных этносов различны представления о временном темпоритме, опричинно-следственных связях,последовательности и повторяемости событий, представления о временной протяженности жизни Вселенной исамого человека. Совершенноочевидно, что жизнь индейца Амазонии, оленевода Чукотки, американского фермера или российского политика в их собственном мироощущении протекает вразличном темпе.
Темпоритм течения исторического времени не только рождает спецификумироощущения, но и в значительной мере определяет характер, содержаниечеловеческой деятельности, а следовательно, и культуры.
Из представлений опространстве, времени, самом человеке складывается и картина мира —совокупность устойчивых представлений о Вселенной, о месте в ней человека, егоотношении ксебе и окружающим. Она становится основанием культуры, ею руководствуются людив своих повседневных действиях, отношениях. Поэтому элементом самосознанияэтноса выступает картина мира, т. е. возникают идеально выстроенные модели мира ичеловека, которые находят свое отражение в различных формах общественного сознания(религии, морали, праве, философии, искусстве и т. д.). Картина мира, носителями которой являются этнос и многие этносы, также определяет и типологию ихкультур, ее своеобразие исамобытность. Вместе с тем общие элементы в картине мира,господствующей в рамках определенной исторической эпохи в культурах различных этносов, не только показывают общие закономерности и тенденции общественногоразвития, но и свидетельствуют опланомерном единстве и целостности общечеловеческой культуры.
Картина мира, выражающая специфику и смысловое основание культуры,вместе с тем придает ей характер устойчивого равновесия до тех пор, покакартина мира остается неизменной или меняется незначительно.