Культура первобытного общества как исторический тип

Эпоха первобытности — самый отдаленный и самый длительный период историичеловечества. Согласно общепринятой классифи­кации первобытный строй охватываеткаменный век и включает палеолит, мезолит и неолит. И одна из сложнейшихпроблем совре­менной науки состоит в определении времени и закономерностей начальногоэтапа развития человеческой культуры.

Русский философ В. С. Соловьев писал: «Результат природного процесса есть человекв двояком смысле: во-первых, как самое пре­красное, а во-вторых, как самое сознательноеприродное существо. В этом последнем качестве человек сам становится изрезультата Деятелем мирового процесса…» (7, с. 336). Ключевым звеном в этом процессе являетсяверхний палеолит — время, когда заканчивается эволюция ископаемых гоминид ипоявляется человек разумный Homo sapiens; наблюдается явный прогресс в обработке иизготов­лениикаменных и иных орудий труда; в человеческом социуме ус­танавливаетсяэкзогамия.

» основе первобытнойкультуры и познания лежит практическое

мщение человека кдействительности. Первые идеи не «выдумы-ись», не открывались пассивным созерцаниеминдивида, они Дались напряженной материальной деятельностью. Не случай-шогие исследователи вручном каменном рубиле видят древ нейший памятник мысли. По мнению В. В.Бунака, такое орудие слу­жит свидетельством первого прорыва мысли за пределынепосред­ственныхпредставлений и овладения человеческим типом умствен­ной деятельностьи —создание зачаточных понятий (1, с. 36). И искусство первобытности, как одна издоминант первобытной куль­туры, обладает более или менее отчетливой утилитарной функцией.

М. С. Каган выделяет две особенности начальной ступени худо­жественного освоениямира человеком. Первая состоит в том, что изначально границы междухудожественной и нехудожественной (непроизводительной и производительной)сферами человеческой деятельности были весьма расплывчатыми, неопределенными,не­уловимыми,что позволяет говорить о синкретизме первобытной культуры. Синкретизмвыделил вторую особенность — аморф­ность культуры, т. е. «отсутствиевыкристаллизовавшейся структу­ры» (3, с. 175). Такие элементы культуры, какизобразительное ис­кусство, скульптура, архитектура и т. д., как самостоятельные явления первобытностирассматриваться не могут.

Культурный процесс не может начаться без овладения человеком речи, язык— обязательное условие становления культуры. Осмыс­леннаяпоследовательность, которая характеризует действия чело­века, объясняется тем,что он осознает свои желания, формируя их в слове. Вербализация, затеминтеллектуальное обоснование своих потребностей и реакций легко приняли устойчивыесимволические формы. Человек давал имя предметам, и оно становилось симво­лом. Это имяначинало жить самостоятельной жизнью. Оно посте­пенно влияло на отношение кпоименованному предмету, на объясне­ние его природы и отношение его к другимпредметам. Постепенно любой неодушевленный предмет, любое растение, животное исам че­ловекполучают четко обозначенное словом место. Эти понятия скла­дываются в общеепредставление о действительности, в картину мира.

А. П. Столяр, вследза Ж. А. Кондорсе, выделяет три фактора, со­здающих исчерпывающие условия возникновенияискусства: сво­бодное время индивида, его наблюдения над миром за пределами полезноготруда и отвлеченные размышления. О появлении худо­жественнойдеятельности как самостоятельном феномене говорят, начиная с верхнегопалеолита, так как верхнепалеолитическое ис­кусство — показатель качественного сдвигасознания первобытно­го человека, достигшего высокого уровня абстрагирующей иобоб­щающейдеятельности ума и сформировавшегося «эстетического поля деятельности»(2). Введение в научный оборот данного поня­тия обусловлено тем, что реальноефункционирование искусства заключается не только в создании изобразительныхпамятников, но и в определенном типе общественного восприятия этих форм как эстетических ценностей.Но «ни в условиях родоплеменного обще­ства, ни в последующие периодыобщественного развития, вплоть до нашего времени, такого специфического, относительносамо­стоятельноговида деятельности — эстетической деятельности — не существовало…» (2,с. 20). Одним из характерных признаков эстети­ческого отношения является«незаинтересованное» отношение, ли­шенное утилитарно-практического интереса.Факты подобного отно­шения археологи находят уже во времена мустьерскойкультуры (100—35тыс. лет до н. э.).

Адекватно оценить характер и особенности первобытной культу­ры современныйчеловек в состоянии лишь при условии понима­ния специфики мышления человекадревности. Л. Леви-Брюль по этому поводу пишет: «Первобытные люди отождествляют,объеди­няют и сливают то, что мы отчетливо различаем, например, челове­ка и егоимя или изображение, человека и какое-либо животное или растение. Первобытноемышление носит конкретный характер, оно иначе, чем мы, производит операцииотвлечения, обобщения и клас­сификации» (5, с. 21—22). Это определяется четырьмяосновными свойствамиархаического мышления: высокой степенью слияния индивида с окружающей его природой,высокой степенью интегра­ции индивида и социального общества, высокойэмоциональной чувствительностью, большой образностью воспроизведения памя­ти и деятельностьювоображения (4).

Древний человек осмысливает мир через миф, отсюда важная ха­рактеристика егомышления — как мышление мифологическое. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохиего созидания. Мифологическое мышление осваивало мир посредством конкрет­ных образов, а неабстрактных понятий. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытногочеловека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности,цик­личностидвижения своих образов. При этом следует отметить, что миф связан сколлективным опытом, который для индивида был объектом веры.

Мифологияпредставляет собой как бы «философию» истории первобытного общества, егомировоззрение. Мифологическое ми­ровоззрение можно разделить условно на двестадии формирова­ния: 1) докосмическую: в позднем палеолите, мезолитеосновные представленияо жизни природы и общества были связаны тотеми­стической символикой (наиболеевыразительно это символизиру­ет австралийская чуринга как тело-душа человека итотема); 2) кос­мическую с эпохи протонеолита—неолита, когдаформируются ‘ 1стема мировоззрения современного человека, культ созидания, космогоническиемифы, в искусстве появляются выразительные ас трально-космические символы: ихраспространение отразило под­ход от разрозненных представлений о жизниВселенной к ее орга­низованной модели.

Самым древним образом мифологической Вселенной, первой за­конченноймоделью космоса, можно считать так называемое миро­вое дерево, котороезадает своим строением тройное вертикальное деление мира: крона — верхний мир, ствол —земной, корни — под­земный, нижний мир. Каждый мир населен строгоопределенными животными. Горизонтальная модель пространства четвертична: это четыре стороны светаи связанные с ними представления. Концеп­ция мирового дерева оставила о себеследы в изобразительном ис­кусстве, архитектуре, планировке зданий и поселений,в хореогра­фии, ритуалах, играх, в словесных поэтических образах и языке.

Изобразительное искусство первобытной эпохи прошло путь от реализмапалеолита к схематизации в эпоху мезолита и неолита. Макс Ферворнразграничивает «физиопластическое» и «идеоплас-тическое» искусство палеолита инеолита: первое опирается на не­посредственное восприятие предметов, второеотличается схематиз­мом, деформацией изображений. Подобный переход сталвозможен благодаряразвитию рационального знания и роста познавательных возможностейчеловека.

Основныепамятники верхнепалеолитического искусства обна­ружены в пределахФранко-кантабрийского района, на Южном Ура­ле, в Башкирии. В 1934 г. А. Брюлем и Д.Пейрони была разработа­на общая хронология палеолита, которая и легла в основу периодизации иуяснения общей схемы стилистической эволюции пещерной живописи. Самым раннимсчитаются изображения руки, волнистые линии, прочерченные пальцами по мягкой глине.Затем появляются очень примитивные, трудно угадываемые фигуры жи­вотных (пещеры Ляско,Фон де Гом, Альтамира и др.). Для следую­щего этапа характерен переход от контурной иплоской живописи к детализации: изображение шерсти, введение дополнительного цвета, попыткапередать объем. Своего апогея пещерное искусство достигает в XIIтыс. до н. э. В это время созданы громадные анима­листические ансамблипещер Нио, Труа Фрер, Ляско, Фон де Гом, Альтамира. Искусство реалистично, переданыобъем и относитель­ная перспектива, пропорционально построение фигур, применена полихромия, сделаныпопытки передать движение, но изображения лишены связи, фигуры животныхобразуют хаотическое нагромож­дение. Исключение составляют композиции из пещерЛяско и Труа Фрер. На следующем этапе живопись теряет объем, становится плоскостной,усиливается стилизация. В конечном итоге франко-кантабрийское искусство как бывозвращается к своим истокам: по являются переплетенные линии, ряды точек,неясные схематичес-[ киезнаки.

Наскальное искусство эпохи мезолита сохранилось в основном | в прибрежныхгорных районах Восточной Испании. Для живописи Iэтого периода характерно преобладание многофигурных компози-| ций,воспроизводящих различные эпизоды из жизни мезолитичес-Iких охотников. Если в центре палеолитического искусства было жи-| вотное, то вцентре мезолитического стоит человек. Человеческая Iфигура передается стилизованно и отвечает главной цели — изоб-I разить действие, движение, массовые сцены.

Памятники наскального искусства эпохи неолита встречаются повсеместно.Реалистическое мироощущение уступает место обоб­щенному, опосредованному мышлению, иизображения становятся I символическими:вырезаются и выбиваются знаки в виде кругов, креста, спиралей, свастик, лунарных исолярных знаков, в них впле-таются стилизованные изображения людей и животных, лодки с гребцами,колесницы и т. д.

Появление антропоморфной темы связано с верхнепалеолити­ческим творчеством;в основном пластика Европы воплотила женс­кие образы. Все известные женскиестатуэтки близки друг другу по J: стилю:гипертрофированы отдельные части тела, отсутствуют чер­ты лица, ступни ног,своеобразно трактованы руки. А. А. Формозов ‘* отмечает безликостьантропоморфных изображений, дошедших до нас от верхнего палеолита до энеолита: убольшинства из них либо совсем нет лиц, либо они показаны схематично, небрежно.Все это указывает на обобщенный характер скульптурного образа. Семан­тика образа«палеолитических Венер» трактуется по-разному, но наибольшеераспространение получило мнение Н. П. Ефименко, считающего их хранительницами«домашнего очага», «хозяйками очага», исполнительницами охотничьих магических обрядов.

С эпохи неолита начинается ранняя история монументальнойархитектуры. Древнейшими памятниками протоархитектуры яв­ляютсямегалитические сооружения: дольмены, кромлехи, алинье-маны. Подобныепамятники получили широкое распространение во всех частях света, кроме Австралии.Значительная часть дольменов, а также некоторые кромлехи связаны с захоронениями.Мегалити­ческиесооружения, не связанные с захоронениями, интерпретиру­ются как культовые,выполняющие одновременно функции рели­гиозного святилища и древнейшейастрономической обсерватории. Самый известный и сложный по конструкции памятникподобного типа — кромлех Стоунхендж (Южная Англия).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Охарактеризуйтеосновные типологические черты первобытной культуры.

  • Укажитеособенности архаического мышления и его отражение в искусстве.
  • Опишитеразвитие образа человека в первобытном искусстве и скульптуре.

4. Расшифруйтеосновные функции первобытного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунак В. В. Речь, интеллект, стадии ихразвития в антропогенезе // Иско­
паемые гоминиды и происхождение человека. —М., 1966.

2. ИлиадиА. Я. Формирование эстетическогополя деятельности и его прак­
тическая природа // Проблемы этики и эстетики. — Л., 1975.

  • Каган М. С. Морфология искусства. — Л., 1972.
  • Юшке Ф. Пробуждение мышления. У истоков человеческогоинтеллекта. —
    М., 1988.

5. Леви-БрюлъЛ. Первобытное мышление. — Л.,1930.

6. Малая история искусств.Первобытное и традиционное искусство — М
1973.

7. Мирфилософии. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М., 1991.

303
Нет комментариев. Ваш будет первым!