Культура древней и средневековой руси

К VIIIIXвв. складываетсярусская культура. К этому времени Русь вышла на широкую историческую арену. Оназаявила о себе как сильное государственное образование, связанное с внешним миром, ибо тысячирусичей побывали в соседних странах в составе войск, посольств, торговыхтовариществ. В VIII в. на Руси уже былигорода:Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любич, Новгород, Ростов, Полоцк и др.В скандинавских сагах Русь называется Гарда-рикой — царством городов. Совместная жизньсплотила русов в еди­ный этнос. Хотя культура древней Руси отличается откультуры другихславянских народов, они имеют общие корни. Русская дох­ристианская культура— это культураязыческая, потому что гос­подствующей формой религиозности было язычество. Ноязычество существовало не только на Руси и среди славян, но и у других наро­дов. Поэтому понятия«языческая культура», «славянская» и «рус­ская культура» не тождественны. Кроме того,язычество и его куль­турные традиции находились в сложном взаимодействии с христианством.Официально христианство было утверждено на Руси в конце Xв., но его распространение началось раньше.

  1. На Руси не позднее867 г. уже существовала христианская общи­на. Еще при княжении Ольги христианскоеепископство на Руси переросло в метрополию. Византийский император КонстантинVII говорил, что в 860 г. крестился киевскийкнязь Аскольд.
  2. В 882 г. в Киевеимелась церковь Николая Чудотворца. Археоло­ги отмечают, что в IXв. многие люди на Руси были погребены по христианскому обычаю.
  3. Христианскоесодержание могло проникать в это время в худо­жественную культуру языческой Руси.Можно предполагать, что это относится и к эпосу, ибо население южной Руси,собственно Киевской, где и был создан героический эпос, начало приобщать­ся к христианству покрайней мере за 120 лет до официального крещения.
  4. «Природа держит вруках колыбель каждого народа», — говорил В. О. Ключевский. Характерные черты русскоголандшафта, основ­ные стихии русской природы — лес и степь. Они были ареной тру­довой деятельности иколыбелью русского человека, имели не толь­ко утилитарное, но и нравственное,религиозное и эстетическое значение.

Вторая особенностьрусского ландшафта состоит в обширности пространства. Некоторые историки утверждают,что эта обширность пугала русского человека и заставляла его ограничивать ареал оби тания. Но обширностьпространства не столько пугала человека, сколько помогала ему утвердиться, ибо он моготносительно сво­бодно изменить место жительства, если оно его не устраивало, рас­ширить ареалобитания. Ограничение пространства мыслилось в форме замкнутой линии.Пространственные представления не име­ли пустот. Если такие пустоты и были, то онизаполнялись вообра­жением. Например, Уральские горы в воображении прикрывали Русь с Востока,высота их, говорили обычно, «аки до небес», а путь до них ведет черезнепроходимые пропасти, леса, болота. Замкну­тая линия без пустот мыслилась как круг,кольцеобразная форма. И человек помещался в центре круга. В центре круга —свой род, племя,страна. Они замкнуты. Замкнутое пространство в форме кру­га оценивалосьэстетически положительно и становилось формаль­ным средством художественной культуры,получало положитель­ное символическое значение. Люди охотно опоясывалисьпоясами, тыном. В воображении — лесами, горами, облаками, звездами. Но человекдревности не абсолютизировал замкнутость пространства. Это подтверждаетсякультовыми сооружениями языческой Руси.

Примером являются святилища на болотах (святилище на Пе-рыни, святилище населище Гудок, Ржавницы). Центром святили­ща, круглого в плане, была площадка с идоломи очагом. Она была окружена круглой в плане постройкой и рвом с расширениями по сторонам света(румбами). Святилища строились под открытым небом, освещались кострами. И ночью быливидны далеко. Этими огнями человек не отгораживался от пространства, а бросалему вызов,осваивая его. Круг в планировке святилищ имел не только утилитарное значениеили оптимальную форму ограждения, но и символическое значение. Он являлся модельювидимой земли, пра­вильного круга горизонта — кругозора. Он символизировал исолн­це.Но круг не был единственным пространственным символом язы­ческой Руси. Другим,не менее важным символом был крест. Крест как всемирный общечеловеческий символ вязыческой Руси выра­жал идею пространства, окружающего человека со всехсторон в вер­тикальной и горизонтальной плоскости. Крест помещали внутри солнечного круга,чтобы обозначить повсеместность его света, рас­пространяющегося на все четырестороны. Крестообразность ис­пользовалась как символ повсеместности в заклинательноморна­менте.Четырехчастные и крестовидные композиции выражали идеи повсеместности,распространения добра и охраняющих сил на все четыре стороны. Таким образом,пространственная символика при­обретала нравственное значение.

Одна из особенностейпространственных представлений в язы­ческом мировоззрении русичей состояла такжев том, что через про странство давалась характеристика времени. Продолжительностьвремениобъяснялась через далекие расстояния.

Когдачеловеческая жизнь переводилась на язык пространства, она рассматриваласькак длинный путь. Смерть — это переход че­рез рубеж. Высота полета птицы быласимволом дальнего времени. Время обозначалось также через быстроту передвижения,через пре­одолениепространства в краткий срок: «Была у Ильи заповедь ве­ликая — стоять-то узаутрени в Чернигове. Поспеть к обедне в Ки­ев-град. Перескоку ровно триста верст».Измерение времени через пространство порождало метафору, а значит, пространствоприоб­ретало эстетическое, художественное значение.

Время реализуется в процессе событий. Эта связь может выра­жаться в видеобъективного закона и субъективных норм, выра­ботанных предками. Отношениечеловека к времени, временной связи проявляется как следование закону, установленномуБогом илиродом. Ориентация во времени и осознание его в языческой Руси ярко выражалосьво внимательном отношении к ритму природы и умению согласовывать ритмы своейжизни с ритмом природы.

Был накоплен богатый материал по наблюдению за природными циклами. На основеэтого формировались рекомендации и советы по проведению полевых работ, приготовлениюлекарств, женитьбы и т. п.

Природа, существующая в пространстве и времени, заполнялась Богами. Их было, каки во всех политеистических религиях древно­сти, много. Языческие боги олицетворяли нетолько силы природы, но и человеческие нравственные ценности. Такперсонификацией добра и зла были у славян сыновья Святовита — Белобог и Черно-бог. На небе и земле,в природе идет борьба между силами добра и зла. Затем Белобог превратился вобщеславянского Бога весны. Он представлялся как прекрасный юноша с голубымикрыльями, увенчанныйголубыми цветами, облаченный в голубую, расшитую серебром одежду.

Люди языческой Руси считали, что в мире существуют универ­сальныепространственные связи: все связано в природе, на небе и земле. И человексвязан с природой, включен в эти связи. Они управляют человеком как внешняя сила итаинственны. На этой ос­нове природа очеловечивалась в поэтической форме. Всякоеявле­ниестановилось понятным только через сближение с человеком, что отражалось и вобразном строе языка: солнце «восходит» или «са­дится», буря «воет», ветер «свистит»,пустыня «молчит». Силам природы придавался личностный характер. На этой основечгловек верилв наличие родственных связей с природой.

Языческий взгляд на мир был оптимистическим, и это нашло свое отражение ввыдающихся памятниках художественной культуры языческой Руси. Вера в победу добра надзлом утверждается… в вы­дающемся памятнике художественной культуры языческойРуси «Песниптицы Гамаюн». Верхний змей, потеснив Сварожича, «вскричал на всю Подвселенную» о том,что он покорил всю Под­небесную и станет Вселенским царем. Боги Сварожич —Семаргл и Стрибогрешили победить Черного змея. Они пошли на хитрость. В кузнице Сварога онисделали булатный плуг и сказали, чтобы змей языком пролизал три двери небесной кузницы.Тогда они сядут ему на язык и он будет царем Вселенной. Когда Черный змей пролизалтрижелезных двери, Сварог и Семаргл ухватили его клещами за язык, впрягли в плуги заставили межой разделить Подвселенную на царство Сварога и змеево царство.

В памятниках художественной культуры языческой Руси мы об­наруживаем тенденциик созданию общей сакральной, простран­ственно-временной модели мира в образнойформе. Эта модель была космогонической и религиозной моделью. Значительнымпамятни­комподобного рода является идол IX в. ЗбручскийРод-Святовит. Идол представляет собой четырехгранник из известняка высотой 2 м 67 см. Этофаллический идол. Верхняя часть — шапка, как око­нечность фаллоса. Этим объясняетсято, что он был окрашен в крас­ный цвет. В первом ярусе изображены боги: Макошь — матьуро­жая,с рогом изобилия; Лада — богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви, с кольцом;Перун — бог грозы и войны, с саблей, палашом и неоседланным конем на одежде; Даждьбог — податель благ, на одежде которого круг— знак солнца с шестью лучами внутринего. Макошь, Лада, Перун, Даждьбог — эточетыре лика небесного Святовита.

В среднем ярусе изображается земной мир, мир людей. На каж­дой сторонечеловеческие фигуры: 2 мужских, 2 женских с разве­денными руками,стоящие как бы в хороводе. Фигурки в 3,5 раза меньше фигур богов верхнего ряда.Этим масштабом подчеркива­ется их подчиненность богам.

Нижний ярус изображает преисподнюю Чернобога. Здесь пред­ставлено мужскоебожество, держащее на плечах землю. Оно может быть сопоставлено с Волосом и Белесом.Белее связан с мрачным подземным миром умерших. Волос — скотский бог, богобилия и бо­гатства. Они объединяются через понятие предков. Предки умерли, но опыт умерших даетизобилие живущим. Божество бережно держит землю с хороводом людей. Это усатый коленопреклоненный мужчина, изображенный вразличных по­зах с личиной в анфас. Однанижняя грань без изображения. В этом трехъярусномрасчленении идола выражена идея о том, что Вселен­ная делится на три части: небесную, божественную;среднюю — зем­ную; нижнюю — мирпредков и земных глубин. Четыре грани сим­волизируют эманацию силы на все четыре стороны. В этом идоле выражено языческое понимание микрокосма каксинтеза отдельных миров в видесимвола жизни Рода. Это блестящий пример художе­ственного выражения пространственных представлений, модели мираязыческой Руси.

В отличие от языческого периода, когда огромность пространства не только порождалау человека чувство свободы, но и отчасти пу­гала его, и вследствие этого он старалсязамкнуться и обособиться в границах, как отмечал Ключевский, в период расцвета христиан­скойКиевской Русипространство начинает играть уже связующую роль, оно зовет людей к объединениюв единый народ. П. Флоренс­кий, русский философ, говорил, что пространство Русисобирало всебе людей, и поэтому, несмотря на его огромность и малую насе­ленность, учеловека было чувство единства со всеми; пространство играло связующуюроль, потому что установилась связь между внут­ренним пространством души русскогочеловека, пространствоощу-щением, внутренним, духовным и внешним.

Во временном отношении культура Древней Руси была «кос­ной культурой».Пастыри учили людей жить, коснея и ожидая без суеты, держаться церковного благообразия,благолепия и бла­гочиния.

Всякое деяние взвешивается на небесных весах, и воздается че­ловеку по заслугам его.Поэтому нельзя жить с звереподобным рве­нием, нельзя спешить. Бытиерассматривалось как эхо прошлых со­бытий, которое отождествлялось с вечностью,поэтому упреждать время означало торопить Вечность. Каждый человек — образ и по­добие Божие. Бог былдо нас и останется при нас, поэтому мы долж­ны почитать прошлое и ценитьнастоящее. Что же касается будуще­го, то на него ориентировались меньше.

В культуре христианской Киевской Руси время начинает осоз­наваться какисторическое. Так, история славян включается в ми­ровую историю.Летописец начинает историю Руси с библейских времен.

Новый период в развитии художественной культуры Русинасту­пает с принятием христианства вХв. Принятие христианства при­вело к постепеннойсмене языческих моделей мира и человека, что определило и особые чертыхудожественной культуры.

Мировоззрение дохристианской и раннехристианской эпохи от­ражено в«Повести временных лет», где Бог представлен как нрав­ственно-эстетическийидеал, к которому должны стремиться люди. Бог у летописца говорит, что будет скорым обвинителем врагов и клянущихся ложно его именем, не платящим затруд наемникам, обижающим сирот инаправляющих суд на несправедливость. Ле­тописец призывает: «Слыша все это, устремимся к добру, потре­буйте праведного суда, не воздавайте злом за зло,покайтесь, зас­тупитесь заобиженного, возлюбите Господа, постом и рыданием смывая свои прегрешения». Антиподом Бога как воплощения доб­ра и справедливости являются бесы, воплощающиебезобразное. Человек находится вовласти зла по воле Дьявола. Для своего спа­сения он должен обратиться к Богу. Этим он не только достигнет прощения, но избежит зла. За совершение зланаступает возмездие, но онорассматривается, как пресечение существования людей во времени, исчезновение их, растворение бесследново времени. Это самое страшноевозмездие. Летописец в художественной форме проиллюстрировал это на судьбе обров.

Как же пространственно-временные представления и нравствен­но-эстетическиеориентации Киевской Руси XI—XII вв. были воп­лощены в памятниках художественной культуры?Выдающимся памятником архитектуры XI в. являетсяСофийский собор в Киеве. Этот первый кафедральный общерусский собор знаменуетначало новогоэтапа в развитии зодчества Киевской Руси. Он построен при Ярославе Мудром(30—50-гг. XI в. ).

Прообразом КиевскойСофии является София Константинополь­ская. Но это не простое повторение иликопия. Это новый Иеруса­лим, сходящий от Бога с неба. И здесь в понятии Софиирасставле­нысвои акценты. Художественный образ — это единство аб-‘, страктного иконкретного, эмоционального и рационального. С точ­ки зренияхудожественного образа храм Софии в Константинополе и София Киевскаяимеют несколько общих черт, которые связаны с абстрактным, идеей художественного образа.Общее заключается в многозначности понятия «София»’, которое имеет сакральные, эс­тетические моменты.Но в Киевской Софии особый акцент делает­ся на понятие чистоты. Это чистилищемира, девство Марии и чис­тота Духа. София — образ Божий в человеке. София есть«со­кровенныйсердца человек в нетленной красоте кроткого и молча­ливого духа. Это украшениечеловеческого существа. София про­никает сквозь все его поры, сияет в еговзгляде, окружает человека в момент духовного подъема». Таким образом, черезакцентировку на человеке понятие Софии становится антропоморфным в отли–чие от византийскоймодели. София — символ любви, совести и до­стоинства человека. София выражает идеюединства сотворенного мира, корень этого единства. София — Ангел-Хранитель.Она — сим­волПрекрасного.

Согласно христианскому богословию премудрость Божия прояв­ляется прежде всегов устройстве Мира, Вселенной по принципу иерархичности. Эта иерархичность выражена вовсех основных эле­ментах архитектуры храма. Пятинефное чление храма, трансепт, под-купольноепространство, хоры для князя и дружины, несколько ал­тарей (длясвященнослужителей, князя и дружины) — все это свидетельствует о неравнозначности,соподчиненности внутренне­го пространства.

Иерархичность выражена и в тектонике. Идет ритмическое нара­станиеобъемов — от небольших столбов и колонн к полуциркуль­ным аркам, от них ккрещатым столбам, от столбов к парусам, от парусов к куполу. В этом нарастании объемоввыражена устремлен­ность ввысь. Все здание делится на клетки. Каждая ограничена плос­кими лопатками иимеет полуциркульное завершение. Полуцир­кульные арки галереи повторяются в аркахверхних окон, а потом в закомарах (полукружиях).

Иерархичностьвыражена и в объемно-пространственной компо­зиции храма. Снаружи собор окружала галерея,своими аркадами она выходила на площадь. Это нижний ярус здания. Над галереей поднимаются стенысобора, которые завершаются полукружиями-закомарами. Еще выше расположены 13 куполов (8низких, 4средних и большой — главный купол). Эти составные части по­ставлены уступами: галерея, массив здания,главы. Они как бы вырастают одна из другой.Киевская София раскинулась в длину иширину в живописном нарастании объемов. Конкретное в художе­ственном образе выступает как единство вмногообразии. Много­образие —элементы архитектурной формы: пространство, конст­рукция, тектоника, объем. И все элементыобъединяются общей идеейиерархичности. В Софии Киевской проявляется отчетливо единство и рационального,и эмоционального. Рациональное, ло­гическое начало в архитектуре прежде всегосвязано с планиров­кой. Пространственные представления этой эпохипроявляются в ориентации храмов по сторонамсвета. Это канон планировки храмов.Храмовое строительство предписывало строить храм строго по сторонам света: алтарь должен быть обращен на восток, нартекс — притвор — главный вход на запад. Осьздания ориенти­рована даже не простопо линии восток—запад, а по строго опре­деленным точкам восточного горизонта. Ориентирами были точки на горизонте, где всходило солнце в деньцерковного праздника или поминовениясвятого, в честь которого ставилась церковь. В эти дни закладывался фундамент. Иногда храмы были ориенти­рованына геометрический восток, определяемый по Полярной звезде. Солнце имело для древнего человека священное значение,

было откровениемНаивысшего, носителем Света как творящей силы Господа.

По преданию, Иисус вознесся на восток и оттуда он вернется в своей славе. Навостоке находится Эдем. В соответствии с таким миропредставлением церкви как корабливечности развернуты ал­тарной частью и апсидой на восток, куда должны обратитьсяс мо­литвой в своих помыслах люди. Но восход солнца, разгоняющего мрак, какторжество света, имел не только священное, но и эстети­ческое значение, ибо этонаиболее впечатляющее и чарующее че­ловека явление природы.

В храме Киевской Софии этот принцип планировки строго со­блюдается.Планировка Софии пятинефная. В основе плана — рав­ноконечный крест. Нов его планировку можно вписать круг. Пяти­нефное членение пространства выражаетстремление к гран­диозному и торжественному. Конструктивная система, как прояв­ление рациональности,— это система арок и опирающихся на них сводов, несомых наружными стенами ивнутренними столбами. Определяющей в системе храма является архитектурнаямасса. Под­черкивается весомость, инертная замкнутость. Тяжеловесность мас­сы усиливает глубокаязатененность основных сводов и люнет. Здесь как бы отзвук пещеры и древнее тяготениесвятых старцев к уеди­нению. Но инертность массы имеет противовес. Так, формыприоб­ретаютэнергию благодаря крупному выносу лопаток.

Несмотря на определяющую роль массы в архитектурном обра­зе, пространствоздесь все же нельзя рассматривать как второсте­пенный элемент. Так, освобожденностьподкупольного пространства и сокрытие стен заставляет само пространство звучатьсамостоятель­но. Вогнутые поверхности арок и сводов вводят пространство как бы внутрьконструкции. Создается ощущение вневременного бы­тия и обособленности материальногосуществования человека. Про­странство получает эмоциональность за счет освещенности.Глав­нымисточником света в Софии является купол. Вокруг под-купольногопространства рукава креста с их погруженными в полу­мрак сводамипридавали пространству креста особую таинствен­ность. Эмоциональная сторонаобразности выражена и в ритме ин­терьера. Все пронизывает единый плавный ритм,он выражается прежде всего в нарастании объемов. Однотипность ячеек-клеток здания такжепроникнута ритмом всеобщего торжественного ше­ствия. Интерьер вызывает светлыевозвышенные чувства Спасения, приобщения к величавой гармонии мироздания. Интерьерхрама уподоблялсяхристианскому космосу, в котором воплощены высшие истины.Эмоциональное звучание Софии связано с ощущением про­странства храма какгорнего таинственного мира. Эмоциональность Софийского собора в Киеве проявлялась и в синтезеархитектуры с живописью и декоративно-прикладным искусством. Обилие крестчатых столбовСофии украшено оди­ночными изображениями святых. По количеству одиночных фи­гур София не имеетсебе равных памятников XI в. Для интерье­ра Софии характернодробление больших плоскостей. Коробковые своды над нефами, плоскости стен над аркадамиделятся на от­дельные прямоугольные изображения, окаймленные широкими по­лосами орнамента.

В конце XI— начале XIIв. Киевская Русь распалась на ряд удель­ных княжеств. XIIIXIVвв. периодфеодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия. Послераспада Киевской Руси интенсивно формируются самостоятельные культурныецентры: Новгород, Псков, Владимира-Суздальская Русь, Москва. Каждый из них вносил вклад всокровищницу русской культуры. Рассмотрим нов­городское искусство.

Благодаря удобному географическому расположению на водных артериях, Новгородстал крупным торговым центром и очагом ре­месел. Благодаря торговле Новгороддостиг цветущего состояния. В. Г. Белинский называл Новгород источником русскойнациональ­нойжизни, откуда вышел весь быт русской жизни. Часто древне­русское искусствовообще отождествлялось лишь с новгородским. Особенность древней жизни Новгорода состоялав том, что когда он входил в состав Киевской Руси, то находился под духовным влиянием Византии иКиево-Печерской лавры. С распадом Киев­ской Руси эти связи ослабевают, ноодновременно усиливаются еретические течения (арианство,богомильство, павликианство, стригольничеств).ЭмоциональностьСофийского собора в Киеве проявлялась и в синтезе архитектуры с живописью идекоративно-прикладным искусством. Обилие крестчатых столбов Софии украшено оди­ночнымиизображениями святых. По количеству одиночных фи­гур София не имеет себе равныхпамятников XI в. Для интерье­ра Софии характернодробление больших плоскостей. Коробковые своды над нефами, плоскости стен над аркадамиделятся на от­дельные прямоугольные изображения, окаймленные широкими по­лосами орнамента.

В конце XI— начале XIIв. Киевская Русь распалась на ряд удель­ных княжеств. XIIIXIVвв. периодфеодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия. Послераспада Киевской Руси интенсивно формируются самостоятельные культурныецентры: Новгород, Псков, Владимира-Суздальская Русь, Москва. Каждый из них вносил вклад всокровищницу русской культуры. Рассмотрим нов­городское искусство.

Благодаря удобному географическому расположению на водных артериях, Новгородстал крупным торговым центром и очагом ре­месел. Благодаря торговле Новгороддостиг цветущего состояния. В. Г. Белинский называл Новгород источником русскойнациональ­нойжизни, откуда вышел весь быт русской жизни. Часто древне­русское искусствовообще отождествлялось лишь с новгородским. Особенность древней жизни Новгорода состоялав том, что когда он входил в состав Киевской Руси, то находился под духовным влиянием Византии иКиево-Печерской лавры. С распадом Киев­ской Руси эти связи ослабевают, ноодновременно усиливаются еретические течения (арианство, богомильство,павликианство, стригольничество ).

Кроме того, для новгородцев была характерна нелюбовь к теоре­тическим вопросам.Все это сказалось на представлениях о мире и че­ловеке. Новгородская художественнаякультура использовала ду­ховное наследие Византии, но особенности ее определяются влияниемстригольничества и древнерусского язычества, традиции которого здесь былиособенно сильны. Примером такого синтеза идей может быть Людогощинский крест вНовгороде, выполненный в виде мифического древа жизни. Он весь покрытрастительным ор­наментом. На нем написано, что с чистым сердцем можно молиться на любом месте, нопри этом содержалась апелляция к апостолу Павлу. 18 барельефных сюжетов креста имеютстригольническую трактовку. Здесь, в соответствии с этой концепцией, были изобра­жены только тесвятые, которые беседовали с Богом без посредни­ков: Илья в пустыне, Герасим и лев,Симеон Столпник. Стриголь­ники выступали против мзды. И здесь изображены врачи-бес сребренники Кузьма иДемьян. Мировоззрение стригольников ос­новано на активном противостоянии добра изла, свободомыслии и до­стоинстве личности, что отразилось и на новгородскомискусстве.

Одним из древнейших и характерных памятников художествен­ной культурыНовгорода является церковь Спаса Преображения на торговой стороне. Это была одна изпочитаемых церквей Нов­города. Московский митрополит, посещая Новгород,останавливал­ся сначала здесь. Он облачался в ризы и только потом отправлял­ся в Софию на другой берег Волхова. Здесьбыла чудотворная икона Богоматери Знамения.В 1169 г. суздальский князь Андрей Боголюбский,осаждая Новгород, отступил под воздействием этой иконы. Храм построен в 1374 г., за 6 лет до Куликовской битвы, на местедеревянной церкви. Он посвящен Спасу Преображения и символизирует Преображение Господне. СогласноСвященному писанию три апостола — Петр, Иаков, Иоанн видели Иисуса све­тящегося «во славе своей Божественной» на гореФавор. Повер­женные апостолы — символчеловечества. Они радуются и просят продлитьмгновение. Петр желает остаться даже навсегда на горе и предлагает построить три палатки, чтобы вечносозерцать Бога. И храм является какбы осуществлением этого желания. Во вне­шних формах храма прославляется Иисус и выражается радость от созерцания его во всей славе.

В плане храма лежит квадрат. Храм одноглавый. Купол поддер­живаетсячетырьмя подкупольными столбами, на восточной сторо­не полукруглаяапсида. На южной, западной и северной сторонах — двери. Фасады завершаются энергичноподнятыми кровлями, они украшены арочками, нишками, поясками, крестамизамысловатой формы, фигурными обрамлениями окон, лопатками, полуколонна­ми. Особенноживописен южный фасад церкви. При ярком солнеч­ном освещении здесь наблюдаетсянеобычная игра света и тени. В интерьере четыре массивных квадратных столба несут аркии па­руса.На них опирается световой барабан, увенчанный куполом. Ветви креста ибоковые помещения перекрыты сводами. В запад­ной части — хоры, представляющиесобой узкий деревянный накат. Стены сложены из камня, барабан и купол из кирпича безштука­турки.При сравнительно небольшой площади здание имеет высоту 25 м. Храм весьустремлен ввысь, напоминает гору Фавор и возно­сящегося в сиянии Христа.

Архитектура здесьнаходится в синтезе с живописью. Щелевид-ные окна расположены редко. Винтерьере преобладают обширные своды, широкие плоскости стен и столбов. Пилястры,колонны, кар­низы отсутствуют. Стены как будто предназначены для крупномас­штабной росписи.Церковь расписана 4 года спустя после построй ки. Летопись говорит: «В лето 6886(1378) подписано бысть цер­ковь господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имяблаголеп­ногоПреображения повелением благородного и боголюбивого боя­рина ВасилияДаниловича и со уличаны Илины улицы. А подписал мастер гречанин Феофан при великомкняжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее Новгородском иПсковс­ком».От росписи остались лишь случайные фрагменты. Архитек­турный образ храмаСпаса Преображения является яркой иллюст­рацией слов Симеона Солунского (XV в.) о том, что красота храма символизирует рай,райские небесные дары, саму жизнь, живую Премудрость. Красота храма означает, чтоПришедший к нам пре­красен добротою как Всенепорочный, и что он —прекраснейший жених, а Церковь — прекрасная и непорочная невеста его. Архитек­тура храмаПреображения Господня дает радость.

Страницы: 1 2

229
Нет комментариев. Ваш будет первым!