Импрессионизм И Постимпрессионизм

Современная культураявляется детищем двух вариантов протестант­ского мировоззрения: северногоиррационализма и французского по­зитивизма. Если первый в образахдействительности пытается усмот­реть признаки потустороннего мира (который насамом деле является отражением наработанных смыслов данной культуры), товторой со­мневаетсяв самой возможности увидеть что-либо, кроме собственных ощущений. С научнойточностью пытаются воссоздать свои чувствен­ные впечатления импрессионисты.Аналитический подход к собствен ной художественной деятельности позволил им совершитьряд откры­тийи сформулировать несколько принципов.

Еще предшествующий импрессионистам вариант живописного ро­мантизма —барбизонцы (К. Коро и др.) – стремились уловить тончай­шие настроенияпогоды, атмосферы. Большое внимание они уделяли написанию этюдов на природе, аДобиньи прямо “на пленэре” писал картины. Для импрессионистов такой принципработы стал правилом: основным “героем” их картин был воздух (каксветовая среда).

В результате собственно предметы в их живописи растворяются, во всяком случае имеютзначение их живописные свойства, а не социаль­ные ценностные характеристики.

Особый интерес для импрессионистов представляет мгновенное преходящеевпечатление (отсюда и их название). Эту моментальность они подчеркивают,нарушая привычную композиционную прочность картин, — точнее, целостность предметов. Ихкартинам свойственна своеобразная кадрированность, этюдность: края предметов ител бы­ваютпроизвольно срезаны, сюжет полотна составляет не основное и типичное, аслучайное — не выступление балерин, например, как в кар­тинах Дега, арепетиционные моменты.

Они активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре —мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишетсерии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии емупришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимоеощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писатьчистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалосьрядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотнасоздавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышеннойинтенсивности.

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которуюпотом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог иэкспрессионисты – для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера иСиньяк, пишу­щие точками) – для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыликонцептуальное искусство – искусство современное, где глав­ным оказываетсяпринцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. Вполной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега,Тулуз-Лотрек).

В то же времяоснователь течения Эдуард Мане (хотя и не участво­вал в выставкахимпрессионистов) сознательно противопоставил но вое мировоззрение классическому, уходящему корнями витальянское католическое представление огармонии мира, не зависяйёй от чело­века(и о человеке как части этого мира). Повторив путь* разрушения этогомировоззрения, проделанный искусством XVI-XVII вв., Курбе, Милле и особенно Домье подготовили бунт Мане, выраженный вего картинах“Завтрак на траве” (1863 г.) и “Олимпия” (1863 г.).

Мане,пародируя классические сюжеты, придал красоту человече­скому произволу, наслаждаясь скандальным контрастом античного об­наженного тела с мужчинами в современной одежде.

Мане отстаивал право на собственное мироощущение. Это право отстаивали и другие импрессионисты,организуя собственные выстав­ки — 8 выставокс 1874 по 1886 гг. Относительно общей программы (вы­шеизложенной) придерживались только некоторые изхудожников — Моне, Писсарро, Сислей.Ренуар предпочитал изображать не пейза­жи, а румяных девушек и детей, Б.Моризо чаще писала в помещении, Дега —рабочие моменты на репетициях балерин, иногда в искусствен­ном свете рампы; булочные и кафе; лошадей передскачками и т. п.

В русской живописи импрессионизм свойствен начальному перио­ду многиххудожников. Выдающимися произведениями в этом стиле были картины В.Серова“Девочка с персиками” (1887 г.), “Девушка, освещенная солнцем” (1888 г.).Всецело в духе импрессионизма твор­чество К.Коровина и И. Грабаря.

В литературе импрессионизм не представляет собой целостного на­правления— как стилевая особенность, стремление передать мгновен­ные впечатленияимпрессионизм присущ произведениям литераторов различных направлений.Ценителями растянутых и изощренных пси­хологических исследований были братья Гонкуры, К. Гамсун (роман “Голод”); “в поток сознания”превращается анализ воспоминаний в эпопееМарселя Пруста “В поисках утраченного времени”.

Импрессионизм в поэзии— это тонкие наблюдения и описания с применением чисто живописных средств, но в нежных пастельных то­нах,свойственных неоклассицизму (модерну), а также приемы тонкой ассоциативной звукописи, свойственной, преждевсего, Верлену — иногда и егопоследователям. Например, у К. Бальмонта: Полночной порою в болотной глуши Чутьслышно, бесшумно шуршат камыши.

………………

Полночнойпорой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в нихзмеи свистят.

Но при попытках акцентировать и без того сильные ощущения ху­дожник ипоэт переходят к передаче уже субъективного накала эмо­ций, что свойственно ужеэкспрессионизму. Поэтому постимпрессио­нист Ван Гог считается и отцомэкспрессионизма.

На грани между импрессионизмом и экспрессионизмом создавал свои скульптуры иОгюст Роден. Передача неуловимых переходных со­стояний тела позволяет в пластическойформе выразить и движения души. Особенно поразителен эффект этого внутреннегодвижения в ста­туе “Мыслитель” (по замыслу – поэта, сидящего перед вратамиада).

П. Сезанн, как и Дега, участвовавший уже в первой выставке им­прессионистов,в передаче той же чувственной среды исходил из прин­ципов, прямопротивоположных мироощущению импрессионистов. Своими крупными мазками-пятнамион как бы гранил плотный не­прозрачныйвоздух, тяжелую, как ртуть, воду и вырезанные из почвы фрукты и лица.

Поль Гоген, практически сразу отказавшийся от мазка, придал де­коративную ценность сопоставлениюконтрастных пятен и по цвету, и по форме,нашел подходящую для этого натуру — остров Таити, и по­грузился в символику примитивного сознания какпророчество рая: “Наби”(пророк) называлась основанная им группа после распада об­щества импрессионистов.

Почти все русские художникипроходили парижскую школу живо­писи. Бытьможет, наибольшее влияние на русских оказывал Сезанн. Однако отпечатки его широких, но призрачныхимпрессионистских мазков накладывались либо на экспрессионистские пятна П.П.Кон-чаловского и И.И. Машкова, либо на футуристические объемы К. Ма­левича, либо на кубистические разломы А.В.Лентулова, примитивист­ские массыГончаровой и Ларионова. Наиболее устойчивое влияние его техники и мировоззрения ощущается в творчестве P.P. Фалька. Худож­нику удается сохранить и усилитьсезанновскую монументальность не только впейзажах, но и в натюрмортах. При этом Фальк вводит незна­комый французамщемящий лиризм и посткубистическую объемность, доходящую до иллюзионизма (“Красная мебель” 1915 г.).

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!