Фовизм и Кубизм

Замеченная Гогеном и Тулуз-Лотреком самостоятельная ценность цветового пятна,соблазн превратить пейзаж или натюрморт в арену столкновения самостоятельных,окруженных черным контуром (клоу-зионизм) цветов заставили А. Матисса, М.Вламинка, А. Дерена и др. писать чистым “диким” (отсюда —“фовизм”) цветом.

Предельнаясосредоточенность на выразительных особенностях формы рождает художественнуюпрограмму кубизма: опираясь на опыт Сезанна и экспрессионизма, П. Пикассо и Ж.Брак в 1907-1908 гг. ре­шили, что куб более выразителен, чем шар, а линияломаная более вы­разительна, чем кривая. Приближая формы реальных предметов к ку­бическимобъемам и снижая значимость цвета, эти изображения при­ближают зрителя кчувственной первооснове – осязательным ощуще ниям. Другой стороной этогопрепарирования является анализ наше­го зрительного поля: объект превращается внабор точечных восприя­тий, отдельных зрительных фрагментов, как раз лишенныхсвязи, своей осязательной основы — тяжелой бесцветной целостности. Картины ана­литическогокубизма-представляют нам “добычу” хаотического движе­ния глаза. Разумутолько предстоит из этих фрагментов составить мыс­ленный образ.

Фернан Леже и особенно Рауль Дюфи. акцентируют момент траги­ческого разъятияконтура предмета, намеченного у Дюфи изящным не­брежным рисунком — исоответствующего предмету (но не совпадаю­щего с ним) цветового эмоционального фона. Накерамических панно Леже цветовые пятна также образуют дополнительный и независимый узор. Поразительнуюсилу этот прием приобретает на портретах А. Ма­тисса, у которого цвет является исредством выявления освещенности, и способом эмоциональной оценки.

Все эти методы художественного анализа Амедео Модильяни смело использует каксредства характеристики человека. Но кроме огрубле­ния цвета и упрощенияформы, Модильяни применяет характерное для африканской скульптуры нарушение пропорций:особенности лица преувеличиваются, человеческая личность приобретает монументаль­ную значимость. Ещеболее впечатляющим выразительным средством, найденным Модильяни, является свободноеобращение с глазами пор­третируемого: художник, видимо, считает, что глаза могутпомешать увидетьсуть человека или их выражение точнее передается неизобра­зительным приемом(например, штриховкой и т.п.).

В “кубизме представления” идея, знание о предмете, организуетне одно, а несколько его возможных изображений (проекций). Это также позволяет разрушитьпривычный облик мира — из объемного он пре­вращается в шюскостный, а слияниепредметов с плоскостью картины делает его непрерывным.

Изображение предмета одновременно с разных сторон (симульта-низм)рассматривалось как возврат в доперспективную, доренессанс-ную живопись, длякоторой было естественным вневременное восприя­тие мира.

Однако социальная значимость подобных формалистических иска­ний связана обычноне с проникновением массового зрителя в замы­сел художника, а с совпадением темыпроизведения и примененной тех­ники. Подобное совпадение произошло, например, накартине Пабло Пикассо “Герника”: для изображения ужасов бессмысленной бомбар­дировки маленькогоиспанского городка оказалась очень уместной жут­коватая плоскостная манера кубизма.

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!