ФУТУРИЗМ
Пафос радикального преобразования достиг предельного накала в странах, гдебуржуазное развитие, сдерживаемое ранее различными социальными факторами,пошло ускоренными темпами. Однако новое движение началось не с поисковформалистического характера, а с деклараций в стиле технократических утопий. Егоидеалом был “гоночный автомобиль… украшенный громадными трубами совзрывчатым дыханием”, “как будто бегущий по картечи”, а пределоммечтаний -механическийчеловек из сменяемых частей. Впрочем, его приверженцы и так чувствовалисебя, по их собственному признанию, построенными из стали. Но в поисках формы длясвоих машинизированных эмоций футуристы в живописи вынуждены были прибегать квариациям импрессионизма,кубизма и экспрессионизма.
Незрелость художественной доктрины футуристы компенсировали скандаламии другими “пощечинами общественному вкусу”. Свою последовательность вотрицании культуры (и родство с идеями ницшеанства) они впоследствии доказали наполитическом поприще (близостью Маринетти и некоторых других к Муссолини).Наиболее впечатляющими были их литературные опыты: разнообразноесловотворчество (Хлебникова, Крученых, Каменского) и выход действительно на новые образныевыразительные средства (Д. Бурлюк, В. Маяковский). В каком-то смыслеМаяковский указал на секреты творческой лаборатории не только собратьев по перу, нои предугадал направление поисков будущих творцов новой предметности:
Я сразусмазал карту будня,
плеснувшикраску из стакана;
япоказал на блюде студня
косыескулы океана.
На чешуежестяной рыбы
прочеля зовы новых губ.
А выноктюрн сыграть могли бы
на флейтеводосточных труб?
Действительнымидостижениями футуризма можно считать динамизм и симультанизм (проникновение предметовдруг в друга). Движение передавалось с помощью одновременного изображения всех его фаз – получалась,например, многоногая собака (Дж. Балла. “Динамизм дога насворке”, 1912 г.) и дама рядом с ней. Или многократно повторялся контурпредмета – как у велосипедиста Гончаровой. Известным динамизмом были проникнуты исимультанные изображения, которые как бы меняются местами в зависимости отвашего настрое ния или некоторого усилия воображения: прозрачность одного из них можно истолковатькак расположение более крупного образа на заднем плане и наоборот. На картинахДж. Северини фигурка человека просвечивает сквозь его лицо, взаимопроникаюттела и мебель.
Впечатление движения предельной силы попытался воспроизвести Дж. Балла(“Выстрел из ружья”, 1915 г.), звук и провал пространства приобрели формумногоцветного кристалла. Совершенствовали футуристы и традиционные способы передачидвижения. Несмотря на полемику с кубистами, которые были против любыхидеологических программ и содержательных установок, футуристы оказались к ним максимально близки.Потом в погоне за передачей света и движения футуризм впал вбеспредметность. Однако это не абстракционизм, а некая метафизика(философия) в образах (Дж. Маттиоли. “Динамическая последовательность”,1913г.; творчество Прамполини, У. Боччони).
Попытка пластического воплощения программы футуризма в скульптуре УмбертоБоччони (“Единственная форма протяженности в пространстве”, 1913 г.)привела его к использованию необычных материалов. Постепенно у футуристов формируетсяшкола “делания вещей”. Боччони создает “Памятникбутылке”(1913г.), а Прамполини конструирует свои произведения из фрагментов металлическоймебели.
Начало космической эпохи было отмечено появлением новой разновидности футуризма.“Минимальное искусство” вновь стремится к сверхобъективизму, устранивиз произведения всякий намек на человека, его чувства и эмоции. Антискульптурыминималистов, составленные из различных предметов (решеток, пластин, кирпичей),должны быливыявить некие первичные структуры бытия, предшествовавшие структурамгеологическим, физическим и прочим. Устранение человека даже из процессатворчества доходит до того, что “художник” считает необязательнымсвое участие в нем: Тони Смит заказал одно из своих произведений потелефону (Minimal art. Haag, 1968, p. 27).
Разновидностью футуризма можно считать и стремление концептуалистов изображать непредметы, а их идеи, концепции. (Собственно, мы уже могли убедиться, что именноэтим в различной степени занимается все современное искусство, начиная симпрессионизма.) Но концептуалисты иногда вообще ограничиваются изложениемнаучного или документального текста, который они считают тождественным объекту (ведь научныетексты не считаются литературой), используют также фотографии и схемы.