Поиск

Формирование критерия научности

Наука
— исторически сложившаяся система познания объективных законов мира. Она
нацелена на получение и систематизацию объективных знаний о действительности,
на объяснение и предсказание явлений и процессов на основе открываемых ею
законов. Научное познание помимо описания выявляет причины явлений, пытаясь
объяснить происходящее. Для него существенным было формирование критерия
истинности и разграничение наук по предметам и методам исследования мира.
Гармония и соразмерность, как и в жизни, важны в научных теориях. С Фале-сом
связывают первую постановку вопроса о первоначале всего и первые математические
доказательства. Эти два достижения ориентировали развитие научного метода
познания.

Пифагор видел гармонию в «математическом узоре», который
лежит в основе совокупности всех явлений природы. Его идеи
прослеживаются у Филолая, Гераклита, Евклида,
Архимеда, Платона, Аристотеля. «Начала» Евклида
заложили основы геометрии, все положения которой были обоснованы
и взаимосвязаны. Евклид и Архимед выделяли математические
закономерности, причем они интересовали их сами по себе.

Система доказательности и
обоснованности
знания стала складываться в математике
еще в античные времена, в диалогах Платона арифметика есть чистое знание и
центр всего космоса знаний. Впоследствии стало ясно, что математические
закономерности отражают глубинную сущность законов природы, а не только внешнюю
их сторону. Об этом писали Леонардо да Винчи, Р. Декарт, И.Кеплер, Г.Галилей,
Х.Гюйгенс, И.Ньютон и другие. Структура наук формировалась постепенно.

У
Платона «тот, кто не умеет правильно считать, никогда не станет мудрым», наука
о числе — высшая мудрость, «все искусства совершенно исчезли бы, если бы было
исключено искусство арифметики» («Послезаконие»). Арифметика — наука, ведущая к
размышлению и познанию чистого бытия, искусство счета (логистика) отделено от
абстрактной арифметики («Государство»). За ней в структуре знаний следуют
геометрия, которая также «влечет к истине и воздействует на философскую мысль,
стремя ее ввысь», стереометрия, «касающаяся измерений кубов и всего того, что
имеет глубину», астрономия, изучающая «вращение тел»; завершает ряд
математических наук учение о гармонии. Если астрономия — умозрительное изучение
числовых соотношений в движении небесных светил, то гармония — умозрительное
изучение числовых соотношений в музыкальных созвучиях. Это позволяет человеку
«посредством только одного разума, минуя ощущения, устремляться к сущности
любого предмета и не отступать, пока при помощи самого мышления не достигнет
сущности блага. И он оказывается на самой вершине умопостигаемого». Это
восхождение души есть освобождение от оков, поворот от теней к образу и свету,
подъем из подземелья к Солнцу. Знание делится на практическое и познавательное,
а последнее — на повелевающее и искусство суждения. А арифметика может
применяться для измерения поверхностей, глубин и скоростей.

У
Аристотеля «Первая философия» — это учение о боге как неподвижном перводвигателе,
бестелесной чистой форме. Далее следуют физические науки, так как их предметом
является сущность, имеющая в себе начало движения и покоя. Математика не
исследует бытие в движении и потому уступает физике, хотя более доказательна,
абстрактна и истинна. В сочинении «О небе» Аристотель широко использует
числовые соотношения. Арифметика выше геометрии, так как основана на меньшем
числе начал. Все остальные представления о мире еще формировались путем
догадок, рассуждений, наблюдений и сопоставлений. Оптику, гармонику и
астрономию Аристотель причисляет к наиболее физическим, так как «они в
известном отношении обратны геометрии. Ибо геометрия рассматривает физическую
линию не как материалистическую, так как она не существует физически, а оптика
— математическую линию как физическую» («Физика»). Его воззрения основаны на
наблюдениях и соответствии здравому смыслу, поэтому больше относятся к
натурфилософии, чем к физике.

Проблема
несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной, воспринимаемая пифагорейцами
как «козни злых сил», привела Евдокса к разработке теории пропорций и
приложению ее к геометрии. Он стал беспредельно уменьшать остатки, строя
доказательства путем исчерпывания. Так появились иррациональные числа, что
заставило задуматься над основаниями математики и доказательствами. Аксиомы
Евдокса вошли в «Начала» Евклида и работы Архимеда, продвинули логику
Аристотеля и других учеников Платона; возросла роль чертежа и доказательств «от
противного». И это была попытка единого толкования окружающей природы — натурфилософия,
и, по современным воззрениям, она не была еще наукой. Постепенно сведения о
явлениях становились более конкретными, описание природы вытеснялось экспериментальным изучением ее законов,
выделились разные предметы познания и соответствующие им исходные понятия и
методы.

Физика
изучает наиболее простые и общие свойства материального мира. Ее законы
являются обобщением многих специально поставленных опытов, они справедливы на
Земле и в Космосе, отражая материальное единство мира. Возрождение Галилеем
математического метода Архимеда означает переход к науке Нового времени, с XVII в. наступил период аналитического естествознания;
природе стали задавать вопросы и пытались ответить на них с помощью специальных
опытов, а полученные результаты записывались, обобщались и анализировались с
помощью математики. Стройные естественно-научные теории сначала были созданы в
механике, а затем в других областях физики. И экспериментально-математическое
естествознание надолго определило идеал и критерии научности. В физике переход
к доказательности и обоснованности знания
произошел в XVII в., в химии — в XVIII в., в биологии — в XIX в. и т.д.

Естествознание исследует органическую и неорганическую
природу на Земле и во Вселенной. Сфера исследования включает
объекты
микро-, макро- и мегамиров. Специфика естествознания в том, что знание
отличается высокой степенью объективности, постоянно
совершенствуется и представляет собой наиболее достоверную часть всего знания
человечества. Были открыты фундаментальные законы, объяснившие множество фактов
и явлений; на основе этих законов были сформулированы принципы, которые
составили фундаментальные теории различных дисциплин. Но менялось и отношение
человека к процессу исследования природы, формировалась стратегия познания.
Человек в XVII в. отделял себя от изучаемой
природы, выделял повторяющиеся явления и объяснял их на основе наглядных
представлений и однозначного соответствия результата действия причине,
вызвавшей его {принцип детерминизма). Большое
значение для формирования так называемой классической науки сыграли успехи
метода Галилея — Ньютона, позволившего с большой точностью дать проверяемые
предсказания. В арсенале знания к концу XIX в. были значительные
достижения: в физике, кроме классической механики, — оптика, термодинамика,
законы электричества и магнетизма и др.; в математике — аналитическая геометрия
и математический анализ; в химии — учение о составе веществ, изучение основных
свойств химических соединений, Периодическая система элементов, структурная
химия и др.; в биологии — классификация и изучение основных свойств живых
существ, теория клеточного строения, эволюционная теория Ч.Дарвина и др.
Складывалось впечатление, что стройное здание науки близко к завершению,
остаются некоторые «детали». Была уверенность в познаваемости мира «до конца»,
т.е. все расхождения теории с опытом могут быть преодолены уточнением либо
эксперимента, либо теории. Наблюдатель находился вне исследуемых явлений,
выводы соответствовали классической, булевой логике («или — или»). Методология
классической науки предполагала мысленную операцию отстранения исследователя от
исследуемой природы.

К
началу XX в. в физике произошли изменения,
кардинально расширившие представления о естественно-научной рациональности. Выяснилось, что операция устранения
субъекта осуществима далеко не всегда и не для всех объектов познания.
Квантовая гипотеза излучения, квантовая теория атома, теория броуновского
движения изменили представления о воспроизводимости результатов исследования,
роли измерительных приборов (и наблюдателя), случайности
в исследовании природы. Сформировалась неклассическая стратегия познания, в основе которой лежит
признание случайности в качестве фундаментального свойства природы, а все
выводы опираются на логику «дополнительности» («и — и») и уходят от привычного,
наглядного. Принципиально дискретный взгляд на мир из области физики микромира
постепенно распространился на другие области науки (и не только
естествознания), а включенность наблюдателя (или прибора) в систему не нарушила
объективности получаемого знания. Родился новый взгляд на мир в целом, и
естествознание обогатило культуру человечества и самого человека.

В
настоящее время наука переходит к новой стратегии познания, в так называемый постнеклассический период. Интегративный
характер постнеклассической науки проявляется в создании общенаучных дисциплин
и методов, появлении таких дисциплин, как теория систем, синергетика, системный
и структурный подходы и т.д. Обнаружение принципиальной хаотичности и
неопределенности ряда процессов и состояний привело к тому, что все большую
роль, помимо динамических закономерностей, стали играть
вероятностно-статистические законы. Формируются общенаучные методы, среди
которых методу моделирования принадлежит особая роль.

Современная
наука — целостный динамически организованный и саморазвивающийся организм. Она
насчитывает около 15 тыс. научных дисциплин, число ученых превосходит 5 млн
человек, а научная информация удваивается каждые 10—15 лет. С развитием методов
исследования конкретных естественно-научных дисциплин фундаментальные науки —
физика, химия, астрономия, биология — сформировались к середине XX в., стали «обрастать» смежными дисциплинами. Появились биохимия,
геофизика, химическая физика, физическая химия, астрофизика, молекулярная
биология, геохимия, астробиология, астронавтика и др.

Система наук многообразна и сложна. К общественным относят такие науки, как
историю, археологию, экономику, статистику, демографию, историю государства и
права, этнографию и др.; к естественным
конкретные научные дисциплины: механику, астрономию, физику, химию, геологию,
географию, биологию, а также биохимию, биофизику, астрофизику, космологию,
химическую физику, физическую химию, ботанику, зоологию, антропологию, генетику
и др. Все активнее развиваются технические
науки,
нацеленные не на познание, а на преобразование мира.
Появились теоретические прикладные науки: физика металлов, физика
полупроводников, катализ, аэро- и гидродинамика, а также практические
прикладные науки: металловедение, астронавтика, электроника, полупроводниковая
и лазерная технология и др. Прикладные науки нацелены на разработку способов
применения знаний, полученных в фундаментальных науках, для удов летворения жизни общества. Более 90 % всех важнейших
достижений научно-технического уровня сделаны в XX в.

В средневековье политическая и духовная власть
принадлежала религии, что сказалось на понимании истины:
наука должна была объяснять и доказывать
теологические положения. В эпоху Возрождения
произошел резкий скачок в развитии культуры. «Коперниканская
революция» ознаменовала начало современной науки. В ее
основе — признание материального единства мира, единства законов на небе и на
Земле. Это означало отказ от представлений
Аристотеля, канонизированных Ватиканом, и возможность изучать
явления на Земле, чтобы сделанные из опытов выводы и
закономерности были справедливы вне лаборатории (даже в
Космосе). Галилей начал ставить специальные опыты и обрабатывать
их результаты математически — так в науку вошел эксперимент
и математически сформулированный закон, создавалась современная
научная методология. Математик и философ М. Клайн заключил: «Все,
что планируется на основе развитой Ньютоном математической
теории, действует безотказно. Сбои, если таковые случаются,
обусловлены лишь несовершенством созданных человеком механизмов».

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!