О понятии мега-истории Вселенной
Обоснование
антропного принципа — серьезная проверка естественных и гуманитарных наук на
масштабную зрелость понимания панкосмогенеза и мега-истории Вселенной (рождения
всего, что есть, наблюдаемо и доступно изучению). Как известно, история
начиналась с истории отдельных «цивилизаций». В XVIII-XIX вв.
сформировалась концепция всемирной истории — это история первобытного общества,
древнейшая история, история древнего мира, история средневековья, новая и
новейшая история. Открытия археологов, антропологов и историков убедительно
показали универсальность прошедших событий. Уже в первой половине XX в.
было установлено глубокое взаимовлияние геологических, биологических
(биотических) и социальных процессов; в результате оформилось новое направление
междисциплинарных исследований эволюции — глобальным
(от лат. globus —
шар) эволюционизм. Это история
Земли, рассматриваемая как последовательность — образование, развитие и
взаимодействие планетарных сфер, в процессе которых сначала биота, а затем общество становились ведущими агентами
преобразований.
Основоположниками
глобальной (даже не всемирной, связанной только с человеком) истории стали наш вели-
кий мыслитель Владимир Вернадский, и
французы — антрополог и теолог П. Тейяр де Шарден и философ Э. Ле-руа,
показавшие, что история человечества является только фазой эволюции земной
жизни и разума, которая завершится созданием ноосферы
(сферы разума), если, конечно, человек и человечество выживут в
условиях надвигающихся катастроф. Сам Вернадский не обошел проблему дальнейшего распространения эволюционной
перспективы за пределы Земли и Солнечной системы, но ответил на нее
отрицательно (тогда как немецкие — Г. Фихте. А. Гум-больт, и русские мыслители
— Н. Федоров и особенно К. Циолковский — полагали, что разум выведет человека
за пределы планеты-колыбели). Вернадский так думал потому, что не предвидел
достижений современной науки в части опровержения стационарности изотропной
Вселенной, бесконечной в пространстве и времени. Идея стационарности и
бесконечности мира (отсюда вывод, что бесконечное не может иметь истории!),
противоречила идее универсальной эволюции. Поэтому Вернадскому пришлось признать, что эволюционный процесс на Земле есть
не более чем локальная флуктуация, обреченная на то, чтобы раствориться,
подобно океанской волне, в бесконечной Вселенной, которая не менялась и «не
будет меняться с течением времени».
Несколько
позднее, в 1980-90-х годах, оформилась более грандиозная, чем планетарная,
концепция Универсальной (от лат. Universum —
Вселенная), Большой (Big History) или Мега-истории,
как концепция целостной картины
вселенских эволюционных процессов. Мега-ис-тория ставит своей целью преодолеть
инерцию монодисциплинарного мышления и отработать научно-методологический
инструментарий для интеграции разнородных
моделей остро- и микрофизики, химии, геологии, геохи-
мии, биологии, палеонтологии, антропологии, психологии и
историографии.
В
ее основе лежат два ключевых достижения в науке прошлого века, которые мы
рассмотрели и оценили раньше. Во-первых, релятивистские
(фридмановские) модели эволюционной космологии (на основе теории
тяготения Эйнштейна). Во-вторых, выявленные Пригожиным механизмы самоорганизации, посредством
которых открытые физические, химические системы способны спонтанно (от лат. spontaneus —
самопроизвольный) от равновесия с
внешней средой и, используя ее ресурсы, стабилизировать (гоместазировать)
неравновесное состояние.
В
итоге, вскоре обнаружилось, что социальная (и духовная), биологическая,
геологическая и космофизичес-кая истории представляют собой стадии единого
эволюционного процесса, единых универсальных мегатенденций, выходящих за рамки
классического и неклассического естествознания. Эти вновь открытые
мегатенденций породили новое естествознание — постнеклассическое
(оно же эволюционное, бифуркационное и пр.), которое более подробно
будет рассмотрено в главе 12.
Предыстория антропного принципа
Антропный
принцип вовсе не изобретение второй половины ушедшего XX столетия,
как может показаться при первом рассмотрении, он так же стар, как вся известная
нам западноевропейская цивилизация. Достаточно вспомнить древнегреческих
мудрецов с их изречениями: «Познай самого
себя, и ты познаешь богов и Вселенную» (Солон), «Человек мера
всех вещей: существующих, что существуют, несуществующих, что не существуют» (Протагор) или древнекитайского мыслителя
Лао-цзы с одной
из его многочисленных сентенций: «Тот, кто знает других — мудрец. Кто знает себя — посвященный» (общепризнанные посвященные Рама, Кришна, Гермес, Моисей,
Орфей, Пифагор, Платон, Иисус), а в Новое время вспомнить аксиому французского
мистика Клода де Мартена: «Должно изучать Природу
по человеку, а не человека по Природе». С сожалением приходится
признать, что, замысленная (заповеданная) в античное время, антропная программа
в западной культуре в течение всего исторического времени не выполнялась.
Причиной тому стал, во-первых, принятый и жестко контролируемый со
средневековья церковью креационизм, получивший
и в науке официальный статус. Способствовало неисполнению античной антропной
заповеди, во-вторых, утвердившееся в науке картезианское
мышление, рассматривающее человека как элементарный механизм, по
простоте (или сложности) сравнимый, скажем, с часами. В оккультизме же одной из
ветвей мистических учений, конечно, на задворках официальной науки и культуры,
напротив, идея о превосходстве человека над остальным миром поддерживалась.
Кстати, как отмечает Ф. Капра в «Дао физики», первым европейским мистиком можно
считать Гераклита, но мистические его взгляды не получили развития, оказались
невостребованными и были заменены впоследствии рационалистическими взглядами
Аристотеля, получившими в средние века божественный статус. В развитие античных
антропных заповедей мистиками утверждалось, что человек содержит в своем
существе проявления трех миров или трех начал: материального,
происходящего из физического мира; жизненного,
исходящего из вселенной (астрала); и духовного начала (бессмертного духа, называемого в философии
душой), проистекающего из мира божественного. Тем самым, человек подчиняется
всем зако-
нам,
действующим в этих трех мирах, и поименован поэтому микрокосмом, или маленьким миром, будучи точным отражением макрокосма или Вселенной.
Таким
образом, оккультисты, мистики утверждали ранее и утверждают сейчас, что
изучением человека можно достигнуть определения всех законов, управляющих
физическим, астральным и божественным мирами. Важно отметить, что человек и
Вселенная рассматриваются ими в единстве порождения и неразрывности их связи,
что для нас является ключевым в антропном принципе. Нельзя, конечно,
утверждать, что современная официальная наука признает как сам факт, так и
бесспорность такого заключения, но то, что
наметились некоторые подвижки в этом направлении, мы здесь покажем.
Начнем с перечисления и краткого анализа этапов и процессов панкосмогенеза (можно было бы употребить также термин панкосмогония), произошедших
во вселенной, с тем чтобы яснее представлять
себе место и время как самого антропогенеза, так и интересующего нас
антропного принципа.