О ЧЕЛОВЕК

8.1. Человек как вид

Человек: особый вид животных. Уникальность видов. Специфика человеческой
уникальности. ô Культурный и
биологический аспекты эволюции человека. Специфика эволюционных изменений. ô
Нарушение человеком основного биологического закона: запрета на ограничение
численности вида. Демографическая проблема. Демографическая классификация
обществ.

Человек – один из видов животных со сложной социальной организацией.
Он способен трудиться и всё это делает малозаметными биологические, в том числе
этологические (первично-поведенческие), свойства организма. Как составная часть
живого человек не может существовать вне биосферы и живого вещества
определённого эволюционного типа. Местом возникновения семейства гоминид была
экваториальная полоса Земли, а рода Человек – Африка и, возможно, Южная Азия. В
ранние эпохи одновременно на Земле существовало несколько видов или даже два
подсемейства гоминид -–австралопитековые и собственно люди, из которых в наши
дни сохранился только Homo sapiens.
По мнению многих учёных Homo sapiens
разделяется на два подвида – неандерталец и современный человек. Существует
предположение, что сейчас идёт формирование нового вида людей – Человека нового
(Homo innovatus)[i].

8.1.1. Человек: особый вид животных

Современный человек – это без сомнения совершенно особый вид животных.
Речь, пластичность поведения, выпрямленное положение тела, мозг, слишком
большой для целей простого удобства, сложные технологические навыки – всё это
говорит о человеческой уникальности. Но как понимать уникальность? Все виды
уникальны. Это основа биологической таксономии и разнообразия жизни. Все виды
уникальны потому, что они генетически уникальны. Они не менее уникальны в
физиологическом, экологическом, поведенческом отношении, чем современный человек.
Из этого следует, что неприменимость биологических принципов к современному
человеку нельзя объяснить его уникальностью.

Можно использовать ещё два подхода, которые, казалось бы, указывают
на уникальность человека. Это – утверждение, что различия между гоминидами и
представителями других видов должны быть гораздо больше, чем те, которые
существуют для других видов. И второй подход может быть основан на утверждении,
что человеческий вид возник в результате уникального процесса, которому не
подвержены другие виды.

В контексте первого подхода можно сказать, что человеческая уникальность
была чрезмерно преувеличена за счёт исчезновения австралопитеков, Homo erectus
и неандертальцев, не говоря уж о возможном исчезновении древних человекообразных
обезьян. Видимые разрывы в палеонтологической летописи эволюции человека
говорят лишь о необходимости более тесного союза палеоантропологии и эволюционной
биологии.

Утверждение об уникальности процесса, приведшего к возникновению
человека, связано с возникновением у человека нового аспекта общего эволюционного
процесса, то есть культурной эволюции. В самом широком смысле под культурой
понимают небиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь,
изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к
символическому мышлению и самовыражению с помощью символов. С развитием этих
процессов эволюция человека оказалась отделённой от основного русла
биологической эволюции. Для человека естественный отбор, по меньшей мере,
дополняется параллельным процессом культурного отбора.

Однако уникальность процесса культурной эволюции становится проблематичной,
когда мы пытаемся выяснить происхождение каждой культурной особенности. Каждая
из них – будь то возросшая способность к обучению, речь, изготовление орудий, –
возможно, развивалась отдельно от остальных под влиянием независимых сил,
связанных с отбором. Многие черты человеческой культуры, если рассматривать их
в отдельности, можно обнаружить в рудиментарной форме у других животных.
Большая часть тех особенностей, которые известны под названием «культура», если
рассматривать их по отдельности, встречаются в той или иной форме в царстве животных.
Поэтому и второй подход не может претендовать на утверждение уникальности
человеческого вида.

Человек – это функциональное триединство сенсорной информации,
поведенческих реакций и важнейшего связующего звена между ними
–интрацеребральных* процессов.

Личность – это не какой-то непостижимый и неизменный способ реагировать,
а гибкий процесс, находящийся в непрерывном развитии, на который влияет
окружающий мир. Человека можно рассматривать как временную
материально-информационную структуру, образующую относительные «системы
отсчёта» для сравнения с другими «системами отсчёта» на условиях и в пределах
возможностей человеческого сознания.

8.1.2. Культурный и биологический аспекты

эволюции человека

Большую часть всего, что есть необычного, в человеке, можно
вместить в одно слово: культура. Оно используется здесь в его научном смысле. Передача
культурного наследия аналогична генетической передаче: будучи в своей основе
консервативной, она может породить некую форму эволюции. Джефри Чосер,
например, не смог бы беседовать с современным англичанином, несмотря на то, что
они связаны друг с другом непрерывной цепью из двух десятков поколений
англичан, каждый из которых вполне мог бы вести разговор со своими
непосредственными соседями по этой цепи, как сын говорит со своим отцом. Язык,
по-видимому, эволюционирует негенетическими способами и со скоростью, на
несколько порядков выше, чем эволюция генетическая.

С середины века естественные науки и науки о человеке условно разделили
свои полномочия: первые занялись природой, вторые — культурой. Однако эти
категории сами вызывают вопросы. В самом деле: что такое «культура», если не
«шапка», общий термин, в который включалось все то, что изучали гуманитарии и
что не входило в естественные науки? Американский антрополог А. Л. Кребер в
своем известном учебнике определил культуру как «набор феноменов, которые
неизменно возникают там и тогда, где и когда человек появляется в природе… и
которые необходимо изучать в сравнении, с равных позиций и без предвзятости».
Однако эта формулировка, скорее, обозначала сферу исследования, нежели
проясняла понятия. В 1952 году Кребер вместе с К. Клукхоном предприняли попытку
дать обзор значений слова «культура», разделив культуру и индивидуальное поведение
как предметы разноуровневых объяснений.

Авторы пришли к обоснованному выводу, что, хотя само понятие необходимо
для классификации и объяснения человеческой активности, общая теория культуры
отсутствует. Было или нет понятие культуры достаточно четким, — оно находилось
в согласии с господствующим мнением, что науки о природе и науки о человеке
(или культуре) различны.

В середине века акцент на культурном происхождении человеческой
природы сохранялся, поскольку был связан с надеждами на улучшения в обществе с
помощью «правильной» социальной политики. В то же время страх перед
биологическими объяснениями человеческих различий — наследие Третьего Рейха —
заставил почти полностью замолчать теории об ином, не культурном происхождении
различий между людьми.

В 1930-х годах в Великобритании, например, евгенические идеи были
широко распространены среди специалистов; в числе выдающихся ученых, которые их
поддерживали — статистик и биолог Рональд А. Фишер, математик Пирсон и психолог
Спирман. На протяжении 1930-х годов эти идеи постепенно исчезают из публичного
обсуждения.

Когда позднее лидер Евгенического общества К. П. Блэкер попытался
вновь привлечь внимание к деятельности Общества, ему пришлось сделать все
возможное, чтобы отграничить проблемы научного исследования наследственности от
политических вопросов государственного контроля над ней. И все же, идея о
врожденном характере человеческих способностей и биологическом фундаменте
человеческой природы получала авторитетную поддержку, в частности, в работах
Берта и Айзенка о биологической основе интеллекта и личности.

В конце 1960-х годов аргументы в пользу биологии вновь стали занимать
воображение публики и проникли в науки о человеке. Исследователи черпали
вдохновение в естественной истории и глубоко укоренившейся традиции сравнивать
человека и животных — традиции, существовавшей еще до Дарвина и получившей
подкрепление в его работах. Хотя в XIX веке изучение животных и растений стало
академической дисциплиной, любители природы (а иногда и ученые) продолжали
интересоваться традиционной естественной историей. Исследования животных и
растений в естественной среде, а также изучение индивидуальности животных, в особенности
домашних, стали необычайно популярны, а исследователи получали видимое
удовольствие от сравнения повадок животных и поведения человека.

Зоопарк и сад стали местом, где сошлись вместе интересы ученых и
общественности. В 1940-е годы новая наука — этология — объединила естественную
историю, с ее терпеливым изучением поведения животных в натуральных условиях, и
университетскую лабораторную науку. Затем, в 1970-е годы группа
ученых-эволюционистов выступила с идеей социобиологии — дисциплины, призвавшей
соединить теорию естественного отбора, этологию и знание о человеке; они
намеревались включить науки о человеке в биологию. Социобиологи считали, что
единства знания, отсутствие которого в науках о человеке столь очевидно, можно
достичь лишь проводя последовательно идею о единстве человека и
эволюционирующей природы, — иными словами, переосмысливая культуру с позиций
биологии.

8.1.3. Нарушение основного биологического закона

Порождённая естественным отбором тенденция вида развиваться вне
конкурентных отношений позволяет вступить на путь разрыва связей с другими
видами – связей, которые ранее обусловливали особенности их развития в
определённом направлении. Одним из наиболее очевидных нарушений естественных
биологических запретов является нарушение запрета на ограничение численности
вида, которое известно нам под названием «демографическая проблема».

В 1945 г. демограф Ф. Ноутстайн разработал теорию демографических изменений.
Существующие общества он разделил на три типа:

  1. Общество первого типа
    характеризуется высокими показателями рождаемости и смертности. Таковы,
    например, традиционные общества.
  2. Общество второго типа
    характеризуется высокой рождаемостью и низкой смертностью.
  3. Общество третьего типа
    характеризуется уравнением показателей рождаемости и смертности при низких их
    уровнях.

К концу ХХ века демографическая проблема выразилась в том, что развивающиеся
страны, относящиеся к обществам второго типа, не могут трансформироваться в
общества третьего типа, так как природные системы жизнеобеспечения не выдерживают
существующих нагрузок.

В настоящее время существуют следующие демографические критерии.
Мир делится на 2 группы стран:

  • Страны с нулевым или малым
    ростом населения и высоким уровнем жизни.
  • Страны, где население
    быстро растёт, а условия жизни ухудшаются.

В некоторых странах существует опасность возврата к обществам первого
типа, то есть к обществам с высокой рождаемостью и смертностью.

8.2. Сознание и поведение

Функции головного мозга. Успехи нейрофизиологии. Организация головного
мозга человека. Роль языка в формировании структуры мозга. Связь мозга с
сознанием. Значение сенсорной информации. Постулаты психогенеза. ô
Поведение. Инстинкт и разум. Физиологические и поведенческие реакции. ô
Бихевиоризм. Абсолютизация роли внешней среды в определении поведения. ô
Гештальтпсихология. Сознание и поведение целостны, а не элементарны. Инсайт. ô
Этология и социобиология.

Очевидно, что сознание неразрывно связано с поведением. Можно сказать
так, что поведение является непосредственной реализацией сознания. Хотя, разумеется,
это сильное упрощение, так как поведение есть одновременно и бессознательный
акт. Кроме того, поведение ещё – это реализация сознания качественно
отличающегося от человеческого – сознания животных. Эту качественную
взаимосвязь сознания и поведения или, если выражаться обще, – активность
психики исследуют различные направления психологии. Спецификой современного
этапа исследований психики человека и животных является укрепление их
естественнонаучного фундамента и успешное развитие этологии – науки о поведении.

8.2.1. Функции головного мозга.

Успехи нейрофизиологии

Безраздельным хозяином Земли неоспоримо является Homo sapiens. Это
стало возможным в результате развития человеческого мозга. Установлено, что 2-3
млн. лет назад на Земле жили австралопитеки – высшие человекообразные приматы.
Люди современного вида – кроманьонцы – появились примерно 35 тыс. лет назад. За
два с лишним млн. лет размеры человеческого мозга увеличились в 3 раза.
Организм современного человека насчитывает около 15-20 млрд. нервных клеток.
Каждая из них имеет примерно 10 тыс. отростков, которые соединяют её с другими.
Если учесть, что за этот период средние показатели роста человека и окружности
его грудной клетки возросли лишь на 20-40 %, то увеличение объёма мозга на 200%
наводит на мысль, что эволюция человека шла, прежде всего, в области развития
мозга.

По-видимому, столь совершенная организация человеческого мозга
объясняется развитием речи, что представляет собой главное завоевание эволюции.
Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою
очередь зависело, каким группам первобытных людей было суждено выжить в
конкурентной борьбе за ресурсы, а каким – погибнуть. Те, кто обладал более
развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало
преимущество особям с более развитым мозгом.

Одной из тенденций современной научной мысли является попытка
свести все духовные и психические явления к биохимическим процессам, происходящим
в мозге. Сторонники такого подхода предлагают исключить из научного обихода
такие слова, как сознание, эмоции или боль, мотивируя это тем, что они
субъективны и лишены реального смысла.

В основе этой тенденции лежит механистический подход к проблеме
сознания. Ещё в 1750 г. Ламетри провозгласил: «…можно смело утверждать, что
человек – это машина». А наши современники, например, оксфордский зоолог Р.
Даукинс, говорят следующее: «Мы машины, предназначенные для выживания, роботы,
запрограммированные сохранять эгоистические молекулы под названием «гены». Или
Г. Л. Мелцнер в книге «Химия человеческого поведения» говорит: «У нас нет
никаких оснований считать, что разум – это нечто большее, чем совокупность
функций, воспоминаний и способностей, заложенных в мозгу каждого индивида».

Для объяснения возникновения сознания можно выдвинуть различные
гипотезы, опирающиеся на факт наличия мозга и его связи с сознанием. Например,
такие:

Необходимые для возникновения сознания элементы предопределены
генетически, уже существуют в момент рождения, и для их развития и проявления требуется
только время. Сознание, таким образом, уже существует, даже если его невозможно
выявить.

Наличия мозга недостаточно для проявления психических функций. Мозг
– это только чуткий организатор воздействий элементов окружающего мира, которые
передаются индивидууму при помощи сенсорных рецепторов и проводящих путей.
Восприятие экстрацеребральных факторов – жизненный опыт – играет существенную
роль в появлении сознания и служит основным элементом, обусловливающим его
развитие. Инстинктивное поведение может существовать даже при отсутствии опыта,
психическая деятельность никогда.

Видимо сознание – это не какое-то неизменное, независимое и врождённое
свойство данного индивидуума, а динамичная система сенсорного восприятия
окружающего мира, которое взаимодействует и трансформируется через внутренние
анатомические и функциональные структуры мозга.

Зрелый мозг со всем богатством его прошлого опыта и приобретённых
навыков не способен осуществлять процесс мышления, не способен даже
бодрствовать и реагировать, если он лишён своего воздуха – сенсорной информации.
Психическая активность – это не свойство нейронов, а процесс, возникающий в
результате извлечения информации, которая мобилизует хранящуюся в мозгу
информацию и прошлый опыт, создавая эмоции и идеи.

Постулаты психогенеза* гласят:

  • В момент рождения сознание
    не существует.
  • Сознание не может
    возникнуть без притока сенсорной информации.
  • Индивидуальность человека и
    его поведение – это не свойства его
    мозга, которые проявляются автоматически по мере созревания нейронов, а
    приобретённые функции, которым нужно обучиться и которые полностью зависят от
    поступления сенсорной информации.
  • Цель воспитания заключается
    не в выявлении психических функций индивидуума, а в их создании.
  • Символы окружающего мира
    материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов.
  • Человек не рождается
    свободным, над ним довлеют наследственность и воспитание

Для человека основной проблемой развития является не физическая, а
умственная адаптация. При обучении – формировании условных рефлексов, навыков,
идей возбуждение нейронов в высших отделах мозга активизирует в них
производство нуклеиновых кислот и белков. Белки из тела нейронов поступают в
отростки, которыми нервные клетки контактируют между собой. Так,
перестраиваются межнейронные связи, возникают новые нейронные сети.

Сегодня модели нейронных и иммунных сетей строятся в рамках представлений
о диссипативных структурах. Переход системы после критической точки из
неустойчивого состояния к состоянию устойчивому (к диссипативной структуре)
можно рассматривать как качественный скачок в развитии системы. В результате
этого скачка возросла организованность, упорядоченность системы. Место нервной
клетки в структуре мозга определяется очень рано – у млекопитающих и человека в
основном до рождения, и это место далеко не случайно.

Это не значит, что структура мозга генетически полностью предопределена.
Связи формируются преимущественно после рождения, а, следовательно, в различной
мере зависимы от внешней среды. Некоторые связи будут обязательно, другие могут
быть, а могут и не быть, третьи могут оказаться патологическими. Поэтому
нормальное развитие мозга зависит от гармонии усложнения внутренней и внешней
среды организма. При этом для человека наиболее существенным фактором внешней
среды, гармонизирующим внутреннюю структуру мозга, являются другие люди.

Работы нейрофизиологов в области исследования пространственной
организации, как отдельных образований, так и целых систем мозга показали, что
структурно-функциональной единицей мозга служит не отдельный нейрон, а
популяция нейронов, пространственно организованная в виде вертикальной колонки,
расположенная в одном или нескольких слоях коры. Эволюционные преобразования
мозга в определяющей мере зависят от изменений взаиморасположения элементов,
т.е. от изменений конструкций, как отдельных структур мозга, так и мозга в
целом. И в меньшей степени – от изменений самих элементов.

Выявлена зависимость между увеличением вертикальной упорядоченности
и усложнением функций мозга. Максимальная величина упорядоченности
соответствовала наиболее новым и сложноорганизованным формациям коры мозга
человека, имеющим отношение к восприятию речи, ее воспроизводству.

До сих пор ведущим фактором эволюции мозга считается количественное
накопление или надбавка элементов. В подтверждение этого приводятся данные о
том, что эволюционно новейшие образования – новая кора и ассоциативные области
новой коры максимально представлены в мозге человека. Но дело в том, что по
мере относительного увеличения новейших формаций в мозге млекопитающих
происходило столь же значительное относительное уменьшение эволюционно более
старых образований, и они минимально представлены именно в мозге человека. Этот
факт показывает, что значение того или иного образования определяется не его
массой, а мерой взаимодействия с другими образованиями (структурой).

Несмотря на чрезвычайную сложность реконструкции эволюции мозга,
можно предположить, что увеличение массы мозга и эволюционно новых образований
сопровождалось не столько накоплением элементов, сколько увеличением вариантов
взаиморасположения (степенью упорядоченности элементов). Именно одновременное
относительное увеличение новых и уменьшение старых образований, в конечном
счете, и решали одинаковую для всех видов задачу взаимодействия со средой.

8.2.2. Поведение

Известно, что разумные формы поведения отличаются тонким учетом
ситуации и значительной пластичностью. Они предполагают учет каждого изменения
ситуации и пластичные изменения поведения, которые соответствовали бы новым
условиям, появившимся во внешней среде. Естественно, что для этого необходим
тонкий анализ условий среды, ставивших перед животными соответствующие задачи,
и выработка реакций, меняющихся при измененных условиях.

Обнаруживают ли инстинктивные формы поведения такую же изменчивость
и пластичность, как и разумные формы поведения?

Наблюдения позволяют ответить на этот вопрос и обнаружить глубокое
отличие инстинктивного поведения от поведения разумного. Как показывают эти
наблюдения, инстинктивные программы поведения являются целесообразными только в
строго определенных ситуациях, в тех, которые и являются наиболее постоянными
для способа жизни данного животного. Поэтому инстинктивные программы поведения,
проявляющие максимум целесообразности в мало меняющихся условиях, становятся совсем
не целесообразными, если условия, в которых находится животное, быстро меняются.

Эта особенность характерна для основного биологического принципа
существования насекомых: насекомые приспособлены к постоянным условиям среды с
помощью прочных, унаследованных закрепленных программ поведения. Однако если
условия меняются, насекомые не могут приспособиться к ним путем выработки новых
форм поведения и вымирают. Этим поведение насекомых и отличается коренным
образом от поведения высших позвоночных.

Вот примеры, показывающие, с какой легкостью эти врожденные механизмы
теряют свою адекватность при небольших изменениях среды:

Комар откладывает яйца на блеск воды в пруде, и это целесообразно,
но если он так же реагирует на блеск зеркала, поведение лишается целесообразности.

Паук реагирует на вибрацию паутины, вызванной запутавшей в ней мухой,
– и это целесообразно; но камертон, вызывающий такую же вибрацию паутины,
приводит к реализации той же программы поведения, и это уже перестает быть
целесообразным.

Следовательно, стадия сенсорной психики и вызываемого отдельными
сигналами инстинктивного поведения еще не обеспечивают нужного анализа
ситуации, и именно поэтому инстинктивное поведение может легко потерять свою
целесообразность.

Малоподвижность врожденных инстинктов, как программ поведения,
которые легко становятся в изменяющихся условиях нецелесообразными, можно
показать на таком опыте.

Есть разновидность осы, которая прежде чем откладывать яички в норе
или зарыть там пищу, проделывает сложную и очень целесообразную программу
врожденного поведения. Она оставляет добычу на входе, вползает в нору,
обследует ее, и только если в норе никого нет, втаскивает в нее пищу, оставляет
ее в норе и улетает. Естественно, что это очень целесообразные действия.
Учитывает ли оса эти условия, делающие проводимое обследование норы
необходимым? Для ответа на этот вопрос был произведен такой опыт: когда оса
прилетает в нору, оставляет у входа добычу и уходит обслеживать норку,
экспериментатор отодвигает эту добычу на два сантиметра. Оса выходит из норы,
не находит оставленную добычу на прежнем месте, ползет дальше, находит добычу,
снова подтаскивает ее к норе, а затем опять оставляет у входа и снова ползет в
нору. Если в это время экспериментатор опять отодвигает добычу, оса, вернувшись
из норы, снова ищет добычу, снова подтаскивает, и уходит обследовать нору.
Такое действие продолжается и дальше, в результате оса так и оказывается не в
состоянии втащить добычу в нору, подчиняясь косной программе врожденного инстинктивного
поведения.

Это убедительно показывает, что инстинктивная программа действует
очень четко, очень приспособленно в стандартных условиях и оказывается совершенно
неадекватной в изменившихся условиях.

Все это позволяет прийти ко второму серьёзному выводу, характеризующему
инстинктивную деятельность животного.

Инстинктивное поведение, осуществляющееся по сложной наследственно
упроченной программе, четко приспособлено к стандартным условиям видового
опыта, но оказывается неприспособленным к изменившимся индивидуальным условиям.
Поэтому достаточно немного изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное
поведение теряло свой целесообразный характер. Именно этим инстинктивные формы
поведения животных отличаются от разумных форм поведения, которые меняются в
соответствии с изменившимися условиями.

Мы рассмотрели такой этап в развитии поведения, когда основные акты
поведения определяются унаследованными врожденными программами. Как эти
программы сформировались в процессе развития вида, остается неизвестным:
возможно, что это произошло путем мутации, возможно, этот процесс происходил
другими путями. Решение этого вопроса остается задачей будущего.

Успех современной науки заключается в том, что относительно более
ясным стал другой вопрос – о механизме реализации этих программ и о тех
условиях, которые вызывают эти сложные инстинктивные формы поведения. Поэтому
тот факт, что сложные инстинктивные программы поведения возникают как ответы на
воздействия относительно элементарных раздражителей и, что, таким образом,
инстинктивное поведение следует рассматривать как особую разновидность
рефлекторного поведения, выработанного в процессе эволюции, представляется для
нас столь важным.

При резких изменениях в среде регуляция у животных осуществляется с
помощью быстрых реакций, которые могут быть физиологическими или
поведенческими. Например, при резком повышении температуры человек потеет, при
резком понижении – начинает дрожать и т. д. Это физиологические реакции. Вместе
с тем, если человеку жарко, он может снять одежду или перейти в более прохладное
место и т. д. Это поведенческие реакции. Поведение – одно из средств
приспособления к различным внешним условиям и к изменениям. Оно чаще всего
представляет ряд координированных мышечных действий, характер которых
определяется врождённым или приобретённым способом действия.

Поведенческие реакции носят адаптивный характер, то есть способствуют
выживанию данной особи или вида в целом. Они заставляют животное удалиться от
источника опасности или каким-то образом уменьшить реальную или потенциальную угрозу
своему благополучию, используя какую-либо форму регуляции. Во многих случаях
поведение может быть неадаптивным в отношении данной особи, но зато максимально
повышает шансы на выживание потомства, а, следовательно, и вида.

Поведение осуществляется в границах, определяемых возможностями
рецепторной, эффекторной и нервной систем. Каждая из этих систем участвует в
поведенческой реакции, накладывая свой отпечаток на её характер. Под
стереотипами поведения понимаются устойчивые, регулярно повторяющиеся формы
поведения. Это своего рода штампы, шаблоны, образцы поведения, принятые в той
или иной культуре. Стереотипы поведения являются социальными феноменами. Это
означает, что поведение человека в обществе обусловлено особенностями
социальной организации общества, его социокультурными механизмами. Стандарты
поведения коррелируют с реальной стратификацией общества. Каждая
половозрастная, конфессиональная, этническая, профессиональная и другие группы
и субкультуры общества имеют специфические стереотипы поведения[ii].

8.2.3. Бихевиоризм

Родоначальником бихевиоризма был американский зоопсихолог Джон
Уотсон (1878 – 1958). В 1913 году выходит его статья «Психология с точки зрения
бихевиориста», где он требует пересмотреть понимание предмета и метода
психологии. По его мнению, предметом должно стать вместо сознания – поведение,
а субъективный метод (интроспекция) нужно заменить объективным методом. Д.
Уотсон сказал: «Его (сознание – М. К.) нельзя увидеть, потрогать, понюхать,
попробовать или передвинуть. Это чистой воды допущение, такое же недоказуемое,
как и устаревшее понятие души».

Бихевиоризм придаёт исключительное значение воздействию внешней
среды. Его сторонники склонны сводить к минимуму роль инстинктов. Более того,
бихевиоризм исходит из того, что при возможности широкого применения его теорий
в реальной общественной жизни они привели бы к позитивному существованию людей.
Например, агрессия не является глубинной потребностью человека и, применив
соответствующие стимулы и устранив тормозящие факторы, можно полностью избавиться
от неё.

Бихевиористы считают, что задача психологии должна сводиться к тому,
чтобы, зная внешний стимул (раздражитель: слово, выстрел и т. д.), можно было
судить об ответной реакции человека, то есть вся задача бихевиоризма сводится к
формуле стимул – ответная реакция.

В 1925 выходит книга Д. Уотсона «Бихевиоризм». В ней он, в частности,
высказывает мысль, что, манипулируя внешними воздействиями, можно создать
человека любого склада с любыми константами поведения. Таким образом, считает
он, можно сформировать человека, нужного обществу. Основой учения бихевиоризма
Джон Уотсон считал учение Павлова об условных рефлексах. К 30-м годам
последователи Уотсона несколько скорректировали свои взгляды и стремились
учитывать наличие человеческого сознания. Возник необихевиоризм.

Эдуард Толмен (использовал идеи гештальтпсихологии и фрейдизма) и
Кларк Халл (использовал павловское учение о высшей нервной деятельности) полагали,
что нельзя считать все результатом рефлексов, что-то есть и внутри человека.
Сейчас лидером бихевиористов является Беррес Скиннер (род. 1904). Скиннер
признал присущую человеку активность. Он считает, что поведение человека не
просто связка условных рефлексов, – это совокупность оперантных рефлексов.
Скиннер в подтверждение необихевиористских принципов придумал эксперимент с так
называемым «ящиком Скиннера». Попадая внутрь, животное наталкивается на педаль,
на которую оно может нажать и получить еду – подкрепление. То есть вначале
реакция, а затем следует подкрепление. Бихевиоризм внес существенный вклад в
обучение. Скиннер создал модель программированного обучения и собственную
психотерапию модификации поведения, когда от пациента добиваются нужного
поведения, воздействуя различными стимулами.

8.2.4. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология: целостный подход, направленный против элементаризма*
в психологии. Первые работы появились в 1912 году в Германии. Авторы:
Вертгеймер, Келлер, Коффка. Гештальтпсихология была протестом против
элементаризма других направлений психологии. Для гештальтпсихологии и
поведение, и сознание носят целостный характер и даже более: именное целое
определяет особенности элементов, но не сумма элементов определяет качество
целого. Согласно их представлениям, психическое сознание, поведение – нечто
большее, чем сумма реакций; оно целостно.

Гештальтпсихология занималась определением образа восприятия, психологи
изучали, как возникает психический образ. Предметная ситуация отражается в этой
системе по принципу изоморфизма*, то есть структурной подачи. Мозг содержит
хорошо сформированные структуры, образы, конфигурации, которые под воздействием
объекта, ситуации создают новый психический образ, то есть в нас уже заложен
способ видения окружающего мира.

Гештальтпсихология построена на принципе целостности, на этом основывается
гештальттерапия, социальная психология. Гештальт – явление (феномен), которое
обладает особым качеством по сравнению с суммой своих составляющих. Ощущение –
не первичный элемент в анализе сознания, а целостный образ.

Благодаря исследованиям В. Келлера большое значение в гештальпсихологии
приобретает идея «инсайта». В начале 20-х годов проводились опыты с
человекообразными обезьянами, в которых исследовалось интеллектуальное
поведение в решении конкретных задач. Келлер, изучая поведение обезьян, пытался
определить их интеллектуальные способности. Он помещал около клетки банан.
Обезьяна не могла дотянуться, она делала несколько безуспешных попыток, затем
останавливалась (задумывалась) и решала задачу: хватала палку, притягивала
банан и съедала его. Животное решало ситуацию через мгновенную перестройку
целостной ситуации, через «инсайт» (озарение). «Инсайт» – мгновенное
схватывание, он возникает потому, что мозг – это некая физическая система,
разжиженный раствор. Все необходимое для решения представлено в зрительном
поле. Инсайт – качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная
ситуация беспорядочна, поведение хаотично, после – упорядочена, имеет цель. Инсайт
– целостное понимание ситуации – такая целостная организация проблемной
ситуации, которая позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней
конфликт. Инсайт в мышлении равен гештальту в восприятии.

8.2.5. Этология и социобиология

Корни этологии уходили в период до начала Первой мировой войны.
Хотя модель научной биологии тогда задавали лабораторные исследования,
отдельные ученые и знатоки естественной истории стремились к менее
аналитическому, более непосредственному знанию о живой природе.

В Англии Джулиан Хаксли, внук Томаса Генри Хаксли, провел ставшее
впоследствии знаменитым полевое исследование поведения птиц.

Оскар Хейнрот, в 1920-х годах бывший директором Берлинского зоопарка,
выступил с критикой самой идеи зоопарков и подчеркнул разницу между поведением
животных в дикой природе и искусственно сформированным поведением в неволе.
Хаксли и Хейнрот придавали особое значение «естественному» поведению животных,
что было чуждо, например, американскому бихевиоризму и сравнительной зоопсихологии.

Желание познать «естественное животное» находило параллели в морали
и эстетической доминанте общества, которое отдавало предпочтение натуральному
перед искусственным. Это противопоставление с особой силой зазвучало в
индустриально-урбанистическую эпоху. Коллега Хейнрота Якоб фон Икскюль
(1864–1944), директор Гамбургского зоопарка между 1925 и 1944 годами ввел
понятие Umwelt — мира, доступного сенсорным и моторным возможностям животного.
Изучение животных он понимал как творческое воссоздание ученым их мира.

Подобные же идеи развивали датчанин Николас Тинберген (1907–1988) и
австриец Конрад Лоренц (1903–1989). Они разработали строгие способы наблюдения
за животными, не подозревающими о присутствии человека, прояснили понятие
инстинкта и начали исследования наследственных моделей поведения. Деятельность
Тинбергена в Англии, куда он переехал после заключения в концлагере во время
войны (ему была предоставлена кафедра зоологии в Оксфордском университете),
способствовала выделению этологии в самостоятельную дисциплину. Впоследствии
она стала взаимодействовать с американ

249
Нет комментариев. Ваш будет первым!