Логика процессов личностного развития человека
Системно-структурное представление о развивающейся личности
Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикаль и горизонталь соответствено). Подобная логическая схема лежит в основе антропологических теорий И. Канта, С. И. Гессена и Э. Эриксона, правда, без явного введения указанных направлений: вместо самосознания на предлагаемой вертикали выстраиваются основные возрастные стадии развития человека, а горизонталь при иерархической организации излогаемого материала вообще не имеет содержательного определения. Представление о системном развитии человека как личности в координатах самосознания и сознания иллюстрируется следующим образом. (см. приложение, схема № 1)
Результатами показанных на схеме процессов индивидуации и индивидуализации являются соответственно:
Оптация личности. Оптация или оптированность поведения личности выражается мерой типологически определённого сочетания реактивных и активных его компонентов, репрезентирующих индивидные свойства человека в структуре личности, прежде всего – его психическую организацию.
Адаптация личности. Адаптация личности выражается в индивидуальном своеобразии типологически определённого поведения человека. Это поведение, по М. Фуко, образуется в результате педагогических по своему содержанию наставлений примерами и знаниями. Если в первом случае (оптации) поведение не имеет ещё системного характера, то во втором системность поведения устанавливается в пределах стереотипов поведения, в пределах, что называется, индивидуального стиля.
Выражением меры реактивных и активных компонентов поведения является темперамент: человек как оптант приобретает некоторый темперамент, определяющий его место в пределах нормального распределения людей как более или менее реактивных и активных индивидов. Специфику меры реактивных и активных компонентов индивидуально-своебразного поведения человека выражает его характер. При этом в характере человеческого поведения темперамент преобразуется именно как поведенческая подструктура, как глубинное образование, на котором основывается и на фоне которого протекает природное личностное развитие.
Характер, по сравнению с другими личностными свойствами, в первую очередь испытывает влияние темпераментообразующих поведенческих особенностей. С другой стороны, характер может быть определён как преобразованный (в психологическом смысле) темперамент. Используя буквальное прочтение слова «характер» в древнегреческом языке, где оно означает «чекан», можно сказать, что темперамент в характере отчеканивается, принимая законченную, индивидуально-своеобразную форму. При этом в силу компенсаторного значения характера по отношению к темпераменту определения типов характера могут быть, например, даны в понятиях: меланхолия, сангвиния, холерия и флегматия.
Таким образом, в характере находят своё оформление процессы индивидуации и индивидуализации как процессы природного образования человека, обеспечивающие его ассимиляцию в человеческой среде, причём ассимиляция объединяет явления оптации и адаптации, обнаруживаемые в поведении индивидуума. В то же время понятие «завершение» здесь означает только логическую оформленность основополагающих структур поведения человека, которые, конечно, изменяются и развиваются в течение всей его жизни.
Следующий процесс – субъективация личности – особенно обнаруживает неограниченную конституируемость открытой субъекту системы возможностей самосознания и переосмысления его природного бытия, что составляет потенциальную сторону человеческого поведения.
Итернализация личности. Являясь продуктом и условием субъективации, она выражается мерой рефлексивных и активных компонентов самодеятельности человека, мерой саморегуляции его поведения. Интернализация компенсирует собою стереотипичность поведения, обеспечиваемую характером человека. Рефлексия личности над- и вне- ситуативна, ею регулируется то, какие характерологические свойства личности, какие способы поведения могут стать действительными, преобретая статус мотивов.
Соответственно, интернализация адекватно определяется только в мотивационном плане: мерой мотивов, внутренне и внешне направленных, или мерой «мотивов отношения» и «мотивов достижения». Коротко говоря, интернализация есть воплощённая мотивация, смыслообразующая основа процессов самообразования человека. Личность как субъект есть личность, репрезентированная в таком психологическом образовании, как мотивация. Возращаясь к первым двум стадиям личностного развития с позиции проведённого здесь определения субъекта, можно утверждать, что личность как индивид конституируется темпераментом, а личность как индивидуальность – характером.
Темперамент, характер и мотивация, с учётом их взаимной компенсации и дополнительности, предопределяют то, каким образом может быть осуществлена объективация личности, в результате которой внутренние условия образования человека объединяются с условиями внешними. Это объединение представляет собою взаимное преломление внешнего и внутреннего, так что не все внутренние, потенциальные способности, например, не все и не в той же самой степени черты характера, приобретают статус мотивов поведения, и тем более они не обязательно становятся актуализированными свойствами личности.
Полное логическое завершение система образования человека как личности получает в прцессе объективации её взаимосвязанных макрохарактеристик.
Интеграция личности. Интеграция или актуализация свойств личности является продуктом и условием процесса их объективации. Она выражается мерой реализации человеческого потенциала в содержании всех видов деятельности и на протяжении всего жизненного пути человека. В явлении своей актуализации личность как объект представляет собою психологическое основание социализации человека. В актуализации реализуется возможность социальной и профессиональной интеграции личности в системе общественного развития труда.
Социальная адаптация человека на этой стадии образования не непосредственна, не ситуативна, она является опосредствующей, т. е. предпологающей обретение личностью самой себя с помощью некоторых собственных «орудий» умственного и физического труда как средств процесса объективации. Адекватно смыслу актуализации личности понятие, дополяющие ряд: темперамент, характер, мотивация, – это способности, а также талант и гениальность. Эти понятия особенно акцентируют собою социальную сторону человеческих способностей, состоящую в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Только в случае принятия обществом или отдельными его группами способности, талант и гениальность выявляются как таковые.
Поэтому человек вынужден прилагать иногда весьма значительные усилия, чтобы найти формы и условия становления самодеятельности, как деятельности профессионально и социально значимой. Таким образом, способности не сводятся к овладениям некоторыми знаниями, навыками, умениями, вообще к овладению некоторыми элементарными функциями. Способности с этой точки зрения если и не являются «функциями», то, согласно социокультурной теории Л.С.Выготского, высшими, причем не столько психическими, сколько именно психологическими.
Способности, как высшие психологические функции, высшие личностные образования оформляются в межличностном общении, преобразуясь и преобразуя собою все ранее возникающие личностные макрохарактеристики: темперамент, характер, мотивацию. В целом процессы субъективации и объективации совместно представляют собой социальное образование человека, его социализацию. [ 3 ]
Стадии личностного развития человека.
В отличии от приведенной выше логики процессов образования человека, выделяют всего три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в координатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия представляется потребностями а горизонталь – способностями. При этом процесс развития личности изначально рассматривается как следствие внутригрупповых отношений в «относительно стабильной общности». Таким образом личность лишается сознания и самосознания и вообще самодеятельного начала; показательно, что стадии субъективации, где личность интернализируется и автономизируется не существует.
Развитие личности сводится к простому, многократному воспроизведению ее функционирования по схеме из трех указанных фаз. Действительно, если сознание и самосознание личности не является образующими ее систему координат, то единственно возможным логическим выводом становится признание личности не более чем социализированной индивидуальностью. То есть не субъективные свойства личности и не их объективация становятся «вершиной личности», а свойства индивидуальности занимают их место. На самом деле индивидуальность человека является не вершиной, а глубиной его личности, – со всеми неопределенными еще интеграциями и неактуализированными «новообразованиями».
Личность, является таковой если она функционирует в составе общности, – тем самым предполагается решение вопроса о социальности человека.
Кроме этого, прежде чем рассматривать общность социального и индивидуального, необходимо показать, что всякая отдельная личность, если она самостоятельно существует, а не только функционирует, уже является некоторой сложной общностью.
Действительно, индивидное в личности есть сходное, а индивидуальное – отличное, т.е. индивидное и индивидуальное совместно представляют собой природу человека, родовую человеческую общность, объединяющую отдельного человека со всеми подобными ему людьми, – в смысле сходства и уникальности его родовой психической организации, предполагающей определенную специфику общечеловеческих потребностей и способностей и, в частности, темпераментов и характеров.
Далее субъективное есть уникальное, но уже в социально-историческом, а не в природном плане: человек, как известно является субъектом труда, игры, познания, общения и собственного образования, субъектом всей своей истории и культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуализированного человеческого потенциала, в социально-профессиональном самоопределении человека, есть сходное.
Субъектное и объектное самоопределение личности совместно представляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющего отдельного человека с ему подобными разумными существами, в смысле сходства и отличий его социально-психологической организации, предполагающей, что человек обладает не только элементарными психическими функциями, но и высшими интеллектуальными функциями, благодаря которым он и является личностью, способной в конечном счете представлять общество, а не сумму функционирующих особей.
Список используемой литературы.
- Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». – СПб.: Питер, 2001.
- Васильев Л. М. «Экспериментальные исследования мысленного внушения». – Л.: 1962
- Выготский Л. С. «Мышление и речь». – Собр. Соч.: В 6 т. – М .: 1983.
- Ганзен В. А. «Системы описания в психологии». – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
- Гримак Л. П. «Моделирование состояний человека в гипнозе». – М.: 1978.
- Елисеев О. П. «Практикум по психологии личности». – СПб.: Питер, 2001.
- Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения». – СПб.: Питер, 2001.
- Мышляев С. Ю. «Гипноз». – М.: 1999.
- Общий психологический словарь.
- Овчинникова О. В. «Гипноз в экспериментальном исследовании личности». – М.: 1989.
- Павлов И. П. «ППС». – М.: Госиздат, 1951.
- Платонов К. И. «Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова». – М.: 1951.