Противоречия в Юго-Восточной Азии
По мнению западных экспертов, международная безопасностьухудшилась также вследствие вьетнамского вторжения в Камбоджу (Кампучию), хотяотвратительный и антигуманный характер режима «красных кхмеров»,организовавшего геноцид собственного народа, ни у кого на Западе сомнений невызывал. З.Бжезинский назвал эту акцию «войной по доверенности», имея ввиду,что Вьетнам действовал по указке и с разрешения Советского Союза, которому былообъективно выгодно полное вытеснение Китая из Индокитая. «Наказание» КитаемВьетнама в феврале 1979 г. носило чисто пропагандистский характер, так как вреальности НОАК потерпела в Северном Вьетнаме сокрушительное поражение. Ханойтщательно приготовился к вторжению в Камбоджу: в ноябре 1978 г. был подписанДоговор о дружбе и сотрудничестве с СССР, который, как и все другие договоратакого рода, на Западе относили к документам, формально подтверждающимсоюзнические отношения Москвы с ее сателлитами. До этого момента Вьетнамизбегал делать ставку исключительно на Советский Союз, умело балансируя вовремя войны с Америкой между Москвой и Пекином. Кроме того, Вьетнам подобрал изполитических противников Пол Пота «Кампучийский объединенный фронтнационального спасения» и сосредоточил на границе 120 000 чел. (12 дивизий),усиленных бронетехникой. К 8 января 1979 г. произошло почти полное освобождениестолицы и территории страны от «красных кхмеров» и власть была передана новомупросоветскому и провьетнамскому режиму в Пномпене. В том же году эта схема былаприменена Советским Союзом в Афганистане.
Значительно более серьезный характер носила 30-дневная пограничнаявойна между КНР и ДРВ. 180-тысячной армии Китая противостояли 100 000вьетнамских пограничников и ополченцевмилиционеров; регулярные вьетнамскиевойска, закаленные в войне с США и сайгонским режимом, так и не вступили вдействие. Пекин не добился ни одной из поставленных целей, «наказать» Вьетнам ипредотвратить расширение его влияния в Индокитае, а получил прямопротивоположный результат – Вьетнам еще ближе начал сотрудничать с СССР.Начавшись 14 февраля 1979 г., китайское вторжение бесславно закончилось уже 16марта. Характерно, что, решаясь на эту акцию, Пекин заручился своего родаподдержкой Вашингтона во время визита Дэн Сяопина в США. Тем самым осьВашингтон-Пекин, направленная против Москвы, получила новый импульс к своемуразвитию. Еще одним последствием стратегического характера событий 1978-79 гг.было оформление АСЕАН в качестве оборонительного союза против Вьетнама и внекоторой степени против Китая.
Как сделали вывод в Лондоне эксперты МИСИ, Китай извлекуроки из своей войны с Вьетнамом и интенсифицировал свои усилия по модернизацииэкономики и военной промышленности. На вооружении НОАК состояли копии собразцов советской техники в основном 1950-х гг. – МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21 вавиации, и танки Т-34 и Т-54 в сухопутных войсках. Технологический иинтеллектуальный потенциал Китая был подорван репрессиями во время культурнойреволюции. Первым и решающим шагом в модернизации военной промышленности былпереход (восстановление) контроля над ней от военных к гражданским органамуправления. Это позволило не распылять ресурсы и сосредоточить финансированиена основных направлениях. Этой же логике подчинялись модернизации в других,гражданских областях экономики. Но главные надежды китайские реформаторывозлагали на технологическую помощь с Запада. Энергичные шаги в этомнаправлении были предприняты уже с конца 1976 г., т.е. до официальногопровозглашения курса реформ в конце 1978 г. Официальные делегации КНР началипоявляться в Японии, Восточной и Западной Европе, Африке и на Филиппинах. Этивизиты сопровождались антисоветским аккомпанементом как своего рода гарантиейполучения помощи Китаем. Однако ставка была сделана на получение базовойинформации: сотни китайских специалистов начали проходить стажировки в научныхи производственных центрах США, Японии и Западной Европы, особенно в областиавиации и аэрокосмических технологий. Позднее, уже в 1980-90-е гг. этиспециалисты пополнили золотой фонд китайской научно-технической интеллигенции иобеспечили прорыв КНР к уровню современного производства.