Терроризм и наркоугроза
Согласно разработкам западных аналитиков, серьезнозанимающихся теорией и практикой терроризма, исламский фундаментализм находитсяв одном ряду с такими категориями терроризма как этно-националистический иэсхатологический. На современном этапе исламизм вступает в фазу т.н.симбиотического терроризма, сливаясь с этно-националистическими формамитерроризма и транснациональной преступностью. Последний процесс напрямую связанс производством наркотиков в Афганистане.
По данным спецслужб, в концу ХХ века сформировались 4основных наркотрафика: 1) из северо-восточной части страны в Таджикистан; 2) изЦентрального Афганистана в Туркменистан; 3) из провинции Герат в Иран; 4) изЮжного Афганистана через Пакистан в Иран. Последующий путь афганских наркотиковсостоит из двух основных потоков: первый проходит через Центральную Азию иРоссию в Восточную и Центральную Европу; второй – через Иран и Турцию вЮго-Восточную Европу, Албанию и Италию. Основной коммерческой цельюнаркотрафиков были страны ЕС. Международная наркомафия, которая курировалакаждая свой район плантаций, была представлена в основном тремя группами:американской, европейской (преимущественно итальянской) и китайской. В 2000 г.суммарный объем произведенных наркотиков оценивался в 4 тыс. тонн. В 2001 годув структуре наркотрафика произошло важное изменение: благодаря политическомунажиму США на Пакистан был пресечен наркотрафик из Восточного Афганистана вПакистан. Отмывание средств, полученных от реализации наркотиков происходилодвумя путями: а) посредством различных арабских фондов, которые переводятденьги в Египет; б) путем трансферта через некоторые пакистанские банки.
Данные, которыми располагали западные эксперты,неопровержимо показывали, что производство наркотиков в Афганистане развиваетсяпо нарастающей. В 1994 г. производство наркотиков составляло 980 тонн, в 1995г. – 1250 тонн, в 1998 г. – 1300 тонн. Затем в производстве наркотиковпроизошел резкий скачок – 4 000 тонн в 2000 г. Была отмечена новая тенденция всфере взаимодействия политики и наркоторговли в Афганистане, которая состояла втом, что международные героиновые картели начали проявлять интерес к внутреннейстабилизации Афганистана. В этой связи называлась т.н. «Бирманская модель»умиротворения Афганистана: контроль над политической жизнью страны со стороныгенералитета при его участии в доходах от производства наркотиков. Серьезнымпрепятствием на пути стабилизации Афганистана стала фигура У. бен Ладена. Понекоторым данным, существовал некий план, разработанный с участием саудовскихспецслужб по переброске бен Ладена в Йемен. Это позволяло отвлечь внимание СШАи мирового сообщества от Афганистана и в то же время давало возможность бенЛадену или его преемникам, в случае нейтрализации последнего американцами,продолжить деятельность по поддержке и координированию деятельностимеждународных исламистов.
Западные аналитики проявляли озабоченность в отношениидальнейших перспектив развития ситуации в Европе и увязывали вместе проблемынаркотиков, нелегальной иммиграции в ЕС и расширения организационной ифинансовой базы исламского терроризма. Ежегодная нелегальная иммиграция в ЕСсоставляет от 200 тыс. до 300 тыс. чел. По данным БНД, примерно 50 тыс. чел.вовлечены в незаконную транспортировку наркотиков из Турции через Албанию иИталию в Западную Европу. Главным вопросом, который занимал западныеспецслужбы, являлась проблема инвестирования наркодоходов, которые за последниегоды составили в общем от 400 до 800 млрд. долл. Западные эксперты неисключали, что наркомафия направляет эти средства не только в традиционныесферы вложения капиталов (недвижимость, легальный бизнес, игорный бизнес ит.д.), но и в такие области, как развитие новейших технологий, в том числе ввоенно-технической области.
Начиная с марта 2000 г. ФРГ проявляло открытуюозабоченность усилением угрозы со стороны исламского фундаментализма инаркоторговли стабильности и безопасности Германии и ЕС. В этот периодгерманская БНД устанавливает прямые контакты с российской ФСБ для выясненияроли международных фундаменталистов в войне на Кавказе, их связей с Афганистаноми планов в отношении Европы. В апреле 2000 г. МВД Германии инициировал усилениесотрудничества между всеми государствами, лежащими вдоль наркотрафика изАфганистана через Центральную Азию и СНГ в Восточную и Центральную Европу. Сдекабря 2000 по апрель 2001 гг. немецкие спецслужбы провели в сотрудничестве ситальянскими и британскими спецслужбами серию операций по обезвреживанию ячеектеррористической организации исламистов Аль-Каида в Западной Европе. В апреле2001 года страны ЕС оказали демонстративную поддержку Северному Альянсу. Всеэто позволяло сделать вывод, что Берлин был решительно настроен в отношенииборьбы с этой угрозой. Эту точку зрения фактически подтвердил министриностранных дел Й.Фишер в феврале 2001 г. в Москве и в мае 2001 г. в Астане.