Термин Примитивизм
Кристаллизовать, очистить эмоцию можно ипутем упрощения, своеобразной идеализациисобственно предметов. Уже рядом с импрессионистами выставлял свои примитивистские полотна таможенник Анри Руссо. Наивный, детский взгляд на вещи помогает прояснить исходный замысел, убрать усложняющие, отвлекающиедетали. Исконно свойственный народному искусству искренний порыв получает художественную значимость и статус современноготворческого метода. Нужно сказать,что примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета,орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком (картины П. Клее и некоторых немецкихэкспрессионистов). Правда, приближение примитива к массам во многом иллюзорно:даже народное искусство сегодняоказывается двухслойным — профессионал видит его произведение совсем иначе. Фактически, примитив (особенносближающийся с детским рисунком) — это стилистическая маскировка экспрессионизма. Например, творения гениальногоавстрийского экспрессиониста ОскараКокошки только специалистам напоминают народные картинки. Ближе к символизму многозначительно упрощенныеобразы мещан у М.З. Шагала. Возвышенный строй его живописи контрастирует с как бы иллюзорной реальностьюпровинциального городка именноиз-за схематизации изображения.
Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам$ своей иронической солдатскойсерии М.Ф. Ларионов. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает егокартина “Венера”, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (быласобытием на грандиозной выставке “Москва—Париж” в 1981 г.). ЕслиЛарионову примитивизм позволяет реализовать любовно-насмешливое отношение к бессмысленности и тщетеинтеллектуальных потуг человечества, то Наталья Гончарова, подобно Гогену, находитотдохновение в грубоватой монументальности крестьянских фигур. Поразительно, что,несмотря наискусственную статичность ее образов, картины полны мощного вечного движения.Собственно, ее примитивизм является как бы вариантом экспрессионизма.
Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек.Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг.: НикоПиросманишвили. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолокегородского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями оместе человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостноймгновенности земного существования. Вывески, написанные на чернойклеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упрощенные предметывожделений человеческих.
Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960—1980гг. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники котороговыявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки.Жизненная позиция художников русской глубинки, их картины неоднократно попадали в сферу вниманиякинематографистов. Так, картины Ивана Егоровича Селиванова, печника из Кузбасса (см.14), стали основой художественного фильма “Серафим Полубес и другие жителиЗемли” .(режиссер В. Прохоров, Мосфильм, 1964 г.).