Термин Модерн

ПродолжателемМане как певца новой реальности выступил А. Ту-луз-Лотрек, все творения которого были вызовом устоявшейся унасле­дованной морали – тогда еще это разрушениеказалось не столь уж опас­ным.Первым оценил Тулуз-Лотрек выразительные возможности забы­тойимпрессионистами линии. Последовав за ранним Гогеном, Тулуз-Лотрек пришел нетолько к сочетанию контурного рисунка и цветово­го пятна, но и к противопоставлению линии и объема, их взаимопереда­че (которая так понравилась Валентину Серову).Одновременно с немец­кими символистами Тулуз-Лотрек привел человечество кновому искус­ству, в котором объектомобожествления стала буржуазная реальность К началу XX в. опытимпрессионизма и постимпрессионизма был осмыслен и принят обществом, т. к.концептуальность и личностная активность художников совпала с технологическимпереворотам, с при­знанием могущества человеческой цивилизации. На этом фоне худож­ник осознавал себятворцом и преобразователем мира. Более того, сам мир предстал прежде всего кактворение предшествующих поколений и исторических культурных эпох, а не какмертвая или живая природа. Например, мифологические существа осознаются вполнекак творения фантазии, но их реальность от этого не страдает, как и реальность па­роходов ивелосипедов. Правда, нимфы и богини кажутся теперь более безопасными (Л.Бакст, В. Серов), а кровь, пролитая Саломеей, пре­вращается в изящнуюграфическую линию (на гравюре О. Бердсли). Вся история теперь кажется прекраснойигрой, а не тяже­лым неотвратимым напором событий. В русском модерне с удоволь­ствиемвоссоздают эпоху Петра (В. Серов, А. Бенуа), хотя чаще инте­рес вызывает болееискусственная среда Людовиков (К. Сомов, Е. Лан­сере). В целом это направлениеоказывается продолжением традиций ро­коко. Как и рококо, модерну свойственноувлечение искусством Востока: Китая, Японии (например, “Павлинья комната”Дж. Уистлера, 1877 г.).

Преобладает стремление к искусственной изысканности, разруше­нию классическогофасада (в архитектуре), эволюция классического орнамента; волюта — эмблема стилябарокко, как бы разогнутая под собственной тяжестью, развиваясь, превратилась в“удар бича” – опре­деляющую линию стиля “модерн” (изобретениебельгийского архитек­тора Виктора Орта). С особым удовольствием художникимодерна под­черкивают искусственность своих создании: и Тулуз-Лотрек, и В.Се­ров сочетаютмастерское объемное живописное изображение с неза­конченностью контурногорисунка (А. Тулуз-Лотрек. “Певица Иветт Гильбер”, 1894 г.; В. Серов.“Портрет Тамары Карсавиной”, 1909 г.; “Портрет Изабеллы Гринберг”,1910 г.) или неожиданная объемность лица на плоскостной живописи в стиле Матисса(В. Серов. “Портрет Ивана Морозова”, 1910г.).

Ощущение могущества художественного гения помогает творцам модернаподняться до универсализма гениев Возрождения: организу­ются очаги новойкультуры, часто при поддержке старообрядческого капитала, где создаютсяскульптура, майолика, архитектурные соору­жения: Ярославский вокзал, гостиница“Метрополь”, дом Рябушин-ского (Ф.О. Шехтель), где единым стилемохвачена вся обстановка до мелочей – от ограды до чернильницы и дверной ручки(усадьба Абрам­цево – с храмом, сказочными теремками и мастерскими; домик В. Вас­нецова и т. п.).Уважение к творцам предыдущих эпох, тонкое чутье их стиля помогают нетолько возродить иконопись, старые промыслы, но и продолжить эти традиции — возникаетлаковая живопись Палеха, изо­бретена в Загорских мастерских матрешка.

Содружество композиторов, художников, певцов и мастеров балета выливается ворганизацию частной мамонтовской оперы, “Мира ис­кусства”, русскихсезонов в Париже.

Интересно и разнообразно переосмысление различных историче­ских стилей вархитектуре модерна. Она получила распространение в ряде европейскихгородов — Вене, Брюсселе, Мюнхене, Москве, Бар­селоне и др.

Привычные готические формы в церкви Саграда Фамилия в Барсе­лоне, будто обросшиеводорослями, или стекают, оплавленные солн­цем, или созревают, превращаясь в кукурузныепочатки. Но чаще в этом стиле строятся особняки и загородные виллы. Тому же А.Гауди в Бар­селоне удается построить стильные многоквартирные дома: Каса Бат-ло — похожий на телодракона, Каса Мила — на коралловый грот. При­мечателен дом “из подводногоцарства” в Киеве (правда, бетонные фи­гуры морских чудовищ, облепившиездание, ныне порядком разруше­ны). В других городах черты стиля модернпревратились в навязчивые архитектурные клише фасадов. Та же судьба ожидала имодерн в це­лом: потянувшись за передовой технологией, он стал жертвой массо­вогопроизводства, растворившись в быту, как разменная монета.

Текучие формы стиля модерн надолго прижились в скульптуре. Ар­хаическая массивность мифологическихгероинь А. Майоля станет непременной чертойгородского монументализма.

Возрождение контурного рисунка неожиданно совпало с оптималь­ными условиямиразвития газетно-журнальной графики. Увлечение стилевой целостностью книги илижурнала содействовало качествен­ному прогрессу издательского дела. Тот жебилибинский контурный ри­сунок из детских книг начала века проник потом вотечественную муль­типликацию.

Оцените статья

Нет комментариев. Ваш будет первым!