России есть чем остудить горячие головы

В своем телеобращении по Украине в четверг Владимир Путин предельно жестко призвал другие страны не вмешиваться. И России действительно есть чем остудить горячие головы. Новейшее супероружие России гиперзвуковой «Циркон» – в эксклюзивном репортаже специального корреспондента ВГТРК Александра Рогаткина.

Ледяные волны то и дело окатывают ходовой мостик по самую крышу. За кормой в ожидании бури беснуются чайки. Мы находимся на борту фрегата «Адмирал Горшков», который в штормовом Баренцевом море будет проводить испытательные стрельбы гиперзвуковым «Цирконом». Это самая засекреченная российская противокорабельная ракета.

— Сейчас не самая благоприятная погода, серьезно штормит, может это как-то повлиять на стрельбы?

— Нет, никоим образом это не повлияет на выполнение задач. Мы задачи выполняем в любое время дня и ночи, – заверил Даниил Низвецкий – заместитель командира корабля по военно-политической работе.

По сценарию учений корабли Северного флота, среди которых еще и тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», должны отразить атаку с моря и нанести ответный удар крылатыми ракетами «Калибр» и геперзвуковым «Цирконом».

Вот под этой крышкой универсальной пусковой установки и находится секретный гиперзвуковой «Циркон». Даже внешний вид его – это пока строжайшая тайна. Зная размеры пусковой шахты, можно с уверенностью судить только о габаритах ракеты. Ее длинна – около 9 метров, диаметр – 60 сантиметров.

Командир корабля уверяет, что ракету сам видел только во время запуска, когда в клубах дыма и огня особо ничего и не разглядеть, а на фрегат «Циркон» грузят в закрытом контейнере.

«Облик гиперзвуковой ракеты, ее внешний вид – это один из охраняемых параметров. Поэтому я ее не видел никогда. А увидеть при старте невозможно. Невозможно при этих скоростях», – отметил Игорь Крохмаль, командир корабля.

Министерство обороны на время учений закрыло для судоходства значительную территорию Баренцева моря. Поэтому над головой ожидаемо будут натовские спутники, а по границам запретной зоны, отведенной под стрельбы, начнут дежурить корабли Североатлантического альянса.

«Пусть следят, мы не против, наоборот, они в своих информационных сообщениях скажут, что да, действительно, есть такое оружие. Россия нас не обманывает, не ведет по ложному следу. Пусть смотрят, для этого наши учения – открытые», – подчеркнул Игорь Крохмаль.

Иностранные наблюдатели смогут определить и перепроверить только три параметра: заявленную скорость «Циркона», точность поражения цели и приблизительную дальность полета ракеты.

— Стрельба будет вестись на расстоянии от 1000 до 1500 километров, – рассказал Крохмаль.

— И за сколько же минут пролетит это расстояние?

— Если взять 1000 километров, разделить на 9 скоростей маха, то мы получаем, где-то 580-620 секунд.

9 махов – это и есть гиперзвуковая скорость – 12 тысяч километров в час. Представляете?!

На следующий день корабли Северного флота выходят в заданную точку Баренцева моря – это северо-западнее норвежского мыса Нордкап. На корабле объявлена боевая тревога: команда занимает свои места и приводит в готовность противолодочную и противовоздушную оборону фрегата.

Первой уходит крылатая ракета «Калибр». Ей лететь до мишени больше часа. Но у нее другие задачи: она дальнобойная и, главное, дешевая. Спустя несколько минут приходит время и до основой ракеты этих учебных стрельб.

Вот открывается крышка шахты, и гиперзвуковой «Циркон» взлетает всего в нескольких метрах от меня. Это непередаваемое зрелище! С ревом «Циркон» уходит в заполярное небо. Уже примерно через 10 минут ракета поразит морскую цель, до которой почти 1000 километров.

Гиперзвуковая ракета врезается в плавающую мишень. На понтоне установлены видеокамеры. Боевого заряда нет – тут важно зафиксировать точность попадания. А точность для гиперзвуковой ракеты просто ювелирная. Чуть позже свою цель, но уже на побережье, находит крылатая ракета «Калибр». И тоже попадание в яблочко.

После стрельб командир ракетной боевой части осматривает пусковые шахты. Они – универсальные, в них могут размещаться и «Калибры», и «Ониксы», и «Цирконы».

— А чем пахнет? Это запах ракетного топлива?

Георгий Росляков – командир ракетно-артиллерийской боевой части

— Это запах пороха, который нам дорог и приятен, – говорит Георгий Росляков – командир ракетно-артиллерийской боевой части.

— Так пахнет победа, наверное, да?

— Так пахнет победа! Это то, что мы выполнили в тяжелейших гидрометеоусловиях.

— Впервые в море последовательно операторы вводили данные как по наземной цели, так и по морской. Вот это было самое сложное. Выполнили все на оценку «отлично», цели поражены. Все это зафиксировано, – заявил Игорь Крохмаль.

«Циркон» делают в реутовском НПО машиностроения, оттуда родом большинство российских крылатых ракет. Но и здесь внешний вид от нас скрывают. Снимать разрешают только транспортно-пусковой контейнер для ракеты и его испытания. Вместе с «Цирконом» его швыряют, кидают и трясут часами.

Ракету готовят к пожару на корабле, к встрече с ПВО противника и даже с нерадивым крановщиком. И еще непонятно, что для ракеты опаснее.

Григорий Иванько – начальник отдела динамических испытаний «НПО машиностроения».

«Изделие роняют с крана. Например, нештатная ситуация, что будет с изделием, ну мало ли. Бывает аварии. Изделие должно упасть, но не разбиться и не взорваться, не должно возникнуть пожара при этом», – пояснил Григорий Иванько – начальник отдела динамических испытаний «НПО машиностроения».

Уникальные испытательные стенды с легкостью превращают железные бочки в лепешки.

История отечественного гиперзвука насчитывает более 60 лет. Первым таких скоростей достигло опытное конструкторское бюро номер 52 академика Челомея.

«Запуск аппарата МП-1, ракеты Р-12 состоялся 27 декабря 1961 года. И программа испытания была полностью выполнена. Это был первый в мире летательный аппарат, на котором после входа в атмосферу осуществлялась стабилизация при гиперзвуковых скоростях. При помощи специальных аэродинамических рулей», – рассказал Антон Дегтярев, замдиректора НПО машиностроения.

Управляемому аппарату Челомея, который выходил в космос, удалось в десять раз превысить скорость звука.

«Я тогда был еще молодым специалистом, но мне поручил Владимир Николаевич проектные работы вот по таким летательным аппаратам. И мы уже в те времена понимали, что такое высокие скорости полета, что такое гиперзвук, что такое космические дали, как спуститься с орбиты», – сказал Владимир Поляченко – главный научный сотрудник НИЦ «НПО машиностроения».

Владимир Поляченко – ученик Челомея. Он – один из старейших разработчиков гиперзвуковых систем и ведущий конструктор ракет для берегового комплекса «Бастион».

«Все зародилось тогда еще. Так что говорить о том, что мы сейчас проснулись в России и сразу у нас появился сверхзвук, это совершенно неверно. Работы велись, как мы видим, с начала 60-х годов», – отметил Владимир Поляченко.

К 90-м годам у нас уже была готовая ракета «Метеорит», летевшая на скорости в 3 маха, близкой к гиперзвуку. Ракета имела прямоточный двигатель, ее запускали с самолета. Но расправить крылья «Метеориту» так и не дали.

«Это была уникальнейшая ракета, которая летела с большим сверхзвуком, на ней было отработано очень много новых технических решений, которые впоследствии на новом уровне были применены в ракете „Циркон“, – пояснил Анатолий Свинцов – заместитель генерального директора по комплексам с крылатыми ракетами „НПО машиностроения“.

Обтекатель отлит из композитного материала, способного выдержать высокие температуры.

— »Циркон" похож на «Метеорит»?

— На этот вопрос отвечать не буду, – говорит Анатолий Свинцов.

— Он круглый, квадратный или треугольный?

— Он размещается в транспортно-пусковом контейнере. Все. А. какой он там, я сказать не могу.

— При взлете рассмотрим.

— Ради бога. Если при взлете увидишь, что там. Потому что внешний вид, даже косвенно, уже специалист может определить назначение и определенные параметры этого изделия. Это очень много значит.

При выходе ракеты из шахты можно только разглядеть, что она круглого сечения. Не такая, как у американцев или китайцев. Из пусковой установки «Циркон» выталкивают пороховые газы. Это так называемый, минометный старт. На пятой секунде срабатывают газовые рули, направляюще «Циркон» в нужную сторону. Дальше включаются двигатели разгонного блока. Видно, как обтекатель ракеты отстреливается и падает в море.

Это техническое решение долго оттачивали на испытательном стенде. Ракета должна выбрать правильный курс и не тащить с собой лишний груз из уже отработавших свое газовых рулей.

Испытательные стрельбы «Циркона» военными признаны успешными, и гиперзвуковая ракета принята на вооружение российской армией.

«На „Армии-2021“ был подписан контракт на изготовление серийных ракет „Циркон“. Разработка данного комплекса – это ответ на выход США из Договора по противоракетной обороне, на расширение инфраструктуры НАТО вплотную к нашим границам, к России-матушке», – заявил Анатолий Свинцов.

После перевооружения корабля гиперзвуковыми «Цирконами», которыми можно сделать залп из 16 ракет, фрегату «Адмирал Горшков» не будет в море равных. Он один сможет противостоять целой авианосной эскадре противника.

Для фрегата это далеко не первые стрельбы «Цирконом».

«Была стрельба и по надводным целям, и по береговым целям, и по сложным мишеням. По позициям, когда ракета должна была из трех мишеней выбрать ту, которая была изначально заложена программой на корабле. Вот все это проходило в штатном режиме. Ракета изделие, программное обеспечение показали свою надежность. Ни разу не было каких-то отказов в этом плане», – подчеркнул Игорь Крохмаль.

Фрегат «Адмирал Горшков» – это современный российский корабль, построенный по технологии «Стелс» с применением специальных материалов, которые делают фрегат малозаметным для радаров. У «Циркона» невидимость достигается иначе – за счет невероятной гиперзвуковой скорости ракеты.

Гиперзвуковая ракета летит в облаке раскаленных газов, практически в плазме, которая отражает электромагнитное излучение радаров.

— Ракета уникальна по своим характеристикам, потому что наша промышленность смогла вложить в эту ракету все свои наработки. И даже близких ракет по своим характеристикам у нашего вероятного противника не существует, и в ближайшее время вряд ли они появятся, – говорит Георгий Росляков.

— Говорят, что эту ракету невозможно сбить?

— Невозможно. Не существует таких систем ПВО ПРО, которые способны ее не то что сбить – даже и засечь.

После успешных стрельб фрегат возвращается на базу и в лучах заходящего солнца входит в спокойные воды Кольского залива.

Нет комментариев. Ваш будет первым!