Запад кроит новую холодную войну по лекалам старой
«В какой-то момент это будет сделано». Туманный прогноз о вторжении в Незалежную, больше напоминающий гадание на кофейной гуще. Не от какой-нибудь ведуньи, а от заместителя министра обороны Британии. Пугает новой холодной войной – по лекалам старой. Не ровен час, сорвется на клише в стиле рейгановской «империи зла». Не отпускает генерала хиппи-прошлое. И не про Вудсток речь.
«Ключевые отличия периода холодной войны в том, что тогда было ожесточенное идеологическое противостояние между СССР и США, – напоминает Илья Кравченко, эксперт Российского института стратегических исследований. – Наблюдался очень мощный биполярный раскол мира по разным сферам, сейчас такого уже нет, мир уже давно не многополярный, он однополярный. И как раз по этой причине у Вашингтона наблюдается кризис внешнеполитической идентичности, поскольку они вынуждены искать новые точки давления на разные страны в мире, включая и нашу страну».
Десятилетия проходят – стиль западных провокаций не меняется. Что при берлинском кризисе, когда советские и американские танки стояли друг против друга на расстоянии пистолетного выстрела. Что при Карибском – когда Советский союз отвечал на размещение ракет в Турции.
«Кризис на Кубе был связан с тем, что СССР хотел преодолеть свое отставание в плане безопасности за счет жесткой, резкой угрозы американской безопасности, – говорит Петр Акопов, обозреватель PИА Новости. – Тогда идеология была оформлением геополитики, сейчас тоже американцы пытаются, как видим, оформить идеологически, говоря про угрозу автократий – российской и китайской – миру».
Причина такого давления, как правило, банальна – продвижение не только политических, но и экономических интересов. «У нас нет борьбы идеологий, мы же тоже капиталистическая страна, а не страна социализма, – комментирует Виктор Мизин, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности МГИМО. – Мы здесь на новом витке возвращаемся в ситуацию противостояния геополитического крупных держав».
Продолжается эпопея с «Северным потоком – 2» в контексте Украины. Еврокомиссия уже изъявила желание сделать США основным поставщиком газа в Старый свет. Расчет на СПГ-проекты. В этой связи противостояние на украино-натовском направлении выглядит частью большой игры по сдерживанию не только России.
На азиатском торговом фронте Штаты заклеймили Китай «не ориентированным на рынок государством» и активно прибегают к протекционизму, забывая о правилах ВТО. «Гарантировать украинское невхождение почему не могут – они боятся, что украинское невхождение, гарантированное нам, послужит для Китая сигналом, что можно брать тайвань – это такая сознательная пропаганда, – отмечает Петр Акопов, обозреватель PИА Новости. – Китай не собирается военным путем брать Тайвань, как и Россия не собирается брать Украину – это наша территория, которую мы должны развернуть обратно и сделать так, чтобы это было единое пространство и единые союзнические отношения».
Свято место пусто не бывает – пример Германии и стран восточной Европы это подтверждает. Стоило Советскому союзу уйти оттуда, как там воцарились натовские порядки. «Ситуация ощущается несколько иначе и даже острее, чем в эпоху холодной войны, – считает Игорь Кузнецов, исполнительный директор Российского общества политологов, профессор кафедры истории и теории политики Факультета политологии МГУ. – Это не локализуется на одной территории – в частности украинский кризис – но мы понимаем, что возможные действия опасные могут быть и не только там».
И уладить противоречия можно только путем переговоров. Западным партнерам придется договариваться с Россией на равных условиях. Учиться этому делу, будто бы забытому за последние десятилетия.
Следите за развитием ситуации на медиаплатформе «Смотрим».