"Вести в субботу" разобрались в чинах и их эквивалентах

Две крупные исторические даты этого дня. 300 лет назад в Российской империи появились чины, которые все мы знаем по литературе. Например, коллежский асессор или статский советник. А также обращения: Ваше превосходительство, Ваше высокопревосходительство, Ваше высокородие, Ваше благородие" и так далее. О чем это было?

Например, Пьер Безухов в исполнении Сергея Бондарчука в фильме «Война и мир» – граф. Тем не менее он должен был получить и чин: в данном случае – придворный – камергера. По старому это соответствовало комнатному стольнику (спальнику), а по по новому – чину подполковника гвардии, а то и генерал-майора. Эти эквиваленты с годами менялись.

Но начиналось все со следующего: Петр Первый – вот кто в этот день 300 лет назад разделил все чины на новые 14 классов. В самом низу – коллежский регистратор. Он же – прапорщик в пехоте, корнет в кавалерии, хорунжий у казаков, мичман на флоте. И далее – почти до бесконечности. Точнее, дослужившись до высших чинов, ты получал право на дворянство. Совсем наверху – пожизненное.

Бывало, конечно, всякое. Скажем, когда Пушкину император пожаловал чин камер-юнкера (то есть примерно полковника), то поэт оскорбился. Впрочем, Александр Сергеевич был исключением. Напротив, Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели» был усердным титулярным советником (эквивалент штабс-капитана – ротмистра), но, к сожалению, никому не нужным.

Из неприятных персонажей – герой Олега Басилашвили в фильме Рязанова. Действительный тайный советник (то есть эквивалент полного генерала), он имел поручение проверить строевых офицеров на благонадежность.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно!» – воскликнул в «Горе от ума» Грибоедова Чацкий – редчайший по тем временам человек, который не служил. Все остальные служили.

Скажем, статский советник Эраст Фандорин (примерно подполковник-полковник) из произведений Бориса Акунина. Конечно, его проблема состояла в том, что он служить был готов, но вот бюрократия… Она-то, к сожалению, и сделала так, что чин породил слово «чиновник», который поднимался не всегда по заслугам.

Удивительное дело: как бы советская власть ни объявила все это вне закона, но ведь тоже экспериментировала с эквивалентами. По-своему, конечно. Например, в 30-40-е годы старший майор госбезопасности соответствовал комдиву в армии, то есть генерал-майору.

Но вернемся к царской России. Чины были военными, гражданскими и придворными. Представитель последнего – Пьер Безухов. Но те, кто поднимались по заслугам, становились ровней и с ним, с родовитыми. Иными словами, система с изъянами, но система. Большинство подталкивала. В позднем Советском Союзе понятный табель был разве что в МИДе. И сохранился. Самый младший дипломат – атташе. Высший – чрезвычайный и полномочный посол.

Например, как и все в МИДе, с атташе начинал Сергей Лавров. Дальше у мидовцев – третий, второй и первый секретари. Оттуда, если достоин, – в советники двух классов. Дальше – ЧПП-2 и ЧПП-1, то есть посланники двух классов (которые по должности могут быть послами). Дальше – к собственно ЧПП, к послу. И на примере Лаврова можно сказать: у него в петлицах – ЧПП. Эквивалент генерала со многими-многими звездами. С заслуженными звездами. У Лаврова еще и звезда Героя труда.

Нет комментариев. Ваш будет первым!