Странные машины: британцы с юмором оценили советскую автоклассику
У британцев дошли руки до советской автоклассики. Специализирующийся на раритетных, классических и спортивных автомобилях журнал Classic & Sports Car решил протестировать три модели из-за железного занавеса. В 1970-х годах все три машины с Востока официально поставлялись в Великобританию. И неплохо продавались. Обзор получился с демонстрацией английского юмора: дешево и смешно. Что удивило британцев?
Автоэксперты взяли на тест-драйв ВАЗ-2101 (Lada-1200), АЗЛК-2140 (Moskvich-1500) и Wartburg-353 (Knight). Разбирать их до последнего винтика не стали, но протестировали основательно, чтобы сделать правильные выводы спустя полвека после их появления. Машины одного времени, ну почти одного: Wartburg-353 был представлен машиной 1967 года, праворульная Lada датируется 1976 годом. С «Москвичом» сразу же вышла отдельная история: в Англии до нынешних дней дожило не так уж и много этих машин, поэтому взяли на пробу автомобиль с континентальным рулем. И не поставляемый в Британию «Москвич-412», а его сменщик на конвейере – 2140. При этом с 1969 по 1973 годы в Британии были проданы 14,5 тысячи «Москвичей» Elite-1500.
Это была непростая конкуренция, оценивают появление в Туманном Альбионе машин стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Типичные семейные фавориты типа Ford, Vauxhall, Austin, Morris дрогнули под ударом японского и советского импорта. Среднеразмерные Moskvich, Wartburg и Lada предлагались по миниценам в максикомплектации. При ограниченном бюджете покупатель предпочитал подержанную базовую модель Ford Cortina соблазну нового пятиместного салона, набитого всякими безделушками: таким как двухскоростные дворники, фонари заднего хода, крючки для одежды и даже запирающаяся на ключ крышка бензобака.
Это замечание в первую очередь относится к «Москвичам», у которых еще была и богатая для британцев панель приборов с амперметром на торпеде и датчиком температуры моторного масла. Да и цены на «Москвичи» задели британцев за живое: 717,38 фунта стерлингов против 784 фунтов стерлингов за Mini 1000! Уже одного этого было бы достаточно, чтобы подавиться блинчиком с лососем и креветками, отмечают британцы.
«Москвич» был абсолютным чемпионом не только в продажах, но и в автогонках. Компания-импортер Satra всегда услужливо перечисляла все 29 британских раундов чемпионата среди серийных автомобилей 1973 года. «Москвич» победил во всех, кроме одного.
Упаковка была довольно соблазнительной: можно было увидеть привлекательность в независимой передней подвеске с двойными поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости при его устаревшем на вид вместительным салоном и 80-сильным верхнеклапанным двигателем – улучшенной копией мотора, используемого на BMW-1602. Это разгоняло «Москвич» до 92 миль в час, а ускорялся автомобиль из России до 60 миль за 15,3 секунды. Неплохой показатель для того не слишком стремительно текущего времени.
К решению о покупке «Москвича» нужно было приложить еще две вещи: полную невосприимчивость к критике советской машины в британской прессе и гарантию на год или 10 тысяч миль пробега.
Дизайн и декор машины при этом отдавали дрянными пятидесятыми послевоенными годами, «Москвич» был валким и сильно кренился в поворотах, а также вызывал нарекания своим рулевым механизмом и жесткой подвеской.
С продукцией Московского завода малолитражных автомобилей, переименованного в Автозавод имени Ленинского комсомола по спросу конкурировал «Рыцарь» из Вартбурга. Во-первых, он единственный из трех тестируемых машин был переднеприводным, хотя и самым ранним по году выпуска. Во-вторых, материалы для отделки его салона приобретались в Британии, а значит машина была почти родной для британцев.
Дорогу в Британию первым прокатала другая модель завода из Айзенаха, который ныне принадлежит Opel. Это была плохо продаваемая с 1964 года модель 311. Ее сменила разработка инженеров, которая интриговала любого, кто хотя бы немного интересовался тем, что происходит под квадратным, но современным корпусом его машины.
К тому же машина комплектовалась трехцилиндровым двухтактным двигателем на 991 куб, аналогичным DKW и Saab. Мотор выдавал 45 «лошадей» при 4200 оборотах в минуты и съедал галлон бензина на 25 миль. Это 11 литров на сто километров. Двигатель был шумным и вибрирующим, но обеспечивал плавный разгон, отмечают эксперты. Особую тревогу мотор вызывал на холостом ходу, буквально раскачивая стоящий на месте автомобиль из стороны в сторону. С 1988 года машины стали комплектоваться 1,3-литровыми двигателями Volkswagen Golf, но устаревшую конструкцию это не спасло: у машины не было несущего кузова, панели крепились на болтах к каркасу.
Ход машины был плавным и мягким, но руль располагался низко и требовал приложения усилий. Слабым местом была и коробка передач, но зато благодаря обгонной муфте не нужно было выжимать сцепление. Это был своего рода «полуавтомат».
Продажи Warburg прекратились в 1976 году. За это время было продано более 20 тысяч этих машин из ГДР. При этом 7 миллионов фунтов стерлингов от купленных машин вернулись британским производителям запчастей: это отделка дверных карт, обшивка крыши, ткань сидений, обивка, шины, клаксоны и аккумуляторы.
Дошло дело и до Lada-1200. Ее конструкцию эксперты с Альбиона характеризуют как аккуратную, но лишенную тяги к приключениям. При этом отмечается, что Lada на английский язык переводится как «гармония». И машина своему названию отвечает. Lada взяла дизайн FIAT-124, но адаптировала технические решения под русские условия. Всего было внесено более 800 изменений в конструкцию. Самое значительное из них – замена устаревшего 1,2-литрового двигателя FIAT с верхними клапанами.
Особый комплимент от британцев для Lada, как и для «Москвича» и Wartburg, это достаточно толстая сталь, которая выдерживает российские ледяные, засоленные дороги. Хотя, добавляют они, кузова машин не могли похвастаться знакомством с последними достижениями науки в вопросе антикоррозийной защиты.
Чего только не сделают русские, лишь бы не строить хорошие дороги: подвеска была усилена, дорожный просвет увеличен, сзади дисковые тормоза заменены на барабанные для обеспечения долговечности и работе в условиях экстремальных температур. Но и стоила Lada при этом дороже, чем FIAT: 2105 фунтов стерлингов против 1863 за «итальянку». И появилась Lada в Великобритании только в 1974 году, когда FIAT-124 на конвейере заменили на FIAT-131. Зато внешняя схожесть машин подсознательно сработала в пользу советской машинки. Подвох ощущался только при повороте ключа, когда раздавался звук неитальянского двигателя.
Британская Lada была укомплектована армейским набором инструментов, включая такие предметы первой необходимости, как пусковая ручка, насос для шин и полный набор гаечных ключей. Особенно это ценилось теми, кто не любил тратиться на автосервис. Это помогало чинить машины и прямо на дороге. Особого слова у британцев заслужил «подсос», который позволяет запускать мотор даже в сибирские морозы.
Тормозить за рулем Lada надо сильно заранее – педаль тормоза довольно тупая, а руль на малых скоростях тоже требует приложения силы. Кроме того, и «Москвичом» и Lada нужно постоянно подруливать из-за сильного люфта в рулевом механизме. Но сцепление легкое, а коробка передач короткая, четкая и точная. Lada и ее 62 «лошади» под капотом с удовольствием взбирались по самым крутым склонам.
В любой из этих реликвий времен холодной войны легко найти недостатки, подводят итоговую черту журналисты британского автоиздания. Но опыт управления этими машинами был ценен, как драгоценный камень, и уникален. Это были честные, прочные, дешевые и относительно неприхотливые в обслуживании машины. Они стали для британцев панацеей от разочарования обмана при покупке автомобиля с рук. В этом их уникальность.